Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Таможенного органа 2 страница




• организационные планы;

' • целевые программы развития;

• планы-задания по перечислению таможенных платежей.
Организационные планы составляют в целях упорядочения теку­
щей деятельности, наилучшего выполнения таможенными органами
их функций, а также для контроля и координации работ по подготовке
и реализации планов.

В таможенной службе Российской Федерации применяют различ­ные виды организационных планов.

На уровне ФТС России и РТУ разрабатывают план
организации мероприятий (на год, месяц), календарный план
работы (намесяц,квартал);


 

• работы коллегии ФТС России или РТУ (на! полугодие);

• командировок для аппарата ФТС России (ьна квартал);

• проведения научных исследований (ГНИВЩ);

• обучения должностных лиц (годовой).
На уровне таможни разрабатывают план:

• организации мероприятий;

 

• комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономи­
ческой деятельности (на календарный год));

• работы начальника отдела, личный план рработы государствен­
ного гражданского служащего, сотрудника» или работника;

• повышения квалификации кадров.

Целевые программы развития направлены на у/лучшение материаль­но-технической и социальной базы таможенных* органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техничесскими средствами, со­вершенствование информационных систем.

Планирование работы ФТС России по основн1ым направлениям де­ятельности осуществляется на основе: «Посланияя Президента Россий­ской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации»; «Бюджетного послания Президента Российскоэй Федерации Феде­ральному собранию Российской Федерации»; пррограммы социально-экономического развития Российской Федеращии на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации; Сводного доклада о результатам и основных направ­лениях деятельности Правительства Российской Федерации; планов заседаний Правительства Российской Федерацми; нормативных пра­вовых актов Российской Федерации и Минэкономразвития России. Отдельные положения названных документовз получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России.

Планы-задания направлены на реализацию таможенными органа­ми экономической (фискальной) функции. Этикми планами для тамо­женных органов устанавливаются суммы перечшсления таможенных пошлин и сборов в доход федерального бюджета].

Планирование приобретает смысл тогда, коша планы реализуются. Обозначенные цели, предполагаемые результаты! являются важнейши­ми компонентами эффективного планирования,, но они сами по себе не обеспечивают реализацию плана. Необходим механизм обеспечения плановых мероприятий и ресурсы в расчетном обтьеме в точное время.

Основные планируемые результаты следует отражать по каждой функции (каждому направлению деятельности)) таможенной службы



Раздел III. Управление таможенной деятельностью


Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...



 


       
   

При проблемном подходе к разработке плана его содержанием яв­ляется решение общих для всех таможенных органов проблем, таких как создание необходимого количества пунктов пропуска и переходов нсех видов для контроля перемещения грузов и пассажиров через та­моженную границу, повышение уровня их обустроенности и др. Ха­рактерный пример для процесса стратегического планирования пред­ставлен на рис. 13.5. Комплексный программно-целевой подход предполагает реше­ние в единстве многих проблем: социальных, экономических, тех­нических, экологических и др. Разрабатывается программа, которая иключает следующие разделы: введение; содержание проблем; цели и цщачи программы; финансирование программы; оценка эффекта от реализации программы; организация управления программой и кон­троль; мероприятия программы; технико-экономическое обоснова­ние программы.

внатуральном выражении или стоимостных показателях (таможен­ные платежи). По возможности должны быть раскрыты используемые для достижения указанных результатов ресурсы: численность лично­го состава; бюджетные расходы; технические средства таможенного контроля (ТСТК); объемы закупок материальных ресурсов; стоимость и мущества ил и другие.

Наиболее распространенной количественной мерой ресурсов яв­ляется денежная мера. Возможно также для характеристики объекта, по которому составляется бюджет, при расчете необходимых ресурсов применять единицы времени (часы), показатели трудозатрат (человеко-часы) или просто натуральные показатели (площадь, кв. м; единицы технических средств). Выражение ресурсов и результатов в числовом значении — существенный аспект планирования.

В таможенном деле различают четыре уровня планирования:

1) уровень Министерства экономического развития и торговли —
для ФТС России;

2) уровень ФТС России — для РТУ и таможен непосредственного
подчинения;

3) уровень РТУ — для таможен;

4) уровень таможни —для таможенных постов.

ФТС России осуществляет разработку и реализацию целевых про­грамм развития таможенного дела в стране. РТУ разрабатывают раз­вернутые планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей. Большое значение имеет терри­ториальный подход к планированию развития инфраструктуры тамо­женного дела.

