Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По разработкам В.И. Назаренко)




Налоговые льготы для собственников сельхозугодий

Страна Тип налога Вид льготы Объект льготного налогообложения Пояснение
Австрия Поземельный Исключение из налогообложения Продуктивные с.-х. земли  
Канада Налог на собственность. Налог на прирост капитала.   Налог на прирост капитала Преференциальная оценка. Отложенные платежи.   Снижение налогооблагаемой базы. Сельхозугодья.   Собственность ферм.   Собственность ферм. В большинстве провинций. Применяется при передаче в составе семьи. Снижение на 500 тыс. дол.
Дания. Поземельный налог. Преференциальная оценка. Сельскохозяйственная земля. При условии нахождения в с.-х. зонах
Испания Налог на собственность. Более низкая ставка – 0,3% по сравнению с обычной в 0,4%. Собственность в сельской местности.  
США Налог на собственность. Преференциальная оценка (с отложенным платежом) Сельхозугодья.  
Франция Налог на наследство. Исключение из налогообложения. Собственность фермера. Собственность при долгосрочной аренде.
Финляндия Налог на собственность. Преференциальная оценка. Сельхозугодья.  
Греция Налог на наследство     Налог на передачу собственника   Исключение из налогообложения.     Исключение из налогообложения   Сельхозугодья.   Сельхозугодья.   Если менее стоимости 20 млн. драхм или 8 гектаров Если менее 300 млн. драхм или 4 гектаров
Ирландия Поземельный налог Налог на передачу земли по наследству. Исключение из налогообложения. Снижение оценки стоимости до 55% Сельхозугодья.   Сельхозугодья.     Максимум 200 тыс. фунтов
Италия. Прирост размера капитала. Исключение из налогообложения Сельхозугодья.  
Нидерланды. Налог на передачу собственности. Более низкая ставка налога (1% вместо 6%).    
Португалия Налог на передачу собственности. Близкая низкая ставка налога (8% вместо 10%) Земли, кроме земли под постройками.  
Великобритания. Налог на собственность. Исключение из налогообложения. Сельхозугодья.  
Швеция. Налог на собственность. Исключение из налогообложения Сельхозугодья. Подлежат налогу только если используются под жилье.
Швейцария Налог на собственность. Преференциальная оценка. Сельхозугодья.  

Таким образом, весь комплекс как административных, так и финансовых мер направлен на сохранение земель в сельскохозяйственном использовании и создания преграды на пути перевода их в другие виды пользования, если бы действовал стихийный рыночный механизм. В законодательстве многих стран содержатся специальные нормы, обязывающие земельных собственников использовать сельскохозяйственные земли наиболее рационально. Гражданский кодекс Франции предусматривает возможность изъятия земельных участков (с выплатой справедливой цены) у собственников, не обрабатывающих их либо допустивших снижение их плодородных свойств или нанесших своим использованием земли ущерб интересам общества.

В Германии нормативными актами 1933 г., 1937 г. и (в западных землях) 1947г. все собственники сельскохозяйственных угодий были обязаны обрабатывать землю под угрозой се экспроприации, которая могла быть и безвозмездной.

В Испании закон 1953 г. об охране и улучшении сельскохозяйственных угодий обязал собственников применять агротехнические приемы в соответствии с нормами, определяемыми министерством земледелия.

Государственное вмешательство в право распоряжения земельной собственностью связано в основном с установлением порядка продажи и аренды земельных участков, а также их наследования. В некоторых странах существуют специальные правила продажи участков. В соответствии с законодательством Австрии, например, для заключения всех земельных сделок (как возмездных, так и безвозмездных) необходимо разрешение специальных органов.

В ФРГ все сделки по отчуждению сельскохозяйственных и лесных земель также совершаю по специальному разрешению, причем в нем может быть и отказано (если оно влечет хозяйственно нецелесообразное уменьшение или деление земельного участка или если обговоренная цена не соответствует стоимости земельного участка). Закон также определяет преимущественное право покупки земель лицами, проживающими в местности расположения участка, и лицами, сельскохозяйственная деятельность для которых является основной.

В целом сельскохозяйственные земли охраняются гораздо серьезнее там, где они более ограничены. Суть охранных мероприятий состоит в запрете строительства на территории сельхозугодий и разработке процедур разрешения споров по земельным вопросам.

