Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сводные картотеки




КЛАССИФИКАЦИЯ И ПЕРЕРАБОТКА ОТОБРАННОЙ ИНФОРМАЦИИ

В развитии личной картотеки можно выделить три периода:

  1. НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД. Информация собирается сравнительно медленно (менее 10 карточек в месяц). Картотека не велика и еще практически не используется. Информация не классифицируется и не обрабатывается.
  2. ПЕРИОД ИНТЕНСИВНОГО НАКОПЛЕНИЯ. Часть карточек "увядает" уже в самом начале сбора картотеки. Другая часть вступает в период интенсивного пополнения (10 - 100 карточек в месяц на одну тему). Толчком к переходу ко второму периоду могут быть внешние и внутренние факторы. Внешним фактором, например, может быть начало работы над новой темой. Внутренний фактор - обнаружение в картотеке захватывающей идеи, гипотезы, закономерности.

Примерно с середины второго периода из-за быстрого увеличения объема картотеки приходится вводить КЛАССИФИКАЦИЮ.

  1. ПЕРИОД НАСЫЩЕНИЯ. Этот период наступает после того, как общее число карточек (вырезок, выписок и т.п.) превысит 500-1000 ПО ОДНОЙ ТЕМЕ.

Заканчивается работа над темой, отбор карточек сокращается, да и сама информация начинает дублировать уже имеющуюся. С разросшейся картотекой, даже при наличии классификации, трудно работать. Невольно повышается строгость отбора: если на первом этапе вполне закономерно попадает много лишнего, то на третьем - отбрасываются даже сравнительно любопытные карточки, если они не содержат явно "отличающуюся" информацию по сравнению с выявленными закономерностями и правилами.

Динамика развития картотеки, как и любой иной системы, имеет вид S-образной кривой.
ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КАРТОТЕКИ
(рисунок не представлен - прим. ДК)

Время

  • количество карточек в картотеке;
  • эффективность, полезная отдача от картотеки (новые идеи, статьи).

Рост эффективности картотеки (т.е. полезной отдачи, например, в виде решения изобретательских задач, новых исследовательских идей, примеров к статьям) в первый период отстает от увеличения числа карточек. Эффективность картотеки начинает ощутимо проявляться во втором периоде и продолжает нарастать в течении какой-то части третьего периода. Чем лучше ведется картотека, тем:

  • быстрее 1-й период сменяется вторым;
  • дольше продолжается 2-й период;
  • раньше начинается подъем кривой эффективности;
  • дольше продолжается подъем эффективности в третьем периоде.

Для хорошего ведения картотеки важны два процесса:

  1. Постоянный и обильный приток новой информации.
  2. Сжатие этой информации путем выявления обобщающих принципов.

Первый процесс носит количественный характер, а второй - качественный. Увеличение числа карточек дает новое качество - выявляется новый принцип, возникает новая идея. Внешне второй процесс часто проявляется в выделении нового класса, новой группы карточек.

Конечно, можно вести картотеку вообще без классификации. Однако, это, безусловно, снижает ее эффективность. Различные карточки должны вступать в "реакцию" между собой, давая новую продукцию, новые идеи. Но при этом неизбежно приходится выделять новую информацию в самостоятельный раздел, т.е. вводить классификацию.

Приведу только один пример картотечной "реакции". Предположим, что в раздел автотранспорта Вашей картотеки попала такая информация:

КАРТОЧКА 24. "Необычный автомобиль" "БОНН, 24. (ТАСС).

Автомобильные пробки в ФРГ, где на тысячу человек приходится почти 500 легковых машин, образуются мгновенно. Их причиной может послужить, например, авария на трассе.

Вырвать автомобиль, зажатый в пробке, в воздух - такую цель поставил перед собой житель Франкфурта-на-Майне Пауль Меллер. Бывший авиационный конструктор, он вот уже несколько лет работает над созданием "автомобиля вертикального взлета". Многие смеялись над его затеей. Однако существование такой машины уже факт. Несколько недель назад П.Меллер провел испытания автомобиля-самолета, который он назвал "Фолант-400". Результат - три минуты автомобиль, взлетевший вертикально, парил в воздухе на высоте 10 метров. Но и это только начало. Изобретатель намерен увеличить дальность полета до 700 километров."
"Социалистическая индустрия", 25.08.1989.

