Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ непосредственного окружения




Непосредственное окружение представлено теми, с кем организация непосредственно контактирует и кто оказывает на нее прямое влияние. Стоит отметить также, что участники непосредственного окружения также подвергаются влиянию со стороны организации, что позволяет ей формировать новые перспективы и предсказывать возможные проблемы.

Покупатели

Если описывать покупателей продукции высокотехнологичных ИТ-компаний, то целесообразно подразделить их на следующие типы:

* представители ИТ-отделов других компаний;

* сами ИТ-компании;

* участники виртуальных рынков (Интернет-рынка);

* традиционные покупатели, частные лица.

Естественно, особенный интерес представляют первые три группы покупателей, имеющие специфические мотивы, и кроме того, обеспечивающие основные объемы продаж для ИТ-компаний. Если рассматривать основные характеристики, по которым возможен анализ покупателей, то наиболее показательными представляются следующие: география покупателя, культурные факторы, социальные факторы, личностные и психологические.

География покупателя - так как часто продуктами высокотехнологичных компаний является информация в том или ином виде (программное обеспечение, новости и аналитика, базы данных и пр.) то проблема с ее передачей не возникает с развитием глобальных компьютерных сетей. На этом же принципе построена и электронная коммерция: по сути дела покупателю все равно где находится товар и откуда ему его пришлют. Самое главное, что весь процесс выбора, заказа и оплаты он произведет в своей привычной обстановки за экраном компьютера. Что же касается компаний - производителей оборудования и системных интеграторов, то это, как правило, транснациональные корпорации, имеющие представительства по всему миру и активно использующие те же самые электронные каналы продаж и послепродажного обслуживания покупателей, что также стирает географические границы.

Культурные факторы, социальные, личностные и психологические анализировались общепризнанным специалистом по маркетингу Ф. Котлером[25]. Среди факторов культурного порядка, специфичных для ИТ-компаний, можно выделить сложившуюся субкультуру виртуальных коммуникаций, принадлежность основных групп потребителей к высшему среднему и низшему среднему общественным классам (около 42% населения США по классификации Ф.Котлера). В свою очередь субкультура виртуальных коммуникаций оказывает воздействие на такой фактор социального порядка как референтные группы, оказывающие влияние на отношения или поведение покупателя. Специфика личностных и психологических факторов не так существенно отличается от традиционного бизнеса, особенно учитывая, что основные объемы продаж - уровень В2В (торговля между предприятиями).

Поставщики

Если проанализировать потребляемые ИТ-компаниями ресурсы, то очевидно, что одним из основных потребляемых ресурсов является информация (как не парадоксально это звучит, но информация, можно сказать, идеальных товар, продав который несколько раз все равно его не теряешь). Именно скорость получения информации, ее переработки и распределения - это основные показатели от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого продукта. По сути дела, основными поставщиками ИТ-компаний являются другие ИТ-компании, такие как провайдеры услуг связи, контент-провайдеры, производители оборудования - поставщики для производителей ПО, и в свою очередь наоборот.

Система поставщики-потребителя является в данном случае сильно взаимосвязанной на уровне крупнейших ИТ-компаний, от которой сильно зависят мелкие компании. В то же время рынок поставщиков информации (контент-провайдеров) чрезвычайно велик и представляет собой, практически, рынок совершенной конкуренции, что обеспечивает потребителю возможности выбора поставщика. Это позволяет снизить зависимость компании от конкретного поставщика (в отличии от рынка оборудования и, частично, программного обеспечения).

Относительно поставщиков компаний, работающих в области электронной коммерции, особенно в области В2С (интернет-магазины), то их поставщиками являются традиционные компании-производители, для которых В2С-компании являются дистрибьюторами (хотя иногда и крупнейшими) из продукции. Однако, часто E-commerce-компании представляют собой структурные подразделения фирм-производителей - т.е. основных поставщиков товаров/услуг для этих компаний.

Конкуренты

За исключение крупнейших фирм производителей оборудования и программного обеспечения (например, Intel, Microsoft) рынок которых можно определить как олигополистический, в основном все ИТ-компании работают на высококонкурентном рынке. При этом конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами. Немалую угрозу представляют собой потенциальные конкуренты - фирмы, которые могут выйти на рынок (а это на высокотехнологичном рынке явление обычное) с новым продуктом, или даже создать новые рынки, оттянув на себя значительную часть покупателей (известная ситуация, в которую попали компании - производители крупных ЭВМ при появлении персональных компьютеров).

