Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список. Экономический» человек (homo economicus) – идеально типическая конструкция, опирающаяся на принцип минимизации затрат и максимизации личной выгоды в




Я

Экономический» человек (homo economicus) – идеально типическая конструкция, опирающаяся на принцип минимизации затрат и максимизации личной выгоды в экономической поведении человека.

Э

Ш

 

Школа административного управления - 1920-1950 гг., направлена на разработку общих проблем и принципов управления организацией в целом. В рамках этой концепции в 20-е годы было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как системы взаимосвязей, имеющей определенную иерархию. При этом организация рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. Представителем данной школы был французский горный инженер – Анри Файоль (1841-1925 гг.), считающийся «отцом научного менеджмента». Он сформулировал 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день: 1) разделение труда; 2) полномочия и ответственность; 3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство направления; 6) подчиненность личных интересов общим; 7) вознаграждение персонала; 8) централизация; 9) скалярная цепь; 10) порядок; справедливость; 12) стабильность рабочего места для персонала; 13) инициатива; 14) корпоративный дух. Многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как А.Файоль их сформулировал.

 


Школа научного управления (SCIENTIFIC MANAGEMENT SCHOOL) – 1885-1920 гг., первый формальный подход к управлению. Основан на том, что ручной труд может быть изменен, перепрофилирован через наблюдения, замеры, логику и анализ так, чтобы он стал более эффективным. Основоположником данной школы стал американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915 гг.), книгу которого «Принципы научного управления» (1911г.) считают началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. Тейлор считал менеджмент истинной наукой, покоящейся на фундаменте законов, правил, принципов. Тейлор разработал систему научной организации труда, построенную на пяти основных принципах: 1) научного отбора рабочих (считая, что эффективное производство требует подбора по каждому виду работ соответствующего рабочего, который имеет для этого особые способности. Для проверки способностей разрабатываются тесты); 2) научного изучения труда и обучения рабочих (научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы возможно было тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности производства); 3) специализации работы (производство должно быть разделено на составные части, и все рабочие становятся специалистами по своим видам работ); 4) важности побудительных мотивов (заработной платы); 5) справедливом распределении ответственности между рабочими и управляющими.

 

Школа поведенческих бихевиористических наук (BEHAVIORAL SCIENCE SCHOOL) - концептуальный подход к управлению, который вырос из движения за человеческие отношения, сложившегося после второй мировой войны. Он основан на передовых концепциях психологии и социологии. Поведенческая школа занималась тем, что помогала сотрудникам полностью реализовать свой потенциал, применяя концепции поведенческих наук к проектированию организации и управлению ими, повышая тем самым их эффективность.

 

Школа человеческих отношений (HUMAN RELATIONS SCHOOL) – 1930-1950 гг., исторически существовавший концептуальный подход, в центре которого находится человеческий фактор, включающий и отношения между людьми в процессе работы. Известными исследователями этого направления были Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу. (см. Хотторнский эксперимент).

 

Штат аппарата управления - уста­новленный на определенный период вре­мени перечень наименований должнос­тей и общее количество постоянных долж­ностей в аппарате управления организа­ции и ее подразделениях с указанием должностных окладов по штатной долж­ности.

 

Штатное расписание — документ, определяющий состав организационных подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов, а также общую численность сотрудников и фонд заработной платы в организации. Право утверждения штатного расписания предоставлено руководителю. Целесообразно в проектируемое штатное расписание закладывать совмещение профессий работников с выплатой вознаграждений (персональных надбавок) в размере от 50 до 100% от гарантированного размера заработной платы по совмещаемой должности. Это всегда дает экономию затрат на содержание рабочих мест.

Штатное расписание - организаци­онно-распорядительный документ, ут­верждаемый собственником имущества предприятия, руководителем или выше­стоящим органом; содержит перечень на­именований должностей постоянных сотрудников (как правило, аппарата управ­ления) с указанием количества одноимен­ных должностей и размеров должностных окладов. В Ш.р. отражается структура со­ответствующей организации.


