Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия из области инновационной деятельности




Концепция инновационного менеджмента

Инновационный менеджмент в системе менеджмента организации

Введение

 

Научно-технический прогресс (НТП) является важнейшим фактором мирового экономического развития и связан с понятием «инновационный процесс». Это единственный в своем роде процесс, который соединяет науку, технику, экономику и производство. Он состоит из разработки новации и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации.

Задачей предмета «инновационный менеджмент» является изучение инновационного процесса, системы менеджмента инноваций, принципов государственного регулирования и разработки инновационной политики.

 

 

Менеджмент организации – сложная многофункциональная система. Охватывая различные направления деятельности предприятия, отдельные виды менеджмента нацелены на выполнение определенной стратегической задачи.

Основными функциональными компонентами системы менеджмента организации являются: стратегический, маркетинговый, финансовый, кадровый, инновационный, информационный, экологический и операционный менеджмент, а также контролинг.

Все компоненты системы менеджмента организации тесно взаимосвязаны и направлены, в первую очередь, на достижение основной цели - извлечение прибыли.

Следует отметить, что деление системы менеджмента организации на функциональные компоненты является в достаточной степени условным, так как каждый компонент содержит в себе все остальные. Это проявляется в том, что неизбежные изменения в функционировании организации органично связаны с изменениями стратегии, с маркетинговой политикой, финансовыми возможностями, готовностью персонала к изменениям и т.д.

Поэтому инновационный менеджмент является неотъемлемым компонентом системы менеджмента организации, хотя изучается как самостоятельная дисциплина.

 

 

Необходимо разграничить понятия «новация» и «инновация». Innovation (англ.) состоит из двух слов «новация» (новшество) и английской приставки «ин», которое переводится как «в», «введение». То есть в переводе с английского «инновация» означает «нововведение».

Существует достаточно много определений новации и инновации. Например.

1. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности. Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной или производственной структуры, научных подходов и т.д. Вложение инвестиций в разработку новшества – только часть успеха. Следующей задачей после разработки новации является внедрение новшества, т.е. преобразование новшества в форму инновации (нововведения) и ее распространение (диффузия).

Инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, имеющий вид нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

2. Другое определение: инновация означает результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых изделий, технологий, внедрение новых организационных форм.

Различают пять основных типов инноваций:

  • введение нового продукта (товарная инновация);
  • введение нового метода производства (технологическая инновация);
  • создание нового рынка товаров или услуг (рыночная инновация);
  • освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов (маркетинговая инновация);
  • реорганизация структуры управления (управленческая инновация).

 

3. В соответствии с международными стандартами новация – это конечный метод, принцип, новый порядок, изобретение, новый продукт, процесс, качественно отличный от предыдущего аналога, что является результатом интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок. Мир новаций чрезвычайно велик и не сводится только к технике и технологиям. Термин «новация» применяется ко всему новому как в производственной, так и в организационной, финансовой, научной, учебной, социальной сферах, применительно к любым усовершенствованиям, которые обеспечивают уменьшение затрат или создают условия изменений способа жизни.

Большинство новаций реализуется в сфере экономики, обеспечивая решение задач экономического роста, конкурентоспособности не только предприятия, но и страны в целом. Множество новаций, не внедренных своевременно, морально стареют, утрачивают новизну и свою коммерческую привлекательность.

Новация с момента внедрения в производство, быт, другие сферы деятельности становится нововведением (инновацией). Процесс внедрения новаций на рынок принято называть процессом коммерциализации. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, которая преобразует ее в источник дохода. Наличие спроса на инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, что и является результатом инновационной деятельности.

Инновация – это результат практического освоения новации, задействованной в динамике, эффективность которой оценивается не только экономическим, но и социальным эффектом. Инновация – это материализованный результат научно-технической деятельности.

Термином «инновация» обозначаются все нововведения в производственной, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой и других сферах, любые изменения и усовершенствования, обеспечивающие социальный прогресс, экономию затрат, повышение уровня эффективности, рентабельности производства.

