КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Региональный маркетинг как способ реализации и одновременно формирования региональных особенностей территориального социально-экономического комплекса
Культурно-хозяйственные типы как исторически определенная форма влияния на региональные особенности хозяйства. Факторы, влияющие на изменение традиционной системы регионального хозяйства. Пространственно-климатические факторы представляют собой собирательную характеристику природно-климатических и ландшафтно-рельефных особенностей того или иного региона. Влияние этих факторов на тип хозяйствования настолько велико, что даже не контактирующие этносы, проживающие на разных континентах, но обитающих в схожих условиях, вырабатывают схожие институциональные и культурно-бытовые особенности своей жизнедеятельности. Известные российские этнографы М.Г.Левин и Н.Н. Чебоксаров предложили называть устойчивые и «поразительно совершенные системы взаимоотношений человека с природой» хозяйственно-культурными типами как «исторически сложившиеся комплексы особенностей хозяйства и культуры, характерные для народов, обитающих в конкретных естественно-географических условиях при определенном уровне их социально-экономического развития», поскольку «направленность хозяйства и географическая среда в очень значительной степени определяют особенности материальной культуры народов – типы поселений и жилища, средства передвижения, пищу, утварь, одежду и т.п.»[13]. Учитывая, что культура, с цивилизационной точки зрения, охватывает и хозяйство, по логике родовидовых отношений представляется корректнее этот феномен определять как культурно-хозяйственный тип. Культурно-хозяйственные типы, характерные для различных регионов, выражают институциональную и социально-этническую адаптацию населения регионов к их природно-климатическим и ландшафтно-географическим особенностям. Поэтому появление в таких условиях тех или иных отраслей и видов деятельности также относится по существу с культурологической точки зрения к институтам адаптационного типа.
Таким образом, природно-климатические и ландшафтно-рельефные особенности региона во многом определяют набор видов деятельности, которые помимо внутрирегиональных потребностей начинают «работать» на обмен с соседними регионами. Это не только развитие соответствующего транспорта, обеспечивающего вывоз изготавливаемых специализированными видами деятельности товаров, и обслуживающих его сопровождение и бесперебойное функционирование, но и институционализации подготовки кадров как для транспорта, так и для отраслей специализации. основными факторами, влияющими на изменение традиционной системы хозяйствования в регионе и соответствующих культурно-хозяйственных типов являются: · углубление специализации, вырастающее на наиболее востребованных соседними регионами видов деятельности, изначально обусловленных культурно-хозяйственным типом; · инфраструктурное обустройство специализированных видов деятельности, связанных с удовлетворением социальных и производственно-обеспечивающих нужд; · расширение межрегиональной торговли. Интенсивность воздействия этих факторов, их синхронность или, наоборот, разная скорость влияния - определяют специфику каждого региона уже после преодоления первоначального культурно-хозяйственного типа и формирование базовой структуры видов деятельности на новых производственно-экономических и социокультурных основаниях. Региональный маркетинг представляет собой относительно новый инструмент, которым пользуется регион в лице своей региональной высшей исполнительной власти, реализуя себя как квазикорпорацию. Это – «система мер по привлечению в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Он может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга»[14] и прочего, что могло бы привлечь дополнительные инвестиционные или финансовые ресурсы в регион. Поэтому также могут быть продуктом маркетинга пользующихся спросом компоненты ЭГП.
Постепенное обретение администрациями муниципальных образований функций рыночного агента, тоже как квазикорпоративного субъекта хозяйствования, обуславливает проявление и муниципального маркетинга для привлечения инвесторов в административный район или город. Объективной основой для повышения хозяйственной самостоятельности государственных региональных и муниципальных органов исполнительной власти являются полномочия, полученные по действующему законодательству. Оно обеспечивает разграничение предметов ведения между центральными и региональными органами власти, а также между региональными и муниципальными органами исполнительной власти по таким важнейшим условиям воспроизводства и функционирования экономики, как: · собственность на основной капитал при его передачи с федерального на региональный и с регионального на муниципальный уровни административного устройства страны; · право распоряжения природными ресурсами, в т. ч. земельным фондом; · получение налогов и полномочий по их взиманию в рамках единой налогово-бюджетной системы. В результате значительно расширилась самостоятельность и ответственность регионов как субъектов хозяйствования со своими интересами и ресурсами. Теперь регионы владеют и распоряжаются частью национального богатства и имеют возможность прямо или косвенно воздействовать на региональные воспроизводственные процессы. Среди объективных оснований для расширения полномочий имеет место и то, что в товарооборот вовлекаются такие принципиально новые «товары» как торговые марки известных производителей. В новой экономике становятся товаром и элементы ЭГП, которые регион как квазикорпорация продвигает на рынке. Содержательно региональные органы государственной власти в лице соответствующих министерств регионального правительства или департаментов Администрации субъекта федерации «продвигают» на соответствующий рынок предложения своей площадки:
· На рынок инвестиций это делается для привлечения прямых или портфельных иностранных и отечественных (из других регионов) инвестиций. · На рынок туристических услуг продвигается предложение туристических продуктов на въездной туризм самого разного характера и направленности (исторический, этнографический, рекреационный, социокультурный). Способ продвижения привлекательных особенностей региона из его ЭГП осуществляется в соответствии с корпоративными стратегиями маркетинга. Издаются инвестиционные меморандумы как декларация обязательств и гарантий регионального органа государственной власти нести солидарную ответственность по рекомендуемым им инвестиционным проектам. Из относительно новых способов регионального маркетинга следует назвать организацию инвестиционных форумов, которые в настоящее время проходят от Южно-Сахалинска, Якутска и Ханты-Мансийска до Сочи, Краснодара и Санкт-Петербурга.
