Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности социально-профессиональной общности государственных служащих 1 страница




Менеджеры, нанятые обществом на государственную службу, т.е. современная бюрократия, представляет собой социальную целостность, характеризуемую общностью условий существования, административной формой деятельности, единой системой ценностей и норм, а также сходными чертами образа жизни. Это реальная, статусная группа людей, формирование которой связано с осознанием чиновниками своих интересов, их самоидентификацией и механизмами самоорганизации.

В российском обществе сложилось неоднозначное отношение к чиновникам. Одни оценивают их как высокостатусную группу, признают престиж и привилегированность административного труда. Другие полагают, что это не обычная профессиональная группа, а обособившийся слой или даже класс, «присвоивший» себе государство. Им инкриминируются корысть и произвол, формализм и карьеризм, паразитический образ жизни.

Безусловно, смена общественного строя, реформа государственной власти должны были изменить основные социальные параметры данной группировки. В связи с этим требуется выяснить статусные оценки государственных служащих. Это позволит ответить на вопрос: куда дрейфуют чиновники? Сохранили они основные характеристики правящего класса или представляют собой хотя и привилегированную, но всего лишь профессиональную общность.

На основе указанных выше признаков бюрократии можно определить индексы власти, собственности, образа жизни чиновников и провести соответствующие социологические замеры. Индекс власти выражают следующие переменные: наличие подчиненных; полномочия респондента. Индекс собственности проявляют такие переменные, как наличие в собственности респондента акций и недвижимости (основное и вспомогательное жилище, земля, культурно-бытовые предметы длительного пользования). Индекс образа жизни складывается посредством переменных, отражающих условия и стиль жизни.

В результате социологического исследования, проведенного автором[42], выяснилось, что половина опрошенных государственных служащих (52,5%) считают себя влиятельной силой. На вопрос «В чем выражается это влияние?» получены такие ответы: менеджеры контролируют работу предприятий, организаций и учреждений (27,6%); они распоряжаются финансовыми ресурсами (22,7); влияют на производственную деятельность (15,7); владеют материальными средствами (5,4%).

Учитывая, что чиновники преимущественно контролируют производственно-экономические процессы, а не владеют и распоряжаются собственностью, вряд ли их можно отнести к правящему классу. По мнению респондентов, наибольшую значимость имеет бизнес-слой, затем работники правоохранительной службы и только на третьем месте гражданские служащие. В целом 72% опрошенных удовлетворены положением, которое они занимают в обществе.

Таким образом, бюрократия утратила черты правящего класса и былое влияние в обществе. Примыкая к властвующей элите, она, скорее всего, представляет собой слой людей, исполняющих ее волю. Социальный статус государственных гражданских служащих определяется мерой делегированной ей официальной власти. Это подтверждается тем, что абсолютное большинство служащих (91%) беспрекословно исполняют принятые решения; 55% опрошенных утверждают, что распоряжение ресурсами определяется прямыми указаниями руководства; 35,6% - подчеркивают, что они не самостоятельны в принятии решений и выборе средств для их осуществления.

Качество жизни бюрократии определяется их собственностью и доходом. По данным опроса лишь 4,4% служащих имеют собственный дом; 30,4% приватизированную квартиру. Несмотря на то, что значительная часть чиновников проживает в центре города, этот показатель вряд ли следует учитывать, поскольку приватизация квартир до сих пор была довольно простой и доступной.

О земельных владениях чиновников можно судить по следующей таблице.

Таблица 2

Владение землей
(в % к числу опрошенных)

Имеется ли у Вас земля? Все служащие в том числе
руководители специалисты
Да, земля и дача 9,6 16,3 8,4
Да, садовый участок 40,4 55,5 37,0
Да, земля в сельской местности 2,2 - 1,4
Нет 47,8 28,2 53,2

 

Цифры свидетельствуют о том, что только половина опрошенных служащих владеют землей, да и то используют ее как садовый участок. У руководителей этот показатель на порядок выше по сравнению со специалистами. Приведенные факты также не приходится брать в расчет в связи с тем, что приобретение садовых участков вполне доступно.

