Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика основных закономерностей воспитания




Основные закономерности воспитания открыты в передовом педагогическом опыте прошлого и находят подтверждение в современной воспитательной работе. При этом важно, что и педагогический опыт не может не развиваться по пути использования и применения на практике закономерностей воспитания.

Первый закон - параллельного педагогического действия - был сформулирован на основе педагогического опыта А. С. Макаренко И. Ф. Козловым: "В жизни детей нет ни одного слова, ни одного факта, ни одного явления или отношения, которые, помимо своего непосредственного жизненного значения, не имели бы значения воспитательного". (СНОСКА: Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -С. 57. 78

Выделенная закономерность является проявлением оригинальности педагогического мышления А. С. Макаренко, постоянно прибегавшего к идее "параллельности" (двойственности, бинарности) явлений, когда они одновременно и соответствуют друг другу, и не совпадают. На основе такого противоречивого единства и строится педагогический процесс.

Закон параллельного педагогического действия раскрывает необходимость обеспечения "параллельности" двух линий - реальной жизненной практики воспитанников и процесса воспитания. При этом не допускается их расхождение ("пересечение") или, наоборот, отождествление. "Параллельность" нужно обеспечить и в сочетании общественно-коллективного и личностно-индвидуального. Закон параллельного педагогического действия констатирует необходимую объективную связь между явлениями жизни ребенка или целого коллектива - словами, делами, поступками, с одной стороны, и их воспитательными результатами - реальными изменениями в развитии личности и коллектива, с другой.

Этот закон приобретает исключительно важное значение для практической педагогической деятельности и для каждого педагога в отдельности тем, что обязывает их постоянно вдумчиво анализировать действия и поступки детей и их воспитательные результаты. На этой основе педагоги призваны исключать из жизни детей такие виды деятельности, которые способствуют развитию у них отрицательных качеств, и, наоборот, включать в такие виды деятельности, которые ведут к развитию положительных.

из 134

Термин "параллельное действие" вошел в учебники педагогики еще в 6G-70 гг. Однако ему давалось ограниченное толкование: как влияние детского коллектива и даже его части - первичного коллектива -на личность. В новом прочтении этого закона (А. А. Фролов) в едином воспитательном процессе ясно осознаются две "параллельные" линии:

сущность процесса и его отражение "в глазах воспитанника", как говорил А. С. Макаренко, в восприятии детей. Устранение в их представлениях четко выраженной воспитательной установки - первейшее средство гуманизации воспитания. (СНОСКА: Кильянова Л. В. О сущности идеи параллельного действия в воспитании (история ее разработки и современность) // А. С. Макаренко: наследие и современные преобразования в педагогической теории и практике: Мат-лы Рос-науч. -практ. конф. - Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992. - С. 105-106)

Второй закон - единства воспитания и жизни детей - дополняет и конкретизирует первый, более детально раскрывая механизм, способ осуществления воспитания и отвечая на вопрос: как и почему именно так оно происходит. Наиболее точную формулировку этой закономерности также дал И. Ф. Козлов: "... Каковы характер и содержание жизнедеятельности детей, таковы и процесс и результат их воспитания, и человек (люди) как результат воспитания - это продукт своей жизнедеятельности". (СНОСКА: Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. -С. 64)

Истоки понимания закона единства воспитания и жизни детей восходят к эпохе Просвещения и тесно связанной с ней идеей гуманизма. До появления книги Ж. -Ж. Руссо "Эмиль, или о воспитании" не было попытки осветить в целостном виде единый процесс жизни и воспитания ребенка от рождения до становления молодого мужчины. Основная мысль романа и заключается в том, что жизненный опыт самого ребенка есть его лучший воспитатель. Задача воспитателя, как справедливо считал Руссо, не навязывать свою волю ребенку, а организовать ту воспитательную среду, в которой тот сможет в максимальной степени реализовать свою "добрую волю", природу, самостоятельность и свободу.