Шум (NOISE) - все, что искажает значение при обмене информацией; любое вмешательство в процесс коммуникации на любом из его участков, искажающее смысл послания.

 

 

Эволюция – (лат. evolution развертывание) – процесс изменения, развития.

Эволюция менеджмента – процесс изменения менеджмента, его исторического развития, оформления в систематизированную научную дисциплину.

Эвристика (греч. heurisko — нахожу, от­крываю) — основанный на беседах, диа­логах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска ре­шений.

Эвристические методы принятия решений — специальные (индуктивные) методы решения задач, направленные на сокращение количества альтернатив принятия решений в условиях нестандартных проблемных ситуаций.

Эгоизм (лат. ego — я) — себялюбие, пред­почтение своих личных интересов инте­ресам др., пренебрежение к интересам об­щества и окружающих.

Эгоцентризм — морально-психологичес­кое состояние личности (группы), харак­теризуемое ориентацией на собственные переживания, на достижение своих целей и интересов; воззрение, ставящее в центр всего мироздания индивидуальное "Я" че­ловека; крайняя форма индивидуализма и эгоизма.

Экономика труда — наука, изучающая конкретные формы и методы повышения эффективности, организации и условий труда, его материального и морального стимулирования, воспроизводства рабочей силы. Важное место в Э.т. занимают про­блемы рационального использования тру­довых ресурсов, повышения уровня и тем­пов роста производительности труда, ор­ганизации оплаты труда. Э.т. находится на стыке естественных и общественных наук, опирается на современные дости­жения психологии труда, физиологии тру­да, социологии труда, трудового права, статистики, эргономики и др. научных дисциплины. В свою очередь, из Э.т. в самостоятельные научные дисциплины выделились: научная организация труда, нормирование труда, организация зара­ботной платы.

Экономика труда – отрасль экономического знания, изучающая наиболее общие проблемы трудовых отношений в сфере хозяйственной деятельности; динамично общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы – ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.

Экономико-математические методы — выбор наилучших, оптимальных вариантов, определяющих управленческие решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.

Экономическая безопасность – возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, соц.-политическую и военно-политическую стабильность обще­ства и государства, противостоять влия­нию внутренних и внешних угроз.

Экономическая безработица - на­личие безработных, вызванное конъюнк­турой рынка, поражением части товаро­производителей в конкурентной борьбе. Прогнозируется рост Э.б. в РФ в ближай­шие годы. Э.б. неизбежна и, как считают специалисты, даже полезна, т.к. способ­ствует "обмену веществ".

Экономическая социология - об­ласть социологии, изучающая социальный механизм развития экономики, частные социальные механизмы регулирования социально-экономических процессов, экономическое сознание, экономическое мышление, экономическую культуру, эко­номический интерес, социально-эконо­мический стереотип, экономическое по­ведение (демографическое, миграционно-мобильное, образовательно-квалификаци­онное, управленческое, профессионально-трудовое, поведение в сфере распределе­ния доходов, покупательское, потреби­тельское и др.). Основная задача Эх. — разработка теории, методологии и методики изучения социальных механизмов, регулирующих отдельные социально-эко­номические процессы.


Экономическая социология – отраслевая социологическая дисциплина о социальных аспектах функционирования экономки, включающая производство, рынок труда и потребление.

 

Экономическая эффективность – отношение полученного результата к затратам.

Экономический анализ (ECONOMIC ANALYSIS) - многочисленные методы для оценки затрат и выгод, а также относительной прибыльности деятельности.

Экономическое обоснование управленческого решения — комплексное определение эффективности каждого из альтернативных вариантов решения.

Экспансия (от лат. expansio — расширение, распространение) экономическая, расширение сфер влияния частнокапиталистических фирм, монополистических объединений и групп, а также капиталистических государств в области экономики. Э. свойственен капитализма как способ извлечения большей прибавочной стоимости. Преимущества крупномасштабного специализированного производства способствовали завоеванию товарами, произведёнными на капиталистических предприятиях, рынков экономически отсталых стран. Усиление Э. в условиях империализма — закономерное следствие концентрации производства и капитала, обострения внутренних противоречий капиталистической экономики, действия неравномерности экономического и политического развития капитализма закона. Э. происходит путём борьбы за наиболее выгодные сферы приложения капитала, источники сырья и рынки сбыта произведённой продукции. Одна из форм Э.— вывоз капитала. Неоколониалистская Э. монополий и империалистических государств в развивающиеся страны усиливает диспропорциональность их экономического и социального развития, сопровождается усилением их технической и технологической зависимости от бывших метрополий и других развитых капиталистических стран. Объектом Э. являются не только развивающиеся, но и развитые капиталистические страны, располагающие мощной производственной и научно-технической базой, квалифицированной рабочей силой. Она проявляется в форме взаимопроникновения капиталов империалистических государств. Важную роль в Э. на внешние рынки товаров и капиталов играют многонациональные корпорации. Используя своё превосходство в области технологии, организации труда и производства, обладая колоссальными материальными и финансовыми ресурсами, многонациональные корпорации искусно приспосабливаются к условиям современной конкурентной борьбы, создают сеть своих филиалов в других странах, извлекая баснословные прибыли. С развитием государственно-монополистического капитализма всё более активную роль в проведении и стимулировании Э. играет буржуазное государство, которое использует такие инструменты, как инвестиции государственного капитала за границей, "помощь" развивающимся странам, страхование экспорта частного капитала от коммерческого и политического риска, предоставление экспортных кредитов, вывозные премии, товарный и валютный демпинг, изменение паритетов валют и др. Экономическая Э. нередко связана с военно-политической Э. капиталистических государств в менее развитые страны путём дипломатического давления, военной интервенции и т. п. Термин "Э." используется также в экономической литературе для характеристики мероприятий, направленных на повышение деловой активности и на создание условий для выхода из экономических кризисов (дефицитное финансирование, льготное кредитование, снижение ставок учётного процента и налогообложения, политика ускоренной амортизации и предоставления финансовых льгот). Неизбежным следствием такой политики являются инфляция и рост стоимости жизни.


Эксперимент — метод познания процессов и явлений, основанный на физическом моделировании исследуемых объектов с целью изучения их реакции на внешние и внутренние воздействия.

Эксперимент (лат. experimentum) — про­ба, опыт, метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляе­мых условиях исследуются явления дей­ствительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объ­ектом, Э. осуществляется на основе тео­рии, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теорий, имеющих принци­пиальное значение (т.н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм прак­тики выполняет функцию критерия ис­тинности научного познания в целом. Современная наука использует разнооб­разные виды Э.: а) качественный Э., в сфере фундаментальных исследований простейший тип, имеющий целью уста­новить наличие или отсутствие предпо­лагаемой теорией явления; б) более сло­жен измерительный Э., выявляющий ко­личественную определенность какого-либо свойства объекта; в) мысленный Э. — находящий широкое применение в фун­даментальных исследованиях. Относясь к области теоретического знания, он пред­ставляет собой систему мысленных, прак­тически неосуществимых процедур, про­водимых над идеальными объектами. Бу­дущими теоретическими моделями реаль­ных экспериментальных ситуаций мыс­ленные Э. проводятся в целях согласован­ности основных принципов теории. В области прикладных исследований при­меняются все указанные виды Э. Их за­дача — проверка конкретных теоретичес­ких моделей; г) для прикладных наук спе­цифичен модельный Э., который ставит­ся на материальных моделях, воспроиз­водящих существенные черты исследуе­мой природной ситуации или техничес­кого устройства. Он тесно связан с про­изводственным Э.; д) бурно развивается соц. Э. Он способствует внедрению в жизнь новых форм соц. организации и оптимального управления. Поэтому соц. Э., выполняя познавательную функцию, относится к сфере управления обществом. Объект соц. Э., в роли которого выступа­ет определенная группа людей, является одним из участников Э., с интересами которых необходимо считаться, а сам ис­следователь оказывается включенным в изучаемую им ситуацию. Содержание и процедуры соц. Э. обусловлены правовы­ми и моральными нормами общества.

Эксперт (лат. expertus — опытный) — спе­циалист, делающий заключение при рас­смотрении какого-нибудь вопроса.


Экспертный метод — проведение экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов.

Экспромт — короткая речь, произнесен­ная без подготовки.

Экстраверсия – Интроверсия – характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.

Экстраверсия (лат. extra — вне, versio — поворачивать) — характеристика индиви­дуально-психологических особенностей личности, при которой индивид сосредо­точивает свои интересы на внешнем мире, внешних объектах, иногда за счет своих собственных интересов, принижения лич­ной значимости. Экстравертам свойствен­ны импульсивность поведения, актив­ность в жестах, общительность, проявле­ние инициативы (иногда излишней), соц. адаптированность, открытость их внутрен­него мира.

Экстраверт — человек, психологические особенности которого выражаются в со­средоточении своих интересов на внеш­нем мире, внешних объектах, иногда за счет собственных интересов, принижения личной значимости. Э. свойственны им­пульсивность поведения, активность в жестах, общительность, проявление ини­циативы (иногда излишней), соц. адап­тированность, открытость внутреннего мира.

Эластичность соотношения цени заработной платы – одно из важных положений классической экономической теории, согласно которой конкуренция между продавцами ведет к снижению цен, что требует уменьшение издержек, в том числе за счет сокращения заработной платы. Конкуренция между наемными работниками вынуждает их с этим соглашаться. Так устанавливается эластичное соотношение цен и заработной платы.

Электорат — круг лиц, обладающий пра­вом голоса при выборах в органы гос. власти. Э. неоднороден, имеет много соц. и политических оттенков. Настроения Э. определяют состав выборных органов власти, влияют на политику государства, позиции политических партий и групп.

Электронная почта - наиболее опе­ративный вид коммуникации, базирую­щийся на использовании электронных ме­тодов передачи и обработки информации. Э.п. обеспечивает возможность пересыл­ки печатных материалов, графиков, де­ловых бумаг, фотографий, таблиц, газет, журналов и т.п. Э.п. представляет собой службу безбумажных почтовых отноше­ний и фактически является системой сбо­ра, обработки и передачи документальных сообщений по телефонным сетям и се­тям передачи данных. К преимуществам Э.п. как вида обслуживания относятся: оп­тимальное использование рабочего вре­мени отправителя и получателя инфор­мации; осуществление передачи инфор­мации независимо от расстояния между абонентами; передача любого вида инфор­мации, включая финансовые документы и деловые письма. Внедрение технологии Э.п. в инфраструктуру адм. органов зна­чительно расширяет их возможности в вопросах документооборота, высвобожда­ет часть обслуживающего персонала, по­вышает оперативность принимаемых ре­шений.

Элиминировать – исключать, устранять.

Элита (фр. elite — лучшее, отборное, из­бранное) — понятие, обозначающее из­бранную часть, верхушку общества, стоя­щую выше остальных людей. Признаки отнесения людей к Э. неоднозначны и различны: это люди, получившие наивыс­шие оценки в области их деятельности; наиболее активные, ориентированные на власть; обладающие формальной властью в организациях и институтах, определя­ющих соц. жизнь; "боговдохновенные" личности, обладающие харизмой; творчес­кое меньшинство общества в противопо­ложность нетворческому большинству; пользующиеся в обществе наибольшим престижем и статусом, обладающие ин­теллектуальным или моральным превос­ходством над массой. Социологи выделяют следующие самостоятельные Э.: поли­тическую, экон., адм., военную, идеоло­гическую, научную и творческую.