Учитывая инфляцию, в качестве основного показателя доходов служащих была использована потенциальная покупательная возможность чиновников. Всего лишь у 5% опрошенных служащих (в том числе у каждого пятого руководителя) уровень денежного дохода позволяет откладывать какие-то сбережения, на которые можно приобрести следующие виды товаров и услуг (см. табл. 3).

 

Таблица 3

Покупательные возможности
(в % к числу опрошенных)

жилой дом, квартиру 14,2 одежду, обувь 11,7
автомобиль 7,7 аудио-, видеотехнику 6,1
дачный дом, материалы на него 7,7 бытовую технику 9,7
мебель 10,9 путевку для путешествия за рубежом 7,7
ценные бумаги 2,0 оплатить расходы за обучение детей в ВУЗе 13,4
компьютерную технику 6,1 другое 2,8

 

Большинство опрошенных служащих (89,8%) оценивают свое здоровье как хорошее и нормальное. На вопрос «Если Вы намерены поправить свое здоровье, то каким образом?» 33,1% респондентов ответили: в российском санатории; 15,8 – в доме отдыха в России; 9 – на курорте за рубежом; 15 – в лечебном учреждении по месту жительства; 18 – на даче; 9% – другое.

Анализ качества жизни государственных служащих показывает, что их уровень дохода достаточен для того, чтобы иметь благоустроенное жилище, набор бытовой техники, садовый участок, отдохнуть или поправить здоровье в санатории.

Рассматривая образ жизни бюрократии в целом, следует, прежде всего, отметить общность условий жизни чиновников. Большинство опрошенных проживает в муниципальной (32,6%), либо приватизированной квартире (30,4). 21 – в гостинице, общежитии, снимают квартиру или комнату; 4,4% - в собственном доме.

На вопрос «Каковы Ваши семейные условия проживания?» получены следующие ответы: 10,1% - живу один (одна); 14,5 – живем вдвоем с женой (мужем); 49,3 – живем вместе с детьми; 10,1 – живем вместе с родителями; 15% - мы, наши дети и родители, живем вместе. Как видно, большинство чиновников проживают в отдельной квартире, в семье с одним или двумя детьми.

Одна из задач исследования была связана с выявлением установки чиновников на внутреннее воспроизводство своего социального слоя. Судя по фактам, можно сделать вывод, что эта установка не столь велика. Такой вывод подтверждают ответы служащих на вопрос: «Кем бы Вы хотели видеть своего сына (дочь)?». 23,5% респондентов сказали: человеком творческой профессии; 15,2 – юристом; 12,9 – экономистом; 12,7 – врачом; 7,6 – руководящим работником; 5,3 – предпринимателем; 3 – ученым; 2,3 – чиновником; 13,6 – затруднились с ответом; 4,5 – назвали другие профессии.

Несколько фактов о стиле жизни чиновников. Как они одеваются? Значительная часть опрошенных (41,3%) придерживается индивидуального стиля одежды; 35,7 – одеваются так, как принято в административной среде; 15,4% - не придают этому особого значения.

Какие формы досуга предпочитают административные работники? Приоритет отдается чтению (17%). Следующая доминирующая форма досуга – дружеские встречи, общение по интересам – 15. Далее идет посещение театров, филармонии – 12,6. К числу значимых форм досуга относятся также просмотр телепередач (12,3); дача, сад, огород (11,4%). Такие формы досуга, как туризм, охота, рыбалка, физкультура и спорт, концерты эстрадной музыки, компьютерные и настольные игры, техническое творчество, автолюбительство, кино в административной среде не популярны.

С кем предпочитают проводить свободное время чиновники? Большинство опрошенных (56%) – в кругу семьи, родственников; 26,6 – с друзьями, приятелями; 8,2 – с ограниченным кругом знакомых; 4,4% - с коллегами; остальные – либо с соседями, либо с «нужными» людьми.

Приведенные данные коррелируют с ответами служащих на следующий вопрос: «К кому, скорее всего, Вы обратитесь в трудную минуту?» Значительная часть респондентов (40,5) указала – к членам семьи, родственниками; 25 – к друзьям; 11,7 – к коллегам; 10,3 – к начальнику; 9,5 – ни к кому (сам справлюсь); 3% - затруднились с ответом.