К числу ключевых факторов формирования целостности региона на уровне его наиболее сущностной, производственно-технологической, структуры относят энергопроизводственные циклы (ЭПЦ), открытые Н.Н.Колосовским. ЭПЦ характеризуют: · вертикальную линию движения материально-энергетических ресурсов. Это осуществляется как технологическая последовательность переделов при прохождении цепочки создания ценности от добычи и первичной обработки сырья до максимально завершаемой на территории данного региона конечной продукции и · горизонтальную линию движения материально-энергетических ресурсов как способы комбинирования производства на каждом технологическом переделе по ответвлениям от основной вертикальной линии при использовании определенного вида энергии.
Сеть всех производственных связей, формирующих конкретные ЭПЦ, находящиеся в регионе, формируют особенность его социальной модели. Игнорирование этого обстоятельства обусловит гарантированно неэффективную растрату ресурсов на любую идеальную модель, не подкрепленную реальными технологическими связями. И наоборот, реализация инвестиционных проектов в «точках» сопряжения технологических переделов обеспечит кумулятивный эффект, превосходящий иное использование инвестиций по энерго-производственным цепочкам. Эффект локальных производственных кластеров, основан как раз на этом обстоятельстве. Здесь эффект обеспечивают даже опосредованно связанные с вертикальными и горизонтальными линиями движения материально-энергетических ресурсов виды деятельности, использующие единую инфраструктуру региона. Существуют разные подходы к идентификации ЭПЦ. Сам Н.Колосовский, обобщив ряд конкретно выявленных энергопроизводственных цепочек в разных ТПК предложил укрупненную группировку по так называемым генерализованным ЭПЦ [15]. Это: 1) Пирометаллургический цикл черных металлов; 2) Пирометаллургический цикл цветных металлов; 3) Нефтеэнергохимический цикл; 4) Совокупность гидроэнергопромышленных циклов; 5) Совокупность циклов перерабатывающей промышленности; 6) Лесоэнергетический цикл; 7) Совокупность индустриально-аграрных циклов; 8) Гидромелиоративный индустриально-аграрный цикл. В последующем генерализованные циклы были расширены и дезагрегированы на более частные энергопроизводственные цепочки, но при этом характерные особенности их как циклов были соблюдены. Этими важнейшими особенностями циклов[16] являются:
Расширение генерализованных циклов, проведенное известным российским ученым Ю.Г.Саушкиным, уже фиксирует появление новых технологий, отражающих не только новые продуктовые цепочки, но и возможности задействования новых источников энергии. Энергопроизводственных цепочек, предложенных Ю.Г.Саушкиным, 144:
Конкретика территориального социально-экономического комплекса может потребовать детализации и разукрупнения генерализованных ЭПЦ, чтобы сконцентрировать внимание только на тех из них, которые имеют место в регионе. Выявление генерализованных энергопроизводственных циклов (ЭПЦ) внутри территорий необходимо для того, чтобы оптимизировать процесс выстраивания технологически взаимосвязанных цепочек создания ценностей региона как целостного социально-экономического комплекса. Причем, это должно быть сделано как внутри самого региона, так и во взаимосвязи со всеми смежными регионами. Именно слабая межрегиональная связь несет в себе постоянную угрозу автономизации регионов как потенциально объективную экономическую предпосылку политического развала России. 49. Основы региональной специализации и региональные рынки.специализация производства и специализация региона:сходства и различия. Структура региональной экономики содержит следующие агрегированные функциональные «блоки» отраслевой структуры: · отрасли, формирующие специализацию региона; · отрасли, технологически обслуживающие эффективное функционирование отраслей специализации региона; · отрасли, обслуживающие население региона. При диверсификации специализации региона на новых функциях, формируются новые отрасли специализации: это – туризм и спорт, образование, культура и наука как задача интеграции всех этих составляющих в единое городское пространство. Несоответствие между развитием отраслей новой специализацией и старой структурой устраняется посредством целенаправленной экономической политики региона или муниципального образования, своим предметом выбирающей те воспроизводственные циклы с высоким уровнем локализации, которые при соответствующей работе органа управления региона или органа местного самоуправления должны в своем развитии устранить это несоответствие. Специализация производства, форма общественного разделения труда, выражающаяся в делении старых и формировании новых отраслей производства, а также в разделении труда внутри отраслей. Специализация производства проявляется усилением общественного характера производства. Научно-технический прогресс и рост масштабов производства -- важнейшие факторы углубления специализации. Специализация производства характерна для всех отраслей материального производства, а также непроизводственной сферы. Специализация района - сосредоточение в районе производства определенного вида продукции, значительная часть которой предназначена для обмена (торговли). Специализация стран и районов -- результат территориального разделения труда, она обусловлена возмож-ностью производить на их территории (за счет использования благоприятных исторических, экономических, природных и др. условий) определенные виды продукции в количестве, значительно превышающем местные потребности, при сравнительно низких затратах труда, то есть возможностью развивать такие отрасли, продукция которых конкурентоспособна на внешнем рынке и преимущественно ориентирована на вывоз. Таким образом, главная характерная черта и отличительная особенность отраслей специализации -- большие масштабы (объемы) и эффективность производства, участие в территориальном обмене (вывозе) произведен-ной продукцией. Отраслям специализации принадлежат решающая роль не только в производстве и экспорте (вывозе) продукции, но и во влиянии на размещение производительных сил (районообразующая функция отрасли), так как именно эти отрасли выполняют на территории (страны, района и т.д.) роль ядра, притягивающего к себе вспомогательные обслуживающие и другие дополняющие производства. Наиболее общей закономерностью развития экономических районов является неразрывная связь этого развития с территориальным размещением и уровнем производства к потребления материальных благ.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |