Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межпредметные связи теории воспитания




Основные проблемы современной теории воспитания

Осмысление сущности и содержания теории воспитания, ее основных задач и категорий, в том числе и главной - воспитание, определяет тот круг проблем, которыми занимаются исследователи в данной области. Причем это могут быть не только ученые-теоретики, но и учителя-практики, стремящиеся к постоянному поиску путей совершенствования воспитательного процесса в школе.

Наиболее сложными проблемами, которые разрабатывает теория воспитания, являются связь наследственности и среды в развитии личности, взаимообусловленность воспитания и самовоспитания, проблема условий и факторов развития личности в рамках воспитательного процесса, сущность и особенности воспитательного процесса, ведущие направления воспитательной работы в различные возрастные периоды и др. Однако наиболее сложной остается проблема структуры воспитательного процесса и педагогической структуры личности, которая в нем формируется. И здесь на помощь исследователю приходит знание законов и фактов смежных наук - философии, педагогической психологии, психологии личности и др. Одной из сложных проблем является применение системного и целостного подходов к процессу воспитания личности.

Наиболее обстоятельно современные проблемы теории воспитания отражены в книге А. И. Кочетова "Культура педагогического исследования" (Минск, 1996). Ценность этой книги заключается в том, что автором показываются общие направления исследования сложных проблем воспитания, даются полезные советы начинающим исследователям и молодым педагогам.

из 134

Связь теории воспитания и философии является наиболее длительной и продуктивной еще со времен И. Ф. Гербарта. Философские идеи изначально продуцировали создание ряда концепций воспитания, служили методологическим основанием теории воспитания, как и всей педагогической науки. Не случайно многие философы становились педагогами или обращались именно к воспитательной проблематике (Гегель, Кант, Локк, Гельвеций, Дидро, Руссо и др.). В настоящее время философия составляет методологический фундамент теории воспитания, помогая последней решать задачи мировоззренческого характера (аксиологические, культурологические, гуманистические и т. д.). По отношению к теории воспитания проявляется еще одна функция философии - разработка системы общих принципов и способов познания.

Наиболее прочные связи установились между теорией воспитания и психологией. На стыке этих наук появилась сравнительно новая научная отрасль - психология воспитания. Связь теории воспитания и психологии осуществляется по линии обогащения понятийно-терминологического аппарата. В педагогический лексикон вошли такие термины, как "деятельность", "общение", "мотивы", "мышление", "диагностика", "эмоции", "чувства" и др. Широко используются в исследованиях проблем воспитания такие психологические методы, как лонгитюдный, психодиагностический, тестирование и др. Большое влияние на состояние исследований в теории воспитания оказали "культурно-историческая теория", разработанная Л. С. Выготским; теория деятельности (с разных позиций исследованная С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым); работы по возрастной периодизации (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Петровский), (СНОСКА: Гордин Л. Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания // Сов. Педагогика. - 1991. - № 8. - С. 46) социальной активности личности (Л. И. Божович, К. А. Альбуханова-Славская); проблемам человекознания (Б. Г. Ананьев) и др.

из 134

Так, например, классическое психологическое положение о том, что внутреннее (субъект) действует опосредованно через внешнее и этим само себя изменяет, имеет принципиально важное значение для теории воспитания. Решением проблемы перехода ситуационных, стечением обстоятельств порожденных мотивов (побуждений) в устойчивые личностные побуждения кардинально определяется основная линия воспитательной работы по формированию характера (С. Л. Рубинштейн). Кроме того, в трудах П. П. Блонского, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна намечены методологические подходы к пониманию двуединой сущности воспитания — социальной и природной, внешней и внутренней, общечеловеческой и индивидуальной.

Затянувшийся кризис в теории воспитания, как и во всей педагогической теории и практике, не сводится лишь к определению сущности воспитания. Однако без разрешения этой сложной проблемы кризисная ситуация не сможет быть преодолена. Ряд исследователей справедливо обращают внимание на необходимость включения в педагогический поиск содержание данных современной генетики. "Без этого, — подчеркивает Л. Ю. Гордин, - невозможны ни научное объяснение бесконечного разнообразия человеческой индивидуальности, ни учитывающая объективную реальность постановка целей, ни создание программ, связанных с развитием и культивированием индивидуальности в процессе воспитания". "Однако сближение научных идей двух отраслей знания пока еще недостаточно и носит в основном односторонний характер. " (СНОСКА: Там же. - С. 48)

Естественно, что вышесказанным не исчерпываются многоплановые и разносторонние связи теории воспитания с другими науками и отраслями знания. Как раздел целостного антропологического знания и наиболее интегративной науки - педагогики, теория воспитания взаимообусловлена уровнем развития как общественных, так и естественных наук. Например, по содержанию воспитания эта связь проявляется следующим образом.

Таблица 8

Взаимосвязь теории воспитания с другими науками

Начало формы

из 134

Теория гражданского воспитания Политология, социология, языкознание, этнология
Теория правового воспитания Право, юриспруденция
Теория нравственного воспитания Этика
Теория физического воспитания Анатомия, физиология, гигиена, антропология, медицина, соматология
Теория эстетического воспитания Эстетика, искусствоведение, искусствознание
Теория экономического воспитания Экономика, эргономика
Теория трудового воспитания Современные производственные процессы и технологии, энергетика, эргономика
Теория полового воспитания Сексология, сексопатология, психоанализ

Дифференциация воспитания по отдельным сторонам и направлениям носит весьма условный и приблизительный характер. При относительной самостоятельности между ними проявляется тесная взаимосвязь, опосредованная целостным воздействием современного антропологического знания на теорию воспитания. Подробно это воздействие отражено в I главе книги Б. Г. Ананьева "Психология и проблемы человекознания" (Москва-Воронеж, 1996, С. 18-58).

Начало формы

из 134




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.