Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная сфера как объект управления




Развитие системы социальных служб. Управление образованием культурой и здравоохранением.

Социальные приоритеты, политика в области занятости и регулирование рынка труда

Содержание политики социального государства

Показатели уровня и качества жизни

 

 

 

 

 

 

 

Принципы осуществления управления социальной сферой

Термин "социальная сфера" широко употребляется в научной литературе, представляющей различные отрасли знания (философия, социология, статистика, экономика и т.п.), в практике производства на всех уровнях управления. Его используют, когда речь идет о таких отраслях социальной сферы, как образование, наука, здравоохранение, культура, спорт и т.п., либо для того, чтобы выразить единство социальной сферы с экономикой или экологией (социально-экономическая сфера), либо для выражения стратегии развития - социально ориентированной экономики и даже во взаимодействии с культурой (социально-культурная сфера), где составляющие этого понятия по смыслу не согласуются друг с другом.

Естественно возникает вопрос - почему такой широкий диапазон и неясность в трактовке содержания социальной сферы? Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, так как он должен конкретизировать не только само понятие "социальная сфера", но и дать возможность осуществлять строго научный анализ происходящих в этой сфере процессов, сформировать систему управления этими процессами. То есть через конкретизацию понятия "социальная сфера" мы выходим на понимание социальной сферы как объекта управления, его границ.

Неопределенность в трактовке содержания социальной сферы, в частности в России, от того, что до сего времени не осмыслена роль и значение человеческого фактора, остаются невостребованными разработки в области теории "человеческого капитала". Традиционно считались (на практике остается до сего времени) социальной сферой жизнедеятельность человека и функционирование человеческого общества за пределами производственной деятельности. Поэтому образование, здравоохранение, культура, наука и другие области относились к "непродуктивной" деятельности и рассматривались как потребляющие и непроизводительные. При таком понимании роли человеческого фактора не нужно утруждать себя конкретизацией содержания понятия "социальная сфера". Достаточно констатации – жизнедеятельность общества за пределами производственной деятельности это и есть социальная сфера. А далее логически вытекало – поскольку это непроизводительная, а потребляющая сфера, социальные отношения не являются экономическими отношениями, а по затратам и результатам рассматриваются с точки зрения производства благ и услуг.

От незнания и по конъюнктурным соображениям, несмотря на ограниченность подхода, такая логика принималась. Однако такой подход не мог удовлетворить ученых, особенно тех, кто занимается экономической теорией вообще и, в частности, объяснением источников и факторов экономического роста. Американским ученым Т. Шульцем и стараниями его последователей была сформулирована концепция "человеческого капитала", под которой стала пониматься совокупность знаний и квалификации. Эта совокупность выполняет двойственную функцию – средства производства и предмета длительного использования. Тем самым идентифицирован принципиально важный источник экономического роста, каким являются знания и компетенция, а значит появилась возможность правильно определить экономическую роль образования, науки, здравоохранения. Согласно этой теории они становятся в один ряд с отраслями материального производства. Будущему специалисту в области государственного или муниципального управления нужно зафиксировать простую и ясную мысль: все усилия и затраты человека (в человека) на образование, повышение культурного уровня, физического состояния, духовного развития приведут к образованию некоторого запаса знаний и умений как некоего капитала, способного возвращаться с избытком. Дело не меняется от того, что эта идеальная, предельно абстрактная формула в реальной жизни, может быть реализована лишь при определенных условиях, суть которых формируется многогранной экономической, социальной и политической реальностью. На основе концепции "человеческого капитала" формулируются следующие важнейшие методологические положения.

Во-первых, социальная сфера, как и любая другая сфера общественной жизни, – это сфера отношений между людьми. Но в отличие, например, от сферы производственных (экономических) отношений, которые складываются по поводу создания материального продукта и услуг, отношения в социальной сфере складываются по поводу особого "продукта" – самого человека в совокупности всех его способностей и потребностей. Иными словами, социальные отношения – это те же экономические отношения, но рассматриваемые по затратам и результатам не с точки зрения производства благ и услуг, а с точки зрения производства и развития личности человека.

Во-вторых, процесс производства человека, подобно процессу производства продукта, постоянно повторяется. В этом смысле он носит название воспроизводства, имеющего известные фазы (стадии) движения: производство, распределение, обмен и потребление.

Следует заметить, что деление процесса воспроизводства человеческой личности на отдельные фазы (стадии) в известной степени условно, т.к. эти стадии тесно взаимосвязаны, часто "переходят одна в другую". К примеру, фаза потребления способностей личности есть одновременно процесс подготовки необходимых материальных условий для решения ряда крупных задач на фазе производства, в то же время процесс производства способствует развитию новых способностей человека, которые служат удовлетворению более высоких, нежели физиологические, потребностей.

С позиции концепции "человеческого капитала" понятие "социальная сфера" наполняется принципиально новым содержанием. Оно выражает часть отношений между людьми, касающихся удовлетворения их потребностей в процессе воспроизводства, распределения, обмена и потребления личностью человека в совокупности его природных и приобретенных способностей накопленных знаний, опыта, квалификации.

Как объект управления социальная сфера представляет собой сложный комплекс различных отраслей, которые группируются по признаку содержания (качества) удовлетворяемых личных (индивидуальных) потребностей.

