Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стабилизационные стратегии управления




В современной России возможен ряд альтернативных стратегий развития и управления процессом социально-экономической стабилизации: дирижистская, либеральная, институциональная стратегия и др.

Национальный опыт исторического развития России обусловливает склонность российского общественного сознания к дирижистской альтернативе стратегии, в основе которой лежит признание активной роли государства в принятии экономических решений на всех уровнях: экономико-социальную стабилизацию можно стимулировать методами активной промышленной политики, государственными инвестициями в основной и оборотный капитал, укреплением государственного сектора экономики, пересмотром итогов приватизации, сохранением системы социальных гарантий и льгот, стимулированием спроса путем увеличения номинальных доходов населения и «восстановления утраченных сбережений» за счет бюджета. А.Б. Сидорович подчеркивает, что определяющей тенденцией конца XX века является формирование социально-стабильных государств на основе концепции «государства всеобщего благосостояния».

Сторонники либеральной стратегии стабилизации отрицают саму возможность вмешательства государства в экономику, ратуют за радикальное снижение реальной бюджетной нагрузки.

Сторонники институциональной стабилизационной стратегии считают, прежде всего, необходимым компонентом стабилизации разработку и внедрение «правил игры», стимулирующих предпринимателей и инвесторов к работе в России. В своей стратегической программе, принятой в 2000г. правительством РФ, фактически избирается институциональный подход к стабилизации.

Выделяют следующие возможные стратегии:

1. пассивная стратегия, заключающаяся в том, чтобы оставить все как есть, и назвать это стабилизацией, но на самом деле бездействие приводит к деградации;

2. стратегия, направленная на реализацию комплекса организационно-управленческих мер, реорганизацию управления, направленных на повышение эффективности социально-экономической системы. Данная стратегия не требует привлечения значительных капитальных, вложений, но для ее реализации необходима сильная политическая воля;

3. стратегия, направленная на концентрацию усилий и государственного содействия развитию именно тех отраслей экономики, в которых Россия имеет конкурентные преимущества и экспансии этих отраслей на международные рынки (ядерные, космические, авиационные, информационные технологии, производство вооружения, сырье);

4. стратегия, направленная на качественное совершенствование существующей продукции и создание принципиально новой продукции и укрепление конкурентных позиций на освоенных ранее рынках сбыта;

стратегия, связанная с разработкой новых технологий в новых отраслях промышленности, и выход с ними на новые международные рынки сбыта. Эта стратегия наиболее дорогостоящая.

По мнению многих экспертов, быстрая стабилизация; в России едва ли возможна, поскольку к концу XX в. степень износа основных фондов превышает 53 %, а инвестиционные возможности невысоки. Технологическое отставание российской экономики, утрата накопленного ранее научно-технического потенциала, отсутствие политической стабильности, слабость государства, низкий уровень корпоративного управления, предпринимательской дисциплины и исполнения контрактов, как правило, ослабляют желание вкладывать капиталы в российскую экономику не только у зарубежных, но и отечественных инвесторов. В связи с объективными ограничениями более реальной и приемлемой для России является стратегия длительного эволюционного развития. Эволюционный подход не старается ускорить естественный ход саморазвития социально-экономической системы, а способствует ему, оказывая небольшое воздействие в нужное время и нужном месте для того, чтобы она развивалась в желаемом направлении.

Общие тенденции развития макроэкономики обусловливают и проявляются через особенности функционирования иразвития отдельных предприятий, фирм, специфику требований и положения их персонала. 40% российских предприятий убыточны и отягощены колоссальными долгами, но их нельзя немедленно закрыть, прежде всего, по социальным соображениям, т.к. многие из них являются единственным источником рабочих мест в сотнях российских городов.

Оптимальная модель экономической политики предусматривает разделение ответственности между государством, гражданами и бизнесом за решение экономических и социальных проблем. В обществе должен быть достигнут оптимальный уровень соотношения затрат на социальные цели, которые осуществляют государство, непосредственно граждане из своих доходов и предприниматели. Социальная ответственность обеспечивается оправданной дифференциацией доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности граждан. Существенным для социальной стабильности является широкое участие граждан во владении ив управлении собственностью. Социально-стабильная экономика — это экономика, в которой социальная стабильность воспроизводства достигается на базе роста эффективности и социальной ответственности граждан за результаты экономического развития. Новые предпосылки для этого создаются также в ходе развития предпринимательства и конкуренции, достижения большей социальной справедливости в распределении благ и формирования системы социальной защиты населения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.