Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция жизненного цикла организации




Организационный подход к вопросам управления и развития предусматривает рассмотрение функционирования организации с точки зрения определенных периодов, характерных для любой структуры. В зависимости от того, на какой стадии жизненного цикла находится компания, появляются определенные проблемы и задачи, требуются соответствующие методы и инструменты для их решения.

 

Жизненный цикл любой организации предполагает следующие этапы: формирование, рост, период стабилизации, спад, ликвидация или возрождение.

  1. Формирование -это начальная стадия жизненного цикла организации. Обычно на этом этапе организация ставит перед собой ряд задач: заявить о себе на рынке, об услугах или продукте, найти свою нишу, организовать продажу и сервис, найти оригинальный имидж, стать привлекательными для потребителя.Стратегия предприятия на этом этапе - предпринимательская. Скорее интересуют проекты с высокой степенью риска и минимальными затратами. У новой компании еще недостаточное количество ресурсов - материальных, людских, технологических, следовательно, важны те решения и действия, которые могут дать результаты и увеличить ресурсы.
  2. Рост -на этой стадии идет закрепление на рынке, поиск новых дополнительных товаров и услуг, увеличение числа потребителей, партнеров, готовность конкурировать, окончательное закрепление имиджа, важным становится построение корпоративной культуры, которая, с одной стороны, необходима для внешнего представления фирмы, а с другой стороны - для сохранения целостности внутри организации. На этом этапе в деятельности компании заметно снижается доля риска. Решаются текущие задачи и определяются цели будущего развития, то есть, несмотря на успешность деятельности, уже строятся планы относительно новых товаров или услуг.
  3. Стабилизация - эта стадия, по существу, то, к чему стремится организация с самого начала. Цель - закрепить завоеванные позиции, сделать стабильным положение на рынке. Эта стадия оказывается самой сложной. Часто персонал и руководство не видят изменений в окружающей среде и необходимость совершенно другого подхода. В центре - поддержание существующего уровня прибыльности, минимизация затрат, сокращение найма сотрудников, контроль за исполнением действующих процедурных правил.
  4. Спад - это период кризиса организации. Обычно в это время падают прибыли, предприятие несет убытки, идет сокращение персонала. Но спад не обязательно ведет к ликвидации. Руководство ищет пути преодоления кризиса и возрождения фирмы. Сокращаются затратные средства, идет поиск предпринимателей, работников, готовых работать в условиях нестабильности, умеющих рисковать, ориентированных на отдаленные цели, идет реорганизация структуры, могут ликвидироваться целые отделы, свертываться программы. Все это может проводиться как эффективно, так и не эффективно. Важную роль начинает играть профессионал в области антикризисного управления.Именно на стадии спада решается дальнейшая судьба организации и остро встает необходимость о проведения изменений в структуре, производстве, товарной линейке или других аспектах деятельности организации, т.е. о введении инноваций. Инновационное развитие дает возможность резко повысить уровень потенциала организации или приобрести его новое качество.

Концепция жизненного цикла утверждает, что при сохранении одних и тех же методов руководства срок существования организации ограничен 30-40 годами, а под воздействием НТР имеет тенденцию к сокращению! Ограниченность обусловлена тем, что все её элементы рано или поздно приходят в противоречие с изменившейся средой и теряют возможность нормально функционировать. Поэтому они должны либо обновляться, либо прекращать своё существование.

 

Особенностью современных организаций является их сложность, которая обусловлена масштабами деятельности, автономностью элементов, разнообразием их функций и свойств, связей между ними.

 

Законы, по которым живёт и развивается организация.

  Закон синергии Гласит, что возможности организации как единого целого превышают сумму возможностей её отдельных участников. Это достигается за счет их взаимной поддержки и дополнения, приводящих к реальному выигрышу от объединения, перекрывающему потери, связанные с ограничением самостоятельности.  
  Закон дополнения Организационных процессов и функций противоположно направленными (разделение труда дополняется объединением, специализация – универсализацией, дифференциация – интеграцией и т.п.). Это позволяет одновременно использовать выгоды того и другого, а, следовательно, увеличить общий организационный потенциал.  
  Закон поддержания пропорциональности Между всеми элементами и процессами организации, что позволяет в максимальной степени реализовать её возможности. Например, при раздутых штатах работники слоняются и мешают друг другу, в то же время при нехватке персонала организация бывает не в состоянии выполнить даже текущую работу. В том и другом случае возникают экономические потери, которые при разумном подходе к делу можно избежать.  
  Закон композиции Требует, чтобы деятельность всех участников организации подчинялась общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляли собой её конкретизацию.
  Закон самосохранения Предполагает, что любая организация, либо её отдельный элемент стремится сохранить себя как целое. Это требует недопущения серьезных потрясений (конфликтов, перестроек, изменения границ, рангов ключевых фигур и т.п.); рационального использования ресурсов; постоянного расширения сферы деятельности. Т.о. самосохранение обеспечивается за счет сочетания двух противоположных организационных начал: стабильности и развития. При искусственном исключении из конкурентной среды (монополия) стабильное начало обычно берет верх, что приводит фирму к застою и бюрократизации.  
  Закон информированности Утверждает, что в организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.  
  Закон необходимого разнообразия Элементов и процессов, протекающих в организации, направлений её деятельности. Разнообразие обеспечивает ей гибкость, устойчивость по отношению к внутренним и внешним возмущениям и способность в нужный момент противодействовать им.  
  Закон онтогенезаа В соответствии с ним жизнь любой организации состоит из 3 основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания. Задача руководства в свете этого состоит в максимальном сокращении первой фазы, продлении второй и отсрочке наступления третьей.  

 

Организации функционируют в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций[1].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.