Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарегистрированные чрезвычайные ситуации




Чрезвычайные ситуации и МЧС, чрезвычайное положение

Государственное регулирование различных видов безопасности

 

Чрезвычайной ситуацией называется ситуация на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой жертвы, ущерб здоровью людей или природной среде, а также значительные материальные потери.

В обществе постоянно сохраняется угроза природных катастроф (землетрясение, наводнение и т.д.), эпидемии. На территории страны имеется большое количество производственно-технологических комплексов с запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Используется изно' гнное оборудование, отслужили срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти. Многие объекты в электроэнергетике находятся в предаварийном состоянии, зонами повышенной опасности являются транспортные коммуникации. В опасных зонах проживает 30% населения, в чрезвычайно опасных — 10%. В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки средств для поддержания в нормальном состоянии основных фондов возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций особенно на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве. В табл. 8.2 приводится перечень зарегистрированных чрезвычайных ситуаций, происшедших в 1994-1995 гг.

Таблица 13

Показатель    
Крупные чрезвычайные ситуации    
в том числе    
природные    
техногенные    
экологические -  
Численность:    
Погибших, чел.    
Пострадавших, тыс. чел 22,0 57,0

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения (нарушены условия жизнедеятельности); размер материального ущерба; границы зон распространения поражающих факторов.

Постановлением Правительства РФ от 9 марта 1996 г. № 349 утверждены нормативы для классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (табл. 8.3).

 

Таблица 14

Критерии классификации чрезвычайных ситуаций

Критерии классификации Чрезвычайная ситуация
Локальная Местная Территориальная Региональная Федеральная
1. Численность пострадавшего населения, чел. не более 10 от 10 до 50 от 50 до 500 от 50 до 500 более 500
2. Нарушены условия жизнедеятельности, чел. не более 100 от 100 до 300 от 300 до 500 от 500 до 1000 более 1000
3. Материальный ущерб (количество минимальных оплат труда в месяц), тыс. не более 1,0 от 1,0 до 5,0 от 5,0 до 500,0 от 500,0 до 5000,0 более 5000,0
4. Зона чрезвычайной ситуации          
а) не выходит за пределы:          
· территории объекта + - - - -
· населенного пункта, района - + - - -
· субъекта РФ - - + - -
б) охватывает территорию:          
1. двух субъектов РФ - - - + -
2. более двух субъектов РФ - - - - +

 

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы страны, либо чрезвычайная ситуация, возникшая за рубежом и затрагивающая территорию страны.

В экологии различают чрезвычайные экологические ситуации и экологические бедствия. Территория объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации Указом Президента РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы, если в ней в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию генетического фонда растений и животных.

Участки территории, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, объявляются зонами экологического бедствия.

Первостепенное значение имеет профилактика, предотвращение наступления чрезвычайной ситуации. Этой цели служат мероприятия, проводимые органами управления и хозяйствующими субъектами, по охране человека, окружающей среды при использовании объектов, представляющих потенциальную угрозу.

Так, в области обращения с ядерными материалами предусматривается комплексное решение проблем нормирования их получения, использования, физической защиты, регистрации и учета. На всей территории осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой. Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. Государство регулирует также безопасность при использовании атомной энергии с помощью специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют надзор за их выполнением, проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии.

На федеральном уровне государственный учет и контроль ядерных материалов осуществляют Министерство по атомной энергии (Минатом России) и Министерство обороны Российской Федерации. На ведомственном уровне эти функции выполняют федеральные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные материалы. На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана с производством, хранением или использованием ядерных материалов, их учет и контроль осуществляет ее администрация.

Надзор за системой учета и контроля ядерных материалов я использования в мирных целях осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности осатомнадзор России). Государственный таможенный коми-т Российской Федерации контролирует перемещение ядерных сериалов через таможенную границу.

Вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации в части использования ядерной установки, кроме случаев, предусмотренных правовыми актами, не допускается.

При потере управления источником ионизирующего излучения (по разным причинам) может наступить радиационная авария. Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь план мероприятий по защите работников и населения, согласованный с органами местного самоуправления и государственного надзора в области радиационной безопасности, а также средства для ликвидации последствий аварии.