РТУ в своей работе учитывают предложения таможен по составле­нию проектов планов капитальных вложений и техническому оснаще­нию таможенных органов зоны обслуживания. В свою очередь ФТС России согласовывает с РТУ мероприятия программ развития тамо­женной службы.

Процесс планирования подчиняется определенной логике, требую­щей обязательности и осуществления определенных плановых процедур:

• постановка цели и задач планирования;

• выбор подходов к формированию планов;

• выбор методов плановых расчетов;

• определение объема и характера предплановых расчетов;

• выражение плановых мероприятий в конкретных показателях
(натуральных или стоимостных).


 

Миссия таможенной службы



Раздел III. Управление таможенной деятельностью


Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...



 


Программы обычно разрабатываются на 3—5 лет. Иногда к их подго­товке и реализации привлекают другие министерства и ведомства. Со­ставлению программ предшествует большая и серьезная предплановая работа, втом числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы.

Нормативная база для планирования разрабатывается Правитель­ством, Министерством финансов, ФТС России и другими государ­ственными органами.

В системе планирования ключевым объектом исследования являет­ся комплекс предстоящих работ, который представляется в виде сово­купности отдельных процессов, частей и элементов. Основной плано­вый документ — сетевой график, или сеть. В графике с необходимой степенью детализации отображается, какие работы, в какой последо­вательности и за какое время надо выполнить, чтобы обеспечить окон­чание всех видов деятельности не позже заданного срока (рис. 13.6). Фиктивными работами при этом считаются возможные ожидания по­следующих процессов.

К основным планируемым параметрам в сетевых моделях относят­ся такие временные показатели, как продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени совершения событий. Все операции, не принадлежащие критическому пути, можно сдвинуть во времени и пределах их резервов, не увеличивая при этом общей про­должительности выполнения комплекса работ.

 


Рис. 13.6. Пример сети типа «вершины-события»

Целесообразно проводить вариантные расчеты, что позволяет вы­брать оптимальный (наиболее реальный) план действий. Такой подход позволяет модернизировать худшие и наиболее благоприятные пока­затели развития таможенной службы при изменении условий внеш­неэкономической деятельности и финансирования.


13.3. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация как одна из общих функций управления является прак­тическим связующим звеном между утвержденным планом (принятым решением) и его реализацией.

Функцию организации следует рассматривать как совокупность действий по подготовке к реализации утвержденного плана, которая включает:

• разработку или переработку (корректировку) технологии запла­
нированного процесса;

• создание или приведение в соответствие с утвержденным пла­
ном организационной структуры для реализации обновленной
технологии процесса;

• обеспечение объекта управления финансовыми ресурсами, ком­
петентными кадрами и основными средствами;

• организацию снабжения производственного процесса предме­
тами труда (сырьем, заготовками, материалами и информаци­
ей);

• разработку или корректировку мотивационного механизма обе­
спечения реализации утвержденного плана;

• подготовку системы рабочего управления предстоящим процес­
сом деятельности.

Все это в совокупности представляет собой проект организации вы­полнения плана, который в зависимости от характера плана и вида дея­тельности является более или менее масштабным документом.

Разработка (корректировка) технологии процесса. Основу этапа ор­ганизации составляет разработка процедур (технологий) реализации принятых планов. Способ реализации задач, поставленных перед подразделением, представляет собой технологию, т. е. процесс, с по­мощью которого исходные предметы труда преобразуются на выхо­де в запланированный продукт. Технология всегда индивидуальна и должна приниматься такой, которая наилучшим образом соответству­ет достижению определенных задач и намеченных целей. Всесторонне проработанная технология (процедура) реализации плана содержит баланс (бюджет) распределения ресурсов.

При обеспечении качества результатов таможенной деятельности таможенные технологические процессы становятся основным объ­ектом управления. Технология таможенной деятельности должна ре-


 

 

 

Раздел III. Управление таможенной деятельностью

ализовываться на основе комплекса внутренних нормативно-правовых актов и другой документации (стандартов, положений, технологических схем, должностных и рабочих инструкций), технического оснащения таможенных процессов и компетентных кадров, гарантирующих в со­вокупности полную проверку соответствия предъявляемых участника­ми ВЭД к таможенному оформлению товаров и транспортных средств и информации о них требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Для создания современной таможенной технологической схемы не­обходимо четко представлять весь спектр контактов и эффективного взаимодействия таможни с участниками ВЭД: финансовыми, налого­выми и правоохранительными органами.

