Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свободные экономические зоны как фактор рационализации использования потенциала региона




На современном этапе особенно важен дифференцирован­ный подход к решению конкретных экономических вопросов в за­висимости от возможностей и особенностей каждого региона. Толь­ко строгий всесторонний учет всех природно-экономических, демографических, экологических и иных условий и особенностей различных регионов под углом зрения задач, развития и размеще­ния хозяйственного комплекса страны дает возможность разумно сочетать решение основных задач подъема экономики с рациональ­ным развитием экономики регионов. Поэтому переход к рыноч­ной экономике предполагает повышение степени ее открытости внешнему миру путем активизации внешнеэкономической дея­тельности.

Одной из важнейших форм экономических связей являются свободные экономические зоны (СЭЗ). Они представляют собой особый вид государственного регулирования внешнеэкономичес­кой деятельности.

СЭЗ — относительно новая форма организации хозяйственной деятельности, появившаяся в мировой практике в конце 1950- начале 60-х гг. и получившая широкое распространение в 70-е гг. Сегодня термин «свободная экономическая зона» (и другие его варианты, которых известно около 30, например зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характе­ристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ними стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах. Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах — США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по их созданию накоплен в Китае. Сво­бодные экономические зоны формируются, как правило, в морс­ких и речных портах, международных аэропортах, вблизи основ­ных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных районах.

В настоящее время СЭЗ ученые и специалисты-практики опре­деляют по-разному. Так, С. А. Мажинов пишет: «СЭЗ — это тер­ритория, где посредством беспошлинного таможенного режима, а также проведения других экономических мероприятий осуществ­ляется стимулирование внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранного капитала».

П. Мозиас утверждает, что «СЭЗ — часть территории, выделен­ной из общей таможенной черты государства, имеющая полную самостоятельность в решении хозяйственных вопросов, особый режим управления и преференциальные условия экономической деятельности для иностранных и национальных предприятий и фирм».

По мнению С. А. Григорян, «СЭЗ — неотделимая часть терри­тории того или иного государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны, создаваемая с целью разрешения конкретных социально-экономических проблем развития и обеспе­чивающая распределение, производство общественного продукта на основе преференциальных валютно-финансовых и налоговых режи­мов, равных для всех субъектов, как для иностранных, так и россий­ских, имеющая особый правовой статус и сориентированная на ус­коренное развитие всех ресурсов территории».

По мнению авторов монографии «Свободные экономические зоны» (Игнатов В. Г., Бутов В. И. — Москва, 1997), свободные эко­номические зоны (СЭЗ) — ограниченные территории, города, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льгот­ные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

В документах Киотской конвенции (1973 г.) под свободной эко­номической зоной (или «зоной франке») понимается часть терри­тории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможен­ной экстерриториальности».

В мировой практике создания СЭЗ существуют два пути. В пер­вом случае во главу угла, ставят «территориальный подход», т. е. рассматривают СЭЗ как конкретную, определенную территорию, на которую распространяется соответствующий льготный порядок существования. Другой подход — «режимный»: зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предостав­лены определенные преимущества при соблюдении определенных условий.

И задачи, которые ставят перед собой государства, создавая СЭЗ, тоже неодинаковые. Одни государства пытаются решать с по­мощью зон проблемы конкретных регионов,, связанные с ожидае­мой безработицей, низким уровнем экономико-социального раз­вития, защитой интересов как производителей, так и потребителей. В других странах свободные экономические зоны используются в общественных интересах в качестве интегративного экономичес­кого механизма, эффективного средства накопления и распрост­ранения передового зарубежного опыта хозяйствования и управле­ния, повышения конкурентоспособности собственного производства. Но чаще всего ставятся обе задачи в органичном единстве.

Кроме общих, можно сказать, глобальных задач, определяются и конкретные задачи. Эти задачи, цели можно было бы объединить в три крупных блока: экономический, социальный и научно-тех­нический.

