Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономические закономерности и факторы регионального развития в условиях регулируемого рынка




(специализация регионального хозяйства, межтерриториальные экономические связи и формирование региональных рынков, комплексное развитие и др.)

Развитием общественного производства управляют экономические законы, отражающие объективные связи и взаимозависимости между явлениями и процессами экономики. Тип имущественной собственности, уровень обобществле­ния производства, формационные особенности экономических отношений опре­деляют характер и формы проявления этих законов. Познав их, можно успешно воздействовать на экономические процессы и регулировать их.

Особую модификацию экономических законов, обусловленную своеобразием сферы действия, составляют объективные законы (закономерности) регионально­го развития производства. По существу, это законы общественного территориаль­ного разделения труда.

В условиях организованного рынка управление формированием хозяйства ре­гионов и региональных систем подчинено общим законам (закономерностям) их развития - целенаправленности, взаимоувязанности и результативности. Законы выражают объективную необходимость и складывающиеся тенденции регули­руемого развития не только региональных хозяйственных комплексов, но и со­вершенствование межрегиональных пропорций хозяйства, его комплексной тер­риториальной организации и достижения при этом высокой эффективности на­родного хозяйства.

Исходя из опыта регионально-хозяйственного развития, его основными кон­кретными законами (закономерностями), объективными тенденциями и требова­ниями можно считать:

1)повсеместный территориальный рост производства и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов;

2)специа­лизацию регионального хозяйства, межтерриториальные экономические связи и формирование региональных рынков;

3) комплексное развитие, структурные пре­образования и диверсификацию хозяйства регионов;

4)межрегиональную эко­номическую интеграцию и укрепление экономических основ государственности (федерализма).

Законы (закономерности) проявляются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии и взаимообусловленности в масштабе страны или однотипных стран, имеют общее значение для развития хозяйства отдельных регионов и ре­гиональных систем.

Законы и принципы развития региона имеют исторический характер, они выяв­лялись и уточнялись в ходе экономического строительства. Некоторые из них по­степенно теряли, другие усиливали свое значение, появлялись новые.

Объективные особенности и требования регионального развития в виде его тенденций - экономических законов - служат первой научной основой регио­нальной политики и механизма регулирования экономики регионов.

Другой научной основой, отражающей те же объективные региональные осо­бенности, являются подлежащие выявлению, изучению и учету разнообразные факторы развития регионов и их систем - экономические, географические, исто­рические, организационные, ресурсные, политические и прочие.

Если условия, предпосылки относятся к предприятиям и отраслям, то они име­нуются факторами размещения производства. Среди всех факторов некоторые от­носятся только к отраслевым условиям (например, энергоемкость производства) или только к региональным (например, населенность территории).

Выделяют факторы рыночной среды в регионе: ресурсные — количество насе­ления, масштабы и отраслевой состав хозяйства, формирующие платежеспособный спрос, ресурсы земли (свободные площадки), воды, сырья, технологического обо­рудования, квалифицированной рабочей силы, финансовый потенциал; инфра­структурные - коммуникационно-информационная сеть, институционально-рыночные структуры (банки, биржи, страховые компании и т. д.); транспортные коммуникации, технопарки и прочие организации, способствующие инновацион­ной деятельности, фонды поддержки предпринимательства и т. д.; внешние поли­тические факторы — федеральное и региональное законодательство, социально-психологический климат и т. д.

Поскольку факторы формализуются (выражаются количественно), то они ис­пользуются для расчетных обоснований размещения и регионального развития производства, в частности для выводов о целесообразности развития тех или иных регионов или мест дислокации тех или иных предприятий.

Система факторов, наряду с экономическими законами, является неотъемле­мой частью методологии и организации социально-экономического развития ре­гионов и формирования региональной структуры экономики (рис. 6).

Как установлено учеными, в современных развитых странах фактически нет единой рыночной экономики, а есть двухсекторная - рыночная и государственно-корпоративная. В первой, с огромным количеством мелких и средних производи­телей массовых потребительских товаров, действует рыночный механизм, уста­навливающий равновесную цену под воздействием спроса, предложения и конку­ренции. Во втором секторе, представленном относительно небольшим (по сравне­нию с первым) количеством товаропроизводителей (крупные и крупнейшие), производящих 80-90 % ВВП, господствуют формы централизованной организа­ции общественного воспроизводства. Поэтому и ценообразование в нем сходно с тем, которое применялось в плановой экономике (к издержкам производства до­бавляется заранее установленный процент прибыли). Товарный спрос здесь не яв­ляется исходным звеном экономических отношений, он заблаговременно организу­ется производителем на основе производства новых технологий, призванных заин­тересовать покупателя (как правило, определенного круга) в новой продукции.

Очевидно, нужен не простой, а эффективный экономический рост, обуслов­ленный интенсивными факторами, научно-техническим и организационным про­цессом. На долю повышения производительности труда приходится в среднем около 70 % прироста совокупного продукта, в развитых регионах - больше, в сла­боразвитых - меньше, а на долю увеличения затрат труда - примерно 30 %.

Главными источниками роста производительности труда служат научно-технический прогресс, затраты капитала, образовательная и профессиональная подготовка кадров. Решающий фактор - инвестиции, при которых только и воз­можно расширенное воспроизводство. Определяющее влияние на темпы эконо­мического роста оказывает норма производственного накопления в стране, т. е. прирост основных производственных фондов к национальному доходу. Стимули­рует экономический рост механизм рыночной конкуренции, заставляя товаропро­изводителей совершенствовать технологию и организацию производства, снижать его издержки.

Выявляя тенденции экономического развития регионов в условиях рынка, на­до исходить из того, что реальной опорой национальной экономики России может быть лишь крупнотоварное производство, крупнейшие производственно-технологические системы новых поколений и «большой» бизнес, а малое и сред­нее предпринимательство должно рассматриваться в виде дополнения к ним.

При достижении экономического роста возникает проблема устойчивого раз­вития, стремление к равновесию жизнеобеспечения, преодолению отрицательных экологических и социальных последствий развития стран, регионов в рыночной обстановке.

Требования законов, принципов и факторов регионального развития должны строго учитываться в целевых программах и других механизмах государственного регулирования экономики регионов.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.