Подводя итог анализу основных социальных параметров группы государственных служащих, можно сделать вывод, что в настоящее время они представляют собой полузакрытую профессиональную общность с размытыми слоевыми очертаниями. Вместе с тем достаточно четко проявляются тенденции к перерастанию данной группировки в особую корпорацию социальных менеджеров.

О степени зрелости социально-профессиональной общности государственных служащих можно судить по уровню корпоративных интересов и ценностей. Для этого социологи используют следующие индикаторы[43].

1. Общность ценностных установок. В совокупности ценностей, разделяемых государственными служащими, выделяется установка на «служение общественному благу». По данным социологического опроса чиновников, приоритетным при поступлении на работу в государственные структуры оказалось стремление служить общественным интересам (50% опрошенных в Ростове и 44,4% - в Таганроге)[44].

2. Социальная самоидентификация. Степень осознания служащими специфики администрирования достаточно высока. Эмпирически установлено, что свобода в выборе путей решения управленческих задач способствует реализации творческого потенциала личности в профессиональной деятельности: 83,2% служащих, опрошенных в Северо-Кавказском регионе, удовлетворены уровнем самостоятельности принятия решений в рамках своей компетенции[45].

3. Сходство мотивации. Самой значимой для большинства чиновников является установка на карьеру, связанные с должностным продвижением социальные, организационные и правовые статусы. Одним из основных мотивов поступления на работу в государственные структуры является «надежда сделать карьеру» (45,4% опрошенных служащих в Ростове и 36,1% - в Таганроге)[46].

4. Общие принципы служебного поведения. В административной среде утверждается кодекс поведения чиновников. По данным социологического опроса руководителей и специалистов аппарата, федеральных и региональных органов государственной власти к числу наиболее развитых моральных качеств государственных служащих относятся: ответственность за дело; честность, порядочность; доброжелательность, внимательное отношение к людям; уважение к закону; справедливость, объективность; стремление отдавать работе все свои силы; бескорыстие, неподкупность; принципиальность, ориентированность на дело, а не на свое руководство[47].

5. Осознание идентичности. Материалы социологических исследований показывают достаточно высокую степень осознания бюрократией своей принадлежности к государственной службе. Несмотря на снижение престижа профессии, нестабильность служебного положения, чиновники ориентированы на особый характер труда в сфере администрирования, связывают с ней свои социальные ожидания[48].

Итак, социологические замеры фиксируют тенденцию становления качественно новой социально-профессиональной общности государственных служащих. Вместе с тем, этот процесс протекает противоречиво в условиях напряженности административной среды. Причины этого кроются в затянувшемся процессе институционализации современной государственной службы, полузакрытости ее формальных структур, устаревшей профессиональной культуры, низком уровне самоорганизации чиновников.

Контрольные вопросы и задания:

1. Каковы особенности труда менеджеров в сфере администрирования?

2. Проанализируйте содержание видов управленческой деятельности госслужащего и необходимые для ее осуществления профессионально важные качества личности.

3. По каким основаниям производится разделение труда в государственном аппарате?

4. Посредством каких механизмов осуществляется социальный отбор госслужащих? Дайте оценку качественному составу чиновников.

5. Каковы особенности современной бюрократии? Укажите основные признаки этой социальной общности.

6. Раскройте корпоративные интересы и ценности госслужащих. Посредством каких индикаторов осуществляются социологические замеры самосознания чиновников?


 

 

ГЛАВА 7. ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

Цель главы:

Представить институт государственной службы как регулятор административной деятельности чиновников.

Рассмотреть процесс становления института профессиональной государственной службы в Российской Федерации.

Провести анализ функционирования института государственной службы.

В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и законодательством субъектов федерации, в нашей стране по существу заново отстраивается институт государственной службы, предназначенный для регуляции публично-правовых отношений. Государственную службу оценивали у нас как временное явление, которое отомрет по мере социального прогресса. Между тем, многие трудности, возникающие сегодня на пути реформ, спровоцированы неудовлетворительной работой административных учреждений. Бюрократизм, коррупция, произвол, круговая порука, низкая квалификация персонала – таков далеко неполный перечень пороков государственного аппарата. Последствия этого ощущаются повсеместно. Люди страдают от прямого невыполнения законов, указов, постановлений должностными лицами. Все это побуждает обратиться к социологическому ракурсу анализа государственной службы, рассмотреть ее как социально-правовой институт.

