Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика формирования СЭЗ в России




Идеи создания свободных экономических зон в нашей стра­не активно высказывались уже в первые годы перестройки. Появи­лись обстоятельные публикации, в которых доказывалась необхо­димость создания в СССР открытых секторов, открытых территорий, благодаря чему в страну пошел бы иностранный ка­питал. Были даже созданы при Госплане СССР рабочие группы для изучения и реализации этих идей. Первоначально считалось, что наиболее целесообразно было бы создание экспериментальных зон на территории Белоруссии, прибалтийских республик. Но эти предложения реализовать не удалось.

В 1988 г. было принято правительственное решение о создании двух свободных экономических зон — в Находке (Приморский край) и Выборге (Ленинградская область). Одновременно, что на­зывается, посыпались предложения из разных регионов России о создании новых экономических зон. Дело в том, что созданные за рубежом свободные экономические зоны показали высокую эф­фективность функционирования, рост иностранных инвестиций, высокие темпы производства, быстрое развитие инфраструктуры. И многие руководители республик, областей и краев России посчита­ли, что создав свободные экономические зоны, сумеют за несколь­ко лет поднять экономику своих регионов. Например, выдвигалась идея создания вдоль трассы БАМа на базе местных сырьевых ресур­сов нескольких десятков (примерно 40) свободных экономических зон. Большую часть зон предлагалось специализировать на добыче минерального сырья, производстве минеральных удобрений, дру­гих продуктов. Однако на осуществление проектов создания зон не имелось достаточно средств, да и не было законов, т. е. отсутство­вала четкая правовая основа. Это привело к искажению самого принципа формирования зон: те же руководители регионов, выд­вигая идеи создания зон на их территориях, требовали от федераль­ного правительства средств, ресурсов и т. д., не надеясь на свои силы, на иностранные инвестиции. Причем зачастую речь шла не о начальном капитале, что вполне естественно (вспомним государ­ственные вклады в зоны Китая), а о финансировании развития производственной инфраструктуры, социальной сферы, которые чаще всего были слабо развиты на тех территориях, которые предпола­галось использовать под свободные экономические зоны. Иными словами, осуществление проектов создания на территории России свободных экономических зон (а число предложений превысило 100) могло лечь тяжелым грузом на и без того дефицитный бюд­жет страны.

Как отмечалось в ряде официальных документов и научных пуб­ликаций, в своем становлении свободные экономические зоны России как бы прошли несколько этапов. Первый этап охватывает вторую половину 80-х гг., когда на местах активно началась кампа­ния по организации СЭЗ (разрабатывались проекты, готовились документы, выдвигались различные предложения). Именно в этот период правительство поддержало предложение руководителей При­морского края и Ленинградской области о разработке проектов по созданию СЭЗ «Находка» и «Выборг» (законодательно решение об их создании было принято позже).

Второй этап охватывает 1990—1991 гг. Вышли в свет такие важ­ные для развития СЭЗ документы, как Указ Президента СССР «Об иностранных инвестициях в СССР» (октябрь 1990 г.); Постановле­ние Верховного Совета РСФСР от 24.10.1990г. и Постановление Совета Министров РСФСР от 23.11.1990г. о СЭЗ «Находка»; По­становление Верховного Совета РСФСР от 13.09.1990г. и Поста­новление Совета Министров РСФСР от 07.06.1991 г. о СЭЗ «Ева» (Еврейская автономная область); Постановление Совета Мини­стров РСФСР от 07.06.1991 г. о СЭЗ «Алтай»; Постановление Со­вета Министров РСФСР от 11.06.1991 г. о Ленинградской зоне сво­бодного предпринимательства; Распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 09.07.1991 г. о СЭЗ «Выборг», «Куз­басс», «Садко» (Новгород); Постановление Совета Министров РСФСР от 25.09.1991 г. «О первоочередных мерах по развитию сво­бодных экономических зон в Калининградской и Читинской об­ластях»; Постановление Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 г. о СЭЗ «Сахалин»; Постановление Совета Министров РСФСР от 15.09.1991 г. о СЭЗ «Янтарь» (Калиниград); Постановление Совета Министров РСФСР от 03.06.1991 г. о СЭЗ «Даурия» (Чита); Распо­ряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 21.05.1991 г.о СЭЗ «Технополис Зеленоград»; Постановление Совета Мини­стров РСФСР от 08.11.1991 г. о зоне свободного предприниматель­ства «Алтай»; Постановление Совета Министров РСФСР от 08.11.1991 г. об эколого-экономической зоне «Горный Алтай». В этот же период вышло исключительно важное решение россий­ского парламента — закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В 1991 г. был принят Указ Президента России «О либе­рализации внешнеэкономической деятельности», а также ряд до­кументов по развитию предпринимательства в России.

