Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура инновационного процесса




Инновационный процесс – это последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии, структуры или услуги и распространяется в хозяйственной практике и общественной деятельности.

В структуризации инновационного процесса придерживаются следующей общепринятой схемы: «фундаментальные исследования => прикладные исследования => опытно-конструкторские работы => коммерциализация нововведения».

Первым, начальным этапом (стадией) инновационного процесса являются фундаментальные исследования, направленные на изучение теоретических основ определенных процессов и явлений. Толчком для их проведения является возникновение гипотезы, которая требует подтверждения.

Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает как генератор идей, прокладывает пути в новые сферы знаний. Считается, что фундаментальные исследования могут дать положительный результат при создании инновации лишь в 10% случаев.

Общественная ценность научной идеи проявляется после того, как она становится известной сообществу. Кто бы ни был фактическим творцом научной идеи, в конце концов, все получают право на ее использование.

Интеллектуальный продукт, полученный в результате проведения фундаментальных исследований, не имеет рыночной ценности, ибо на него невозможно оформить лицензию. Поэтому фундаментальные научно-исследовательские работы проводятся в специализированных научных учреждениях и финансируются за счет государственных средств. Ценность такого интеллектуального продукта отмечается международными и государственными премиями. Например, к научным открытиям, которые стали общечеловеческими ценностями, относятся открытия: Э. Резерфорда, который разработал теорию радиоактивности и планетарную модель атома; А. Эйнштейна - автора теории относительности; академиков М. Басова, А. Прохорова и американского ученого Ч. Таунса, которые создали первый лазер, за что им была присуждена Нобелевская премия. Результаты фундаментальных исследований являются базой и определяют развитие всей системы науки, техники, технологии, организации и управления процессами производства и т.д.

Вторым этапом инновационного процесса является прикладное использование знаний, полученных в результате выполнения фундаментальных научно-исследовательских работ. Результатом прикладных научно-исследовательских работ могут быть новые технологии, новые материалы, новые системы. Эти работы также требуют значительных инвестиций, являются рискованными и выполняются, как правило, на конкурсной основе отраслевыми научно-исследовательскими институтами или высшими учебными заведениями по заказу государства или за счет больших промышленных компаний, инновационных фондов и т.п.

На третьем этапе выполняются опытно-конструкторские работы, направленные на разработку, проектирование, изготовление и испытание опытных образцов новой техники, технологии или нового продукта. Эти работы могут выполняться силами самих организаций (при наличии соответствующих лабораторий, конструкторских бюро, экспериментального производства) или по их заказу специализированными конструкторскими бюро. Финансирование этих работ, как правило, осуществляется заинтересованными фирмами за собственный счет. Результатом третьего этапа является появление новации.

Четвертый этап предусматривает коммерциализацию нововведения, что означает внедрение новации в практическую деятельность и его диффузию (распространение инновации, то есть исследование рынка, конструирование и коммерческое производство). Инвестиции на этом этапе являются не менее рискованными, нежели на предыдущих этапах. Их, как правило, берет на себя субъект хозяйствования, аккумулируя для этого средства в специальных фондах, а также используя банковские кредиты. В дальнейшем к рыночному освоению новинки могут присоединиться другие фирмы, купив лицензию на ее производство. Происходит так называемая диффузия нововведения. Инвестирование в приобретение нововведений является наименее рискованным, потому что к инновационному процессу привлекается много фирм именно на этой стадии. Наиболее распространены диффузные процессы в технологических нововведениях. Многие фирмы экономят значительные средства на фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работах, используя в качестве базового нововведения прототип. Особенно в этом плане отличаются японские корпорации. Массово закупая лицензии и улучшая их, они сумели вырваться вперед во многих высокотехнологичных отраслях. Так, приобретя лицензию на конверторный способ выплавки стали, Япония ныне использует его на большинстве своих предприятий, значительно экономя на энергопотреблении. Таким образом, диффузия и внедрение новации являются также составляющей инновационного процесса, они дают возможность расширять новацию не только в данной отрасли, но и в других. Например, искусственное волокно «нейлон», изобретенное работниками фирмы «Dupon» и вначале используемое для изготовления парашютов, затем – в трикотажной, швейной и текстильной промышленности (чулки, нейлоновые рубашки, плащи, куртки), в дальнейшем нашло использование в автомобилестроении как корда для автомобильных покрышек.

Значительное развитие в различных отраслях экономики получили результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществленных в рамках космических программ (например, антипригарное покрытие из тефлона). Особенно большой была отдача от космических разработок в США. Так программа «Апполон» дала возможность США выйти на первое место в мире по производству компьютеров.

Инновационный процесс доходит до конца, когда нововведение перестает быть полезным, стареет и снимается с производства. Здесь важно своевременно понять, что продукт стал бесперспективным, и не опоздать с его заменой на новый.

Различают две модели инновационного процесса.

Первая модель инновационного процесса - это модель диффузии нововведения на макроуровне в пределах всей экономики. Диффузия нововведения на макроуровне непосредственно зависит от создания государством экономических, организационно-правовых и социальных условий через определенную финансово-кредитную, налоговую, патентную, амортизационную политику, которая стимулирует как создание, так и внедрение, быстрое расширение инноваций.

Вторая модель инновационного процесса - это модель диффузии нововведения на отдельном предприятии. Она состоит из шести этапов:

1. Определение потребности в нововведениях (изучение проблемы, понимание потребности в нововведении, убеждение членов организации в необходимости нововведения).

2. Сбор информации о нововведениях (начальные сведения о нововведении, поиск нововведения).

3. Предварительный выбор нововведения (разработка нововведения, оценка информации, выбор нововведения).

4. Принятие решения о внедрении нововведения (решение о внедрении нововведения, утверждение решения).

5. Внедрение нововведения (пробное внедрение, полное внедрение, использование).

6. Диффузия нововведения.

 

Приведенная модель дает возможность установить последовательность действий менеджмента предприятия по ликвидации проблем, возникающих перед ним в процессе функционирования. Эти проблемы обусловливаются непрерывным развитием науки и техники, появлением новых знаний, которые формируют новые потребности и предлагают лучший способ их удовлетворения. Отсутствие надлежащего внимания к инновационной деятельности тормозит развитие предприятия и, в конце концов, приводит его к технологическому отставанию, ослабляет его рыночные позиции. Только за счет систематического новаторства, целенаправленного и организованного поиска изменений можно постоянно улучшать деятельность организации, повысить ее престиж и конкурентоспособность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.