Прямые контакты таможенного органа с заказчиком и потреби­телем результатов его деятельности являются важным источником информации для процессов непрерывного повышения их качества. Руководство таможенного органа должно создать условия для регуляр­ного анализа и совершенствования этих контактов.

Характер конечного результата технологического процесса заклю­чается в придании перемещаемому через таможенную границу товару определенного статуса в таможенном отношении. Это привело к соз­данию таможенных режимов.

Таможенный режим — это совокупность таможенных процедур, определяющих для таможенных целей статус товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с определенной целью и объединенных в отдельный таможенный институт. Практически все таможенные процедуры реализуются в рамках соответствующих тамо­женных режимов.

Исходя из сложности новых плановых заданий должна быть дана оценка действующих технологических приемов и принято решение — соответствует ли имеющаяся технология уровню новых задач и, если нет, то предусмотрена ее корректировка или разработка новой техно­логии.

Оценка соответствия таможенных технологий современным требо­-
ваниям может быть осуществлена также на основе их сопоставления
с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000 «Систе­
мы менеджмента качества», рекомендациями Всемирной таможенной
организации и рекомендациями концепций и программ развития та­
моженной службы. В табл. 13.1 приведен перечень требований к тех­-
нологическим процессам, составленный на основе перечисленных
выше документов..


Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью... 317

Если корректировка действующей технологии не решает проблему качественной реализации плана, то в этом случае должна быть разра­ботана новая технология, основанная на инновациях и учитывающая применение новых высоких технологий.

В процессе совершенствования таможенных технологий или про­ектирования новых технологий должна быть решена задача предупре­ждения таможенных рисков и освоения требований международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».",

Таблица 13.1 Требования к содержанию таможенных процедур (технологий)

 

№ п/п Содержание требования Источник
  Таможенные процедуры должны находиться в управляемом со­стоянии МСИСО серии 9000
  Таможенные технологии должны быть документированы Тоже
  Должны быть предусмотрены измерение, наблюдение и анализ производственных процессов — «—
  Должен быть предусмотрен анализ достижения запланированных результатов и разработка действий для улучшения процессов -«-
  Должны быть документированы процессы взаимодействия подраз­делений таможенного органа — «—
  Должна быть установлена документированная процедура, опреде­ляющая порядок разработки, согласования и проверки таможенной технологии на адекватность до ее утверждения и применения — «—
  Должен быть предусмотрен периодический анализ таможенных технологий и их актуализация - «-
  Должна быть обеспечена идентификация таможенных процедур, их регистрация и изъятие устаревших таможенных документов 0,
  Должно быть предусмотрено ведение записей о качестве резуль­татов реализации таможенных технологий, необходимых для под­тверждения соответствия требованиям и эффективности системы управления — «—
  Должно быть обеспечено соблюдение таможенного законодатель­ства и выполнение законных требований участников ВЭД  
  Должен быть определен уровень компетентности персонала, необходимый для качественной работы — «—
  Развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандар­тами, основанными на последних достижениях в области информа­ционных и управленческих технологий КРТО* РСТ"

 

  Раздел III. Управление таможенной деятельностью
№ п/п Содержание требования Источник
  Должно быть предусмотрено освоение методов выявления грузов повышенного риска (стандарт 1.5 РСТ) РСТ
  Должна быть предусмотрена максимально возможная степень со­блюдения принципов выборочное™ и достаточности таможенного контроля КРТО
  Должна быть гарантирована невозможность недостоверного декла­рирования кода ТН ВЭД товара -«-
  Должна быть гарантирована зашита от ввоза вредной, опасной и некачественной продукции и услуг — «—
  Должно быть предусмотрено использование стандартных и уни­фицированных таможенных процедур с учетом международных стандартов — «—
  Должно быть предусмотрено оснащение таможенных технологий современными техническими средствами таможенного контроля — «—
  Должно быть предусмотрено использование новых информационно-технических средств обеспечения таможенных технологий — «—
  Должна быть обеспечена зашита таможенных технологий от кор­рупционного влияния — «—
  Таможенная технология перед утверждением должна проходить антикоррупционную экспертизу КАР*"
  Таможенная технология должна быть понятной и прозрачной для участников ВЭД Тоже
  Реализация в таможенной технологии принципа «одного окна» и «одной остановки» КРТО
  Таможенная технология должна предусматривать развитие системы предварительной электронной информации и электронного декла­рирования РСТ

Примечания: * КРТО — Концепция развития таможенных органов; ** РСТ — Рамоч­ные стандарты безопасности и облечения мировой торговли ВТО; ***КАР — Концепция административной реформы.