Экономичен кие цели:

- привлечение иностранного и национального капитала бла­годаря специальным льготным экономическим механизмам, стабильной законодательной базе и упрощению различных организационных процедур;

- использование преимущества международного географического разделения труда и международного обращения капитала для расширения экспорта готовых изделий, рационального импорта и создания импортозамещающего механизма производства;

- ликвидация монополии внешней торговли через предоставление доступа к различным формам внешнеэкономической деятельности всем организациям и предприятиям СЭЗ;

- рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальные цели:

- ускорение развития отсталых регионов за счет концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов;

- повышение занятости населения, создание новых рабочих мест, борьба с безработицей;

- создание слоя высококвалифицированной рабочей силы за счет изучения и внедрения на практике мирового опыта в сфере организации, управления, финансов; воспитание культуры менеджмента, ориентированной на мировые требования и технологии управления;

- удовлетворение потребностей населения в высококачественных товарах народного потребления, насыщение внутреннего рынка.

Научно-технические цели:

- привлечение передовых зарубежных и отечественных технологий;

- ускорение инновационных и внедренческих процессов;

- привлечение зарубежных ученых и специалистов;

- повышение эффективности использования мощностей и инфраструктуры конверсионных комплексов.

По данным информационных источников ООН и ряда стран, в мире существует несколько десятков видов зонально-экономичес­ких организационных структур, где созданы различные льготы для иностранного и национального капитала. Некоторые из видов со­зданы в России.

Среди них:

- зоны беспошлинной торговли:

- беспошлинные экспортно-промышленные зоны:

- экспортные беспошлинные зоны;

- зоны беспошлинного промышленного экспорта;

- экспортные промышленные зоны;

- внешнеторговые зоны;

- зоны свободной экономики;

- зоны беспошлинного производства;

- вольные гавани;

- зоны содействия инвестициям;

- зоны совместного предпринимательства;

- научно-технические зоны;

- свободные торговые зоны;

- банковские и страховые зоны;

- открытые города;

- зоны экономического благоприятствования и др.

В международных документах для обозначения зон применяют и такое название — «свободные зоны поощрения экспорта» (СЗПЭ). По мнению ряда зарубежных ученых, именно СЗПЭ от­ражают важнейшие черты экономических зон: они создаются для активного участия в деятельности мирового рынка: на них не рас­пространяются многие экономические нормы и ограничения, ко­торые действуют на остальной территории государств: являясь в определенной степени «свободными» зонами, СЗПЭ являются эле­ментом государственного регулирования внешнеэкономических связей.

В одном из французских изданий дается такое определение зоны: «Специальный промышленный район, находящийся физи­чески и (или) административно за пределами таможенных барье­ров и ориентированный на экспортное производство. Он имеет ин­фраструктуру, способную привлечь иностранный капитал и помочь ему обосноваться в зоне, а кроме того, иностранный капитал обыч­но находит там дополнительные стимулы и поощрения».

Нередко понятия отдельных видов зон в литературе использу­ются как синонимы свободной экономической зоны. В ряде пуб­ликаций, изданных на Северном Кавказе в связи с созданием Ин­гушской зоны, ставился знак равенства между СЭЗ и оффшорными зонами. В этой связи нельзя не согласиться с мнением профессо­ра Г. Семенова, высказанным в статье «Развитие свободных эконо­мических и оффшорных зон» («Российский экономический жур­нал», № 11, 1995). Он рассматривает оффшорные зоны как специфические, существующие наряду с другими видами СЭЗ.

Учитывая, что в ряде регионов России (Ингушетия, Калмыкия и др.) действовали и действуют оффшорные зоны, рассмотрим их сущность, цели и порядок создания.

Усилившаяся к середине 70-х гг. тенденция стимулирования притока иностранного капитала странами «третьего мира», а так­же некоторыми развитыми посредством предоставления зарубеж­ным компаниям льготного статуса нашла свое проявление в кредит­но-финансовой сфере. Так возникли особые центры оффшорной кредитно-финансовой деятельности.

Согласно терминологии, принятой в экономической литерату­ре, под «оффшорной» понимается деятельность компании вне юрисдикции какого-либо государства (территории), а под «между­народными оффшорными центрами» подразумеваются центры, в которых участники кредитно-финансовых сделок не являются ре­зидентами страны, на территории которой совершаются операции. При этом участники указанных сделок пользуются особым право­вым и налоговым режимом.