Эмерсон Гаррингтон (Emerson Har­rington) (1853—1931) — американский ис­следователь в области менеджмента и ор­ганизатор производства. Разработал комплексный системный подход к организа­ции управления. Сформулировал осново­полагающие принципы научного управ­ления, которые представлены в книге "Двенадцать принципов производитель­ности" (1912): точно поставленные цели; здравый смысл; компетентная консульта­ция; дисциплина; справедливое отноше­ние к персоналу; оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет; диспетчирование; нормы и расписание; нор­мализация условий; нормирование опе­раций; написанные стандартные инструк­ции; вознаграждение за производитель­ный труд. Э. первым обратил внимание на проблему принципов научного подхо­да и обучения служащих.

Эмоции — психические переживания, ду­шевное волнение (гнев, радость и т.д.), возникающие у человека в результате воз­действия на него внешних и внутренних раздражителей.

Эмпатия - понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и проч.). Эмпатия – внимание к чувствам других людей. При обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре.

Эмпиризм – (греч. emperia- опыт) – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм преувеличивает роль чувственного познания, недооценивает роль мышления, научных абстракций.

Эмпирический – (греч. empeiria – опыт) основанный на опыте.

Энтропия (от греч. en, tropē — поворот, превращение) — 1) в теории информации: величина, характеризующая степень неопределенности системы; 2) в теории систем: величина, обратная уровню организации системы.

Энтузиазм трудовой - воодушевле­ние, вдохновенный порыв участников со­вместной трудовой деятельности, увлечен­но стремящихся к достижению поставлен­ной перед собой цели (напр., к осущест­влению проекта технической реконструк­ции предприятия, благоустройству терри­тории вокруг нового жилого дома и т.п.).

Энтузиаст — человек, преданный делу, от­дающий ему все силы, работающий с эн­тузиазмом.

Эргономика – (от греч. ergon – работа и nomos- закон) научная дисциплина, сложившаяся на пересечении психологии, физиологии и гигиены труда, антропологи и технических наук в связи с космическими программами.

Эргономика — наука, изучающая взаи­модействие человека и машины в кон­кретных условиях его производственной деятельности. Эргономические требова­ния к орудиям труда, организационной оснастке, планировке и оснащению ра­бочих мест определяются физиологичес­кими, психологическими и биохимичес­кими характеристиками человека и осу­ществляются в целях оптимизации тру­довой деятельности. Э. — продукт интег­рации биол., соц. экон. и технических наук. Границы Э. еще недостаточно чет­ко определены, поэтому в литературе час­то Э. отождествляют с инженерной пси­хологией (см. Инженерная психология).

Эрудиция — глубокие познания в какой-либо области знания или в нескольких областях.

Эстетика труда — привнесение в орга­низацию труда и производства, в произ­водственную обстановку законов и норм эстетики — философской науки об искус­стве, о красоте, с целью создания для трудящихся наиболее комфортных условий труда, воспитания у них эстетической культуры, чувства красоты, придания про­изводственной обстановке нового, эсте­тического вида, повышения общей куль­туры производства. Э.т. предполагает ор­ганизацию труда и производства на нача­лах красоты и целесообразности, вклю­чает проектирование эстетически привле­кательной и практически целесообразной архитектуры промышленных сооружений и орудий труда, художественное оформле­ние интерьеров производственных поме­щений, мест отдыха, создания удобной и красивой рабочей одежды, благоустрой­ство и озеленение территорий, трансля­цию функциональной музыки и др.

Эталонная власть (REFERENT POWER) - влияние, основанное на личных свойствах оказывающего влияние. Такое воздействие приводит к тому, что исполнитель тянется к руководителю или даже отождествляет себя с ним.

Этапы деловой карьеры - отрезки трудовой жизни работника в определенной сфере деятельности по пути достижения своих целей. Этапы деловой карьеры различаются в зависимости от профессии работника. Типовая трудовая жизнь состоит из пяти этапов:
-1- предварительный этап: учеба и поиск профессии;
-2- этап становления: освоение выбранной профессии;
-3- этап продвижения: рост квалификации и продвижение по службе;
-4- этап сохранения: закрепление достигнутых результатов, достижение пика квалификации;
-5- этап завершения: подготовка к уходу на пенсию.