Третий этап — 1992 — 1994 гг. Период развала экономики, по­литической нестабильности, отсутствия начальных капиталовложе­ний. В это время многие проекты, программы по функциониро­ванию СЭЗ осуществлять было трудно. В 1992г. вышел Указ Президента России «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон», в 1993 г. принят Таможенный кодекс РФ; в 1994 — еще один Указ Президента РФ — «Об урегулировании воп­росов создания и функционирования свободных экономических зон Российской Федерации». Создаются зона свободной торговли «Шереметьево», свободная таможенная зона «Московский Фран­ко-Порт», СЭЗ «Шерризон» (Шереметьево-2), зона экономиче­ского благоприятствования «Ингушетия» (с 1999 г. эта зона прекра­тила свое существование).

С 1995г. начался новый этап. Был принят ряд федеральных за­конов — «Об особой экономической зоне в Калининградской об­ласти», в 1999 г. — «Об особой экономической зоне в Магаданской области», ряд Указов Президента РФ и Постановлений Правитель­ства РФ.

Большие перспективы для активизации деловых связей с госу­дарствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с таки­ми странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зеландия, Ки­тай и другие, имеет Дальневосточный экономический район. Он обладает благоприятными условиями для формирования на своей территории совместных предприятий различного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ «Находка» и «Сахалин».

Целью создания СЭЗ «Находка» является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами для обеспечения социально-экономического раз­вития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита.

Территория СЭЗ «Находка» располагается в административных границах г. Находки и Приморского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и раз­витую транспортную сеть, расположен вблизи крупнейших эконо­мических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конеч­ный пункт Транссибирской магистрали, а также главный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку идет ос­новной поток внешнеторговых перевозок между Россией и стра­нами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь трансконтиненталь­ный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 70 предприятий, т. е. более половины из всех образованных на Дальнем Востоке с иностранным участием. В пределах зоны дей­ствуют льготный налоговый и таможенный режим и упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, иност­ранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банков­ской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принад­лежащих иностранным инвесторам.

Все предприятия и организации СЭЗ «Находка» имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме товаров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ «Находка», предоставлено право за счет образующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в ино­странной валюте. Создан единый орган административного управ­ления — Административный комитет. СЭЗ «Находка» будет специ­ализироваться на добыче и глубокой переработке местных сырьевых ресурсов (биоресурсов океана, леса, лекарственных трав, стройматериалов), судоремонте, производстве машиностроитель­ной и электронной продукции, иностранном туризме, развитии отраслей агропромышленного комплекса. Предполагается разви­вать легкую промышленность, часть продукции которой будет эк­спортироваться. Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривается проведение мероприятий по развитию строительной индустрии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов соци­альной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной спо­собности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка Восточная; Необходимо решить вопрос о передаче военного аэро­дрома в районе г. Находка для гражданского использования. Пред­полагается создание в Находке валютной биржи, центра междуна­родной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поста­вок их в третьи страны.