Формирование оффшорных центров кредитно-финансовой де­ятельности и их развитие обусловлено следующими главными при­чинами:

1) интернационализацией кредитно-финансового бизнеса;

2) возникновением повышенного спроса на посреднические финансовые операции;

3) различием норм, регулирующих деятельность финансовых компаний, и налогообложения их доходов в различных странах (регионах). В целях избежания весьма обременительного государственного регулирования, практикуемого в промышленности развитых капиталистических государствах, кредитно-финансовая компания переводят за рубеж свои отделения, преимущественно в страны, стимулирующие иностранное предпринимательство в финансовой области посредством создания благоприятного инвестиционного и налогового климата.

От традиционных финансовых центров оффшорные отличает ряд особенностей. Институционную основу традиционных финан­совых центров составляет банковский сектор, в то время как в офф­шорных центрах их важным элементом выступают страховые, пере­страховые, трастовые, инвестиционные, холдинговые, брокерские, лизинговые компании.

Основной целью создания оффшорной зоны является концен­трация внешних финансовых ресурсов в регионе через местные финансово-банковские институты. Это будет обусловливать интен­сификацию банковской деятельности, улучшение инвестиционно­го климата в области, увеличение поступлений в доходную часть бюджета; кроме того, регион может косвенно получить следующие выгоды от функционирования оффшорной зоны:

1) Обеспечение занятости населения через создание сети специализированных (управляющих, секретарских) компаний, связанных с обслуживанием оффшорных компаний, а также через активизацию экспортно-импортной деятельности местных, российских, и зарубежных предприятий.

2) Развитие внешнеэкономической деятельности в регионе, а также резкое увеличение посреднических услуг в осуществлении экспортно-импортных операций по линии «Восток — Запад» и обратно.

3) Увеличение зарубежных капиталовложений в регион вследствие новых возможностей страхования (гарантирования) инвестиций, а также налоговых преференций.

4) Передача современных методов управления в области финансов, бухгалтерского учета, банковской и страховой деятельности.

Исходя из задач формирования СЭЗ, отметим необходимые ус­ловия для их создания. Это:

- политическая стабильность в стране и в тех регионах, где создаются СЭЗ;

- стабильная и всесторонняя законодательная база, определяющая экономические, социальные, административно-управленческие, финансово-налоговые и другие права СЭЗ;

- природно-географические условия (местоположение терри­тории, где создаются СЭЗ, близость к транспортным магис­тралям, учет соседей, агроклиматических ресурсов и др.);

- хорошо развитая инфраструктура связи и транспорта, социальных условий, энергетики;

- развитая коммерческая инфраструктура по обслуживанию фирмы, аудиторские организации, транспортные услуги);

- наличие (или создание) эффективной структуры административного управления СЭЗ, способность руководителей территории овладеть новой культурой управления;

- учет исторического фактора, опыта и традиций населения территории СЭЗ.

Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, в том числе и бывшим союзным республи­кам, а также располагают морскими торговыми портами и магист­ральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и куль­турными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В отдельных случаях создание СЭЗ целесо­образно и в районах нового хозяйственного освоения, не распола­гающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долго­срочные крупные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.). На территории России в зависимости от целей и задач выде­ляют несколько типов зон:

- комплексные специальные зоны производственного характера;

- внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

- функциональные или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.). Они выполняют как народнохозяйственные, так и внешнеэкономические функции.

Комплексные зоны многопрофильны. Они формируются и на ограниченной территории, и в границах областей и других терри­ториальных образований. В них создаются условия для привлече­ния крупного капитала с обязательным развитием необходимой инфраструктуры.

Внешнеторговые зоны обеспечивают валютные поступления, в том числе и за счет консигнационных складов, сдачи в аренду по­мещений, выставок, перевалки грузов и их транзита.

Отраслевые зоны (технологические парки, технополисы и др.) способствуют ускорению научно-технического прогресса на осно­ве активизации внешнеэкономического сотрудничества, внедре­нию достижений отечественной науки, а также разработке науко­емких технологий, новых видов готовой продукции и расширению экспорта.

