Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правило №8 Если реальная система имеет несколько целей разной значимости и уровня, то их следует упорядочить, по­строив дерево целей - ДЦ




ПОНЯТИЕ О ДЕРЕВЕ ЦЕЛЕЙ

АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И

ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ И СИСТЕМ

ТЕМА 4.

ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

П

ри формулировании цели конкретной системы (отрасли, объединения, предприятия) возникают несколько достаточно сложных задач.

1. Как от общих или обобщенных целей вышестоящей системы перейти к конкретным количественно описанным целям под­систем? Например, маркетинговый анализ позволяет предположить прирост спроса на определенные перевозки на 12%. Это очевидно, генеральная цель предприятия, фирмы. За счет чего это можно сде­лать? - это подцели, их необходимо в рамках ПЦМ четко определить.

2. Как сопоставить или, как мы говорим, ранжировать не­сколько иногда противоречивых целей, которые, как правило, стоят или поставлены перед любой сложной системой? Например, увели­чение прибыльности, требующее сокращения всех видов затрат, и уменьшение отрицательного влияния на окружающую среду, приво­дящее к увеличению ряда статей затрат.

3. Как цели соразмерить с ресурсами, а последние перераспреде­лить между несколькими целями?

4. Как цели подсистем заставить работать на цели системы?
Для разрешения этих сложных и противоречивых задач реко­мендуется использовать прием, излагаемый следующим правилом управления.

Дерево целей (ДЦ) - это упорядоченная иерархия целей, выра­жающая их соподчинение и внутренние взаимосвязи. При построении ДЦ происходит декомпозиция - разложение целей по уровням, т.е. их упрощение, конкретизация, уточнение адресности. Обычно ДЦ имеет одну вершину, называемую корнем (1, рис. 12), который характеризу­ет генеральную цель системы Ц°, располагаемую на высшем уровне. Далее цель высшего уровня разлагается на цели первого уровня Ц'01, Ц'02 … Ц'оn, которые, в свою очередь, - на цели второго уровня и т.д. Декомпозиция продолжается до так называемых элементарных целей, которые дальнейшему разложению не подлежат. Например, для персонала предприятия, фирмы - это цели, которых должен добиваться конкретный исполнитель.

Рис. 12. Схема дерева целей

1 - корень дерева целей (генеральная цель системы);

2 - вершины ДЦ;

3 - дуги ДЦ

В ДЦ отношение целей низшего уровня к целям высшего – соподчинение. Одна из форм соподчинения - это определение конкретного вклада (весомости) цели нижнего уровня в достижение цели высшего. Цели же одного уровня дополняют друг друга.

Цели более высокого уровня соединены с целями следующего (более низкого) уровня линиями, называемыми дугами (3, рис. 12). Дуги характеризуют отношение между целями разных уровней (рангов). Как правило, это отношение типа Ц1 > Цi+1, которое означает, что цель i-гo ранга доминирует над целью следующего ранга

i+1, включая ее в себя. Одним из видов отношений может быть зна­чимость (вклад) подцели нижнего уровня i+1 в достижение цели верх­него уровня i.

Дуги имеют следующие обозначения: rikm, где I - ранг (уровень) цели или системы, из которого выходит дуга; к - номер вершины це­ли i, из которой выходит дуга; m- номер нижестоящей вершины (i+l) ранга, в которую входит дуга. Так, дуга, связывающая цель Ц0 и Ц101 обозначается r001, а цель Ц101 и Ц201- r1012

Если, например, генеральная цель Ц0 складывается из трех под­целей первого уровня, то через дуги эту связь можно записать следующим образом:

Ц0 = r001 Ц101 r002 Ц102 r003 Ц103

Соответствующие обозначения имеют и вершины (цели). Цифровое обозначение цели позволяет однозначно определить место и уровень данной цели в ДЦ, а также ее связь и соподчинение с вышестоящими целями.

Например, если цель обозначена Ц4 01125 , то это означает:

1) эта цель четвертого уровня i=4:

2)вышестоящая цель (i-1) уровня имеет обозначение Ц30112;

3)она является пятой подцелью, подчиненной цели Ц3 0112

4)набор номеров подцели, т.е. 01125, показывает цепочку свя­зей и взаимоотношений от данной цели до генеральной (рис. 13).