Рынок рабочей силы

Рынок рабочей силы всегда оказывает ощутимое влияние на деятельность организации. Основными направлениями анализа этого рынка являются география, образование, стоимость, профсоюзы и пр. Значимость персонала - носителя интеллектуального потенциала, как основы деятельности - для высокотехнологичных компаний переоценить невозможно, следовательно и особенности рынка рабочей силы значимы при анализе менеджмента. География распределения рабочей силы такова: высококвалифицированные специалисты располагаются в странах с высоким уровнем технического образования, среди которых не только традиционно развитые страны, но, и что удивительно, страны третьего мира (Индия, Китай и др.). Способность миграции рабочей силы также важно, особенно при условии редкости такого ресурса, как в случая ИТ-компаний. Эти параметры предполагают ряд трудностей в управлении. Однако, возможности информационного обмена с использованием глобальных сетей значительно расширяют географию этого рынка и уменьшают значимость возможности миграции рабочей силы. Предприятия, как будет показано ниже, используют структуру виртуальных организаций, получая дополнительные выгоды от этих, казалось бы, недостатков.

Что касается деятельности профсоюзов, то на сегодняшний момент в большинстве малых и средних ИТ-компаний (особенно в e-commerce компаниях) они отсутствуют, что не ограничивает свободы работодателей.

Рынок рабочей силы необходимо рассматривать в данном случае как часть другого рынка - рынка капитала, т.к. рабочая сила - носитель и источник интеллектуального капитала, неотъемлемой части в общей структуре капитала компании.

Рынок капитала

Рынок капитала также имеет свои специфические особенности. В своем развитии компании имеют две стадии привлечения капитала: первоначальное привлечение и последующее инвестирование.

Особенности первоначального привлечения капитала связаны с высокой рискованностью проекта на стадии создания компании. Если новая компания создается как подразделение уже существующей компании, то и первоначальный капитал она получает от нее. Но далеко не каждая компания стремиться инвестировать свои средства в новые направления в том числе по ряду причин, связанных со структурой организации. Как будет показано ниже, ряд структурных противоречий разрешается с использованием проектной структуры.

Для вновь создающихся компаний основным источником первоначального финансирования оказывается венчурный капитал. При этом венчурные капиталисты ставят своей целью вывод компании на фондовый рынок с целью ее дальнейшей продажи и/или привлечения нового капитала - акционерного капитала (этап последующего инвестирования). Судя по анализу капитализации 10 крупнейших компаний мира, большинство из них именно высокотехнологичные ИТ-компании (Microsoft, Cisco-Sistems, Intel, Lucents Technologies и др.).

Структура капитала оказывает сильное влияние на цели компании, на характер управления. Особенностью функционирования высокотехнологичных компаний является поддерживаемое инвестирование, то есть привлечение капитала. Важным является состав держателей акций, т.е. участников рынка капитала. Еще в 1990г. М.Портером анализировались роли владельцев акций в различных странах с точки зрения создания конкурентных преимуществ стран для тех или иных отраслей (Michael E. Porter. The Competitive Advantage of Nations.-1990.)[26]. Согласно его исследованию, например, в Германии и Швейцарии возможно процветание высокотехнологичных компаний, требующих инвестиций в развитие научных исследований, благодаря тому, что крупнейшими акционерами являются банки, которые интересуются приростом долгосрочных капиталов. Ежедневная динамика курса акций не считается очень важным фактором, акции редко продают.

США представляют пример другой крайности. Большинством акций владеют институциональные инвесторы, которые должны представлять оценку стоимости акций раз в год или раз в квартал. Приобретаются компании с наиболее быстрорастущими курсами акций, что позволяет увеличить капитал инвесторов, в то время как, в отличии от примера Германии, держатели акций не оказывают непосредственного влияния на управление компанией. Наряду с этим в США существует хорошо отлаженный рынок рискового капитала. Этот рынок в США развит гораздо больше чем в других странах. В интересах венчурного капиталиста финансировать начинающую расти компанию, что и относится в первую очередь к новым IT-компаниям. Они представляют собой высокорискованные, но очень перспективные проекты, что делает их объектом внимания венчурного капитала. Следовательно, и развитие таких компаний происходит преимущественно в странах с развитым рынком рискового капитала.

 

 

Анализируя внешнюю среду и взаимодействия подразделений высокотехнологичных информационных компаний можно определить, что они могут характеризоваться:

· сложным нестабильным окружением,

· сложностью задач, не имеющих четких границ,

· размытостью уровней управления,

· преобладанием неформальных отношений,

· нечетким распределением прав и ответственности,

· размытостью властных полномочий,

· групповым принятием решений.