1. Институт государственной службы – регулятор
административной деятельности чиновников

Для нормального функционирования общества необходимо закрепить ряд человеческих отношений, сделать их обязательными для всех. Это касается и публично-правовых отношений, обеспечивающих социальный порядок, баланс интересов разнообразных общественных групп, стабильность государства и общества. Практика закрепления отношений, удовлетворяющих насущные потребности людей, оформляется в статусно-ролевую систему, предписывающую индивидам правила поведения. Такого рода системы создаются в обществе в форме институтов.

Термин «институт» социологи употребляют в нескольких значениях: 1) его относят к определенной группе лиц, выполняющих социальные функции; 2) он означает организацию, удовлетворяющую общественные потребности; 3) им называют некоторые социальные роли, особенно важные для жизни людей.

Когда мы говорим, что государственная служба – это институт, то подразумеваем под этим группу чиновников, работающих в органах государственной власти; административные организации и учреждения, которыми они располагают; наконец, роль министра, главы департамента и т.п.

Однако между понятиями «институт», «группа», «организация» и «роль» имеются существенные различия. Если группа – это совокупность взаимодействующих людей, соединенная общими интересами; организация – это объединение индивидов, ориентированных на достижение определенной цели; роль – это модель поведения, соответствующая ожиданиям окружающих людей, то институт – это организованная система связей, представляющая собой ценностно-нормативный комплекс, посредством которого направляются и контролируются действия людей по удовлетворению основных потребностей общества.

Применяя данное определение к институту государственной службы, отметим, что под ценностями понимаются разделяемые людьми цели (право, демократия), под нормами – стандартизированные образцы поведения (на основе конституции и других законов), а под системой связей – сплетение социальных ролей и статусов (глава администрации, руководитель отдела и др.), в рамках которых это поведение осуществляется. Исходя из многообразия и специфики деятельности, государственная служба разделяется на три вида: военную, выполняющую функцию по обеспечению обороны и безопасности государства; правоохранительную, осуществляющую функцию по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина; гражданскую, обеспечивающую исполнение полномочий государственных органов, т.е. администрирование.

Итак, администрирование как разновидность профессиональной деятельности (поведения) регулируется социально-правовым институтом государственной службы. Его социальное начало предопределено интересами общества, правами и свободами гражданина. Его правовое начало составляют юридические нормы, исключающие произвол должностных лиц. Институт госслужбы функционирует в публично-правовой сфере, он организовывает, упорядочивает, формализует, стандартизирует две группы отношений: служебные – между государством и чиновником, а также публичные - между чиновником и гражданином.

В основу служебных отношений положена установка подчинения. Указания и требования государственных органов власти имеют для должностного лица значение норм права. Образцом его поведения является субординация. Служебные отношения характеризуются состоянием соподчинения, которое обосновывается интересами достижения целей публичной власти. Чиновник действует на основе распоряжений вышестоящих бюрократических структур.

Специфические средства регуляции служебных отношений: дозволения, запреты, обязывание, подотчетность, подконтрольность и т.д. Регуляции подлежат такие сферы служебных отношений, как организация государственной службы (отношения, возникающие между различными ветвями и уровнями власти), формирование статуса государственного служащего, механизм прохождения государственной службы, т.е. внутриорганизационные отношения. В этих отношениях немало императивного, должного, необходимого, обязательного.

В основу публичных отношений положена установка законопослушания. В норме эти отношения строятся, исходя из равенства всех перед законом. Они выражают подчинение гражданина не должностному лицу, а закону. Именно закон выступает гарантом для населения от произвола со стороны чиновников. Образцом поведения гражданина является лояльность. Публичные отношения характеризуются состоянием взаимодействия служащего, соблюдающего закон, и гражданина, повинующегося чувству долга перед законом.

Существует мнение, что демократически развитые страны, провозгласившие равенство всех перед законом, ликвидировали, тем самым, не только правовое, но и административное неравенство. Но это спорное утверждение. Действительно, вместе с созданием правового государства устраняется исключительное право одних социальных слоев управлять делами других. Однако разделение людей на тех, кто принимает решения, и тех, кто их исполняет, сохраняется. Меняется лишь порядок формирования административной элиты, он становится более открытым, а сама эта группа более подвижной, внутренне неоднородной.

