Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы диагностики кризиса. 8 страница




Перед руководителями коллектива кризисного предприятия стоят две группы задач, связанных со снижением социальной напряженности и обеспечением социальной защиты персонала:

1) обеспечение социальных гарантий и социальной защиты персонала;

2) снижение социально-психологической напряженности в коллективе, вызванной неопределенностью и неинформированностью.

Решение задач первой группы в основном связано с выплатами задолженности по заработной плате и компенсациями, с организацией переподготовки высвобождаемых работников, мерами по социальной защите части высвобождаемых неконкурентоспособных работников на рынке труда (лиц пенсионного и предпенсионного возраста, инвалидов и др.).

Все перечисленные меры требуют определенных затрат и поэтому они должны быть предусмотрены в плане реструктуризации и в бизнес-плане оздоровления предприятия.

Все мероприятия первой группы задач следует разделить на две группы:

1) меры, обязательные в соответствии с действующим законодательством;

2) меры, желательные при наличии необходимых средств.

Вторая группа мероприятий – снижение социально-психологического напряжения в коллективе – связана, прежде всего с планомерной широко развернутой разъяснительной работой и подготовкой персонала к планируемым нововведениям. Работа с персоналом помогает снизить степень сопротивления нововведения, которое проявляется в форме открытого активного возражения или носит скрытый пассивный характер.

Активное открытое сопротивление объективно работает на улучшение, совершенствование принимаемых решений. Пассивное сопротивление проявляет себя как форма скрытого саботажа, чаще всего немотивированного. Преодолеть его можно только постоянной разъяснительной работой с людьми и применением мотивационных рычагов управления персоналом.

В кризисной ситуации снижению социально-психологического напряжения способствует организация специальных консультативных семинаров и юридических консультаций о правах и возможностях персонала на предприятии и на рынке труда.

 

10.4. Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды.

 

Арбитражным управляющим признается гражданин РФ:

· являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

· утверждаемый арбитражным судом для осуществления полномочий, установленных Законом о банкротстве, прежде всего по проведению процедур банкротства.

Закон о банкротстве содержит понятие арбитражного управляющего, обобщающее четыре категории управляющих, обеспечивающих проведение процедур банкротства:

· временных управляющих – для проведения наблюдения;

· административных управляющих - для проведения финансового оздоровления;

· внешних управляющих – для осуществления внешнего управления;

· конкурсных управляющих – для проведения конкурсного производства.

Общие требования, которые предъявляются к арбитражным управляющим, прописаны в статье 20 ФЗ – 127 от 16.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)», а статус и функции саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в статье 21 Закона.

В соответствии со статьей 24 Закона арбитражный управляющий, утвержденный судом, имеет право:

· созывать собрание кредиторов;

· созывать комитет кредиторов;

· обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных законом;

· получать вознаграждение в размерах и в порядке, которые установлены законом;

· привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено законом, собранием кредиторов или соглашением кредиторов;

· подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей.

Этой же статьей Закона определены обязанности арбитражного управляющего:

· принимать меры по защите имущества должника;

· анализировать финансовое состояние должника;

· анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных и иных рынках;

· вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных законом;

· предоставлять реестр требований кредиторов лицам, требующим проведения общего собрания кредиторов, в течение трех дней с даты поступления требования в случаях, предусмотренных законом;

· возмещать убытки должнику, кредиторам, третьим лицам в случае причинения им убытков при исполнении возложенных на него обязанностей с даты вступления в законную силу судебного акта о возмещении таких убытков;

· выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства, а так же обстоятельства, ответственность за которые предусмотрена пунктами 3 и 4 статьи 10 закона;

· осуществлять иные установленные законом функции.

В соответствии со статьей 25 арбитражный управляющий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возможных на него Федеральных законом «О несостоятельности (банкротства)».

Арбитражный управляющий с первых дней своего назначения должен выполнить большое число функций и задач в ограниченный период процедуры банкротства.

Только в арбитражной процедуре внешнего управления ему предложено всего за один месяц разработать план внешнего управления, включающий не только функции и задачи, регламентированные Законом, но и подробный план финансового оздоровления предприятия с детальной проработкой маркетинговой стратегии, производственной программы, реструктуризации задолженностей, реорганизации предприятия и др. За один месяц трудно разработать план внешнего управления неплатежеспособным предприятием не только арбитражному управляющему, но и специализированной консалтинговой фирме.

