Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование трудовых конфликтов




Регулирование трудовых отношений, основанных на найме

 

Трудовые отношения – отношения взаимосвязи и взаимозависимости между субъектами трудового процесса и непосредственно заинтересованными в его протекании и результатах

Субъекты – ЮЛ и ФЛ: работодатель и наемный работник

Трудовые отношения между субъектами строятся на следующих основаниях:

  • Взаимный интерес и возможности
  • Правовые нормы
  • Моральные традиции и требования

 

Правовое содержание найма:

  1. Наличие двух субъектов
  2. Оплата труда
  3. Обязательства сторон

Экономическое содержание найма составляет:

  1. Возмещение трудовых усилий денежными и неденежными выплатами (перспективы роста)
  2. Возмещение трудовых усилий текущими и отложенными выплатами
  3. Рыночная сделка – покупка и продажа труда

 

Правовой формой закрепления регулирования трудовых отношений являются: трудовой договор (основная форма) и гражданско-правовой договор.

 

Гражданско-правовой договор: договор подряда, авторского права, трудового поручения.

 

Отличия гражданско-правового и трудового:

  1. Нет наемного работника и собственника у Г-П договора
  2. Ответственность за результат лежит не на самом работнике (трудовой), а на субъекта договора (Г-П договор)

 

Индивидуальный трудовой договор – основа регулирования отношений

Индивидуальный трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется: выполнять работу по определенной специальности и квалификации и подчиняться внутреннему трудовому распорядку; работодатель обязуется: предоставлять работу по обусловленной трудовой функции, выплачивать зар. Плату и обеспечивать необходимые условия труда

 

Договор на определенный срок – срочный трудовой договор, и бессрочный договор.

 

Недостатки трудового договора: неполнота и неявность

 

Коллективный трудовой договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в фирме и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

 

Неотъемлемые права работника, признанные во всем мире:

  1. Право на труд
  2. Право на объединение работников (профсоюзы)
  3. Право на забастовку
  4. Право на коллективное соглашение с работодателем

 

Цель заключения КТД – установление и соблюдение согласованных требований:

  • К оплате труда
  • К условиям труда
  • К социально- трудовым правам и обязанностям сторон

 

КТД имеет преимущество перед законодательным.

 

Трехстороннее регулирование трудовых отношений – профсоюзы, работодатели и государство.

 

Конфликт – столкновение интересов как индивидуумов, так и групп работников в процессе их взаимодействия.

 

Со стороны руководства:

Предотвращение открытой стадии конфликта

Механическое воздействие

 

Признаки (характеристики), которые определяют правильность выбора решения:

  • Типология
  • Процессная составляющая

 

Тип конфликта различают следующими признаками:

  • Причина конфликта
  • Направленность
  • Уровень организационного взаимодействия

 

По причине выделяют следующие типы конфликтов:

  • Конфликт целей
  • Спровоцированные конфликты – искажение коммуникационных связей: недостаток информации
  • Конфликт обстоятельств – ассиметрия взглядов на процессы, цели, задачи и т. д. (все достижения принадлежат мне, а все остальные мне мешают)
  • Конфликт культур – различия в образовании, воспитании, культурных ценностей… (пример: «отцы и дети»)

 

По направленности конфликта:

  • Функциональные – в споре рождается истина
  • Дисфункциональные – создают трудности и ведут сбои

 

По уровню организационного взаимодействия:

  • Внутриличностные – это результат несоответствия поставленных задач и возможностями или мотивацией (проблема реализации идеи)
  • Межличностные – между отдельными работниками в организации; причина – несовместимость в уровне образования, в способах достижения целей и задач
  • Внутриорганизационные – различия в иерархии структурных подразделений
  • Межгрупповые – различия в членствах фирмы: между собственниками и менеджментом, наемными и руководителями и т. д.
  • Личности и группы – «в чужой монастырь со своими правилами не лезут»

 

4 стадии протекания конфликта:

  1. Предконфликтная
  2. Конфликтная
  3. Разрешение конфликта
  4. Постконфликтная

 

Предконфликтная стадия: фазы

  1. депривация – состояние неудовлетворенности работника из-за несоответствия между ожидаемым (притязаниями) и действительным
  2. напряженность – рост уровня притязания работника

Конфликтная стадия: фазы

  1. повод – нечто, что приводит к конфликту
  2. осознание – кто противник
  3. мобилизация – сторонников, планов, программ
  4. действия – принятие усилий по достижению своих целей и блокированию целей противника. На этой фазе конфликт становится открытым
  5. переоценка – переоценка мотивов, целей, возможностей; наступает перелом в конфликте
  6. выбор – как вести себя в дальнейшем: смягчение конфликта; поиск способов

Разрешение конфликта: фазы

  1. изменение ситуации
  2. психологическая перестройка – разрешение конфликта или возобновление конфликтной ситуации

Постконфликтная стадия: фазы

  1. устранение противоречий или
  2. депривация

 

Управление конфликтами – воздействие руководства на причины, взаимодействие и поведение сторон, интересы и цели сторон

 

Способы управления конфликтами:

  • Институциональные
  • Структурные

 

 

Институциональные способы:

  1. Профилактика:

– выявление причин возможных конфликтов (например, зар.плата)

- доступность и прозрачность

- привлечение к делам фирмы

- совершенствование структуры (организационной, управленческой)

- развитие внутрифирменной (корпоративной) культуры

  1. Канализирование:

- создание и развитие внутрифирменного рынка труда

- создание и развитие рыночной самостоятельности структурных подразделений

- создание и развитие внутрифирменного предпринимательства (венчур)

Цель – перевод конфликта в продуктивные рамки

  1. Легализация - использование социальных общественных институтов по разрешению конфликтов (комиссия)

 

Структурные способы:

  1. Разъяснение требований администрации работе (полномочия, ответственность, требуемый результат, правило взаимоотношений) – «вызов на галерку»
  2. Координация и интеграция сторон на решение производственных целей и задач
  3. Консолидация интересов и целей коллектива
  4. Изменение системы вознаграждения

 

Межличностное разрешение конфликта:

Основа – различия в учете как своих, так и чужих интересов

Способы:

  1. Принуждение – каждая из сторон ставит свои интересы выше чужих; подавляется силой
  2. Решение проблемы – каждая из сторон ставит высоко и свои интересы, и интересы чужих; продуктивное решение конфликта
  3. Уклонение – низкое внимание ко все интересам и целям; проигрыш
  4. Сглаживание – высокое внимание к чужим интересам, низкое внимание к своим интересам; проигрыш
  5. Компромисс – достаточно большое внимание к чужим интересам до определенного момента

 

 

Саботаж – скрытый (снижение нормы производительности за счет жесткого соблюдения трудовых норм); открытый (намеренное нарушение трудового процесса)

Рестрикционизм – сдерживание работниками тех норм и планов, которые удобны для них

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.