Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монархия




Государственные режимы.

Формы правления и государственные режимы

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов исполнительной власти.

Определяется две основных формы правления: монархия и республика.

Разновидности этих форм правления определяются соотношением полномочий исполнительной и законодательной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством, и порядком формирования этих ветвей власти.

Монархия первоначально была характерна для аграрного строя.

Существует два вида: абсолютная (неограниченная); конституционная (ограниченная) монархия: дуалистическая и парламентская.

Республика бывает: дуалистическая (президентская); парламентская; смешанная (полу президентская); прочие виды.

Государственный режим - это реальный порядок функционирования и взаимодействия между соответствующими государственными органами.

Монархия - власть наследуемая.

1. абсолютная монархия характеризуется тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти, т.е. он сам издает законы, руководит административной деятельностью, может для этого назначить правительство и осуществляет высший суд. Пример - Саудовская Аравия. Конституция чаще всего это декларация и, как правило, выполняется. Государственный режим - это абсолютизм.

2. Дуалистическая монархия характеризуется отделение законодательной власти от исполнителей. Законодательная принадлежит парламенту, который избирается либо всеми подданными, либо какой-то определенной частью. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно, либо через назначенное им правительство. Судебная власть также принадлежит монарху. Монарх обладает правом абсолютного вета и без его утверждения закон в силу не вступает. Правительство за свою деятельность несет ответственность только перед монархом и парламент может воздействовать на правительство только используя право устанавливать бюджет государства. Характерен авторитарный политический режим. государственный режим характеризуется как ограниченный дуализм власти.

3. Парламентская монархия характеризуется достаточно развитым разделением властей при признании принципа верховенства парламента. Демократический политический режим. Например: Нидерланды, Швеция, Канада, Япония.

Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом должно обязательно пользоваться доверием парламента и монарх вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющего в парламенте большинство. Монарх здесь царствует но не правит. Также монарху принадлежит право вета, но на практике это право монарх не использует, либо использует по указанию правительства.

Главный отличительный признак парламентской монархии - это политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Эти полномочия парламента уравновешиваются правом правительства предложить распустить парламент и назначить новые выборы.

Данная система отношений характеризуется как парламентаризм.

2-я модель взаимоотношений - система кабинета или министериализм. Характерна для 2-х партийных систем, либо многопартийных, но с одной лидирующей партией.

Республика.

Такая форма правления характеризуется выборностью главы правительства (президента).

1875 году - сначала Франция, затем Швейцария (там изначально).

Республика предполагает полномочия любой ветви власти, любого ее органа, включая главу государства. Все это основывается на мандате избирателей.

Некоторые характеризуются не легитимностью власти, т.е. не избираются, а назначаются (военный переворот Чили).

1. Дуалистическая республика. Принцип разделения властей проведен последовательно, и взаимоотношения между ветвями власти строятся на принципах сдержек и противовесов. С одной стороны законодательная и исполнительная власти получают свой мандат непосредственно от народа, причем главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает функции главы государства и исполнительной власти. Судьи назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента.

Главный признаком данной формы правления - отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

Президент может ограничивать законодательную деятельность парламента налагая на принятые законы отлагательное вето.

Государственный режим - дуалистический.

2. Парламентарная республика характеризуется слабостью президента, который наиболее часто избирается либо парламентом, либо депутатами парламента и законодательным собранием субъектов Федерации. Полномочия, которыми наделяется президент, осуществляется как правило правительством. Главный признак - политическая ответственность правительства перед парламентом. Государственный режим - парламентаризм или министериализм.

3. Смешанная или полу президентская. Сочетает в себе признаки парламентской и президентской республики. Например: Финляндия, Польша, Болгария.

4. Советская республика. Применяется только в социалистических странах. Основной признак - производственно-территориальный принцип формирования представительских органов. Избрание вышестоящими органами нижестоящих. Признаки:

а) верховенство и полновластие советов (либо представительных органов);

б) советы всех уровней образуют единую систему, внутри которой существует отношение подчинения и руководства;

в) депутаты советов выполняют свои функции не оставляя своей основной работы, следовательно сессии советов редкие и краткосрочные;

г) текущие вопросы осуществляются исполнительными органами на местах, решения которых подлежит последующему утверждению советами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.