Для радиационной безопасности органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления проводятся мероприятия по обеспечению правил, норм в области радиационной безопасности, информирование населения о радиационной обстановке, его обучение в области радиационной безопасности.

Органами государственного регулирования по ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии заключаются соглашения о взаимодействии в целях повышения эффективности регулирования и исключения дублирования функций.

Проблемы экологической безопасности возникают в связи с изменениями климата, а также производственной, в том числе генно-инженерной деятельности человека Изменение климата ведет к крупномасштабным негативным последствиям во всех областях деятельности. В России весьма уязвимыми к изменениям климата являются сельское, лесное и водное хозяйства.

В 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию была подписана странами, в том числе Россией, Конвенция об изменении климата. Ее цель заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Реализуемая Федеральная целевая программа “Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий” должна обеспечить выполнение обязательств России по Конвенции ООН, чтобы предотвратить отрицательные последствия в результате изменения климата. Организационно-методическое, программно-математическое и научно-информационное обеспечение программы осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). В координации работ министерств и ведомств по реализации программы участвует также Межведомственная комиссия РФ по проблемам изменения климата.

Создание предусмотренных программой систем контроля, мониторинга, анализа и прогнозирования позволит обеспечить органы государственной власти и отрасли экономики достоверной информацией для принятия хозяйственных решений, уменьшающих или исключающих отрицательные последствия изменения климата.

Чрезвычайные ситуации ликвидируются: локальная – силами и средствами предприятия, организации; местная – органов местного самоуправления; территориальная – органов исполнительной власти субъекта РФ; региональная и федеральная – органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Заблаговременно создаются резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы. Резервы создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, максимально возможного использования сил и средств по следующим уровням управления:

федеральный резерв в составе государственного материального резерва – решением Правительства РФ;

резервы федеральных органов исполнительной власти;

резервы субъектов РФ – решением органов исполнительной власти субъектовРФ;

местные резервы – решением органов местного самоуправления;

объектовые резервы – решением администраций предприятий, учреждений.

Номенклатура и объемы резервов, а также контроль за созданием, хранением, использованием и их восполнением устанавливаются создавшим их органом. Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна (оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций. Резервы используются при проведении аварийно-спасательных и утих неотложных работ по устранению непосредственной Ясности для жизни и здоровья людей, для развертывания и Держания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной мощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.

Финансирование издержек по созданию, использованию исполнению резервов осуществляется за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств Моральных органов исполнительной власти, собственных средств предприятий, учреждений.

При ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий производятся экстренные поставки материальных ресурсов. Для этого используются средства банков под гарантию Правительства РФ при расчетах за формирование, закупку, доставку, хранение и страхование материальных ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. От имени Правительства гарантии по возврату средств банков предоставляет Минфин России в пределах ассигнований на эти цели, предусмотренных в федеральном бюджете. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по государственным резервам (Госкомрезерв России) ежегодно определяет перечень предприятий-Поставщиков в государственные резервы материальных и продовольственных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом таможенное оформление товаров при их ввозе и Вывозе осуществляется в приоритетном порядке.

Гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выдаются государственные жилищные сертификаты. Сертификат является именной необращающейся ценной бумагой и отчуждению в какой-либо форме не подлежите. Выпуск сертификатов осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации на основании решения Правительства РФ, данных МЧС России и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить предоставление жилья гражданам, лишившимся его в результате чрезвычайных ситуаций, в 3-месячный срок со дня получения ими жилищного сертификата. Срок предъявления сертификата для получения жилья устанавливается в течение года с даты его выдачи.

Погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете в составе резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Минфин России компенсирует органу исполнительной власти субъекта РФ стоимость общей площади жилья, предоставляемой владельцу сертификата. Сумма компенсации определяется исходя из размера предоставляемой площади и сложившейся в регионе на момент выпуска сертификатов средней стоимости 1 м2 общей площади. Вынужденным переселенцам выдается долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство или приобретение жилья.

В целях оказания помощи сельскохозяйственным производителям в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в 1996 г. выделено за счет общих ассигнований для сельского хозяйства из федерального бюджета 1477,3 млрд руб.