Кроме того, арбитражный управляющий должен выполнить следующие аналогичные по сложности функции и задачи:

· инвентаризацию имущества;

· анализ финансового и технико-экономического состояния предприятия;

· оформление имущественных прав на объекты недвижимости;

· оценку имущества;

· ведение реестра требований кредиторов;

· оптимизацию финансовых потоков и пр.

Поэтому эти и другие трудные функции на средних и крупных неплатежеспособных предприятиях обычно поручаются специализированным фирмам.

На практике арбитражное управление неплатежеспособными предприятиями в большинстве случаев осуществляют различные объединения арбитражных управляющих: гильдии, ассоциации, союзы, саморегулирующиеся организации, консалтинговые фирмы и т.д. Большое число функций и задач, их новизна, большая трудоемкость, а также специфичность решаемых вопросов не позволяют их выполнять небольшими силами работников. Для этого нужны многочисленные коллективы профессионалов в различных отраслях знаний, что позволит эффективно реализовать функции и задачи, необходимые для финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия и расчетов с его кредиторами.

Организационные обеспечения арбитражного управления представляет собой совокупность организационных структур, цель функционирования которых – эффективное арбитражное управление, а также наличие методических документов, используемых специалистами при реализации функций и задач в этой сфере деятельности.

Арбитражное управление – сложный, многоаспектный процесс, включающий все виды управленческой деятельности: планирование, организацию, координирование, контроль и стимулирование. На рис. 13 представлен куб, грани которого характеризуют различные функции арбитражного управления:

· виды арбитражных процедур (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство);

· специфические функции арбитражного управления (инвентаризация, анализ, оценка, реструктурирование, продажи);

· общие функции правления арбитражным процессом (планирование, организация, учет, контроль и стимулирование).

Таким образом, арбитражное управление – это вид управленческой деятельности, требующий затрат времени и ресурсов. Арбитражная деятельность не будет эффективной, если ею не управлять. Для управления неплатежеспособным предприятием необходима слаженная команда, работающая под руководством арбитражного управляющего.

 

Рис. 13 Функциональные аспекты арбитражного управления

Процесс арбитражного управления, осуществляемый данной командой, включает следующие основные специфические функции:

· охрану имущества;

· инвентаризация имущества;

· анализ финансового состояния;

· оценку активов;

· работу с кредиторами;

· разработку и реализацию планов наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства;

· оформление прав на объекты недвижимости;

· продажу активов предприятия и предприятия целиком;

· ликвидацию предприятия.

Эти специфические функции реализуются на всех этапах арбитражного управления в основных арбитражных процедур – наблюдении, финансовом оздоровлении, внешнем управлении и конкурсном производстве.

В состав команды арбитражного управляющего должны входить квалифицированные бухгалтеры, юристы (в основном специалисты, практикующие в сфере законодательства о несостоятельности и об имущественных отношениях), управленцы, эксперты-оценщики, а также риэлторы и брокеры.

В конечном итоге критерии результативности работы команды арбитражного управляющего является завершение арбитражных процедур в соответствии с поставленными задачами.

 

Выводы по главе 10.

 

· Управление персоналом – подбор и расстановка работников, обучение прогрессивным приемом работы, обновление знаний, морально-психологическое воздействие, разрешение конфликтных ситуаций в коллективе с целью обеспечения слаженной, эффективной работы.

· Принципы антикризисного управления персоналом – теоретические правила и нормы, на основе которых создается и определяется дальнейшая деятельность персонала.

· Принципы антикризисного управления персоналом содержат в себе экономические и социальные законы, основы менеджмента и управления, т.е. являются совокупностью всех научных знаний для создания эффективного регулирования деятельности персонала на предприятии.

· Кадровая политика – это программа мероприятий, проводимых по планированию человеческих ресурсов, подбору и оценке персонала, его обучению, созданию для него условий по эффективной реализации потенциальных возможностей.

· Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса сохранение и обновление кадров в соответствии с потребностями предприятия и состоянием рынка труда.