Этика (лат. ethica, греч. ethos) – система норм нравственного поведения человека, какого-либо класса, общественной или профессиональной группы; принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного.

Этика трудовая – совокупность неформальных норм, обычаев и правил поведения человека в сфере труда.

Этика успеха – система нравственных принципов, этических норм, правил, этикетов, стилей поведения и общения в процессах профессиональной деятельности, достижения целей, позитивных общественных оценок, эффективности реализации интересов субъекта.

Этические нормы (CODE OF ETHICS) - система общих ценностей и правил этики, соблюдение которых организация требует от своих сотрудников.

Этический – нравственный, относящийся к этике; соответствующий требованиям этики.

Этнография профессий – изучение процессов становления, воспроизводства и функционирования в обществе профессий и профессиональных сообществ, основанное на применении этнографических методов и интерпретативных объяснительных схем. Этнография профессий нацелена на то, чтобы приоткрыть и сделать явными те способы, какими люди определенной профессии конструируют свое понимание, оценку, образ действия, иначе говоря, управляют своей ежедневной ситуацией. Один из первых ученых в этом направлении, Ф,Гамст, предпринял «наблюдающее исследование» работы механиков, обслуживающих тепловозные двигатели. В других этнографиях профессий Г.Эпплабаум исследовал культуру строительных рабочих, В. Пилчер изучал работу портовых грузчиков, Ван Маанен углубленным образом описал работу полицейских. В российской социологии – это исследования М.Ильиной, изучавшей работу кондукторов общественного транспорта, и М. Киблицкой, которая изучала работу секретаря фирмы методом включенного наблюдения.

Эффект Хоторна (HAWTHORNE EFFECT) - условие, в котором новизна, интерес к эксперименту или повышение внимания к исследуемому вопросу приводит к искажению, слишком благоприятному результату во время эксперимента.

Эффективность — относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Эффективность коммуникаций может быть различной. По данным зарубежных исследований результативность горизонтальных связей достигает 90%, вертикальных – 20–25% (такое количество исходящей от руководителей информации доходит до работников и правильно понимается ими). Другими словами, исполнители способны реализовать свои функции, располагая лишь пятой частью предназначенной им информации. Недостаточную эффективность вертикальных (как восходящих, так и нисходящих) коммуникаций подтверждают данные о том, что ближайший начальник рабочих (бригадир), покидая кабинет первого руководителя предприятия, выносит только 30% информации, а начальник цеха – около 40%. Коммуникации снизу вверх еще более неэффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации. Это убедительно свидетельствует о том, что не используются все возможности в организации коммуникаций. Важно помнить и то, что успех коммуникационных процессов органически связан с соблюдением этических норм как со стороны получателя, так и со стороны отправителя информации. Эффективность коммуникаций зависит и от того, как построено сообщение. При создании его необходимо соблюдать такую последовательность: от внимания к интересу, от интереса к основным положениям, от уточнения деталей к возражениям и вопросам, далее – к заключению и призыву к действию.

Эффективность организации – результативность организации, соотношение результатов деятельности и затраченных на их достижение трудовых и материальных ресурсов. Сущность процесса увеличения эффективности организации состоит в повышении экономических результатов на каждую единицу затрат.

Эффективность — относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Эффективность производства (OPERATIONS PERFORMANCE) - рыночная стоимость произведенной продукции, деленная на суммарные за траты ресурсов организации.

Эффективность управленческого решения — уровень достижения запланированного результата на единицу затрат путем реализации управленческого решения.

Явление — внешнее выражение сущности того или иного предмета, процесса в при­роде или соц. жизни; обнаружение того, что происходит в окружающей человека действительности, что имеет место как событие, факт. Напр., проведение в РФ за последние годы крупномасштабной приватизации имущества, ранее считав­шегося гос. собственностью, стало значи­тельным Я. в жизни страны, во многом определяющим ее продвижение к рыноч­ной экономике.

