Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политика в сфере здравоохранения




Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Здравоохранение является одним из важнейших компонентов социальной инфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантий по оказанию медицинской помощи и созданию благоприятных санитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагает структурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:

– новые подходы к принятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетом приоритетности задач охраны здоровья населения;

– формирование новой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения в условиях рыночной экономики;

– приоритетность в системе здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости и смертности населения, угроз возникновения эпидемий;

– защита прав пациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи как исходное условие здорового образа жизни[57].

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения является Конституция РФ, федеральный закон от 28 июня 1991 № 1499-1 (ред. от 23 июля 2008) «О медицинском страховании граждан в РФ», федеральный закон от 22 июня 1998 № 86-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008) «О лекарственных средствах», федеральный закон от 30 марта 1999 № 52-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (ред. от 30 декабря 2008 г.) и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения[58].

На территории Белгородской области в сфере здравоохранения действуют: закон Белгородской области от 01 апреля 1997 № 111 (ред. от 03 мая 2006) «Об охране здоровья граждан в Белгородской области», постановление губернатора Белгородской обл. от 31 декабря 2003 № 229 (ред. от 14 апреля 2009) «Об областной программе «Охрана и укрепление здоровья здоровых» на 2004-2010 годы», постановление губернатора Белгородской обл. от 29 января 2007 № 17 (ред. от 22 августа 2008) «Об областной целевой программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» на 2007-2011 гг.» и другие.

Конституция РФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов. Поэтому система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне[59].

Муниципальная система здравоохранения включает в себя располагающиеся на территории муниципального образования лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, находящиеся в муниципальной, государственной или частной собственности, а также органы муниципального управления охраной здоровья населения. Удельный вес муниципальных учреждений здравоохранения в разных муниципальных образованиях может быть различным.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 15 ФЗ № 131-ФЗ в перечень вопросов местного значения муниципального района включены вопросы организации медицинской помощи на территории муниципального района, в том числе скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Положение об условиях и порядке предоставления медицинской помощи регулируется представительным органом муниципального образования.

Финансирование муниципального здравоохранения. Главная цель муниципальной системы здравоохранения – удовлетворение потребностей населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, например удовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг (лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.), обеспечение их качества и т.п.)[60].

Одной из самых сложных проблем муниципального здравоохранения является его финансирование, которое носит многоканальный характер:

· бюджетные средства;

· фонд обязательного медицинского страхования;

· добровольное медицинское страхование;

· платные медицинские услуги.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством является расходным обязательством муниципального образования.

За счет бюджетных средств финансируются профилактические мероприятия, обеспечивается санитарно-эпидемиологическое благополучие на территории муниципального образования, детское здравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психические заболевания) и т.п.

Система обязательного медицинского страхования подразумевает бесплатное предоставление гражданам определенного набора медицинских услуг за счет средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Этот набор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования) [61].

Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников в рамках единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнего времени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образования были крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственной власти субъектов РФ и Пенсионного фонда РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступают средства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями и оплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченному количеству пациентов и характеру оказанных услуг.

Таким образом, пациент, имеющий полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеет возможность выбора между лечебно-профилактическим учреждениями, что позволяет создать конкуренцию в медицинском обслуживании и повысить его качество.

Договор добровольного медицинского страхования может быть заключен со страховой организацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительные медицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования[62].

Остальные медицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местного самоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей населения, местных особенностей и других факторов.

В качестве дополнительных источников финансирования муниципального здравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские и другие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Муниципальные органы управления здравоохранением. Отметим, что к государственной (областной) системе здравоохранения относятся: орган исполнительной власти Белгородской области в области здравоохранения (Департамент здравоохранения и социальной защиты населения), находящиеся в областной собственности и подчиненные органу исполнительной власти Белгородской области в области здравоохранения лечебно-профилактические учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, бюро судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные организации, осуществляющие свою деятельность в сфере здравоохранения[63].

К муниципальной системе здравоохранения могут относиться муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

Для осуществления собственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органы местного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов (комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших муниципалитетах либо выделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделе социальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаются на главного врача территориального медицинского объединения (ТМО)[64].

При муниципальных органах здравоохранения в соответствии с уставом муниципального образования могут создаваться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля выполнения установленных норм и правил.

Муниципальные органы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность в соответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развития здравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципального образования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы.

В рамках реализации Программы улучшения качества жизни населения, приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Белгородской области проводится работа, направленная на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения, обеспечение доступности и качества медицинской помощи, создание благоприятных условий для повышения рождаемости. Принимаются меры по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, реконструируются объекты медицинского обслуживания населения, проводятся мероприятия для обеспечения льготных категорий граждан в полном объёме лекарственными препаратами.

