Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исходная ситуация, принципы работы




Основные подходы и исследование потребностей

Экспериментальной площадкой для апробирования технологий внедрения тайм-менеджмента в систему высшего образования стал Псковский Вольный институт. Этот первый негосударственный ВУЗ в Псковской области был основан в 1992 году как организация смешанной формы собственности. Его концепция базировалась на принципах междисциплинарного подхода, кооперационных программ и индивидуального обучения. Название «Вольный» явилось данью исторической традиции «Псковской Вольницы» и ответственности организаторов за избранный путь «вольных хлебов». Идея нового ВУЗа обрела сторонников в Твери, Риге, Сиэтле, Нойсе, Турку. Сегодня специалисты, выпущенные ПВИ, работают на ответственных должностях во многих организациях.

Мероприятия, описанные в нашей статье, осуществлялись в рамках дипломного проекта одного из авторов, Александра Матрунича. Александру принадлежит разработка всего социологического пласта исследования – методики проведения фокус-группы, содержания анкет, и т.д., а также практическое осуществление соответствующих действий. Второй автор, Глеб Архангельский, был научным руководителем дипломного проекта и отвечал за общую концепцию работы, основанную на его опыте консультирования и преподавания в рамках корпоративных проектов, связанных с внедрением тайм-менеджмента на московских и петербургских предприятиях. В определении основных принципов работы были, в частности, использованы выводы его диссертационного исследования «Исследование и разработка методов повышения эффективности деятельности корпорации на основе персональной организации труда менеджера».

Важно отметить, что идея повышения эффективности учебного процесса с помощью тайм-менеджмента была поддержана ректором ВУЗа. Необходимость личного участия «первого лица» для успеха любых серьезных организационных преобразований достаточно хорошо известна консультантам-практикам. В экспертном интервью с ректором и другими представителями администрации ВУЗа были поставлены вопросы, связанные как с личной эффективностью руководителей, так и с эффективностью ВУЗа в целом. На первой теме мы не будем останавливаться подробно, отсылая заинтересованного читателя к монографии одного из авторов статьи [Архангельский, 2003], в которой подробно разобраны вопросы повышения личной эффективности руководителя.

Относительно вопросов эффективности ВУЗа было сразу сформулировано два возможных подхода: «реинжиниринг» и «организационное развитие», выражаясь в принятых в консалтинге терминах. Первый подход, связанный с описанием и формализацией «бизнес-процессов», с последующей их оптимизацией, был признан менее приоритетным – как в силу его трудоемкости (по данным многих консультантов, формализация бизнес-процессов средних размеров предприятия обычно требует около одного человеко-года), так и в силу специфики учебной деятельности. Безусловно, можно построить расписание так, чтобы в нем не было «окон»; можно разрешать студентам уходить с лекции при более чем 15-минутном зафиксированном старостой опоздании преподавателя; проще говоря – можно оптимизировать форму учебного процесса. Что совершенно не гарантирует повышения эффективности содержания, которое на 90% зависит от желания студентов учиться и их усилий в этом направлении.

Таким образом, наиболее рациональным подходом было признано «организационное развитие», т.е. в первую очередь обучение студентов навыкам самоорганизации, привитие соответствующей культуры, выработка «эффективного мышления», и в перспективе – изменение «корпоративной культуры» ВУЗа в целом.

В качестве целевой группы исследования были выбраны студенты первого курса, имеющие наименьший опыт по организации своей деятельности и менее всех отошедшие от школьной парадигмы обучения, в которой на учениках лежит чрезвычайно невысокая доля ответственности за планированию учебной деятельности. Для реализации исследовательского эксперимента в качестве инструментов для сбора информации о существующем уровне сомоорганизации студентов были использованы, помимо экспертного интервью с руководством ВУЗа, групповое фокусированное интервью и анкетированный количественный опрос.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.