Начало формы

из 134

Значительный шаг вперед в понимании закона единства воспитания и жизни детей был сделан великим швейцарским педагогом И. Г. Песталоцци. В своей книги "Лебединая песня" он сделал плодотворную попытку дать ответ на вопрос: каким образом и почему развиваются те или иные качества личности воспитуемого? Песталоцци считал, что единственный путь, которым следует природа, развивающая и формирующая человека, его силы и способности - это их упражнение и применение на практике. Именно таким путем развиваются мыслительные способности, человек овладевает мастерством и профессией. Более того, и нравственные качества - любовь, вера, надежда, дружба, милосердие -развиваются лишь в том случае, если человек проявляет их на деле. Основываясь на своем многолетнем педагогическом опыте, Песталоцци сформулировал основной принцип природосообразного воспитания -ЖИЗНЬ ОБРАЗУЕТ (ВОСПИТЫВАЕТ). Жизнь самого ребенкаглавный и единственный способ его воспитания, образования, формирования и развития.

Значительно дальше своих предшественников смогли продвинуться С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко. Познание "педагогики параллельного действия" и "единства воспитания и жизни детей" позволило им прийти к выводу о необходимости педагогически целесообразно организовать жизнь воспитанников. На этом пути были сделаны важные организационно-методические выводы, например, о воспитательном коллективе как форме такой организации жизни детей, как общем и едином методе воспитания.

Возникает вопрос: почему именно Песталоцци, Шацкий и Макаренко обнаружили и глубоко раскрыли взаимосвязь между жизнью воспитанника и его воспитанием? Все они посвятили себя воспитанию обездоленных детей. И "Учреждение для бедных" в Нейгофе, и колония имени Горького, и летняя трудовая колония "Бодрая жизнь" - все они были учебно-воспитательными учреждениями интернатного типа, т. е. дети там находились постоянно, а педагоги жили вместе с ними и несли полную ответственность за их жизнь, здоровье и благополучие. Так особенность педагогического опыта накладывает отпечаток на характер педагогических открытий.

Начало формы

из 134

Третий закон отражает историческую обусловленность воспитания уровнем развития человеческой культуры. Он носит исторический, общечеловеческий характер и является воплощением культурно-исторического подхода к воспитанию. Содержание воспитания неизбежно зависит от конкретного исторического периода, в котором новое поколение людей вступает в жизнь и овладевает не каким-то абстрактным производственным и иным социальным опытом, а тем опытом, который сложился на данный момент. Более того, новое поколение "вынуждено" овладеть этим опытом, чтобы продолжать жить, полноценно участвовать в общественном производстве и других областях жизни общества.

Современную интерпретацию закона культурно-исторической обусловленности воспитания дает Б. Т. Лихачев: "закон обязательного присвоения подрастающим поколением социального опыта старших поколении как необходимого условия вхождения в общественную жизнь, осуществления преемственности между поколениями, жизнеобеспечения общества, отдельного индивида и развития сущностных сип каждой личности". (СНОСКА: Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. и слушателей ИПК и ФПК. - М. - М.: Прометей, 1992. - С. 87) Механизм действия этого закона раскрывает И. Ф. Харламов: "Чтобы подрастающие поколения могли "присвоить" этот опыт и сделать его своим достоянием, они должны "распредметить" его, то есть по существу в той или иной степени (форме) повторить, воспроизвести заключенную в нем деятельность (трудовую, познавательную, социальную, художественно-эстетическую и т. д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам". (СНОСКА: Харламов И. Ф. Педагогика. Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристь,1997. -С. 79)

Прикладное значение этого закона состоит в том, что при решении таких важных вопросов, как определение целей воспитательной работы, построение содержания образовательной и трудовой подготовки, техническое оснащение учебно-воспитательного процесса и других, следует учитывать высшие достижения человечества в области производства, науки, культуры.

Начало формы

из 134




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.