Основными показателями качества таможенных технологий явля­ются:

• степень соблюдения таможенного законодательства;

• продолжительность реализации процесса

• трудоемкость реализации процесса (суммарная и в расчете на
одного работающего);

• уровень автоматизации,

• уровень компьютеризации;
- • уровень стандартизации;.:._.:


Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью... 319

уровень метрологического обеспечения;

• эргономические и санитарно-гигиенические характеристики
рабочих мест инспекторского состава.

Эти показатели корреспондируются с требованиями, приведенны­ми в табл. 13.1. Количественные значения приведенных характеристик должны быть составной частью технических заданий на проектирова­ние новых таможенных технологий или их модернизацию.

Совершенствование действующей или разработка новой техноло­гии таможенного оформления и таможенного контроля должно за­вершиться разработкой комплекта технологической документации, позволяющей обеспечить качество технологии реализации вида деятель­ности в соответствии с утвержденным планом.

Втаможенной практике используется, как правило, один вид техноло­гических документов — технологические схемы. Это, однако, свидетель­ствует не о высоком уровне унификации таможенной технологической документации, а скорее о не проработанности данного вопроса с пози­ций технологических методов обеспечения качества результатов труда.

Корректировка организационных структур. Одновременно с разра­боткой технологии реализации плана решается вопрос создания со­ответствующей организационной структуры для ее применения. Для этого необходимо оценить ее состояние и принять необходимые меры по приведению в соответствии с новыми задачами.

Качество организационных структур, создаваемых в организациях, следует оценивать с использованием следующих показателей: резуль­тативность; системность; устойчивость коммуникаций; оператив­ность; ресурсоемкость; способность к самосовершенствованию.

Результативность организационной структуры — это вероятность полного достижения поставленных целей, определенных утвержден­ным планом. Уровень достижения поставленной цели оценивается экспертным путем на основе оценки компетентности персонала и со­стояния организационных структур.

Системность организационной структуры характеризуется ее целе­направленностью, т. е. наличием единства цели и единого руководства действиями структурных подразделений и персоналом по ее достиже­нию.

Устойчивость коммуникаций определяется надежностью и опера­тивностью используемых видов связи между подразделениями и пер­соналом в составе подразделений.

Оперативность характеризуется расходом времени на выполнение технологических процессов, разработанных для реализации плана.


 

 

Раздел III. Управление таможенной деятельностью

Ресурсоемкость организационной структуры характеризуется рас­ходом всех видов ресурсов (людских, финансовых, информационных, материально-технических, энергетических и др.), необходимых для ее функционирования.

Способность к самосовершенствованию характеризуется наличием в организации действующего механизма реагирования на несоответ­ствия, который позволяет на систематической основе улучшать про­цессы и результаты.

Кроме того, при оценке состояния организационной структуры, ко­торой предстоит выполнять принятый план при определенной техно­логии, целесообразно также использовать следующие характеристики:

• количество, подчиненность и организация взаимодействия струк­-
турных подразделений, задействованных в реализации плановых
задач;

• фонд рабочего времени персонала подразделений, задейство­-
ванных в решении плановых задач (суточный, месячный, годо­
вой — в зависимости от трудоемкости решаемых задач и време­
ни, отпущенного на их решение);

• уровень квалификации персонального состава;

• уровень мотивации персонала на решение плановых задач.
Оценка должна быть конкретной и отвечать ни следующие вопросы:

• сколько человек определенной квалификации необходимо для
реализации поставленной задачи и сколько их в наличии;

• какие меры необходимо предпринять для того, чтобы организа­-
ционная структура позволила выполнить принятый план.

Оценка состояния организационной структуры по перечисленным выше показателям покажет, что по некоторым из них она не в состоя­нии выполнить намеченный план. В этом случае должны быть пред­приняты меры по улучшению состояния имеющейся организационной структуры и ее кадрового состава.

Среди этих мер должна быть и программа совершенствования си­стемы управления таможенным органом на основе МС ИСО серии 9000. Она предполагает уточнение распределения полномочий и от­ветственности по обеспечению деятельности между подразделениями и документирование управленческих процедур и рабочих процессов.