 

На основании этого можно заключить, что эти компании могут строиться с органической, а не механистической структурой взаимодействия с внешней средой и как матричная организация, характеризующаяся наличием проектных групп и управлением по проектам, по типу взаимодействия с внутренними подразделениями.


[1] Попов М.Л. Особенности управления высокотехнологичными информационными компаниями. // Менеджмент в России и за рубежом - 2001 - №4.

[2] Daniel S. Janal. Online Marketing Handbook. 1997 edition. p.52-54.

[3] Филип Эванс, Томас С. Верстер. Реальный взгляд на виртуальную коммерцию. Искусство управления. №3, 2000 - с.22-43.

[4] М.Зырянов. Что там, на горизонте? Computerworld Россия. Директору информационной службы - январь 2000 - с.4-7

[5] Ханс А. Вютрих, Андреас Ф. Филипп. Виртуализация как возможный путь развития управления. Журнал “Проблемы теории и практики управления”. - 1999 - №6. (http://www.ptpu.ru)

[6] Козье Д. Электронная коммерция - Москва: “Русская редакция”. 1999 - с.197

[7] Ефремов В.С. Бизнес-системы постиндустриального общества. Журнал “Менеджмент в России и за рубежом”, 1999 - №5. (http://www.dis.ru/MENEDG/index.htm)

[8] Обзор книги The Cathedral and Bazaar. Eric S. Raymond в приложении к журналу ComputerWorldRussia Директору информационной службы.- март - 2000 - с.19-23.

[9] The Internet repository of MSF-based materials is located at http://www.microsoft.com/solutionsframework/. Ó 1998 Microsoft Corporation.

[10] Питер Ф. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: “Бук Чембер Интернешнл” - 1992 - с.213.

[11] Вопрос о получении эффекта от внедрения каких-либо ИТ-разработок в компании действительно достаточно сложный и многие руководители ИТ-служб крупных компаний с этим столкнулись. Широкий диапазон потенциальных выгод информационных технологий делает оценку истинной ценности ИТ затруднительной. Любое вложение в ИТ есть инвестиции, потому необходимо сравнивать относительную ценность нескольких потенциальных инвестиций. Данная тема хорошо раскрыта в книге “Автоматизация управления предприятием”/ Баронов В.В. и др. - М.: Инфра-М, 2000. - 239с.

[12] Г.Минс, Д.Шнайдер. Метакапитализм и революция в электронном бизнесе: какими будут компании и рынки в 21 веке. М., Изд-во “Альпина” - 2001г. - 280с.

[13] Попов М.Л. Роль интеллектуальной составляющей в структуре собственности и управления инновационными компаниями. Торговля и сфера услуг в условиях модернизации российского общества: материалы ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2010. с.59-62

[14] Д.Коллинз. Построенные для скачка. Искусство управления. №2 - 2000г. - с.82.

[15] Ю.Аммосов. Что у венчурного капиталиста на уме. Мир электронной коммерции. №2 - 2000г. - с.36.

[16] Питер Ф. Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. - М.: “Бук Чембер Интернешнл” - 1992 - 351с.

[17] М.Головко. Проекты ИС для крупных предприятий. Приложение к журналу ComputerWorldRussia Директору информационной службы.- апрель - 2000 - с.13-18.

[18] Гэри Хэмил. Дух Кремниевой Долины. Искусство управления. 2000-№1-с.30-50.

[19] На русском языке: М.Портер. Международная конкуренция.-М.: Междунар.отношения, 1993г-896с.

[20] Там же, с.231.

[21] данные из сборника: Определяющая роль профессиональных менеджеров в обеспечении устойчивого экономического роста в современной России: опт лучших и стратегии успеха. - М.: Общественный фонд “Лучшие менеджеры новой эпохи”, Клуб Лучших Менеджеров России, 2001 - 96с.

[22] Попов М.Л. Особенности структуры высокотехнологичных информационных компаний. Тенденции развития экономики и менеджмента постиндустриального общества: материалы Всероссийской научно-практической конференции — Казань: Казанский государственный университет, 2009 — 256с. С.120-134

[23] Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х.-мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 2000 - 662с. - с.428.

[24] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М.: Изд-во МГУ, 1995 - 416с.

[25] Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990 - 736с.

[26] На русском языке: М.Портер. Международная конкуренция.-М.: Междунар.отношения, 1993г-896с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.