В некоторых государствах для начала сельскохозяйственной деятельности требуется получение лицензии (Франция, Италии, Дания) и практически везде государство обязывает фермеров к добросовестной и рациональной обработке сельхозугодий.

Земельный оборот состоит из таких операций, как купля-продажа участков, их аренда, дарение, наследование, заклад, выделение участков в натуре (наделение землей) и их изъятие из пользования. Большинство из них сопровождается денежными выплатами и обязательно предполагает полный или частичный переход земельных прав. Применяемые при этом методы государственного регулирования даже в странах Запада далеко не одинаковы Например, США используется многоступенчатая аренда государственных земель. В этом случае государство выступает основным арендодателем, сдавая земли государственным же хозяйствам или фермерским кооперативам, которые могут, в свою очередь, выступать в качестве арендодателей перед вторичными коллективами (в госпредприятиях) или отдельными фермерами. Последние (при условии, что это предусмотрено договором с вторичным арендодателем) могут еще раз совершить арендную сделку (со своей или арендованной землей).

Во Франции практикуется несколько видов аренды: обычная (продолжительностью до 9 лет), долгосрочная (18 лет без права прекращения срока или на 25 лет с правом прекращения), ежегодная (до 6 лет, но ежегодно возобновляемая) и только на время сезона активной работы (до 25 лет, по соглашению сторон может быть переведена в долгосрочную).

В Австрии вопрос продолжительности аренды решается несколько иначе и во многом определяется преобладающим набором культур. Если, например, участок используется для производства винограда, плодов и ягод и сдается в аренду целиком, срок ее не может быть менее 15 лет; если арендуется часть такого участка - 10 лет. Во всех остальных случаях он равен 5 годам. Если первоначальное соглашение заключается по каким-то причинам на меньшие сроки, арендатор вправе потребовать его увеличения. Отказать ему могут, если он в процессе использования участка допускал нарушения правил ведения хозяйства, не платил ренту, сдавал землю третьему лицу, не имея на то разрешения арендодателя, отказался вносить более высокую арендную плату, хотя ее повышение было обоснованно (например, при инфляции), а также если собственник земли может заменить ему участок на равноценный.

В ФРГ минимальный срок аренды отдельных участков, входящих в состав общего владения, установлен в 12 лет, всей площади - 18 лет. Договоры, заключенные на 12 и 18 лет, считаются долгосрочными и продлению не подлежат.

Разнообразие законодательных решений характерно не только в сфере аренды земли, но и по операциям ее залога, дарения, наследования. Каждая страна решает общие и частные вопросы, связанные с земельными сделками по-своему, исходя из соображений социальной и экономической стабильности, необходимости сохранять фонд земель сельскохозяйственного назначения. Разные мнения существуют и по вопросу о свободе купли-продажи земли; преобладает, однако, тенденция к ее ограничению.

Доля земель, меняющих собственника (через продажу, дарение, наследование), невысока: в Дании - около 4 %, в США и Ирландии - около 3, в Великобритании, Франции и Италии - менее 2, в Западной Германии, Бельгии - 1,5 %. В странах Западной Европы в течение года меняют хозяина не более 5 % ферм.

Узость земельного оборота вызывается разными причинами. Большинство собственников предпочитают не расставаться со своим участком, рассматривая его как самовозрастающий капитал. В США рост цен на землю всегда обгонял темпы инфляции. Операции по продаже и покупке ограничивают и особенности земли как товара: ее нельзя перемещать с одного места на другое, а местоположение конкретных участков часто не устраивает желающих их приобрести; не всегда подходят качество и размер намеченных к продаже площадей.

Сказывается и регулирующая роль государства, подчас существенно сужающего реализационные возможности земельных собственников. В Австрии, например, не продают землю иностранцам. Любая передача или аренда пахотных и залесенных земель, площадь которых превышает 2 га, возможна только с одобрения (согласия) земельных комитетов. То же самое касается и более мелких участков, если с их приобретением площадь угодий покупателя будет превышать 2 га. Запрещена продажа и даже сдача в аренду сельскохозяйственной земли лицам, не являющимся фермерами по профессии.