В зоне экологической чрезвычайной ситуации на время преодоления ее последствий приостанавливается работа предприятий, учреждений, цехов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные меры по воспроизводству природных ресурсов. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием местного населения, запрещается строительство новых объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера производится за счет средств предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ могут обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства РФ, в котором указывается размер ассигнований и их целевое расходование. Средства из резервного фонда выделяются органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ для финансирования аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ, закупки материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, оказание единовременной материальной помощи, погашение государственных жилищных сертификатов и некоторые другие нужды.

В целях повышения оперативности в проведении неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций на бюджетный счет МЧС России зачисляется оперативный резерв финансовых средств в размере не менее 0,1% установленного в федеральном бюджете объема резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий. Средства оперативного резерва расходуются по целевому назначению.

Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счет собственных средств организаций, соответствующих бюджетов и других источников, а в необходимых случаях – за счет государственных инвестиций, предусматриваемых в федеральном бюджете.

Органами управления чрезвычайными ситуациями являются МЧС России с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).

Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 457 (с изменениями от 14 октября 1996 г. № 1207).

Создана Всероссийская служба медицины катастроф. Главной ее задачей является организация и своевременное оказание пострадавшему населению необходимой медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в чрезвычайных ситуациях. В Службу функционально входят соответствующие службы федеральных органов исполнительной власти. Формируются региональные и территориальные центры медицины катастроф.

В составе Федеральной авиационной службы России образована Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации. Она осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов.

Органами повседневного управления являются пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

В соответствии с Законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Она состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и отраслей экономики. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие и- постоянно действующие органы управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых реcypcoв, системы связи. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются различные режимы функционирования РСЧС: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне счет соответствующего бюджета и средств предприятий. Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляет МЧС России.

Утвержден Порядок сбора информации о защите населения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Информация содержит сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях. Она используется для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и своевременного оповещения населения. МЧС России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает Программу страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий.

В отличие от природных и техногенных чрезвычайные ситуации в обществе надежнее прогнозируются и управляются. Поэтому их наличие может свидетельствовать о невысоком уровне управляемости общественно-политическими процессами.

Природные и техногенные чрезвычайные ситуации уменьшают ресурсный потенциал страны, вызывают дополнительные материальные затраты. Общественно-политические чрезвычайные ситуации угрожают, кроме того, существованию государственной системы, экономическому и социальному устройству.

Природные и техногенные чрезвычайные ситуации наступают, как правило, неожиданно и внезапно, общественно-политические чрезвычайные ситуации вызревают постепенно по мере накопления неразрешенных противоречий в стране в целом или в отдельных регионах. Благоприятной средой для обострения ситуации является кризисное переходное состояние общества. Само течение кризиса может потребовать для его разрешения применения чрезвычайных мер.

Для предотвращения чрезвычайных ситуаций в общественной жизни государство выявляет наиболее вероятные угрозы национальной безопасности по всем направлениям; обеспечивает устойчивое функционирование объектов, гарантирующих безопасность; образует специальные органы управления государственной безопасностью; разрабатывает количественные (пороговые) параметры безопасности. Первостепенное внимание уделяется обеспечению экономической и военной безопасности.

Минэкономики и Госкомстат России ежегодно предоставляют федеральным органам исполнительной власти прогнозы социально-экономического развития страны, пороговые и качественные параметры критериев экономической безопасности. Федеральные органы исполнительной власти организуют мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз, ведут исследования по поиску оптимальных путей их преодоления, создают систему обеспечения экономической безопасности.

Критериями пороговых показателей являются способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, зависимость ее от импорта, уровень внутреннего и внешнего долга и возможности его погашения и др.

Перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности установлен Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569. Он включает:

1. Сокращение имущественной дифференциации населения в целях обеспечения относительного баланса социальных интересов, в том числе:

• предотвращение расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных;

• снижение локальной концентрации бедных слоев населения;

• ликвидация задержек выплаты заработной платы и социальных пособий;

• сокращение разрыва между минимальной оплатой труда и прожиточным минимумом.

