Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реинтеграция, или новая интеграция. Необходимость новой стратегии




регионального развития страны. Проблемные регионы........................... 58

1.4.1. Специфика российской ситуации в 1990-х годах........................... 58

1.4.2. Необходимость новой стратегии регионального развития страны..61

1.4.3. Проблемные регионы.............................................................................. 63

Резюме........................................................................................................................... 69

Контрольные вопросы................................................................................................. 71

Литература.................................................................................................................... 72


Введение

Возможность распада СССР была заложена в тех принципах, на основе которых он строился. Все входившие в него республи­ки и созданные в них автономные образования были сформиро­ваны по национальному признаку, хотя в некоторых случаях на­ция, давшая название республике или автономной области, со­ставляла меньшинство.

За каждой республикой признавалось право свободного выхо­да из Союза, чего нет ни в одной федерации в мире. Право выхо­да подтверждалось Конституциями 1936 и 1977 годов, а в послед­ней к тому же был провозглашен безусловный суверенитет каж­дой республики.

Делалось это в пропагандистских целях для укрепления поли­тического «фасада»: руководители СССР были уверены, что эти­ми правами никто и никогда не воспользуется, вернее — не ос­мелится воспользоваться.

СССР оставался нерушимым, пока существовала строго одно­партийная система и страна не вошла в экономический и поли­тический кризис.

Как только ослабла зависимость руководителей предприятий от центра, директивно-плановая экономика оказалась дезоргани­зована. Предоставленные сами себе руководители-хозяйственни­ки вышли из-под партийно-государственного контроля, сокру­шив прежнюю систему управления до начала рыночных реформ.

Сокращение функций министерств и ведомств и лишение Центрального партийного аппарата властных полномочий, воз­можности устанавливать директивные плановые задания, лимиты снабжения и цену на продукцию разрушили систему, которая объединяла экономическое, правовое и информационное про­странство СССР.

В числе других причин, способствовавших распаду СССР, следует назвать:

• низкую эффективность производства и сельского хозяйства;

• непомерные военные расходы;

• сокращение добычи нефти и газа и падение мировых цен на них;

• кризис вертикальной структуры власти; .. ■■ 1Ja.



Модуль 1. Теория и практика регионального управления


Введение



 


усиление роста национального самосознания и стремление к самостоятельности у коренного населения республик;

• ошибочную кадровую и национальную политику КПСС;

• появление сепаратистской национальной элиты и лидеров;

• рост теневой экономики (до 25%);

• обесценивание денег и нараставший товарный дефицит;

• дефицит бюджета, который к концу 1991 г. составил около

30% ВВП;

• сокращение золотого запаса к 1991 г. до беспрецедентно низкого уровня — 289,6 т (в 1917 г. —1,3 тыс. т);

• долг западным странам — 83 млрд долл.;

• долг социалистическим странам — 30 млрд долл.

В условиях надвигающейся экономической катастрофы выход был в том, чтобы, освободив цены и либерализовав внешнюю торговлю, развивать рыночные отношения, сделать рубль рабо­тающим.

Конкурентный рынок мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому необходимо было приватизировать зна­чительную часть предприятий, ограничить роль государства как хозяйствующего субъекта и одновременно повысить его роль в рыночных отношениях.

После подписания Беловежского соглашения в декабре 1991 г. и соответственно распада СССР требовалось правовое оформле­ние нового демократического государства, так как центробежные тенденции, набравшие силы при распаде Союза, грозили про­явиться и в России. Уже в 1990 г. некоторые республики в соста­ве СССР подхватили брошенную союзным руководством ини­циативу и заявили о желании стать равноправными в составе СССР. В августе 1990 г. свой суверенитет провозгласили Татария и Карелия, в сентябре — Якутия, Коми, Удмуртия, Башкирия, Бурятия, Калмыкия и Марий Эл, в ноябре — Чечня, в декабре —

Мордовия.

Такая ситуация вынудила российское руководство подгото­вить три общих договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти региональных уровней:

первый — республики;

второй — края, области, города Москва и Санкт-Петербург;

третий — автономные области и округа.

Эти договоры составили Федеративный договор, который 31 марта 1992 г. подписали все республики, кроме единой тогда Чечено-Ингушской республики и Татарстана, области и округа ратифицировали договор к 10 апреля того же года.


В последующем, чтобы укрепить молодые федеративные от­ношения в нашей стране, обеспечить приоритетность федераль­ных законодательных актов и на этой основе совершенствовать нормативно-правовую базу федерального и регионального уров­ней, проводить взвешенную национальную и региональную по­литику, обеспечить баланс интересов государства в целом и ре­гионов, были заключены договоры между государством в целом и его частями при условии, что они не нарушают исторически сло­жившегося государственного единства народов России и целост­ности ее территории.

Первый такой договор был подписан 15 февраля 1994 г. с Татар­станом, 3 августа 1994 г. — с Башкортостаном, затем с Якутией, Ту­вой и др. К 1998 г. были подписаны договоры более чем с 40 субъ­ектами Федерации, а в последующие годы — со всеми остальными.

В настоящее время Российская Федерация объединяет 88 субъ­ектов. Это республики, области, края, города федерального зна­чения, автономные области и автономные округа.

Необходимость введения нового курса «Региональное управ­ление» вызвана некоторым «вакуумом», образовавшимся в систе­ме управления регионом. Изучение вопросов регионального управления позволит более профессионально сформировать зна­ния и выработать умения в управлении регионом, опираясь на знания вопросов государственного, муниципального управления и органов местного самоуправления. Различные вопросы управ­ления изучаются многими отраслями знания. В данном модуле рассматриваются лишь вопросы управления в обществе и только одна его сторона — региональное управление.

Региональное управление — это не только деятельность, явле­ния и процессы, но и в какой-то степени наука, синтезированная отрасль знаний, а также учебный курс. Как отрасль знаний она изучает институты, органы, явления, способы, процессы регио­нального управления, анализирует их достоинства и недостатки (в том числе и в сравнении с зарубежными государствами), вскры­вает тенденции и перспективы развития, разрабатывает предложе­ния по совершенствованию регионального управления и его взаи­мосвязи с государственным и муниципальным управлением.

Для этого в региональном управлении используются данные многих гуманитарных, да и не только их, наук — социологии, по­литологии, экономической теории, менеджмента, правовых и дру­гих наук, а также информатики, экономической географии, регио­нальной экономики, демографии и других прикладных наук.


1.1. Что изучает региональное управление



 


,в




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.