На Дальнем Востоке (в Приморском крае) предусматривается также образование таможенных зон в районе соприкосновения границ России, КНР и КНДР в Хакасском районе, транспортного узла и технополиса на базе институтов Дальневосточного отделе­ния Академии наук РФ в районе Академгородка Владивостока. В приграничной зоне запланировано создание совместных предпри­ятий, работающих на отечественном сырье, с привлечением рабо­чей силы из Китая и КНДР. Большую заинтересованность в созда­нии таких предприятий проявляют японские компании.

Свободной экономической зоной «Сахалин» является террито­рия в административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее районами континентального шельфа. В рам­ках СЭЗ предполагается создание субзоны, или минизоны, «Кури­лы», которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов. В настоящее время в рамках СЭЗ «Сахалин» созданы 23 совмест­ных предприятия. В пределах зоны действуют льготный налоговый и таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экс­портно-импортных операций, специальный государственный орган управления — Администрация СЭЗ «Сахалин». В целях ра­ционального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установ­ленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование при­родных ресурсов. Для расширения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содей­ствия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ создается специальный коммерческий банк реги­онального развития (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируют­ся Администрацией СЭЗ «Сахалин». В пределах зоны могут созда­ваться предприятия, осуществляющие в соответствии с законода­тельством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвестициями в банковской и стра­ховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использо­ванием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области в соответ­ствии с действующим законодательством разрешают предприяти­ям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и сооружений. Свободная экономичес­кая зона «Сахалин» должна специализироваться на рыбном про­мысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечествен­ном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

В субзоне «Курилы» Сахалинской области предприятиям и орга­низациям предоставлено право самостоятельно использовать про­изводимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и мо­репродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобожде­ны от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произве­денных на территории соответствующих районов Курильских ост­ровов. В 1993-1995 гг. здесь предусматривалось целевое федераль­ное финансирование строительства и реконструкции аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развития морских пе­ревозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооруже­ний. Специализация субзоны «Курилы» — рыбный промысел и пе­реработка рыбы и морепродуктов.

31 мая 1999 г. был подписан Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Магаданской области».

В законе определено, что «особая экономическая зона» — территория, которая расположена в административных грани­цах города Магадана и на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности.

Основными целями создания особой экономической зоны являются развитие производительных сил, финансового и товар­ного рынков Магаданской области.

Администрация особой экономической зоны — государ­ственное учреждение, созданное администрацией Магаданской области в соответствии с настоящим Федеральным законом для организации взаимодействия органов власти и субъектов хозяй­ственной деятельности в соответствии с требованиями настоя­щего Федерального закона, а также реализации программы раз­вития особой экономической зоны;

участники особой экономической зоны — юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории особой экономической зоны, а также граждане, зарегистрированные в качестве инди­видуальных предпринимателей на территории особой экономи­ческой зоны. Указанные лица должны иметь регистрационные свидетельства, предусмотренные статьей 4 настоящего Феде­рального закона, осуществлять основную хозяйственную дея­тельность и иметь не менее 75% основных фондов на террито­рии Магаданской области.

Каков налоговый режим особой экономической зоны?

При осуществлении хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пределах Магаданской области участники особой экономической зоны освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исклю­чением отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации). Настоя­щее положение действует до 31 декабря 2005 г.

В период с 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники осо­бой экономической зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории особой экономической зоны и в пре­делах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы на территории Магаданской области.

Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельно­сти, осуществляемых ими в пределах особой экономической зоны и Магаданской области.

Таможенный режим характеризуется следующим образом:

1. Российские и иностранные товары, ввозимые участниками особой экономической зоны на ее территорию размещаются, используются на ее территории и вывозятся с ее территории в порядке и на условиях, которые определены главой 12 Таможенного кодекса Российской Федерации для таможенного режима свободной таможенной зоны с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. На территории особой экономической зоны может осуществляться производственная и иная хозяйственная деятельность связанная с использованием российских и иностранных товаров, в том числе их розничная продажа, при условии соблюдения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты экономических интересов Россий­ской Федерации, выполнения ее международных обязательств, соблюдения законодательства Российской Федерации, а также с учетом интересов национальной безопасности и экономических интересов на осуществление производственных и иных коммерчес­ких операций, в том числе на розничную торговлю, на территории особой экономической зоны могут устанавливаться отдельные за­преты и ограничения. Такие запреты и ограничения устанавлива­ются Правительством Российской Федерации по согласованию с администрацией Магаданской области.

