Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронная торговля




Задача электронного бизнеса — это использование современных информационных технологий для реорганизации старых бизнес-моделей с целью повышения качества работы организации. Для ус­пешного функционирования в эпоху новой экономики, характери­зующейся крайне острой конкуренцией, руководство предприятия должно уметь быстро реагировать на складывающуюся ситуацию, постоянно модернизировать свои бизнес-процессы, использовать но­вые технологии, опережая и превосходя, таким образом, конкурентов.

В настоящее время не существует четкого, единого общепринятого определения электронной коммерции. Зачастую под электронной коммерцией подразумевается любая форма бизнес-процесса, в которой взаимодействие между субъектами происходит электронным способом.

В современной литературе часто используется определение элек­тронной коммерции, данное UNCTAD: «под «электронной коммер­цией» понимаются все формы сделок, связанные с коммерческой дея­тельностью организаций и физических лиц, которые основаны на обработке и передаче цифровой информации, включая тексты, зву­ки и визуальные данные».

Коммерция (торговля, коммерция) — это деятельность по прода­же товаров или услуг с целью получения прибыли. Шесть призна­ков коммерции: факт совершения операции, распространение права собственности на продаваемые или покупаемые активы, частота со­вершенияоднородных операций, работа с активом, проделанная с целью сделать его продаваемым, обстоятельства реализации актива и наличиестремления получить прибыль;

В настоящее время специалистами[102] выделяются пять специфи­ческих особенностей Интернет как одного из «новых СМИ»:

• в большинстве случаев покупатель является инициатором кон­такта с организацией;

• покупатель сам ищет интересующую его информацию;

• высокая вовлеченность (привлечения внимания) покупателя при просмотре web-сайта;

• у организации имеются широкие возможности для сбора и клас­сификации информации о покупателях;

• учитываются индивидуальные запросы покупателей, которые принимаются в расчет при будущих контактах.

Сравнительная оценка коммуникаций «традиционного» и интер­нет-рынка представлена в табл. 9.1.

 

Таблица 9.1. Сравнительная оценка системы коммуникаций

 

Параметры «Традиционный рынок» Интернет -рынок
Модель коммуникаций Один отправитель — мно­го покупателей Один отправитель — один получатель или много от­правителей — много полу­чателей
Способ получения инфор­мации потребителями Компания информирует потребителей Потребители сами находят интересующую их инфор­мацию
Концентрация на опре­деленном целевом сег­менте Массовый маркетинг Индивидуальный подход к каждому клиенту
Интерактивность Монолог Диалог
Подход к брендингу Традиционный подход, невысокая степень уча­стия потребителей Высокая вовлеченность потребителей в процесс формирования бренда
Позиция организации по отношению к потре­бителям Со стороны предложения Со стороны спроса
Вклад потребителя в соз­дание продукта Покупатель в качестве объекта приложения маркетинговых усилий Покупатель в качестве партнера
Подход к определению целевых сегментов Сегментация («арбитражный» подход) Сетевые сообщества
Роль географических границ рынка Высокая; интернациона­лизация связана со зна­чительными финансо­выми затратами Незначительное

 

Субъектами электронной торговли выступают: финансовые ин­ституты, например, банки; бизнес-организации, взаимодействующие через Интернет; клиенты — покупатели или потребители услуг.

Рынок электронной торговли в России —- быстрорастущий и пер­спективный сектор экономики. Еще сравнительно недавно, в эпоху становления Интернета, сетевые представительства могли позволить себе лишь очень немногие и весьма состоятельные компании. Тогда все начиналось с небольших статичных сайтов, без интерактива, един­ственной целью которых являлось привести потенциальных покупа­телей. Затем, постепенно, с развитием систем управления базами данных и увеличением пропускных способностей каналов передачи, начали появляться периодически обновляемые интернет-версии прайс-листов на товары или услуги компаний. Это соотносилось с интер­нет-магазинами, под которыми понималась интернет-интерпретация реально существующего магазина, позволяющая просматривать прайс-листы этого магазина посредством Интернета. Так появились онлайн-каталоги. Далее последовали три серьезных шага, обеспечивших полноценное существование интернет-магазинов как полностью са­мостоятельных организаций, а именно:

• обогатились средства взаимодействия с клиентом, который по­лучил возможность не только просматривать, но и заказывать, а впоследствии и оплачивать товары или услуги, не отходя от компьютера;

• произошел разрыв между реальными магазинами и их интер­нет-версиями;

• началась поставка товаров или услуг не только конечным по­требителям, но и дистрибьюторам.

Число и разнообразие торговых интернет-площадок в России не­вероятно велико. Купить и продать через Сеть можно все: от скрепки до нефтепродуктов.

Однако следует отметить, что еще достаточно проблем в развитии электронной коммерции в России, основные из них представ­лены на рис. 9.1.

Проведенные исследования[103] показывают, что в России сектор электронной коммерции В2С неуклонно растет, что подчеркивают российские специалисты: если по итогам 2000 г. оборот российских интернет-магазинов составил около 17 млн. долл., то уже в следую­щем 2001 г. он вырос до 176 млн. долл., а в 2002 г. достиг отметки в 400 млн. долл.