2. Предотвращение дальнейшего деформирования структуры российской экономики, в том числе:

• увеличения доли продукции низкой степени обработки,

• повышения материале- и энергоемкости продукции;

• отставания прироста запасов полезных ископаемых от объемов их добычи;

• снижения результативности и разрушения технологического единства научных исследований;

• завоевания иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами монопольного положения на рынке;

• приобретения иностранными и отечественными юридическими и физическими лицами российских предприятий для вытеснения отечественной продукции;

• роста внутреннего и внешнего долга.

3. Предотвращение возрастания неравномерности социально-экономического развития регионов, в том числе:

• роста различий в социально-экономическом развитии регионов;

• нарушения производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов;

• увеличения разрыва в уровне национального доходна на душу населения по субъектам РФ.

4. Выявление и устранение причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности.

Чрезвычайные ситуации возможны в масштабе страны регионов, отрасли или сферы деятельности. Меры по выходу из общественно-политической чрезвычайной ситуации принимаются в зависимости от ее сложности, продолжительности, территориального охвата как федеральными, так и региональными органами власти. Наиболее радикальным способом выхода из чрезвычайной ситуации является введение чрезвычайного положения.

На всей территории страны чрезвычайное положение вводится в целях скорейшей нормализации обстановки, исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя как временная мера.

На территории, где введено чрезвычайное положение, могут применяться особые формы управления с наделением органов чрезвычайными полномочиями, формироваться специальные временные органы с передачей им распорядительных и Исполнительных полномочий государственной власти.

Чрезвычайное положение обеспечивается особым режимом деятельности предприятий, учреждений, допускающим ограничение прав и свобод граждан, в том числе на передвижение, и прав юридических лиц, возложение на них дополнительных обязанностей, усиление охраны порядка и объектов, запрещение массовых мероприятий, проверку документов и т. д.

Чрезвычайное положение обычно становится основанием для введения чрезвычайного бюджета. В этом случае расходование средств производится в режиме секвестра. Чрезвычайный режим расходования вводится и в случае, если дефицит бюджета не покрывается размещением государственных ценных бумаг.

Главное управление специальных программ Президента РФ обеспечивает готовность к функционированию в условиях чрезвычайного положения специальных объектов мобилизационного назначения, федеральных органов государственной власти, контроль за функционированием систем связи в сети пунктов управления органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ и специальных объектов.

• Классическим примером выхода из чрезвычайной ситуации является преодоление экономического кризиса в США в 1929—1932 гг. Президент Рузвельт объявил программу “Новый курс”, прямо противоположный курсу своего предшественника, с акцентом на усиление государственного вмешательства в экономику и предпринимательство.

В стране вводилось чрезвычайное положение, были приняты законы “О восстановлении национальной промышленности”, “О регулировании сельского хозяйства”, устанавливался контроль над крупнейшими монополиями, на три года запрещалась торговля землей. Указом Президента подверглись ревизии все банки, открылись вновь лишь те из них, чьи бухгалтерские балансы были вне сомнения; вводился статус инвестиционных банков в отличие от коммерческих. Прекращался обмен бумажных денег на золото, что усилило инфляцию и одновременно стимулировало рост производства. Государство выделило средства на общественные работы, чтобы повысить занятость, организовало федеральную службу помощи нуждающимся. Фермеры получили право продажи зерна по паритетным ценам.

В России после 1991 г. в результате ухудшения качества государственного управления, отсутствия жесткой иерархии властей, недооценки стратегического планирования периодически складываются чрезвычайные ситуации общенационального и локального масштаба, требующие применения соответствующих методов управления.

Так, чрезвычайная ситуация сложилась в связи со сбором налогов, невыплатой заработной платы и пенсий. Для управления создавшейся ситуацией создана Временная чрезвычайная комиссия, которую возглавляет Председатель Правительства РФ.

Основной задачей Комиссии является контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов, таможенных и других обязательных платежей, своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов. Дополнительными полномочиями Комиссия не наделяется и действует через своих членов — руководителей федеральных органов исполнительной власти.

Комиссия принимает решения о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, соблюдения налогового, таможенного и банковского законодательства; проверяет деятельность налоговых и таможенных органов, привлекает к ответственности руководителей органов власти, государственных учреждений и предприятий, представителей государства в акционерных обществах за нарушение налогового законодательства и нецелевое использование бюджетных средств.

Комиссия вправе вызывать на свои заседания руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, приглашать на заседания руководителей предприятий независимо от форм собственности. Она вправе также требовать от них предоставления любой информации по вопросам, относящимся к сфере ее деятельности.

Решения Комиссии могут оформляться указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. Решения о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, соблюдения налогового, таможенного и банковского законодательства оформляются поручениями Председателя Правительства РФ. Принятые Комиссией решения не требуют согласования с федеральными органами исполнительной власти, Администрацией Президента РФ и аппарата Правительства РФ.

В ряде регионов складывается критическая общественно-экономическая ситуация, требующая особого режима финансирования с привлечением средств федерального бюджета. Правовой основой его является объявление региона зоной экономического бедствия. Федеральные органы принимают меры по оказанию помощи для выхода из чрезвычайной ситуации.

 

Для реализации путей совершенствования государственной системы управления в условиях чрезвычайных ситуаций требуется проведение комплекса мероприятий организационного и научно-технического характера по развитию сил МЧС России в объемах и в сроки, которые обусловлены новыми социально-экономическими условиями и возможностями страны, требованиями Концепции национальной безопасности, Основ (Концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года и необходимостью реформирования военной организации государства.

Завершен первый этап создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Для того, чтобы эта система работала, должны быть созданы и подготовлены профессиональные органы управления и силы, оснащенные современными средствами управления, связи, защиты и аварийно-спасательными средствами, накоплены необходимые резервы финансовых и материальных ресурсов, обеспечена высокая готовность сил и средств.

Практика свидетельствует, что затраты на оперативное регулирование в условиях чрезвычайных ситуаций становятся все более значительными. По подсчетам экспертов, спасение одного человека обходится государству по линии МЧС в 185 тыс.руб., а расходы на одного спасателя равны 100 тыс.руб. в ценах 1999 года.

Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на обеспечение безопасности, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба. Сложности социально-экономического развития Российской Федерации заставляют искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Выход из создавшегося положения видится в создании новой идеологии противодействия катастрофам и разработке на ее основе государственной стратегии в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС. Реализация научно обоснованной и экономически целесообразной системы упреждающих мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций должна быть взята за основу государственной стратегии в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС. Издавна считалось, что гораздо важнее предотвратить беду, чем потом бороться с нею. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что средства, вложенные в проекты по предотвращению чрезвычайных ситуаций, многократно ниже по сравнению с возможным ущербом от аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Ввиду физического износа основных фондов производства (в некоторых отраслях до 80-100%), недостаточных инвестиций в модернизацию техногенноопасных производств, снижения роли государства в обеспечении безопасности в производственной сфере, практически полного отсутствия системы лицензирования и страхования потенциально опасной деятельности, отсутствия идеологии снижения рисков, а также падения дисциплины и квалификации персонала, национальная экономика России ежегодно несет огромный ущерб от ЧС техногенного и природного характера. В настоящее время экономический ущерб от аварий и катастроф достигает 6-7% валового внутреннего продукта страны. Есть прогнозы, что если не будут приняты экстренные меры, то в ближайшем десятилетии от достигнет 7-10% от ВВП.

Вполне очевидно, что ведущим в разрешении данных проблем должен стать принцип экономии сил и средств, при ликвидации последствий ЧС. Обеспечение этого принципа потребует внедрения специальных программ, механизмов и, как следствие, инвестиций. Необходимо просчитать все опасные факторы, имеющиеся в государстве, выделить опасные в техногенном и природном плане территории, объективно оценить и научиться управлять обнаруженными рисками, отладить механизм государственного управления кризисами. При этом следует отладить системы мониторинга, прогноза и предупреждения ЧС, а также страхования риска.

В Западной Европе, где подобные программы уже работают, общее число техногенных аварий и катастроф сократилось за последние 10 лет в 7-10 раз. С внедрением данной программы затраты на ликвидацию последствий катастроф могут быть снижены в 10-15 раз, а человеческие потери сократятся на 30-40%. Внедрение системы страхования от аварий и катастроф снизит нагрузку на федеральный бюджет на 20-30%.

 

 

Таблица 15




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.