В основе административного неравенства лежат разные статусы. Право принимать решения человек получает благодаря своему особому статусу в социальной иерархии, становясь служащим государственного учреждения. Среди факторов, влияющих на достижение индивидом такого статуса выделяются: высокий уровень профессионального образования, жизненный опыт, деловые, личностные качества и др. Именно это и создает предпосылки для администрирования в обществе.

Регуляция публичных отношений, как правило, определяется сферой компетенции должностных лиц. Основная тенденция здесь связана с регламентацией функций чиновников, сужающих границы их власти и защищающих права граждан. Нормативно-правовые акты обычно указывают пределы деятельности государственных органов. Наряду с этим определяется система гражданской ответственности. Все это позволяет субъектам публичных отношений предвидеть возможные варианты поведения друг друга.

Для института государственной службы характерны не только формальные, но и неформальные отношения, т.е. связи между чиновниками внутри аппарата (административной среде). В отличие от субординационных, служебных связей, это координационные, межличностные отношения, обеспечивающие более тесное сотрудничество управляющих субъектов. К неформальным относятся также семейно-родственные, земляческие связи, связи однокашников (выпускников одного вуза), отношения личной преданности, покровительства и др.

Воспроизводству публично-правовых связей способствуют социальные нормы. Во-первых, это нормы, определяющие статус государственной службы. В любом обществе устанавливается право государственных органов власти и соответствующих должностных лиц принимать административные решения. Такие нормы записаны в Конституции и других законодательных актах. Во-вторых, это нормы того региона, где функционирует государственная служба, т.е. национальные традиции и обычаи, поселенческие привычки. В-третьих, это нормы, выработанные в административной среде.

В системе публично-правовых связей выделяются материальные и процессуальные нормы. К материальным относятся: принципы государственной службы; статус государственного служащего; его права, обязанности, правоограничения, льготы, гарантии и компенсации; вопросы совместительства; аттестация; дисциплинарная ответственность и т.д. Процессуальные нормы реализуют положения материальных норм: порядок поступления на службу и ее прохождения; процедура аттестации; дисциплинарное производство; процедура увольнения и т.д.

2. Становление института профессиональной
государственной службы в Российской Федерации

Процесс упорядочения публично-правовых отношений, определения и закрепления соответствующих норм, статусов и ролей, приведение их в систему, способную удовлетворять потребности общества в укреплении порядка и стабильности называется институционализацией. Следует отметить, что государственная служба в нашей стране находится в стадии становления. Еще не проявились в полной мере такие признаки этого института, как культурные символы, кодекс поведения, идеология и др. Процесс институционализации государственной службы включает ряд этапов.

1. Возникновение общественной потребности в профессиональном аппарате, способном осуществлять функции государства. В результате осознания «чисто технической, неизбежной потребности управления», - подчеркивал М. В е б е р в одном из своих докладов, - в европейских развитых государствах в ХVI в. «происходила постепенная передача княжеского самовластия (Selbstherrschaft) профессиональному чиновничеству» в трех ключевых областях: управление финансами, военном деле и судопроизводстве[49].

Потребность в специализированной государственной службе проявилась и в российском обществе. По мнению В. О. К л ю -ч е в с к о г о в период Великой смуты конца ХVI в. приходит понимание того, что «государство, как союз народный, не может принадлежать никому, кроме самого народа»[50], что в лице государства люди защищают не князей, а свое отечество, собственную судьбу.

В результате правового оформления государственной системы Соборным уложением 1649 г. возникает слой людей, специальным занятием которых становится реализация функций государства. С введением в январе 1722 г. Петром I Табели о рангах государственная служба приобретает профессиональный статус.

Длительное время вплоть до конца ХХ в. государственная служба представляла собой традиционный правовой институт, обслуживающий государство. Однако, по мере самоорганизации гражданского общества, нарастает социально-правовая ориентация государства. Занимая подчиненное по отношению к праву положение, оно становится на службу граждан. Изменяется и роль государственной службы – предоставление публичных услуг населению, необходимых для социальной интеграции общества. Таким образом, сугубо правовой институт государственной службы трансформируется в социальный.