Через одну точку, как известно, можно провести бесконечно большое количество прямых линий. Точно также одну и ту же информацию можно увидеть с самых разных сторон. Приведенную информацию, например, можно использовать для иллюстрации проблем городского транспорта, как пример объединения разных систем - автомобиля и самолета. Карточку можно использовать и в теме многоэкранного мышления: летающий автомобиль сильно изменяет надсистему. Исчезает, например, необходимость в кольцевых развязках автомагистралей, проходящих на разных уровнях - с уровня на уровень можно просто "перепрыгнуть". Также можно будет преодолевать перекрестки - движение станет непрерывным. Гаражи можно будет без проблем устраивать на крышах домов. Можно спрогнозировать и отрицательные последствия новшества: резкое повышение загрязненности воздуха, столкновения и аварии в воздухе...

Карточка о летающем автомобиле очень любопытна, она запоминается сама собой, но из ОДНОЙ карточки линия не выстраивается. Нужно хотя бы две карточке. Вот, например, другая не менее интересная информация: создан проект самолета типа "летающее крыло" массой 500000 тонн и числом пассажиров - до 1000 человек ("НТР, 1989, № 18, стр. 1, "Авиация: грезы и реальность"). Это уже небольшой летающий поселок!

Если обе информации, как две точки, попытаться объединить линией, то на ее продолжении не трудно "увидеть" идею летающего города. Эта идея и есть результат "реакции" двух карточек - о летающем автомобиле и летающем "поселке". Есть смысл завести в своей картотеке новую рубрику: проект "Летающий город".

Две разрозненные информации легко затеряются в картотеке из 500 - 1000 карточек. Но раз при "столкновении" двух карточек возникает некая обобщающая мысль или новая идея, их необходимо отделить, взять на особый учет и пополнять новый раздел картотеки, специально "охотясь" за новыми примерами.

"Охота" по теме "Летающего города" может оказаться достаточно продуктивной. Например, в статье Г.Альтова "Гадкие утята фантастики" сделана подборка проектов "ветролетов", которые используют струйные течения в верхних слоях атмосферы (их скорость может достигать 800 км/час). Эти течения вполне можно использовать и для летающих городов. Еще одна информацию в ту же рубрику. Создан проект летающего аэропорта ("Изобретатель и рационализатор", 1980, № 11, стр. 28 "Летающий аэропорт"). Такой необычный аэропорт позволяет экономить земли возле больших городов, которые с каждым годом становятся все дороже. Кроме того, снижается и расход топлива - большим авиалайнерам уже не нужно снижаться до земли и снова набирать высоту.

Таким образом, выделенная тема постепенно обрастает подробностями, уточняются области возможного применения небесных городов. На Венере, например, строить города на поверхности планеты невозможно - слишком большая температура и высокое давление. Гораздо удобнее города, плавающие в атмосфере Венеры на высоте 50 км (см., например, книги С.П.Уманского "Космонавтика сегодня и завтра", М., Просвещение, 1986, стр. 146 и "Космическая одиссея", М., "Мысль", 1988, стр. 205). Развитие темы "Летающего города" может дать очень любопытные идеи.

Когда заходит речь о классификации в картотеке, меня достаточно часто спрашивают: по каким правилам создавать и изменять классификацию? как заранее выделить все важные признаки информации, чтобы потом можно было быстро найти нужную карточку?

Можно сформулировать основное противоречие, благодаря которому развивается классификация: с одной стороны классификация стремится к расширению, чтобы выделить максимум самостоятельных тем и подтем, а с другой - к компактности, чтобы удобнее пользоваться картотекой, быстро находить нужную карточку. Можно выделить три основных направления решения этого противоречия.

  1. Выявление наиболее существенных для классификации признаков. В пределе могут быть выделены правила и законы, заменяющие всю картотеку. Процесс поиска нужной карточки заменяется таким образом процессом синтеза необходимой информации. Так было, например, когда огромный фонд наблюдений Тихо Браге был заменен законами Кеплера. Важно отметить: если Вы нашли нужные правила или законы не спешите выкидывать саму картотеку. Из той же информации может быть построена новая картотека по новым правилам, с иной классификацией, для другой цели.