3. Участники особой экономической зоны, осуществляющие операции с товарами в особой экономической зоне, обязаны вести учет ввозимых, вывозимых, хранящихся, изготавливаемых, перерабатываемых, приобретаемых и реализуемых товаров и представлять администрации особой экономической зоны и таможенным органам Российской Федерации отчетность об этих товарах. Любые изменения, происходящие с товарами в пределах особой эко­номической зоны, должны отражаться в учетных документах.

Администрация особой экономической зоны, а также таможен­ные органы проводят в пределах их компетенции контроль и учет операций с товарами, осуществляемых участниками особой эконо­мической зоны в порядке, определенном Правительством Россий­ской Федерации.

4. Иностранные товары, приобретаемые участниками особой экономической зоны для собственных производственных нужд и используемые на территории Магаданской области, при ввезе с территории особой экономической зоны на остальную территорию Магаданской области освобождаются от ввозных таможенных по­шлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров в порядке, опре­деленном Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. Любые изменения, происходящие с указанными това­рами в пределах Магаданской области, должны отражаться в учет­ных документах участников особой экономической зоны. Контроль за использованием указанных товаров в производственных целях осуществляют таможенные органы и администрация особой эко­номической зоны. В случае нецелевого использования указан­ных товаров таможенные пошлины и другие платежи, взимаемые при таможенном оформлении товаров, подлежат уплате, а участ­ники особой экономической зоны несут ответственность, установ­ленную таможенным законодательством Российской Федерации за нарушение таможенных правил.

При вывозе указанных в абзаце первом настоящего пункта то­варов с территории Магаданской области на остальную часть та­моженной территории Российской Федерации и при их вывозе за пределы территории Российской Федерации указанные товары подлежат таможенному оформлению, а таможенные пошлины, налоги взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров. Подвергнутые перера­ботке указанные иностранные товары в случае их соответствия критериям достаточной переработки, установленным таможенным законодательством Российской Федерации, рассматриваются как российские товары и не облагаются ввозными таможенными пошлинами и взимаемыми при таможенном оформлении иными на­логами при ввозе таких товаров на остальную часть таможенной территории Российской Федерации.

5. Транспортные средства, находящиеся под таможенным режимом свободной таможенной зоны, в пределах административной границы Магаданской области могут выезжать из особой экономической зоны без обязательного таможенного оформления, изменения таможенного режима и взыскания таможенных платежей при соблюдении условий, требований и ограничений, которые могут быть установлены таможенными органами.

6. Товары, произведенные участниками особой экономической зоны в особой экономической зоне, при вывозе с ее территории на остальную часть таможенной территории Российской Федерации или за пределы территории Российской Федерации освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (за исключением таможенных сборов), взимаемых при таможенном оформлении товаров.

Товар считается произведенным в особой экономической зоне при условии, что товар был полностью произведен на территории особой экономической зоны или подвергнут достаточной перера­ботке в соответствии с критериями и порядком, которые установ­лены Государственным таможенным комитетом Российской Феде­рации по представлению администрации особой экономической зоны.

Критериями достаточной переработки товара в особой эконо­мической зоне являются:

а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшее в результате переработки товара;

б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из особой экономической зоны;

в) изменение стоимости товара, если величина добавленной стоимости его переработки (обработки) составляет не менее 30% доли цены поставляемого товара (в отношении товара,относящегося к электронной и сложной технике, не менее 15%).