Выбор типа зон связан со всесторонним учетом не только об­щих, но и частных, в том числе локальных, факторов. Так, для транспортных, экспортно-импортных зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они могут размещаться в первую очередь в приморских городах, располагающих морскими торговы­ми портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и дру­гих зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, бальнеологических курортов, привлекательных для туриз­ма ландшафтов, развитой инфраструктуры.

Для обеспечения благоприятного климата на территории СЭЗ устанавливаются особые экологические и юридические льготы. К ним относятся:

- упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями;

- льготный налоговый режим — налогообложение по льготным ставкам — до 50% установленных на территории России для иностранных инвесторов;

- понижение ставок платы за пользование землей и другими природными ресурсами;

- предоставление права на долгосрочную аренду до 70 лет.

Предусмотрен также особый таможенный режим с установлени­ем пониженных таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, упрощен порядок пересечения границы при въезде и выезде ино­странных граждан, в том числе введен безвизовый. На СЭЗ распро­страняется право безлицензионного экспорта и импорта, предос­тавленное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей иностранных инвестиций свыше 30%. Валютная выручка этих предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.

Любая создаваемая зона должна иметь разработанную комплек­сную программу развития, т. е. план развития всех хозяйственных объектов, становления новых производственных отношений на ос­нове разнообразия форм собственности (государственной, коопе­ративной, акционерной, совместной, индивидуальной), равноправ­но участвующих в экономических связях. Основной целью программы должно быть динамичное экономическое и социальное развитие зоны на базе комплексного использования государствен­ного, коммерческого и иностранного капитала, средств граждан, активизации деловой, финансовой и правовой структур.

Практика показала, что для жизнедеятельности любой зоны необходимо наличие следующих структур:

- крупного акционерного общества (с участием государства), от­ветственного за реализацию программы и формирующего орган управления — совет зоны;

- залогово-страхового инвестиционного фонда (страхового общества), привлекающего инвестиции для решения задач зоны;

- центрального банка зоны, формирующего бюджет зоны, контролирующего использование бюджетных и кредитных средств и взаимоотношения с республиканским бюджетом;

- зонального законодательства, регулирующего вопросы налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий и трудовые и социальные вопросы.

Большое значение имело учреждение в 1991 г. Международной ассоциации развития СЭЗ (МАРСЭЗ) с целью поддержки иници­ативы отработки методов управления зонами, создания законодательно-нормативной базы и финансово-хозяйственной инфра­структуры, реализации проектов. Она имеет более 100 учредителей (области, республики, банки, города, институты).

По мнению руководителей МАРСЭЗ, для создания и нормаль­ного функционирования свободных экономических зон необходи­мо обеспечение определенных предварительных условий, а именно:

- наличие крупных акционерных обществ (с участием капитала), располагающих солидным капиталом, берущих на себя полную материальную ответственность за выполнение программы создания зон;

- создание специального залогово-страхового инвестиционного фонда (страховое общество), который обеспечивал бы привлечение рублевых и валютных поступлений в объемах, необходимых для решения задач по развитию зоны;

- создание центрального банка зоны, который обеспечивал бы формирование бюджета зоны, контролировал использование бюджетных и кредитных средств, координировал взаимоотношения с федеральным бюджетом;

- разработка специальных зональных законодательств на региональном и федеральном уровнях; эти законодательные акты должны регулировать вопросы зонального налогообложения, лицензирования, банковской деятельности, залогового права, предоставления концессий, трудового и социального порядка;

- разграничение функций между руководством зоны (например, советом зоны) и местными (региональными) органами власти, установление (принятие) договорных соглашений между ними по проблемам владения и распределения собственности, процедуры и порядка решения вопросов ценообразования, налогообложения, лицензирования, предоставление различных льгот;

- утверждение федеральными органами программ развития конкретных экономических зон; в этих программах предусматриваются задачи, решаемые СЭЗ с позиции республиканского интереса, определяются размеры государственных капиталовложений и субсидий, устанавливаются размеры льгот и сроки их получения;

- делегирование властным структурам регионального и местного уровня органами управления свободных экономических зон, а также отдельными производствами, предприятиями, фирмами, расположенными в зонах, определенных прав, которыми обладают вышестоящие органы управления, в первую очередь в сфере финансово-экономической деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.