Основные прогнозы по развитию электронной торговли в России в последнее время звучат весьма оптимистически. По расчетам IDC, объем российской торговли В2С должен возрасти до одного и бо­лее млрд. долларов.

 

 

Внешняя среда электронной компании
Основные проблемы нулевого цикла электронной коммерции в Российской Федерации
Внутренняя среда электронной коммерции

 

Рис. 9.1. Основные проблемы нулевого цикла

 

Развитие сегмента электронной коммерции в России во многом повторяет опыт США: этап возникновения характеризуется преоб­ладанием В2С-сделок, но со временем лидерство переходит к меж­корпоративной торговле — сектору В2В.

По мнению экспертов, в России говорить о формировании рынка В2В преждевременно, прогнозируемая дата окончания этого процес­са — 2015 г. На сегодняшний день сегмент электронной коммерции состоит в основном из интернет-магазинов, а В2В-электронные пло­щадки начали появляться сравнительно недавно. Основной фактор, сдерживающий развитие электронной межкорпоративной коммерции в России, — отсутствие нормальной законодательной базы. Однако несмотря на все трудности, российские компании не стоят на месте — в настоящее время около 90% предприятий имеют доступ в Ин­тернет, а количество В2В-площадок уже перевалило за сотню.

В России можно выделить три типа В2В-площадок.

Первая группа - это корпоративные площадки, т.е. площадки, создаваемые продавцами для контактов со своими покупателями и/или для контакта предприятий со своими поставщиками. Это достаточно эффективное средство организации дилерско-дистрибьюторской сети, потому что в рамках такой сети не так остро стоит вопрос о необходимости знания конрагента.

Вторая группа - это отраслевые и продуктовые площадки. Как правило, они создаются третьими лицами, на которых работают предприятия одной отрасли, или предприятия, продающие/покупающие смежные или связанные группы товаров.

Третья разновидность - это универсальные порталы. Их задача - обеспечить торговлю широким спектром товаров и услуг. К универсальным российским порталам можно отнести, например, UNIVERSAL PARTNER.

«В ближайший период крупнейшим рынком будет электронная торговля готовыми изделиями В2В, доля которой в общем объеме составила 17%, - считает Саймон Бейкер, аналитик IDC Russia по направлению «Интернет и телекоммуникации». - В дальнейшем, по мере того, как российские поставщики станут все шире использовать Интернет для заказа компонентов и комплектующих, доля В2В в обороте электронной торговли будет постоянно увеличиваться». Сектор электронной торговли для индивидуальных пользователе (В2С) в России, напротив, будет расти медленнее, чем в сравнимых по экономическим условиям странах Центральной Европы. Он по-прежнему будет сдер­живаться нежеланием потенциальных покупателей использовать в Се­ти кредитные карточки, слабым развитием сектора розничной тор­говля и проблемами с доставкой.

Согласно выводам специального исследования компании Gartner в 2004 г. оборот электронной торговли превысил 7 трлн. долл., из которых почти 40% (2,8 трлн. долл.) придется на государства Се­верной Америки, около 33% (2,3 трлн долл.) — на европейские государства, 12,9% — на страны Азии и 1,8% (124 млрд доля.) — на страны Латинской Америки. Для сравнения, из общего объема ми­ровой электронной торговли в 145 млрд долл. в 1999 г., 62% (90 млрд долл.) составляет доля Северной Америки, 22% (32 млрд доля.) — доля Европы, 6,3% (9,2 млрд долл.) — Азии и 0,7% (1 млрд долл.) — Латинской Америки.

Если говорить о России, то обороты электронной коммерции на­много меньше, чем в США, а доля, занимаемая в общемировом объ­еме интернет-продаж, ничтожна. В 1999 г. объем электронной торловли в России не превысил 1 млн долл. в секторе В2С и 40 млн долл. в секторе В2В. Мировой объем рынка электронной коммерции оце­нивался на тот период в 95 млрд долл., т.е. российская доля состав­ляла менее 0,05%.

 

Рост оборотов электронной коммерции у нас тормозится свойст­венными именно для России специфическими факторами:

• малой степенью развития единой банковской системы и меха­низмов оплаты по чекам и банковским картам;

• неустойчивостью финансовых и кредитных организаций;

• слабым уровнем информационной культуры населения страны;

• общим отставанием нашей экономики и как следствие — низ­ким средним уровнем доходов населения;

• несовершенством нормативно-правового обеспечения;

• недостаточной телекоммуникационной инфраструктурой;

• нарушением взаимных обязательств участниками торговых от­ношений;

• отсутствием единой отлаженной системы доставки.

Тем не менее, все эти факторы постепенно изменяются в лучшую сторону, поддерживая развитие электронной коммерции.

В заключение отметим, что будущее российской электронной тор­говли зависит в том числе и от того, учтут ли представители нашего электронного бизнеса опыт, достижения и неудачи западных коллег, или же снова пойдут «своим путем», пробуя и ошибаясь, рискуя не­имоверными денежными вложениями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.