При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки:

- операции по обеспечению сохранности товаров во время хране­ния или транспортировки;

- операции по подготовке товаров для продажи и транспортиров­ки (дробление партии, формирование отправок, сортировка, пере­упаковка);

- смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исход­ных составляющих.

Критерии достаточной переработки для конкретных товаров устанавливаются и применяются на основании настоящего феде­рального закона в порядке, определенном таможенными органа­ми по представлению администрации особой экономической зоны.

7. Правительство Российской Федерации по представлению администрации особой экономической зоны вправе устанавливать ограничения таможенного режима особой экономической зоны и исключения из него.

8. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на внешнеторговые (внешнеэкономические) операции с драгоценными металлами.

Отметим, что срок действия настоящего Федерального закона заканчивается 31 декабря 2014 г., т. е. у Магаданской ОЭЗ достаточ­но времени для становления и успешного функционирования.

Важнейшие направления экономического и социального разви­тия Северо-Западного экономического района в условиях перехо­да к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного ком­плекса, развитие отечественного и международного туризма увели­чение пропускной способности транспорта, в первую очередь мор­ского, создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства будет способствовать органи­зация в районе зон свободного предпринимательства. Предпола­гается формирование 3 свободных экономических зон — в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде. Зона свободного предпринима­тельства «Санкт-Петербург» формируется в целях эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуально­го и производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития производительных сил района и освоения со­временных технологических процессов, создания современной производственной и социальной инфраструктуры, эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в це­лом в международное разделение труда. Зона будет специализиро­ваться на производстве машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта непроизводствен­ных услуг.

В настоящее время в Санкт-Петербурге зарегистрировано 1,5 тыс. совместных предприятий, что составляет около 50% их всерос­сийской численности. Из них примерно 10% создано совместно с фирмами стран Балтийского региона. Трудности формирования свободной экономической зоны связаны с объективными и субъек­тивными факторами. Так, нельзя не учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-промышленному комплексу. Кроме того, мировая практика вообще не имеет анало­гов создания зон в столь крупном регионе. Для Санкт-Петербург­ской зоны эффективной является организация субзон, или мини-зон различной специализации, из которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно созда­ние в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные парки, технополисы на основе значительного накоплен­ного научного потенциала, а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе предприятий, перепро­филирующихся в процессе конверсии, туристско-рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация крупнейшего банковского центра.

Свободная экономическая зона «Выборг» формируется на тер­ритории одноименного административного региона. Она создает­ся с целью внедрения в производство отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с последующей пе­редачей их результатов для широкого использования в стране и на внешнем рынке. Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой продукции на основе научных достижений Санкт-Пе­тербурга и передовых зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в формировании зоны принимает Фин­ляндия. В пределах зоны предполагается создание технологичес­кого центра (технологической деревни) для ускоренного внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие высокотехнологичные и экологически чистые произ­водства, как вычислительная техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др. Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии — Иматры всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге — 126 км, а по автомобильной — 156 км) дало возможность российским и фин­ским специалистам разработать проект по созданию в зоне перво­го технологического парка в России. Разнообразие природных ус­ловий, а также богатое историко-культурное наследие делают зону привлекательным международным туристическим центром. Сосед­ство с западноевропейским рынком и близость такого промышлен­ного и научного центра, как Санкт-Петербург, позволяют зоне стать крупным центром международной торговли, обеспечивающим рас­ширение вывоза товаров на западный рынок.

В центральном экономическом районе наиболее эффективной формой территориальной научно-технической интеграции могут стать технополисы, технопарки или научно-технические зоны. В пределах района в административных границах г. Зеленограда фор­мируется СЭЗ «Технополис Зеленоград» с целью создания благо­приятных условий для социально-экономического развития горо­да, расширения и диверсификации производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции, в том числе производимой на основе конверсии с привлечением иностранного капитала, а так­же увеличения экспортного потенциала предприятий г. Зеленограда и России в целом.