Как часть системы управления рассматривается распределение от­ветственности и полномочий персонала на проведение корректирую­щих мероприятий.

Важнейшим элементом готовности организационной структуры к выполнению плановых заданий является обеспечение компетент-


Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью... 321

ности кадрового состава. Поэтому в план мероприятий должны быть включены:

• определение необходимой компетентности персонала, выпол­
няющего работу;

• профессиональная подготовка персонала.

После реализации намеченных выше мер должна быть проведена по­вторная оценка состояния организационной структуры, с тем чтобы убе­диться, что она и состав ее кадрового наполнения готовы выполнить намеченный план.

Обеспечение ресурсами. Система управления предполагает создание условий для качественного выполнения функции обеспечения органи­зации всеми видами ресурсов (финансовыми ресурсами, оборудовани­ем, оргтехникой, средствами измерений и другими видами ресурсов).

Для бюджетных организаций почти все их затраты определяются утверждаемой вышестоящей организацией сметой расходов. Поэтому одним из важнейших элементов системы обеспечения организации различными ресурсами является процесс закупок.

Организация должна обеспечить соответствие закупаемой продук­ции требованиям, которые устанавливаются на основе показателей качества результатов деятельности организации. С этой целью органи­зация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способ­ности поставлять продукцию в соответствии с требованиями органи­зации. Для этого должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки закупаемой продукции и соблюдены определенные принципы взаимодействия с поставщиками.

С целью организации делового взаимодействия потребителей с по­ставщиками, обеспечения высокого качества продукции и снижения затрат, связанных с входным контролем, многие потребители и по­ставщики разрабатывают совместные программы решения проблем, связанных с качеством. Совместные конференции, курсы профес­сиональной подготовки, программы взаимодействия и долгосрочные соглашения помогают улучшить взаимоотношения по проблемам ка­чества результатов деятельности. При этом наблюдается тенденция к сокращению количества поставщиков однотипной продукции.

Организация обеспечения производственного процесса предметами тру­да. Выполнение функции организации снабжения производственного процесса предметами труда (сырьем, заготовками, материалами и ин­формацией) является важнейшим фактором эффективной деятельно­сти организации. Сущность выполнения этой функции предполагает:



 

 

Раздел III. Управление таможенной деятельностью

порядок разработки и мониторинга планов выполнения каждой
функции организации, в том числе планов загрузки подразде­
лений;

• обеспечение производственного процесса необходимыми ресур­
сами (материалами и производственной информацией) в плано­
вые сроки, в том числе наличие системы внутрипроизводствен­
ной транспортировки и механизма учета движения (приемки,
хранения и выдачи) комплектующих и материалов на складах и
в производстве.

Оценка существующего состояния организации снабжения произ­водственного процесса предметами труда с использованием отмечен­ных выше показателей позволяет выявить ее недостатки. Анализ этих недостатков даст возможность выявить причину каждого из них и раз­работать комплекс мер по улучшению организации снабжения (обе­спечения) производственного процесса предметами труда.

Подготовка системы операционного управления. Одним из ключе­вых элементов функции «организация» является создание производ­ственной (или операционной) системы. Цель этой системы — обеспе­чение экономически эффективной реализации намеченных планов. Она определяет процедуру реализации разработанной технологии, методы мотивации персонала, систему учета и контроля результатов деятельности, учитывающую конкретные условиям и обеспечиваю­щую конкурентоспособность результата труда. В процессе построения операционной системы решаются вопросы местоположения соответ­ствующего подразделения, выбора его масштабности (мощности, про­пускной способности), технологической интеграции и специализации труда персонала.

В настоящее время наиболее предпочтительной системой рабочего управления деятельностью организации является система, которая со­ответствует требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». Показатели качества таких систем управления организациями подразделяются на две группы:

• показатели, характеризующие соответствие системы управления
требованиям МС ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента каче­
ства. Требования»;

,,„ • показатели, характеризующие соответствие результатов деятель­ности организации установленным требованиям — стандартам,. ( техническим условиям, техническим регламентам, требованиям другой нормативной документации и требованиям потребителя.


\'мшо 13. Функциональный подход к упрощению деятельностью... 323

Требования стандартов ИСО имеют целью создание условий для обеспечения соответствия результатов деятельности установлен­ным требованиям. Поэтому их следует считать основными требо-каниями к качеству системы управления предстоящим процессом пппсльности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.07 сек.