· Антикризисная команда – состав руководителей и специалистов, объединенных общей целью и интересами связанных с оздоровлением и развитием предприятия, профессионально подготовленных и способных обеспечить достижение поставленной цели, готовых к сотрудничеству и взаимодействию.

· Кадровый потенциал – совокупность способностей и возможностей кадров обеспечить эффективное функционирование предприятия.

· Для комплексной оценки кадрового потенциала используются три группы взаимодополняющих оценок: стоимостные, количественные, качественные.

· Основные типы кадровой политики, проводящиеся в условиях кризиса: превентивная, пассивная, активная и реактивная.

· Кризисная ситуация на предприятии сопровождается повышением социально-психологической напряженности в коллективе.

· Основные категории арбитражных управляющих, обеспечивающих проведение процедур банкротства: временные, административные, внешние, конкурсные.

· Организационные обеспечение арбитражного управления представляет собой совокупность организационных структур, цель функционирования которых – эффективное управление, а также наличие методических документов, используемых специалистами при реализации функций и задач в этой сфере деятельности.

 

 

Контрольные вопросы.

 

1. Что такое управление персоналом?

2. Перечислите основные стратегические направления антикризисного управления персоналом.

3. Назовите общие принципы направления персоналом.

4. Назовите цель и перечислите задачи кадровой политики в условиях кризиса.

5. Каковы основные требования к составу антикризисной команды?

6. Дайте определение кадрового потенциала.

7. По каким критериям оценивается кадровый потенциал?

8. Перечислите комплекс элементов кадровой политики.

9. Что такое превентивная, пассивная, активная и реактивная кадровая политика?

10. Перечислите основные причины, усиливающие социальную напряженность в коллективе.

11. Назовите две основные группы задач, связанных с социальной напряженностью в коллективе и состав мероприятий по их реализации.

12. Перечислите категории арбитражных управляющих, обеспечивающих проведение процедур банкротства.

13. Какие права имеют арбитражные управляющие?

14. Что входит в обязанности арбитражного управляющего?

15. Назовите организационные меры в деятельности арбитражного управляющего и членов его команды.

 


 

ГЛАВА 11. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ БАНКРОТСТВА И САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

История социально-экономического развития многих стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что им приходилось переживать глубокие спады производства, финансовые потрясения, массовую безработицу, острые социальные и политические конфликты. Одни страны с большим трудом и значительными издержками преодолевали трудности, вызванные, прежде всего, кризисом экономики, другие довольно успешно справлялись с экономическими и социальными потрясениями и в достаточно короткие сроки выводили свои экономические и социальные системы из острых кризисных состояний.

Тенденции мирового развития оказывает влияние на формы и методы антикризисного управления, придавая им в основных чертах интернациональный характер. Современное развитие интеграционных процессов на межгосударственном уровне дает основание прогнозировать усреднение национальных форм антикризисного управления в направлении оптимального единообразия.

Опыт, пути, методы и формы выхода из чрезвычайной, кризисной ситуации, найденные руководящими кругами этих стран, могут быть весьма полезны для российской экономики.

 

11.1. Программы вывода американской экономики из кризиса.

 

В конце 20-х – начале 30-х г.г. ХХ в. американская экономика находиться в глубочайшем кризисе. Низкая точка спада экономического развития зарегистрирована в 1933г., когда внутренний национальный продукт (ВНП) уменьшился по сравнению с 1929г. почти вдвое и составил 54% от докризисного уровня. В стране насчитывалось 17 млн. безработных, закрылось свыше 3 тыс. банков. Финансовый кризис поверг в панику финансово-промышленных магнатов.

На президентских выборах 1932г. победу одержала демократическая партия во главе с Ф.Д.Рузвельтом (1882г. -1945г.) предложившем стране серию реформ, известных как «новый курс». Теоретическую основу «нового курса» составили воззрения английского экономиста Дж.М.Кейнса о необходимости государственного регулирования капиталистической экономики в сочетании с развитием рыночных отношений.

Экономическая ситуация в стране диктовала необходимость начать реформы с решения кредитно-финансовых проблем. По инициативе Ф.Рузвельта Конгрессу был предложен «чрезвычайный закон о банках». Вторым важнейшим банковским законом стал закон о банковской деятельности, принятый 16 июня 1933г., в соответствии с которым разделялись депозитные и инвестиционные функции банков, была создана Федеральная корпорация страхование депозитов. Общественное доверие к банковской системе стало быстро восстанавливаться.