Приоритетными направлениями деятельности данной СЭЗ яв­ляются разработка высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики и связи, создание материалов электронной техники, молекулярных и биотехнологических материалов, промышленной и бытовой радиоэлектронной аппаратуры и специального технологического оборудования. В целях форми­рования СЭЗ создан Административный комитет, а для сосредото­чения необходимых финансовых ресурсов, формирования и разви­тия инфраструктуры — некоммерческий фонд развития.

Особо стоит остановиться на истории формирования и функци­онирования особой экономической зоне в Калининградской обла­сти, получившей наименование «Янтарь».

Несколько данных о Калининградской области. Площадь — 15,1 тыс. км. Население — около 1 млн чел. Высокий уровень ур­банизации: в городах и поселках городского типа проживает око­ло 80% всего населения. Имеет выгодное географическое положе­ние: непосредственная близость к развитым странам Западной Европы, незамерзающие морские порты. Благоприятные климати­ческие условия, значительные водные ресурсы. На континенталь­ном шельфе открыты месторождения природного газа и нефти. Этот регион нередко называют «янтарным краем», ибо здесь сосре­доточено около 90% мировых запасов янтаря. В 1993-1994 гг. структура промышленности характеризовалась значительным пре­обладанием пищевой промышленности (в основном рыбопромыш­ленного комплекса), машиностроения (судостроение, приборо­строение, вагоностроение, военно-промышленное производство), лесной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Вопрос о создании СЭЗ в Калининградской области был под­нят ее руководителями еще в конце 80-х гг. Но реальное воплоще­ние эти идеи получили вскоре после августовского путча 1991 г., когда Совет Министров РСФСР утвердил «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области». Положение за­крепляло правовые основы финансово-хозяйственной деятельнос­ти в СЭЗ. Цели создания СЭЗ «Янтарь» определялись так:

- ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;

- повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами;

- обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспор­тных возможностей региона;

- развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;

- отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

В состав СЭЗ «Янтарь» вошли территория Калининградской области и прилегающие к ней районы континентального шельфа и экономической зоны России. В состав СЭЗ, естественно, не включались те районы Калининградской области, которые были связаны с обеспечением обороны страны.

Отметим, что действие «Положения» распространялось на все предприятия, организации и учреждения, находящиеся на терри­тории СЭЗ. Эти предприятия получили наименование «предпри­ятия-резиденты СЭЗ «Янтарь».

В январе 1996 г. был принят Федеральный закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» (1).

В блоке мероприятий, связанных с развитием СЭЗ, важнейши­ми явились: развитие морских портов, строительство международ­ной автомагистрали и железной дороги с европейской колеей, раз­витие фермерства, создание сети предприятий малого и среднего бизнеса, специализирующихся на переработке местных видов сы­рья, расширение конверсионного процесса, приватизация маши­ностроительных предприятий. Однако воплощение в жизнь этих программ одновременно, тем более в короткий срок, было крайне затруднительным. В качестве приоритетных вопросов, по мнению многих экономистов региона и Центра, да и руководящих работ­ников области, следовало бы сосредоточить усилия на решении трех главных проблем:

- развитие Калининградского морского порта;

- развитие международной курортно-туристской зоны;

- развитие янтарного производства.

Иными словами, в пределах СЭЗ «Янтарь» было выделено 3 ос­новных субзоны, которые могут стать фундаментом развития сво­бодной экономической зоны.

Янтарь — ископаемая смола хвойных пород деревьев верхнеме­лового — палеогенового периода. Имеет весьма широкое применение: для высококачественных изоляторов в радиотехнической про­мышленности (обладает высокими диэлектрическими и теплостой­кими качествами), для производства лака (янтарный лак высоко ценится для покрытия днища судов, мебели, музыкальных инст­рументов, консервных банок), янтарного масла (используется в качестве растворителя), для производства ювелирных украшений, искусственных кож, лекарств, стимуляторов роста растений и жи­вотных, фотореактивов, пластмасс и др.

