Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия. Новый уровень управления может быть назван социально-технологическим




 

Новый уровень управления может быть назван социально-технологическим. Смысл и назначение любой технологии – оптимизировать управленческий процесс, исключить из него все виды деятельности и операции, которые не являются необходимыми для получения социального ре­зультата. Использование технологий – главный ресурс, позволяющий снизить затраты на управление, правильно использовать человеческий ре­сурс, повысить эффективность управленческого воздействия и его роль в жизни общества, обеспечить социальную ориента­цию рынка, развитие и защиту интеллектуальной собственности[62]. Оптимальным социальным результатом является исключение из управленческого процесса всех видов деятельности и операций, не являющихся необходимым для получения этого результата[63].

Технология (technology) определяется как «практическое применение знания и использования методов в производственной деятельности»[64], выступает важнейшим фактором формирования и развития личности, определенной формой общественной практики, своеобразным предметным способом утверждения человека в мире природы на основе труда и познания с одновременным разворачиванием в данном процессе человеческих способностей и творческих дарований[65].

В принципе любой процесс может пониматься как технология для получения результата определенной деятельности. В технологии воплощается совокупный опыт многих поколений, коллективная деятельность, труд, знания, навыки, умения отдельных индивидов, интегральная способность воспроизводства социальности, производительная способность коллективного труда.

Несомненно, технология воплощает в себе социальную форму практики, способы регулирования, контроля и управления взаимодействием между предметом и орудием труда, его технологическим содержанием.

Социальная технология (по мнению В. Н. Иванова) – есть система методов выявления и использования скры­тых потенциалов социальной системы в соответствии с целями ее развития, социальными нормативами. Они также могут быть рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получе­ния оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни лю­дей, предотвращение конфликта и т. п.)[66].

Социальные технологии – это механизм соединения знаний с условиями их реализации в управлении, что позволяет рассматривать социальную технологию в трех ракурсах (рис. 22.1):

во-первых, как специально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

во-вторых, как способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения;

в-третьих, как метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах – качества, свойства, объемы, целостности деятельности и т. д.[67]

 

 

 


Рис. 22.1. Сферы использования категории «социальная технология»

 

Социальные технологии распространяются все актив­нее на все стороны общественной жизни – экономическую, социально-политичес-кую, духовную. Они все использу­ются в сфере организации и управления социальными процессами, в совершенствовании исследовательской ра­боты, интеллектуальной деятельности в целом, в образо­вании, воспитании, художественном творчестве. С этой точки зрения социальные технологии могут быть рас­смотрены как элемент человеческой культуры, как часть такой интеллектуальной собственности, которая появля­ется как результат творчества, строится по его законам. Но технологическая культура, являясь частью культуры, элементом творчества, – в большей мере продукт науки управления, ее неотъемлемый наукоемкий элемент[68].

Социальные технологии в наши дни, перешагнув границы экономики, отдельных сфер, стали универсальным инновационным и интеллектуальным ресурсом, во многом определяющим состояние управляемости социальными процессами, сбалансированности сложных социальных систем. По мнению Н. Стефанова, «реальная проблема не в том, возможно ли в прин­ципе технологизировать социальные процессы, а в том, как это сделать»[69].

При этом речь идет не о механическом перенесении производ­ственных технологий на общественную жизнь, а о проектирова­нии и внедрении в организацию человеческой деятельности спе­цифических технологий, соотносимых с закономерностями общественного развития.

Обществу далеко не безразлично, какова управленческая ори­ен-тация технологии социальной деятельности: гуманистическая или ригористическая (инструментальная).

Социальные технологии направлены на достижение общественных целей при помощи технологического процесса. Главная функция социальной технологии – порождение наукоемких социальных иннова­ций, управленческих в первую очередь, соединение науки и практики, объединение данных гуманитарных и тех­нических знаний и формирование типа мышления XXI в. – гуманитарно-технологического.

 

§ 2. Социальные управленческие технологии:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.