Явочная численность - численность работников, учитываемая по количеству дней явок на работу. В отли­чие от списочной численности работни­ков в Я.ч.р. не значатся работники, кото­рые, будучи в списках предприятия, по разным причинам не выходили на работу (по болезни, в связи с очередным отпус­ком, в командировках и т.п.).

Якокка Ли (Iacocca Lee) — известный представитель делового мира США. Ро­дился в семье итальянских эмигрантов. С 1946 г. работал в компании "Форд мотор", пройдя путь от инженера-стажера до пре­зидента компании (1968). В 1978 г. после конфликта с Генри Фордом II покинул "Форд мотор". В этом же году возглавил автомобилестроительную компанию "Крайслер", находившуюся на грани бан­кротства. К 1983 г. компания "Крайслер" под руководством Я. успешно преодоле­ла финансовые трудности. Широкую из­вестность получила автобиография Я. "Карьера менеджера" (1984), в которой изложена история спасения компании "Крайслер" (основной акцент при этом Я. делает на создании "команды" из опыт­ных и молодых производственников и управленцев, принципах построения центрального управленческого аппарата, преодолении его забюрократизированности, вовлечении рабочих в решение про­изводственных проблем), представлены взгляды Я. на проблемы американской экономики и пути их преодоления, на формирование индустриальной политики.

Я-образ — один из компонентов, опреде­ляющий поведение личности; система уп­равления личностью. Суть Я.-о. состоит в осознании каждым человеком своей ин­дивидуальности, неповторимости, своего "Я" и то, каким индивид видит себя в прошлом, настоящем и будущем. Понятие "Я.-о." включает представление личнос­ти о себе, своих интересах, склонностях, ориентации, самоуважении, уверенности в себе. Операционный или практический смысл Я.-о. состоит в том, что все наши отношения с окружающим миром стро­ятся, исходя из видения своего "Я", из того факта, как реакция окружающих со­относится с собственной реакцией инди­вида. Стабильность Я.-о. является пред­посылкой последовательности и устойчи­вости поведения человека. Индивид в рам­ках своих представлений о себе стремит­ся установить и постоянно поддерживать определенный набор свойств, характери­зующих его сущность. В соответствии с набором этих представлений индивид строит свои отношения с окружающими, делает самооценку и дает оценку др. лю­дям. В ряде случаев люди могут игнори­ровать объективную информацию, если она не соответствует их представлениям, и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, если они соответст­вуют Я.-о. Напр., если индивид оценива­ет объективно свои способности и в про­цессе работы допустил неточность или ошибку, то при обнаружении этой ошиб­ки коллегой он правильно реагирует (при пр. равных условиях) и воспринимает за­мечание. При завышенной самооценке за­мечание будет воспринято либо как ос­корбление, либо не будет услышано. При заниженной самооценке будут долгие переживания, вплоть до отказа работать дальше над полученным заданием. В че­ловеческом сознании заложены психоло­гические механизмы защиты своего об­раза, своего реального "Я", они необхо­димы для поддержания психологическо­го равновесия и психологического "ком­форта" личности. Вместе с тем эти же механизмы могут затруднить восприятие, напр., критических замечаний, т.к. нару­шают единство созданного внутреннего образа, представления о себе. Неадекват­ное представление о себе создает многие психологические барьеры (общения, иг­норирования информации, чужого мне­ния) и конфликтность поведения. Каж­дый человек вырабатывает свои формы защитных механизмов личности, иногда на бессознательном уровне.

 

Ярмарка вакансий — периодически уст­раиваемый съезд представителей различ­ных организаций с целью получения или предложения информации об имеющих­ся или ожидаемых вакансиях, условиях заключения контрактов рабочих и служа­щих, о социальных льготах и гарантиях, предоставляемых работникам.