В январе 1934г. была проведена девальвация доллара, которая снизила его золотое содержание на 41%. Была начата чеканка серебряной монеты, т.е. в стране вводился биметаллизм. Девальвация, изъятия монетного золота из частных рук, облегчение доступа к кредиту способствовали повышению цен, и создала механизм инфляционного развития американской экономики, одновременно давал тем самым в руки государства средства для проведения реформ в других отраслях. Положительно повлияла на стабилизацию финансово-кредитной системы США отмена «сухого закона». С отменой запрета спиртных напитков вводился налог на их продажу.

Особое место в системе реформ «нового курса» занимало учреждение Гражданского корпуса сохранение ресурсов. По мнению президента это давало возможность улучшить естественные ресурсы страны, а также создать и значительно укрепить и расширить инфраструктуру страны. (высадка деревьев, строительство мелиоративных сооружений, мостов, дороги др.) Направляемые на эти виды работ безработные и молодежь имеет бесплатное питание, кров, форму и 1 долл. в день.

Важным законом, способствующим выходу из экономического кризиса, стал Закон о восстановлении промышленности. В соответствии с ним предпринимателям в каждой отрасли промышленности предлагалось добровольно объединяться и выработать «кодексы честной конкуренции», которые, во-первых, установили бы размер производства; во-вторых, определяли бы уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня; в-третьих, распределяли бы рынки сбыта между отдельными конкурентами. На время действия Закона, ограниченное двумя годами, приостановилось применение положений антитрестовского законодательства. Для проведения Закона в жизнь создавалась Национальная администрация по оздоровлению промышленности.

Закон о восстановлении промышленности затронул и трудовые отношения: предоставил рабочим право участия в коллективных договорах и профсоюзах, а также определил три основных условия труда:

а) минимальная заработная плата в размере 12-15 долл. в неделю.

б) максимальная продолжительность рабочего дня – 8 ч.;

в) запрещение детского труда;

Закон действовал два года и был отменен Верховным Судом США под предлогом того, что противоречия Конституции США, так как вмешивался в права частных собственников. Однако за этот период удалось ликвидировать полный хаос в промышленности и поднять индекс производства 10%.

«Новый курс» охватил и сферу аграрных отношений. В целях восстановления покупательной способности фермеров и поддержания цен на сельскохозяйственные продукты правительство предложило фермерам сокращать посевные площади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату процентов с фермерской задолженности.

В результате применения мер, направленных на оздоровление аграрного сектора процесс разорения ферм затормозился, ипотечная задолженность уменьшилась, денежные доходы фермеров, включая государственные премиальные платежи, выросли почти вдвое.

Оживление, начавшееся в американской экономике в 1933г., сопровождаемое активной фискальной политикой администрации Рузвельта, способствовало резкому изменению структуры федеральных расходов: впервые за всю американскую историю в стране на уровне федерального правительства появился социальный бюджет. Федеральное правительство взяло на себя заботу о «непроизводительной» или малопроизводительной части рабочей силы – о престарелых, молодежи, инвалидах, деклассированных элементах, которые представляли собой угрозу социальной стабильности США.

Проходные налоги остались примерно на том же уровне, а вот доля налогов на прибыль корпораций увеличилась в 1,5 раза, что, безусловно, отражало стремление администрации Рузвельта возложить большое налоговое бремя на крупный бизнес как истинного виновника «великой депрессии», а не на рядовых американских граждан.

Опыт реформирования экономики, финансов, социальной политики, осуществленного Ф.Рузвельтом и его командой, имеет не только национальное, но и большое международное значение, в том числе и для России.

 

11.2. Антикризисная направленность реформ Л.Эрхарда.

 

Людвига Эрхарда (1897 - 1977) ученого и политика, канцлера ФРГ, заслуженно называют архитектором «германского чуда».

Послевоенное состояние экономики Западной Германии было плачевным: большая часть промышленности разрушена, сохранившиеся предприятия влачили жалкое существование. В 1946г. промышленное производство составляло около 1/3 от довоенного 1939г., аналогичное положение было и в других отраслях.