В Калининградской области известно несколько крупных мес­торождений; по оценкам специалистов, даже при полном исполь­зовании мощностей янтарного комбината сырья хватит более чем на 100 лет.

В перспективе Калининградская зона должна активнее исполь­зовать рекреационные ресурсы, которые весьма благоприятствуют развитию курортно-туристского комплекса, тем более что здесь имеются значительные запасы лечебных минеральных вод. Уже сегодня широкую известность имеют курортно-оздоровительные зоны в Светлогорске, Зеленограде, на побережье.

В Федеральном законе 9 глав, которые определяют различные аспекты формирования и функционирования СЭЗ: правовую за­щиту государством инвестиций и предпринимательской деятель­ности; режим инвестиций и предпринимательской деятельности; таможенное регулирование в зоне; налогообложение; валютное регулирование и валютный контроль; порядок въезда в Калинин­градскую область и выезда из нее; социально-трудовые отношения; порядок ликвидации зоны и др.

В законе подчеркивается, что «особая экономическая зона яв­ляется частью государственной и таможенной территории Россий­ской Федерации».

Законом определены полномочия органов власти Калининград­ской области в отношении особой экономической зоны. Так, Ка­лининградская областная Дума и администрация области осуще­ствляют полномочия по вопросам функционирования особой экономической зоны в соответствии с уставом области. Админис­трация Калининградской области выполняет функции админист­рации особой экономической зоны, она координирует привлече­ние российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществление предприни­мательской деятельности. Администрация зоны вправе заключать договоры гражданско-правового характера и вступать в иные граж­данско-правовые отношения с российскими и иностранными ин­весторами и предпринимателями.

Администрация вправе проводить торги (конкурсы, аукционы), а в исключительных случаях (например, при инвестировании уни­кальных технологий и оборудования) — прямые переговоры с от­дельными российскими и иностранными инвесторами и предпри­нимателями для заключения договоров по реализации зональных инвестиционных проектов.

Администрация имеет право передавать в пользование на усло­виях договора аренды российским и иностранным предприятиям имущество, находящееся в собственности Калининградской обла­сти как субъекта Российской Федерации, в том числе недвижимое имущество. Право землепользования иностранным физическим и юридическим лицам, международным организациям (объединени­ям) с участием российских и иностранных физических и юриди­ческих лиц на территории особой экономической зоны предостав­ляется исключительно на основе договоров аренды (без права выкупа). Договоры заключаются по рыночным ставкам на аренду земли, при обязательном учете интересов жителей Калининградс­кой области, факторов рационального землепользования, сохране­ния и улучшения природной среды; договоры подлежат регистра­ции органами государственной власти Калининградской области.

Значительное место в федеральном законе отведено вопросам таможенного и валютного регулирования.

В Особой экономической зоне продолжает действовать тамо­женный режим свободной таможенной зоны, как это было опре­делено еще в Положении о свободной экономической зоне в Ка­лининградской области, принятом Советом Министров РСФСР в 1991 г.

Товары, произведенные в особой экономической зоне (что под­тверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей. К этим товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Товары, ввозимые из других стран в особую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Тамо­женного союза (исключая товары, перерабатываемые в особой эко­номической зоне и считающиеся произведенными в особой эконо­мической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической по­литики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности).

С товаров, ввозимых из других стран в особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются.

Важную роль в развитии свободных экономических зон сыграл Таможенный кодекс Российской Феде­рации, принятый в 1993 г.

В разделе втором, посвященном проблемам перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также та­моженным режимам, есть 12 статей (75-86), в которых зафикси­рованы положения о создании и функционировании свободных та­моженных зон (СТЗ). Отметим наиболее важные стороны Таможенного кодекса.

Свободные таможенные зоны и свободные склады, как указы­вается в Кодексе, имеют таможенные режимы, при которых ино­странные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях без взимания тамо­женных налогов, пошлин, без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.