Осуществляется подготовка и переподготовка кадров медицинских работников, повышение их профессионального мастерства, продолжается работа по проведению дополнительной диспансеризации населения с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.

На территории области осуществляется проведение дополнительной иммунизации населения против различного рода вирусных заболеваний. Укрепляется материально-техническая база первичной медико-санитарной помощи, активно принимаются меры для обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью[65].

В учебных заведениях районов Белгородской области проведен ряд мероприятий, способствующих воспитанию у молодежи здорового образа жизни, морально-этических норм.

Для г. Белгорода 2009 год в области демографии и здоровья населения ознаменовался рядом тенденций:

· рост абсолютного числа родившихся в городе на 253 человека,

· показатель младенческой смертности стабилизировался на уровне 4,7%,

· профилактическими осмотрами охвачено до 77% взрослых и 98% детей (в 2008г. – 67% и 97% соответственно);

· сократились сроки пребывания пациента на стационарном лечении за счет привлечения современных методов лечения и т.д.

На территории города Белгорода активизирована работа по формированию потребности населения в здоровом образе жизни. Внедрены в практику новые современные электронные медико-социальные технологии по формированию отказа от вредных привычек.

В рамках мероприятий городской целевой программы «Эстетико-медикопсихологическая поддержка пациентов в муниципальных учреждения здравоохранения на 2008-2011 гг.», проводится ремонт и реконструкция лечебно-профилактических учреждений города для создания условий комфортного пребывания пациентов в период лечения, во всех поликлиниках компьютеризированы рабочие места участковых врачей-терапевтов.

В соответствии с постановлением администрации города Белгорода от 11 июля 2007 г. №101 в лечебно-профилактических учреждениях города были организованы общественные приемные управления здравоохранения администрации города, задачами которых являются разъяснительная работа по защите прав пациентов; личный прием граждан по вопросам организации бесплатной медицинской помощи; контроль за соблюдением порядка госпитализации (направления); информирование пациентов об объемах и видах медицинской помощи (счет-фактуры; листы назначений).

Преимущество общественных приемных в том, что их расположение позволяет оперативно оказывать практическую помощь пациентам в урегулировании возникающих вопросов, касающихся медицинской помощи непосредственно в ЛПУ.

Реализация Плана мероприятий по дальнейшему совершенствованию системы медицинского обслуживания населения г. Белгорода на 2009-2010 гг. позволила приблизить медицинскую помощь непосредственно к рабочим местам на предприятиях путем организации приемов выездными медицинскими бригадами, оснащенными экспресс анализаторами, портативными аппаратами для контроля давления, сахара, холестерина, создание системы медико-профилактического обслуживания работающего населения.

Улучшить качество приема пациентов позволяет функционирование электронной системы записи на прием к врачу. Внедрение отраслевой системы оплаты труда медицинского персонала позволило по итогам 2009 года довести среднюю заработную плату медицинских работников до 11 384 рублей.

Одним из глобальных и перспективных проектов здравоохранения является формирование единого информационного пространства, объединяющего как лечебно-профилактические учреждения, так и иные городские службы (МЧС, скорая помощь и др.). Это система, в которой в электронном виде будет накапливаться и храниться достоверная и качественная информация о состоянии здоровья каждого белгородца на протяжении всей его жизни, что не только улучшит качество статистики и учет медицинских услуг, оказываемых населению по программе ОМС, но и позволит сделать более оперативным и эффективным оказание любой медицинской помощи. Кроме того, такая система будет способствовать улучшению информационной поддержки врачей, которые в чрезвычайных ситуациях и повседневной деятельности смогут получать данные о состоянии здоровья пациентов и иметь свободный доступ к результатам любых анализов и исследований, сделанных в других медицинских учреждениях. Единая электронная карта белгородца позволит со временем отказаться от бумажных носителей. Система также будет производить автоматический анализ информации, что ускорит и сделает более эффективным лечебный процесс, устранит необходимость повторного ввода данных, что приведет к сокращению вероятности ошибки. В 2010 г. будет реализован первый этап этих мероприятий – внедрение программного продукта диспансеризация с режимом отчетности на рабочем месте врача и работников здравпунктов предприятий

Не менее значимым по масштабу является и Муниципальный инновационный грант в сфере муниципального здравоохранения города Белгорода, предусматривающий целевое финансирование инновационных проектов муниципального здравоохранения - внедрение инновационных технологий, методик и методов диагностики и лечения в области терапевтической, хирургической, ортопедической практики, развития медицинской науки на базе муниципальных лечебно-профилактических учреждений города Белгорода. Это позволит привлечь в муниципальное здравоохранение города Белгорода высококвалифицированных специалистов – медицинских работников (или медицинские учреждения для сотрудничества) из других городов и регионов, а так же развивать творческий потенциал медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения города Белгорода.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.