Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ социально-экономического развития регионов




Одним из основных и традиционных методов региональной экономики является

анализ социально-экономического развития регионов. Он основывается на использовании

системы статистических показателей, которые характеризуют основные явления и

пропорции, существующие в региональной экономической системе, и, поэтому относится

к группе статистических методов.

Цель этого анализа – выявить диспропорции и неиспользуемые возможности

экономического роста для последующего обоснования вариантов стратегии социально-

экономического развития региона.

Анализ социально-экономического развития нацелен на решение следующих задач:

1. Оценка состояния природно-ресурсного потенциала региона.

2. Выявление причин ухудшения состояния окружающей среды.

3. Изучение особенностей, как динамики населения, так и его половозрастной

структуры, а также причины основных миграционных потоков.

4. Оценка использования трудовых ресурсов по основным отраслям экономики

региона.

5. Выяснение общих и особенных причин безработицы региона.

6. Оценка уровня и качества жизни населения, обеспеченность населения

основными объектами социальной инфраструктуры.

7. Оценка достигнутого уровня экономического развития региона, его

промышленности, сельского хозяйства, производственной инфраструктуры в целях

составления стратегии дальнейшего функционирования региональной экономики в

условиях рынка.

8. Оценка межрегиональных экономических связей.

9. Выявление потенциальных экспортных резервов производства.

10. Оценка финансового положения территорий, имеющейся у региона части

доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

11. Оценка возможностей использования предприятий, относящихся к

различным формам собственности, в общих интересах населения и хозяйства региона.

Только такой комплексный анализ всех основных параметров жизнедеятельности

региона может дать более или менее объективную картину социально-экономического

положения в регионе, состояния комплексности хозяйства региона, основные пути

дальнейшего развития региона.

В процессе социально-экономического анализа проводится комплексная оценка

природно-ресурсного потенциала региона, чтобы оценить соответствие или

несоответствие уровня развития хозяйства региона, специализации региона его

наличествующему ресурсному потенциалу.

Особое внимание в ходе такого анализа соответствующие государственные

структуры обращают на реальные доходы населения, на сбалансированность или

несбалансированность денежных доходов и расходов населения, на динамику

производства товаров, на уровень обеспеченности населения жильем, на степень

развитости производственной и социальной инфраструктуры в регионе.

Чтобы своевременно выявить возникающие в хозяйстве региона экономические

диспропорции, которые тормозят его социально-экономическое развитие, детально

анализируется степень комплексности хозяйства региона. При данном анализе

оценивается:

1. Соотношение темпов и уровней социального и производственного развития

(анализ обеспечения населения основными социальными благами и услугами, товарами

народного потребления; динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа; уровень капитальных

вложений, структура занятости и т.д.).

2. Степень социальной ориентации экономики (оценивается по доле производства

товаров народного потребления в общем объеме производства; по производству товаров

народного потребления на душу населения; по уровню самообеспеченности товарами

народного потребления и продовольственными товарами; по уровню мощностей

жилищного строительства в регионе).

3. Сбалансированность рабочих мест и трудовых ресурсов (оценивается емкость

регионального рынка труда, динамика и структура безработицы, система подготовки

региональных кадров, а также то, насколько она ориентирована на удовлетворение

потребностей региона).

4. Обеспеченность хозяйства территориальными ресурсами многоцелевого

назначения (земельные, водные, лесные ресурсы).

5. Состояние окружающей среды и степень использования экологически опасных

территорий, отраслей.

6. Масштабы использования и динамика возобновления биологических ресурсов.

7. Производственная ориентация хозяйственного комплекса, то есть соотношение

продукции производственного и непроизводственного назначения.

8. Соответствие производственной инфраструктуры (энергетические базы,

транспортные комплексы, строительные базы) потребностям региона.

В социально-экономическом анализе комплексности хозяйства региона особо

выделяется анализ развития отраслей промышленности региона. При проведении этого

анализа выделяют:

1.Динамику производства продукции, как в натуральном выражении, так и в

стоимостной оценке.

2.Финансовое состояние предприятий конкретных отраслей региона.

3.Использование трудового потенциала в промышленности региона.

4.Капитальные вложения с разделением затрат на техническое перевооружение,

реконструкцию и расширение этих предприятий, новое строительство с учетом

источников финансирования этих затрат.

5.Обеспечение производства материально-сырьевыми ресурсами.

6.Вычленяются показатели, которые характеризуют воздействие развития отрасли

промышленности на окружающую среду и ее влияние на эффективность

природоохранных мероприятий.

Эти 6 показателей дополняются целым рядом других данных, которые

характеризуют:

􀂃 Соотношение достигнутых объемов производства в натуральном выражении с

потребностью хозяйства и с уровнем спроса со стороны населения.