К первой группе относятся те отрасли, где воспроизводится человек на уровне простейших его биологических и социальных способностей ("базовых нужд" или "основных потребностей"): питание, жилище, одежда, домашнее оборудование на уровне минимально необходимых потребностей, а также общественные услуги в области обеспечения питьевой водой, санитарного состояния мест проживания, общественного транспорта и образования.

На муниципальном уровне речь идет в первую очередь о таких отраслях материальной инфраструктуры, как жилой фонд, его строительство и обслуживание, производство потребительских товаров и услуг, торговля, транспорт, медицинское обеспечение и санитария, дошкольное воспитание, начальное образование, социальное обеспечение, охрана общественного порядка, институциональная инфраструктура, которая включает деятельность учреждений государственного и муниципального аппаратов управления, а также структуры, обеспечивающие движение населения, связанные с использованием рабочей силы и миграцией (службы занятости, миграционные центры и др.).

Ко второй группе относятся в основном те же отрасли, что и к первой группе, но с другим качественным содержанием. Если в первом случае функционирование отраслей служит удовлетворению примитивных потребностей, то здесь уже подразумевается в качестве цели удовлетворение "нормальных", или утилитарных потребностей. Эта группа отраслей социальной сферы сегодня является объектом управления вследствие признания как объективной реальности самой возможности дифференциации доходов населения в связи с различиями природного и приобретенного те отрасли социальной сферы, развитие которых позволит большинству населения достигнуть такого уровня потребления продуктов питания, одежды, услуг и т.п., который не создает серьезных проблем, чтобы перейти к более высокой, чем просто потребление, деятельности: учебе или науке, культуре или искусству, управлению или новым формам творческой деятельности. Это тот уровень, который соответствует социальному стандарту "нормальной жизни", воспринимается большинством как состояние комфорта, как состояние "блага", что способствует созданию предпосылок не только для развития творческой деятельности, но и для политической и социальной стабильности.

На практике эти вопросы решаются, к примеру, в области жилищного обслуживания населения не просто обеспечением людей жильем в соответствии с минимальными нормативами, а созданием условий человеку самому сделать выбор жилища, по объему и качеству обслуживания обеспечивающему возможности достаточно высокого уровня платежеспособного спроса.

То же относится и к другим отраслям материальной и духовной инфраструктуры. В торговле, например, это ориентация не на усредненные стоимостные показатели, обеспечивающие сбалансированность спроса и предложения, а доступность качественных продуктов питания, технически сложных товаров народного потребления для всех социальных групп.

Санатории и простейшее медицинское обеспечение как отрасли, призванные создавать условия для физического существования людей на низшем уровне их потребностей, здесь перерастают в отрасль охраны здоровья, предлагающую возможность выбора большинством населения качества и количества лечебных и профилактических услуг в соответствии с величиной получаемых доходов.

К этой группе относится и культура в той ее части, которая формирует человека еще не как творца, а как потребителя духовных услуг. Она представлена телевидением, сетью театров, киноустановок, выставочных и концертных залов и прочих культурных учреждений.

Третью группу отраслей социальной сферы представляют те из них, которые связаны с воспроизводством человека как творческой личности. Они призваны обеспечить удовлетворение потребностей высшего порядка, в результате чего образуются и используются созидательные способности гармонически развитой личности. Прогресс этой сферы и есть та стратегическая установка, которая сформулирована в качестве высшей цели системы государственного управления. Традиционно в число отраслей данной группы социальной сферы включаются наука, культура, искусство, образование, воспитание, спорт, но с той лишь оговоркой, что главным субъектом отношений здесь выступает не человек-потребитель, а человек-созидатель. Результат деятельности творческого человека всегда оригинален и качественно отличается от продукта "обычного" труда в материальном производстве, создающего одинаковые, "стандартные" материальные блага. Социальная сфера как объект управления - относительно самостоятельное общественное явление, находящееся в постоянном движении. Реальным выражением этого движения являются изменения в социальной сфере - в ее отраслевой структуре, уровне жизни населения, степени развития потребностей и способностей людей и т.д. Изменения в социальной сфере обладают количественными и качественными характеристиками, то есть служат источником информации, являющейся материальной основой для осуществления процессов управления.

Изменения в социальной сфере осуществляются под разнонаправленным одновременным влиянием огромной совокупности движущих сил (факторов), как внутренних, представляющих собой элементы самой социальной сферы как системы, так и внешних, являющихся атрибутами экономических, политических, психологических и иных отношений в обществе. В их числе следующие группы факторов:

• личный фактор (индивидуальные особенности людей, в том числе в определении социальных потребностей), или население во всех его демографических характеристиках;

экологические факторы: радиационная ситуация, уровень загрязнения воздушного и водного бассейнов промышленными отходами, особенности климатических условий и т.д.;

• экономические факторы, действие которых отражает функционирование и развитие данной системы экономических отношений: состояние экономики (динамическое развитие или кризис), информационные процессы, безработица, сложившийся уровень жизни, занятость, налогообложение, состояние и развитие форм собственности и т.д.;

• общественно-политические факторы: состояние и тенденции движения политической системы, характер правового регулирования общественных отношений, особенности состояния науки, просвещения, морали и нравственности, культуры и др.;

• социально-психологические факторы: степень социальной напряженности, психологическое состояние населения, степень доверия власти и отношение к власти и др.

Приведенная группировка, очевидно, не охватывает всего многообразия факторов движения социальной сферы. И тем не менее подобная классификация факторов служит важной предпосылкой научного понимания социальной сферы как объекта управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 4644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.