Финансовое состояние страны характеризовалось полнейшим развалом. Количество денег, находившихся в обращении, во много раз превышало наличные товарные резервы, что обусловливало дефицит, наличие карточек, пустые полки магазинов, всеобщую спекуляцию. Инфляция достигала 600% по отношению к довоенному уровню.

В этих условиях Л.Эрхардом были разработаны и проведены реформы, направленные на выведение страны из глубочайшего и социального кризиса; благодаря им за короткое время (примерно за 10 лет) произошло «немецкое чудо», превращение Германии в процветающее государство, в ведущую экономическую страну мира.

Теоретическим фундаментом антикризисных реформ явилась разработанная Л.Эрхардом концепция «социального рыночного хозяйства». Это была не только теория, но и государственная политика, позволившая радикально изменить облик страны.

Л.Эрхард исходил из идеи сильного государства как «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей силы, способной «формировать» общество. Государство активно вмешивалось в экономические процессы, но направление, характер, способы вмешательства были четко ориентированы на формирование рыночной экономики, основанной на частной собственности на средства производства и защищенной законодательной системой власти.

Государство поддерживало отрасли, испытывающие трудности, особенно угольную и электротехническую промышленность, металлургию. Инвесторам и предпринимателям представлялись налоговые льготы.

Л.Эрхард широко использовал государственные рычаги для того, чтобы преодолеть недостатки, не отклоняться от избранного курса.

Существенную роль в успехе проведенных преобразований и выхода ФРГ из кризиса сыграла внешняя поддержка (экономическая помощь по плану Маршалла, а так же поставки топлива, продовольствия, семян, удобрений по другим каналам). В германскую экономику передавались американский транспорт и другое имущество армии США. ИЗ средств Фонда европейской программы восстановления предоставлялись кредиты на льготных условиях.

Первым мероприятием, проведенным в июле 1948г. была денежная реформа, проведенная с целью избавления от обесценных денег и создания твердой валюты. Денежная реформа явилась важной предпосылкой модернизации всего экономического механизма германской экономики. Декретом были введены новые деньги – дойчмарки (каждый житель получил 40 марок). Половину сбережений и наличности разрешалось обменять в соотношении 1:10, а вторая половина была заморожена и обменивалась по курсу 1:20. В итоге размеры денежной массы (наличных средств и банковских депозитов) были резко сокращены.

Вслед за денежной реформой последовала реформа цен. Законом о принципах хозяйственной структуры и политике цен отпускались на свободу цены, отменялись административное распределение ресурсов и многочисленные нормативные документы, регулирование до этого экономические отношения.

Несколько позже были приняты законодательные акты о кредитной и налоговой политике, о мерах против произвольного завышения цен, антимонопольные и антикартельные указы и др. Периодически публиковались каталоги так называемых «уместных цен», т.е. учитывающих состояние покупательской способности жителей ФРГ.

Важнейшим элементом экономической политики Л.Эрхарда было укрепление ФРГ на мировом рынке – удалось втрое увеличить экспорт. Были приняты решительные меры по защите внутреннего рынка от внешних конкурентов, смягчено налоговое бремя, запрещались набор новых служащих и повышение им окладов, проводился курс на жесткую экономику государственных расходов. Большое внимание уделялось развитию мелкого и среднего бизнеса.

Государственные органы проявляли заботу о создании системы эффективной занятости, включающей в себя переподготовку кадров, развитие общественных работ, увеличение числа рабочих мест и сокращение безработицы. Социальная политика государства была политикой для миллионов и призвана обеспечивать, с одной стороны, защиту и поддержку слабых, а с другой – создавала благоприятные условия для активного развития сильным, т.е. лицам, которые в силу своих способностей и квалификации могли самостоятельно добиться успехов в жизни.

Положительную роль в преодолении кризиса в ФРГ сыграло индикативное планирование. Это были не «планы-прогнозы», «планы догадки»; а весьма эффективный в условиях ФРГ экономической, правовой и административный механизм воздействия на все среды жизнедеятельности страны. Основу этого успеха обеспечивали следующие факторы: высокая квалификация разработчиков планов, использующих весь арсенал экономической науки; разнообразие методов и инструментария при реализации этих планов, отсутствие какого-либо догматизма и узости подходов; твердость и последовательность государственного аппарата, который, нередко действуя в условиях крайней политической нестабильности, целеустремленно реализовал принятые программы; выработка широкого национального согласия в отношении главных целей социально-экономического развития на ближайшую и отдаленную перспективы.