 

Ярмарки вакансий рабочих и учебных мест — мероприятия, орга­низуемые гос. службой занятости в сотруд­ничестве с работодателями, учебными центрами и негос. биржами труда (моло­дежной биржей труда, биржей труда для военнослужащих и т.д.). Я.в.р. и у.м. про­водятся в различных формах: общегород­ские ярмарки (проводятся один раз в квар­тал); районные ярмарки; ярмарки на базе крупных предприятий города; ярмарки — презентации специалистов. Посетители ярмарки имеют возможность без посред­ников встретиться с представителями кад­ровых служб и администрацией организаций и подобрать себе подходящую ра­боту или учебное место как путем непо­средственного контакта с работодателя­ми и представителями учебных заведений, так и через компьютерные банки вакан­сий рабочих и учебных мест. К услугам посетителей — квалифицированные юристы, консультанты по вопросам проф­ориентации, профотбора, трудоустройст­ва. Эффективность ярмарок вакансий до­статочно высока — значительная часть по­сетителей находит нужную работу, а ра­ботодатели — рабочую силу.

Ясность роли – предполагает, что человеку, данную роль исполняющему, известно и понятно не только ее содержание, т.е. содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом.

Ярость — сильный гнев, бешенство.

Ячество — индивидуализм, выдвижение на первый план себя, своей личности, свое­го "Я".

 

1. Аудит и контроллинг персонала. / Под ред. Ю.Г. Одегова. – М.: Экзамен, 2004. – 544 с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: Проспект, 2007. (гриф МО РФ).

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. – М. Юристъ, 2010. – 496 с.

4. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник / Виханский О.С., Наумов А.И. – М.: Экономистъ, 2009. (гриф МО РФ).

5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. (гриф МО РФ).

6. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. – М.: ИНФРА-М, 2012. (гриф УМО).

7. Егоршин А.П. Управление персоналом. – Ниж.Новгород: НИМБ, 2011. – 720 с.

8. Кадровый менеджмент. Учебник вузов. / Цветаев В.М. – М.: Проспект, 2005. – 159 с.

9. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации. – М.: ИНФРА, 2011. - 384с.

10. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ М.: ИНФРА-М, 2005.

11. Королев Ю.Б. и др. Менеджмент в АПК. - М.: Колос, 2000. – 304 с.

12. Королев Ю.Б., Коротнев В.Д., Кочетова Г.Н., Никифорова Е.Н. Менеджмент в АПК. / Под ред. Ю.Б.Королева. – М.: Колос, 2000. – 304 с.

13. Коротков Э.М. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО).

14. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2007. (гриф УМО).

15. Менеджмент: Учебное пособие / Под ред. В.В.Лукашевича, Н.И.Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (гриф УМО).

16. Мескон М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – М.: Вильямс, 2007.

17. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2007. – 704 с.

18. Огарков А.А. Управление организацией: Учебник. – М.: Эксмо, 2006.

19. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 2009. – 944 с.

20. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. – М.: ИНФРА-М, 2008. (гриф)

21. Социология труда. Теоретико-прикладной словарь. / Отв. Ред. В.А.Ядов. – СПб.: Наука, 2006. – 426 с.

22. Тебекин А.В. Менеджмент организации: Учебник / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – М.: КНОРУС, 2007. (гриф МО РФ).

23. Травин В.В., Дятлов В.Я. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 272 с.

24. Трудовойкодекс Российской Федерации: Рекомендации по применению: В 2 кн. М.: Дело и Сервис: ДИС, 2009. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – 4-е издание. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с.

25. Управление персоналом на предприятии./ Под ред. М.И. Бухалкова. – М.: экзамен, 2005. – 320 с.

26. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: учебное пособие для вузов. Под ред. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 439 с.

27. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д. Менеджмент: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. Ю.А. Цыпкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 439 с.

28. Экономика труда: социально-трудовые отношения. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Ожегова. – М.: Экзамен, 2006. – 736 с.


 

 

Словарь

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.