Таким образом, нововведения не обязательно связаны с техникой. Социальные нововведения могут оказать огромное влияние на общество. Например, система продажи товаров в кредит оказала настоящий экономический переворот.

Совершенствования вооружения и военной техники не всегда являются коммерческими (например, разработка нового оружия массового поражения или системы противоракетной обороны изначально носят не коммерческий характер). Новые разработки тактики боевого применения вооружения также не приносят прямого экономического эффекта, тем не менее, являются нововведениями.

Главной чертой нововведения является его влияние на способ жизни людей, стиль поведения, мировоззрение, то есть наличие изменений.

Документально новации оформляются в виде изобретений и открытий.

Изобретение – это новое техническое решение конкретной задачи, которое дает позитивный эффект, улучшает качество продукции или изменяет условия труда. Изобретение характеризуется новыми технологическими возможностями, решением конкретных производственных проблем. Изобретение – это новые устройства, механизмы, инструменты, машины, оборудование, методы, процессы, материалы, сплавы и т.д.

Открытие – установление неизвестных ранее объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень нашего познания. Открытие является основой для изобретений.

Между изобретением, открытием и нововведением имеются следующие отличия:

  1. Открытие достигается на фундаментальном уровне, нововведение на его основе создается на прикладном уровне.
  2. Открытие или изобретение может быть разработано ученым, изобретателем-одиночкой, а нововведение разрабатывается и внедряется коллективно.
  3. Открытие не предусматривает получение прибыли, тогда как нововведения внедряются исключительно с целью получения прибыли или какой-либо выгоды.
  4. Открытие или изобретение может быть случайным, нововведение является результатом целенаправленной разработки проекта, то есть нововведение случайно не осуществляется, необходима четкая последовательность действий и технико-экономическое обоснование.

 

Одним из важнейших признаков инновации является уровень ее новизны. Существует общепринятая точка зрения о двух уровнях новизны. Первый – это нововведения на базе новых знаний, полученных на основе познания новых законов и закономерностей (на основе фундаментальных исследований). Это базисные(радикальные) нововведения. Они способны коренным образом изменить различные виды деятельности общества.

Базисные инновации требуют перестройки цепи смежных производств, внедрения новых методов организации производственного процесса, организации труда, структуры управления, они изменяют виды деятельности и жизни общества в целом. Например, развитие железнодорожного транспорта, авиации, космонавтики, электроники и т.д.

Другой уровень – это нововведения, которые созданы на базе уже существующих знаний и известных законов и принципов. Они называются улучшающими нововведениями и нацелены на совершенствование уже существующих продуктов и технологий.

Например, всем известный утюг. На протяжении многих веков непрерывно усовершенствуется его конструкция, дизайн, форма, но принципы не меняются. Подошву утюга когда-то грели на плите, затем она разогревалась углем, а сейчас электрическим элементом.

Улучшающие инновации благоприятствуют развитию новых поколений уже известных товаров с улучшенными качественными характеристиками или известных продуктов с качественно новыми свойствами. Например, усовершенствование качественных характеристик персонального компьютера - это увеличение объема памяти, быстродействия и т.д. Следует также отметить, что ежегодно на рынок США поступает около 12 тыс. подобных новинок.

Появление новации не всегда предполагает быстрое ее преобразование в инновацию. Период между появлением новации и преобразованием ее в инновацию называется инновационным лагом.

Так, инновационный лаг практического применения алюминия был весьма продолжительным. Алюминий был открыт в 1854г. французским профессором Дэвилем. Несмотря на многие достоинства алюминия (в частности, алюминий - легкий, пластичный, с высокой электропроводностью металл), но чрезвычайно высокую стоимость, эта новация долгое время была не востребована. Только после второй мировой войны, когда были созданы достаточно эффективные технологии извлечения алюминия из бокситов, этот металл стал широко использоваться в авиации, электротехнике и т.д.

В истории инновационной деятельности имеются примеры быстрого использования новаций, например, рентгеновские лучи. Они были открыты в В.Рентгеном 1895г., и уже в начале 20-го века производились рентгеновские трубки для использования в медицине. Но подобные примеры, скорее, исключение, чем правило.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1165; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.