Выходу из кризисного положения в ФРГ сопутствовало и положительное решение ряда духовно-культурных проблем – изменение образа жизни, мышление и поведение миллионов немецких граждан.

Антикризисные реформы, разработанные, и умело проведенные Л.Эрхардом, не имели бы успеха без активной поддержки общественности, без участия граждан в процессе принятия и реализации решений по социально-экономическим вопросам, без широкой опоры на разработки и рекомендации ученых своей страны. В соответствии с законом ФРГ был образован экспертный совет по перспективам общего экономического развития ФРГ, который разрабатывал необходимые исходные предложения для принятия правительством хозяйственно-политических решений.

Антикризисную реформаторскую деятельность Л.Эрхарда были обеспечена правильным выбором социально-ориентированной модели развития страны.

 

11.3. Содержание деятельности по выводу из кризиса американской корпорации «Крайслер»

 

Разрабатывая теорию и практику антикризисного управления, важно извлекать позитивный опыт, который накоплен лучшими зарубежными менеджерами на уровне фирмы, не повторяя их ошибок, творчески примеряя лучшие образцы и методы организации хозяйственной деятельности к современной российской экономике.

Выдающийся американский менеджер Ли Якокка, председатель Совета директоров компании Chrysler, в 1986г. по популярности занимал второе место после президента США Р.Рейгана.

Ли Якокка начал свою деятельности в должности председателя Совет директоров корпорации Chrysler с критически-аналитической оценки положения дел в компании. Изучения стиля управления прежнего руководства показало, что в верхних эшелонах власти отсутствует организационная дисциплина и элементарный порядок. Корпорация функционировала не как целостная корпорация, а состояла из малых фирм, каждая из которых управлялась своим авторитетным директором, игнорировавшим действия других директоров.

В корпорации не существовало системы, которая цементировала бы организационную структуру, не было практики совещаний, на которых руководители разных уровней могли бы обмениваться мнениями и вырабатывать взаимодействие между различными подразделениями, рассматривать черновые варианты проектов решений.

Отсутствовала целостная система финансового контроля. Никто не имел полного представления о том, как составляются финансовые планы и отчеты, и не мог дать ответа на самые простейшие вопросы о ее финансовом положении.

Сложился нездоровый нравственный климат: люди были запуганы, морально подавлены, нравственные ценности у многих утрачены. Отсутствовал контроль над сохранением промышленных секретов, что породило промышленный шпионаж в значительных размерах.

В значительной степени проблемы корпорации не решались, потому что руководство не было сплоченной единой командой. Низкий профессиональный и моральный уровень персонала непосредственно сказывался на хозяйственных итогах. Срочно требовались новаторские модели.

Критическая диагностика системы управления корпорацией показала, что вновь назначенный руководитель вынужден решать много очень сложных проблем, и прежде всего – проблему подбора персонала, создание единой сплоченной команды. Подбором сотрудников на высшее должности в органы управления фирмы Ли Якокка занимался лично. У него бал довольно обширный список (банк данных) сотрудников, который он тщательно накапливал и пополнял, работал еще в корпорации Ford.

Обосновывая свои походы и принципы формирования команды, Ли Якокка выделяет, прежде всего, талант, энергию, исключительное трудолюбие, многолетний опыт тех людей, которых он пригласил на работу в руководящие органы корпорации.

Подытоживая опыт деятельности Ли Якокка по созданию эффективной сплоченной команды, можно выделить ряд ведущих принципов, которыми он при этом руководствовался (рис. 14)

 

Принципы формирования антикризисной команды (по Ли Якокке)
 
     
Непосредственное личное участие в подборе членов команды (личный список кандидатов)
     
Оперативная и решительная чистка высшего эшелона руководителей («за два года пришлось уволить всех вице-президентов»)
Профессионализм, опыт, талант
     
Напористость, умение решать проблемы
     
Коммуникабельность, способность привлекать людей
     
Взаимопонимание, помощь и сотрудничество
     
Личная преданность («они верили мне, понимали с полуслова»)
     
Широкие полномочия, самостоятельность
   

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.