КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Политические взгляды Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо
10.1.МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755) Будучи существом разумным, человек, говорит Монтескьё, постоянно нарушает законы, данные ему Богом, и беспрестанно изменяет те, которые сам для себя установил. Все законы Монтескьё разделяет на законы природы, которые вытекают из устройства человеческого естества, и законы положительные, т.е. законы, действующие в гражданском состоянии. В основе его классификации лежат два понятия: природа правления и принцип правления. Природа и принцип взаимообусловлены, они не существуют друг без друга. Отсюда вытекает следующее разделение: · монархия: природа монархии требует, чтобы правил один человек, но по закону. Принцип монархического правления – честь; · республика: природа ее такова, что власть принадлежит (может принадлежать) всему народу, и тогда это демократия; если же верховная власть находится в руках части народа, то такое правление называется аристократией. Принцип демократии – добродетель, аристократии – умеренность; · деспотизм: по своей природе это такое правление, при котором правит один человек, но в соответствии со своими прихотями. Принцип деспотизма – страх. Анализируя политические режимы с точки зрения их отношения к политической свободе, Монтескьё приходит к выводу, что республика – демократическая ли, аристократическая ли – не дает подлинной свободы. свобода состоит вовсе не в том, чтобы делать то, что хочется; свобода есть «право делать все, что дозволено законами». Для гражданина же политическая свобода есть «душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». Единственный режим, который содержит в себе возможность свободы, – это монархия. Но монархия не всякая. Она может отдаляться от свободы и даже склоняться к деспотизму. Однако монархия может дать и свободу. Ведь она общество социально дифференцированное, основана на существовании сословий, каждое из которых обладает своими функциями и занимает определенное место в социальной иерархии. Одни создают законы, другие их применяют; одни управляют, другие судят. Никто не может ни уклониться от выполнения своей функции, ни переложить ее на другого. Существующие классы и сословия способны сделать монархическую власть умеренной.
Вслед за Локком он выделяет три рода власти: законодательную, исполнительную, ведающую вопросами международного права, и власть исполнительную, ведающую вопросами гражданского права (или судебную). Свободно только такое государство, в котором все три вида власти не объединены в одних руках и существуют независимо друг от друга. Каждая власть должна ограничивать и сдерживать другую власть – таков главный вывод философа. Анализируя концепцию разделения власти, Монтескьё излагает и свои представления о политическом представительстве. Поскольку в свободном государстве каждый свободный человек свободно управляет собою сам, то законодательная власть должна принадлежать всему народу. Представители могут обсуждать главнейшие государственные дела и принимать соответствующие решения – народ на это не способен, и это одна из слабейших сторон демократии. Вклад в политологию: 1) концепция представительной демократии («Все участие народа в правлении должно ограничиваться избранием представителей».) 2) принцип разделения властей, система сдержек и противовесов («Исполнительная власть должна иметь право распустить законодательное собрание, напротив, законодательное собрание не должно ограничивать исполнительную власть, она ограничена по своей природе».) 3) федеративная форма государственного устройства
4) связь свободы и законов («Свобода есть право делать все, что дозволено законами»)
10.2.Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.) Руссо исходил из гипотезы о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое он, в отличие от Гоббса, называл — «золотым веком человечества», где господствовали свобода, равенство, общественная собственность. борьба между бедными и богатыми. Выход был в соглашении о создании государственной власти и законов, которым будут подчиняться все. Однако, потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданные путем договора государство и законы «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому». В противовес такому направлению развития общества Руссо предлагает свою концепцию «создания Политического организма как подлинного договора между народами и правителями». В результате такого договора создается условное коллективное Целое. Это Целое лицо юридическое – государство. Что до членов ассоциации, то они в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Государства». Руссо делает акцент в своих политических построениях не на индивиде, а на группе, классе, сословии, поэтому отдельный гражданин в них часто поглощается обществом. Идеалами такой республики, высшим благом человека, как подчеркивал Руссо в работе «Об общественном договоре», являются принципы — свобода, равенство, демократия и соблюдение общественного договора. Теория разделения властей находит свое дальнейшее развитие в учении Руссо. Руссо принадлежит гипотеза о важнейшей роли частной собственности в процессе возникновения общественного неравенства, государства и права. Отсюда он выводит тезис о справедливости требований и даже активной борьбы против неравного распределения собственности.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |