Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изменение приоритета критериев транспортировки




Подбор подвижного состава под вид перевозимого груза. Маршрутизация перевозок

В соответствии с ГОСТ 51005 — 96 «Услуги транспортные. Но­менклатура показателей качества перевозок» качественной мож­но считать перевозку, отвечающую требованиям сохранности груза, т. е. доставку без потерь, повреждений, загрязнений; свое­временности согласно договоренности с заказчиком или распи­санием движения транспортных средств; надежности; скорости; выполнения определенных условий заказчика и т. д. В этом оп­ределении заложен ряд критериев, с помощью которых можно выбрать рациональный способ транспортировки продукции.

Выбор вида транспортировки в значительной степени влияет на окончательную стоимость перевозимой продукции и является основой возможности ее конкурентоспособности на рынке одно­именных товаров.

Выбор систем транспортировки зависит не в последнюю оче­редь от характеристик перевозимого груза, т. е. груз можно счи­тать основой выбора. Транспортная составляющая не должна превышать определенного процента от конечной стоимости груза на рынке. Естественно, что к невысокой стоимости груза нецеле­сообразно прибавлять значительную стоимость его доставки.

Существует множество критериев оценки методов транспорти­ровки, но в каждой ситуации грузоотправитель или оператор ста­раются выбрать оптимальный (рациональный) вариант, исходя из конкретного набора критериев, в первую очередь ситуации на рынке и свойств груза. Наличие определенных видов транспорта в регионе перевозки также принимается во внимание. Получает­ся, что в конкретном случае, во-первых, важно желание заказчи­ка, т. е. его заинтересованность в сроках или стоимости доставки (или того и другого), во-вторых, важны характеристики груза, его объем и стоимость, в-третьих — наличие видов транспорта и их характеристика.

Исследования показали, что один и тот же критерий по-разному ведет себя на различных видах транспорта в различные перио­ды (табл. 6.2), т.е. его значимость может меняться.

Таблица 6.2

Приоритет Год
     
  Критерий Вес, баллы   Критерий Вес, баллы   Критерий Вес, баллы
  Надежность 7,7 Надежность 7,6 Надежность 7,6
  Стоимость 5,8 Информированность 6,4 Информированность 6,7
  Квалификация персонала 5,7 Квалификация персонала 6,1 Квалификация персонала 6,3
  Информированность 5,4 Стоимость 5,1 Гибкость 5,1
  Время 5,4 Время 5,0 Время 5,0
  Гибкость 5,2 Гибкость 5,0 Стоимость 4,9

 

Для выбора вида транспорта или сочетаний видов необходим критерий оценки приспособленности систем транспортировки к определенным условиям, в число которых входят не только инте­ресы потребителя, но и транспортника, предлагающего свои услу­ги и желающего получить определенные прибыли.

Критерий общей стоимости доставки может являться основ­ным, особенно при перевозке массовых грузов относительно не­большой стоимости. Но при перевозке отдельной номенклатуры грузов важнее рассматривать весь процесс доставки по критерию «без потерь, повреждений и т. п.». Учет стоимости в этом случае уходит с перво­го места, например при доставке особо ценных вы­ставочных грузов или при перевозке КТГ, где сроки могут быть главным ограничением. Стоимость в этом случае рассматривается не в первую очередь (естественно, что она не отрицается полно­стью), но из-за специфики грузов важнее рассматривать саму воз­можность его доставки при условии безопасности для груза и окружающей среды. Даже при социалистической экономике эти грузы перево­зились по договорной цене.

Применение в качестве критерия перевозки «без потерь, пов­реждений и т. п.» не совсем правильно для любых других грузов, поскольку при любой перевозке безопасность доставки подразу­мевает сохранность качества и количества груза.

Сроки доставки связаны с затратами в части возможного уве­личения потерь от долгой транспортировки, например при пере­возке скоропортящихся грузов. Уменьшение сроков доставки, как правило, влечет увеличение стоимости. Например, перевозки ав­томобильным транспортом будут быстрее, но дороже при одина­ковом расстоянии по сравнению с железнодорожным, а самые дорогие, но и наиболее быстрые перевозки — авиационным транспортом.

В рыночных условиях возможность выйти на рынок первым можно иногда рассматривать как основной критерий. Как прави­ло, здесь могут быть повышенные транспортные затраты. Однако после первых перевозок стоимость может вернуться как основной критерий для последующего процесса доставки.

Мультимодальные перевозки требуют особого подхода в под­боре критериев оценки системы транспортировки. Проблема за­ключается в том, что применение мультимодальных систем чаще всего связано с необходимостью такого возможного сочетания видов транспорта, которое уменьшит стоимость, а это требует по возможности использования водных видов транспорта и не в по­следнюю очередь связано с объемами перевозки конкретного груза и расстоянием. Но при этом возникает проблема сокраще­ния времени, увеличенного в таких системах из-за применения менее скоростных видов транспорта и необходимости перегруз­ки. Применение интермодальной технологии в этих перевозках несколько облегчает проблему, но тем не менее поиск критериев остается достаточно проблемным.

На сегодня проблему выбора вида транспортировки можно ре­шать на основе многокритериального подхода, базирующегося на методе экспертных оценок, позволяющем наиболее простым способом получить количественную оценку качественных показателей.

Эксперты могут выбирать критерии из всей их совокупности: стоимости (эффективности); производительности (мощности); срока доставки; времени простоя под погрузкой и разгрузкой; на­дежности, в том числе по соблюдению графика доставки; доступ­ности в географическом плане; сохранности; гибкости; соответ­ствия требованиям потребителя; частоты отправлений по плану поставки; универсальности; характеристики искусственных сооружений на маршрутах (высота линий электро­передачи, мостов, тоннелей, дорожные нагрузки на ось) и др.

По мнению экспертов, могут быть добавлены иные критерии исходя из конкретных условий эксплуатации или с учетом требо­ваний клиента (грузовладельца, перевозчика или транспортного экспедитора).

Эксперты сортируют критерии с помощью различных мето­дов, например ABC-анализа. Этот вид анализа представляет со­бой ряд последовательных процедур, направленных на подготов­ку и обоснование варианта прогноза.

Критерием окончания подготовки группового ответа служит достаточно высокая степень согласованности мнений экспертов.

Полученный результат может быть рассмотрен в качестве прогноза с достаточной степенью обоснованности. При несогла­сии отдельных экспертов возникает необходимость более деталь­ного исследования проблемы с учетом аргументации, выдвига­емой различными экспертами.

Упомянутый выше ABC-анализ интересен тем, что позволяет выделять наиболее важные критерии, т. е. ранжировать их с уче­том предпочтений клиентов. Число рассматриваемых критериев обычно не менее трех, как количественных (например стоимость), так и качественных (например надежность), требующих предва­рительной дополнительной обработки экспертами (оцифровки).

Возьмем за основу расчетов данные табл. 6.2. Возможны два варианта решения. Первый вариант, когда критерии считаются одинаково значимыми или равно важными. В этом случае полу­чаем табл. 6.3 с относительными значениями критериев от 0 до 1.

Как видим, по наибольшему суммарному коэффициенту пред­почтительным будет автомобильный, затем железнодорожный, водный и воздушный виды транспорта при равной значимости всех критериев.

По второму варианту расчет проводился по данным, установ­ленным экспертами на 2000 г. (см. табл. 6.2). Экспертами была определена весомость каждого критерия в работе транспорта. Для примера условно считаем, что «доступность» может быть интер­претирована как «гибкость»; «безопасность» — как сумма двух критериев — «информативность» и «квалификация персонала».

Таблица 6.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.