􀂃 Обеспеченность топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными,

лесными, земельными ресурсами и степень влияния этих ресурсов, как на экономические

показатели, так и на территориальное размещение отраслей промышленности.

􀂃 Уровни концентрации, специализации и кооперирования производства.

􀂃 Наличие либо отсутствие производственных возможностей по заготовке и

переработке вторичных ресурсов (отходов производства и потребления, которые

образуются в различных отраслях или которые подлежат обязательной переработке на

предприятиях этих отраслей).

􀂃 Развитие транспортно-экономических связей и инфраструктуры.

Анализ социально-экономического развития региона проводится по следующим

основным разделам:

1. Анализ общего уровня развития региона.

2. Анализ и оценка природно-ресурсного потенциала региона.

3. Анализ состояния окружающей среды и причин ее загрязнения.

4. Анализ и оценка уровня социального и экономического развития, включая

оценку демографических и миграционных процессов на территории региона.

5. Анализ занятости и безработицы, расселения по территории региона и

достигнутого уровня жизни населения.

6. Оценка достигнутого уровня развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

7. Анализ и оценка экспортного потенциала, межрегиональных и

внешнеэкономических связей.

8. Оценка финансового положения региона, состояния бюджета региона.

9. Анализ направлений развития малого и среднего бизнеса в регионе.

В процессе того, как анализируется ресурсные и демографические предпосылки

регионального экономического развития, проводится инвентаризация минерально-

сырьевых, топливно-энергетических, земельных, водных и лесных ресурсов региона;

определяется структура трудовых ресурсов, количество и соотношение городских и

сельских жителей, основные половозрастные группы, средняя продолжительность жизни,

сложившиеся миграционные потоки, уровень безработицы, соотношение родившихся и

умерших и динамика этого показателя за несколько лет.

Уровень жизни оценивается изменением денежных доходов на душу населения,

уровнем цен на продукты питания и товары народного потребления, структурой и

объемами непродовольственных товаров. При достаточно высоком уровне жизни

соотношение непродовольственных и продовольственных товаров 90%: 10%. Сюда также

входит обеспеченность населения жильем, объектами социально-культурного,

медицинского, образовательного назначения.

Уровень жизни должен выражаться при помощи сопоставления имеющихся

показателей с федеральными нормативами потребления материальных благ и услуг.

Далее проводится оценка финансового положения территории, и выявляются

возможности по изысканию дополнительных источников финансирования.

Анализ завершается оценкой развития рыночных отношений в регионе, при этом

анализируется соотношение произведенного и используемого на данной территории

валового регионального продукта, сбалансированность ввоза и вывоза с территории

региона основной продукции, оцениваются происходящий спад производства и влияющие

на этот процесс условия и факторы. Анализируется возможность создания на территории

региона свободных экономических зон и их возможное влияние в дальнейшем на развитие

регионального хозяйственного комплекса и повышение уровня жизни.

Вопросы:

• Охарактеризуйте понятие социально-экономического развития региона.

• Подумайте, какие органы региональной власти и управления играют главную роль

в обеспечении поступательного экономического развития субъекта РФ?

• При помощи каких методов региональные власти разрабатывают программы

социально-экономического развития своих регионов?

Тестовое задание:

1. Какой из ниже перечисленных барьеров относится к барьерам эндогенного

характера:

а) Ограниченная емкость рынка.

б) Административные ограничения.

в) Контроль действующих предприятий над стратегическими ресурсами.

г) Неравенство стартовых условий.

2. К классификации инфраструктуры по пространственному признаку относится:

а) Межрегиональная инфраструктура.

б) Финансово-кредитная инфраструктура.

в) Внешнеэкономическая инфраструктура.

г) Кооперативная инфраструктура.

3. Основной целью анализа социально-экономического развития региона является:

а) Оценить состояние окружающей среды и степень использования экологически

опасных территорий, отраслей.

б) Выявить диспропорции и неиспользуемые возможности экономического роста

для последующего обоснования вариантов стратегии социально-экономического развития

региона.

в) Оценить финансовое положение территории, имеющейся у региона части

доходов регионального бюджета, расходование денег из регионального бюджета.

г) Оценить достигнутый уровень развития промышленности, сельского хозяйства и

рыночной инфраструктуры.

4. Экономический потенциал региональной рыночной инфраструктуры не

включает:

а) Складские помещения.

б) Здания и оборудование бирж.

в) Персонал торговых организаций.

г) Телекоммуникационные сети.

5.При определении степени социальной ориентации экономики региона:

а) Оценивается динамика структуры материального производства, структуры

промышленности, производственных фондов, степень их износа.

б) Оценивается по доле производства товаров народного потребления в общем

объеме производства.

в) Оценивается емкость регионального рынка труда, динамика и структура

безработицы.

г) Оценивается состояние окружающей среды и степень использования

экологически опасных территорий, отраслей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.