 

 

r3 01125 r2 0112 r1 011 r0 01

 

Ц4 01125 → Ц3 0112 → Ц2011 → Ц101 → Ц0

Рис.13. Цепочка связей целей разного уровня

Это позволяет определить роль или вклад целей нижнего уров­ня в цели высшего и. в конечном счете, - в генеральную цель Ц°.

При формировании структуры предприятия, фирмы такие це­почки позволяют четко определить подчиненность отдельных под­разделений, их обязанности по отношению к вышестоящим подразделениям и права - по отношению к нижестоящим. Цепочки связей позволяют также прослеживать траектории и время прохождения информации, решений, распоряжений, выявлять слабые звенья и т.п.

Таким образом, определение взаимосвязей и весомости целей и подцелей является одной из важнейших задач любого управления, которую наиболее целесообразно решать построением дерева целей. На рис.14 в качестве примера приведены верхние ярусы ДЦ транспортного комплекса Российской Федерации.

Представляет интерес рейтинговые характеристики европейских компаний, построенные по результатам опроса, проведенного газетами "Файнэншл таймс" и компанией "Прайс уотер хауз" среди 1400 директоров и президентов компаний. Наиболее важные характеристики, которые могут трактоваться как цели первого уровня, следующие:

1) Организация хозяйственной деятельности и показатели работы.

2) Эффективная корпоративная стратегия.

3) Впечатляющий рост показателей работы.

4) Продвижение торговой марки.

5) Максимальные долгосрочные доходы для акционеров.

6) Использование возможностей персонала.

7) Удовлетворение запросов потребителей.

8) Оптимальное соотношение интересов участников капитала компании..

9) Реализация программы приватизации.

10) Наилучшие сделки по слияниям и приобретениям.

11) Инновационные подходы к организации бизнеса.

12) Эффективность использования технологии.

13) Самые высокие этические стандарты.

14) Наилучшее решение экологических проблем.


Рис.14. Верхние ярусы дерева целей (ДЦ) транспортного комплекса Российской Федерации

Обозначения на рис. 14:

Ц2 011- обеспечение необходимых провозных способностей;

Ц2012 - расширение номенклатуры предоставляемых транспортных услуг клиенту;

Ц2013 - простота и оперативность оформления услуги;

Ц2014 - расширение географии предоставления услуг;

Ц2015 - альтернативность и избыточность банка услуг транспортного комплекса; Ц2016 - информационное обеспечение клиентуры и перевозчиков;

Ц2017 - право выбора клиентом вида транспорта и услуги;

Ц2021 - единый исполнитель транспортных услуг;

Ц2022 - единая система ценообразования за вид услуг, а не транспор­та;

Ц2023 - унифицированная документация при оформлении услуг;

Ц2031 - обеспечение реальной альтернативности предоставления услуг видами транспорта;

Ц2032 - доступность цен и тарифов;

Ц2033 - разнообразие форм оплаты;

Ц2034- поддержание платежеспособности клиентуры;

Ц2035 - преференции, льготные таможенные сборы на транспортные услуги и технику;

Ц2036 - Федеральные и местные налоги и дотации;
Ц2041 - доставка точно в срок пассажиров и груза;

Ц2042 - выполнение расписания движения:
Ц2043 - сохранность груза;

Ц2044 - гарантия оказания помощи неисправным транспортным сред­ствам;
Ц2045 -эффективная система страхования людей и грузов;

Ц 2051- безопасность движения;

Ц2052 - безопасность пассажиров;

Ц 2053- безопасность персонала;

Ц2054 - безопасность населения;

Ц 2055- экологическая безопасность;

Ц 2056- гарантия оказания помощи участникам транспортного про­цесса;

Ц2061 - беспрепятственный выбор вида транспорта и услуги клиентом;

Ц2062 - альтернативность и выбор уровня обслуживания;

Ц 2063- комфортность и альтернативность размещения пассажиров;

Ц 2064- надежность транзита и пересадок;

Ц 2065- сохранность багажа;

Ц 2066- совместимость транспортирования пассажира и багажа;

Ц 271 -обеспечение транспортных требований армии и органов за­щиты внутренней и внешней безопасности страны;

Ц272 Резервирование перевозочных и пропускных способностей транспортного комплекса;

Ц2073 -транспортное обслуживание действий в особых условиях;

Ц 2074- поддержание конкурентоспособности и расширение участия в международных перевозках, в том числе и транзитных; Ц 2Q75" обеспечение транспортных интересов страны в регионе СНГ, ближнего зарубежья и европейско-азиатского сообщества;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.