Например, Г.С.Альтшуллер собрал картотеку, на основе которой построил таблицу для использования приемов устранения технических противоречий. Карточки из этой же картотеки были использованы при разработке вепольного анализа, стандартов на решение изобретательских задач, указателя физических эффектов.

ОДИН И ТОТ ЖЕ ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАН МНОГОКРАТНО В КАРТОТЕКАХ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

  1. Классификация строится по иерархическому принципу, как, например, в биологии.
  2. Используются компьютерные системы для организации классификации.

Успех здесь достигается, в первую очередь, за счет возможностей ЭВМ быстро находить нужную информацию по заданным признакам, а не за счет развития самой классификации.

III. ОТ КРУПИНОК - К "ЗОЛОТОЙ РОЗЕ"

Неизбежно, наступает время, когда у владельца картотеки возникает желание поделиться своей информацией и идеями с человечеством. И вот возникают неожиданности: то, что Вам казалось захватывающе интересным, - у отдельно взятых представителей человечества не вызывает ни каких эмоций. Там, где Вы видели шифр к неразгаданным тайнам, - они не замечают ничего, кроме случайного набора фактов. Не поддавайтесь искушению - не пытайтесь для большей ясности и убедительности пересказать всю Вашу картотеку. Это делу не поможет. Единственный выход: выделить из картотеки наиболее сильные примеры, объединить их в логические группы. Если при этом образуются какие-то разрывы в логической линии - попытайтесь заполнить их новыми примерами. Постепенно образ, который для Вас давно очевиден, станет доступен и для других представителей человечества.

Мы уже сравнивали информацию в картотеках с крупинками золота в куче мусора. Так вот, не достаточно собрать вместе эти крупинки. Из них необходимо создать "Золотую розу".

Переход от картотеки к новому закону или правилу - сложная интеллектуальная работа. Не всегда удается преодолеть барьер между набором интересной информации и новой концепцией. Этот барьер покажется не таким высоким, если использовать промежуточную ступеньку - СВОДНЫЕ КАРТОТЕКИ (СК).

Сводные картотеки предназначены, прежде всего, для общего пользования. В них собираются карточки из картотек одного или нескольких авторов. Сводная картотека может быть на определенную тему или без общей темы - просто интересная и полезная информация. Можно выделить - достаточно условно - несколько уровней в переходе от картотеки к готовой статье:

  • личная картотека;
  • СК без определенной темы - интересна каждая карточка в отдельности;
  • СК с разделами на разные (уже известные) темы;
  • СК на определенную новую тему;
  • СК на новую тему с разбивкой на подтемы;
  • СК с добавлением комментария или переработкой первоначальной информации (например, из изобретений формулируются задачи);
  • статья с отдельными примерами из картотеки, задачник и пр.

СВОДНАЯ КАРТОТЕКА - ЭТО УДОБНЫЙ ПЕРЕХОД ОТ ЛИЧНОЙ КАРТОТЕКИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ИЛИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ СТАТЬЕ.

Важное качество сводных картотек: на определенном этапе можно использовать информацию из разных картотек; сводная картотека - удобная форма привлечения молодых исследователей к творческой работе.

Первые сводные картотеки в 1976 предложил выпускать Г.С.Альтшуллер. Тогда сводная картотека включала в себя 50 интересных карточек и рассылалась всем принявшим участие в ее сборе. Затем стали появляться тематические сводные картотеки. Всего было подготовлено порядка тридцати СК. Одну из них - СК-24, подготовленную Г.Фильковским в 1979 можно от метить особо. Это тематическая сводная картотека, посвященная изучению закономерностей развития различных научных теорий. В ней приведены научные задачи, противоречия научных теорий и некоторые способы их разрешения.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕМА!!!
К сожалению, это исследование осталось не законченным. Тема построения теории развития теорий очень интересная и перспективная. Ясно, что в ней можно будет использовать некоторые инструменты ТРИЗ, но необходимо выявить и новые приемы и закономерности, характерные именно для научных систем.

В последние годы термин "сводные картотеки" стал забываться, хотя по существу многие статьи и сборники задач, которые сейчас появляются - это все те же сводные картотеки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.