Гражданское общество, формируя общественное мнение, устанавливает контроль над государственной службой. Тем самым осуществлению державной власти бюрократии ставится гражданский заслон. Основной заботой чиновников является служение обществу, а власть, которой они обладают, - лишь средством достижения этого результата. Такой выход государственной службы на общественную арену приводит к принципиальному изменению отношений между чиновником и гражданином. Пользуясь услугами государственной службы, гражданин оказывается их потребителем. Он не сносит предписаний сверху, но извлекает пользу из действий администратора, удовлетворяющего его потребности. Гражданин становится не верноподданным, а партнером государства.

В результате партнерского взаимодействия властвующей элиты, чиновников и граждан образуется социальное государство[51]. Оно как бы растворяется в социуме, воспринимается людьми как система государственной службы, обеспечивающая социальную защищенность всех граждан, устанавливающая социальную справедливость и солидарность. В процессе демократической децентрализации прежнее монолитное государство рассредоточивается на самоуправляемые службы, вплетенные в социальную ткань общества.

Итак, современный институт государственной службы переживает глубокую трансформацию. Он регулирует автономную деятельность чиновников, выполняющих функцию посредников между государством и обществом. Политики, чиновники и граждане взаимодействуют как партнеры. Институциональная независимость чиновников от политиков обусловлена их социальной ответственностью за производство государственных решений и оказание публичных услуг гражданам.

2. Процесс институционализации государственной службы предусматривает интериоризацию соответствующих норм и ценностей, утверждение кодекса поведения чиновников. Кодекс является важной часть социального контроля, он дает представления о правилах поведения государственных служащих.

В соответствии с Указом Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[52], каждый чиновник, осознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван соблюдать общепринятые нормы этики, которые конкретизируют ценности независимости (служить всем, а не отдельным слоям населения), бескорыстия (избегать коррупционно опасных ситуаций), нейтральности (по отношению к политическим партиям), профессиональной чести, (поддерживать деловую репутацию), терпимости (уважать обычаи и традиции народов), сдержанности (в оценках государственных органов и их руководителей) и др.

Усвоение этих ценностей чиновниками осуществляется в процессе профессиональной социализации. Со временем служащий настолько привыкает к предписанным нормам, что их соблюдение становится для него обычной практикой. Вместе с тем институт государственной службы осуществляет контроль за поведением чиновников, применяя разнообразные санкции к нарушителям, вплоть до уголовного преследования.

3. Заключительная фаза институционализации – организационное оформление, создание статусно-ролевой структуры, охватывающей всех государственных служащих. Институционализированная роль – это устойчивая совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которых подвергается осуждению. Даже президент государства, обладающий значительной властью, вынужден признавать рамки институциональной роли. Попытки управления, игнорирующие ролевые ожидания, как правило, ведут к утрате влияния должностного лица.

Процесс организационного оформления данного института получил закрепление в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», принятом Государственной Думой 5 июля 1995 г., а также в Федеральном Законе «О системе государственной службы Российской Федерации», принятом Государственной Думой 25 апреля 2003 г. В них определены основы организации госслужбы, правовое положение чиновников, порядок прохождения службы и вопросы повышения ее эффективности.

Важное значение для становления современного института государственной службы имеют правовые и организационные принципы, отражающие объективные связи публичных отношений. Правовые принципы выражают установления Конституции РФ и др. законодательных актов. Организационные принципы отражают механизм функционирования государственной службы. Принципы эти взаимосвязаны: соблюдение каждого отдельного принципа способствует реализации всех остальных и, наоборот, нарушение хотя бы одного принципа отрицательно сказывается на других. Выделим сначала правовые принципы.

Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Это принцип законности в осуществлении государственными служащими административных действий. Его строгое соблюдение необходимо для реализации всех остальных принципов.

Требованиями законности являются верховенство закона в отношении других нормативно-правовых актов, издание этих актов лишь полномочными органами и в пределах своей компетенции, единство законности в масштабах всего государства. Данный принцип несовместим с местничеством, посягательством на общие интересы посредством абсолютизации особенных и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.