По земельному закону Испании аренда земли подлежит государственному регулированию. Ее основная цель - не допустить создания крупных поместий. Как правило, не разрешается получать в аренду более 50 га орошаемых земель или 1 тыс. га экстенсивных пастбищ.

В Ирландии, в которой несколько веков господствовала система английских ленд-лордов - владельцев земли и ирландцев-арендаторов, аренда рассматривается как противоречащая современному национальному духу ирландцев. Аграрная политика ориентирована на фермера-собственника земли. На получение прав па аренду требуется специальное разрешение властен. Это приводит к тому, что в Ирландии самый низкий процент фермеров-арендаторов в Европе - всего 12%.

Во Франции в течение более 30 лет существует сложная система контроля над рынком земли. Закон требует разрешения властей при всяком акте купли-продажи земли или сдачи ее в аренду, т.е. в случае изменения землепользователя. Акцент делается именно на фактическом землепользовании. Если же, например, собственник земли меняется, а арендатор остается тем же самым, то тогда разрешение не требуется. Если же меняется арендатор, а собственник остается прежним, то в этом случае наоборот, нужно разрешение.

При выдаче разрешения исходят из принципа - соответствует ли данная сделка принципу сохранения или создания, как сказано в законе «семейной ферме с личной ответственностью». В качестве требования для таких разрешений требуется минимальная площадь земли. Этот минимум устанавливается законом. Такое хозяйство должно обеспечивать полную занятость как минимум двух человек и обеспечивать им надлежащий доход. Сейчас средний минимальный размер составляет 25 га. Это средняя цифра по всей стране, но по разрешению Минсельхоза установлен региональный коэффициент в 30% по отклонению от этой цифры. Верхняя же граница размера хозяйства не устанавливается. Однако при увеличении размеров хозяйств, выходящих за два минимальных (путем покупки земли пли ее аренды), фермер должен получить разрешение властей. Аналогичное разрешение требуется, если ферма размером в 2 минимальных будет сокращаться.

При организации нового хозяйства от фермера требуется опыт работы и соответствующая квалификация, и при наличии нескольких кандидатов на один и тот же участок земли предпочтение отдается наиболее квалифицированному.

Покупка и аренда земли являются наиболее распространенными способами передачи прав землевладения и землепользования, часто в современных условиях в целях укрупнения ферм и создания экономически более стабильных хозяйств. Они составляют важнейшие элементы рынка земли и как таковые являются объектом действия гражданского права и во многих, если не в большинстве, случаях государственного регулирования, причем последнее определяется как национальной спецификой, так и более общими факторами, таким как землеобеспеченность и стремление сохранить землю в жизнеспособных хозяйствах. С другой стороны, в аграрной политике ряда развитых стран, как уже указывалось, проявляется тенденция в борьбе с созданием латифундий, препятствованием по сосредоточиванию в одних руках слишком больших массивов земли. Довольно частым условием для получения прав аренды или покупки является требование, чтобы арендатор или покупатель был местным жителем, имел профессиональную подготовку, опыт работы и необходимый капитал для использования арендованной или покупаемой земли. С учетом межстрановых различий законодательства и законоприменительную практику можно рассмотреть по отдельным странам. Примером страны с наиболее развитым законодательством в этой области является Дания.

В целом западное законодательство отрицательно относится к приобретению земель юридическими лицами. Их могут приобретать лишь физические лица, причем подпадающие под определенные, довольно жесткие ограничения. В особенности это касается Европы. Это требования по специальному сельскохозяйственному образованию, опыту работы, проживанию в сельской местности, обладанию соответствующим капиталом для ведения сельского хозяйства. Весь смысл этого законодательства в том, что земля должна находиться в руках у эффективною земельного собственника, как правило, в рамках семейной фермы.

Законы также предусматривают расположение или расстояние между отдельными участками с целью создания по возможности единых массивов, связанных с необходимой инфраструктурой.

Законодательство обуславливает, что расстояние между дорогами, ведущими на ферму, не должно быть более 2 км. Если на ферме есть, несколько участков земли, то число их не должно превышать пяти и они не должны отстоять от центральной усадьбы больше, чем на 10-25 км. Правда закон разрешает делать исключение в отдельных случаях, когда требуются дополнительные участки земли для вывозки и заделки навоза. Однако для этого требуется специальное разрешение. И при покупке и при аренде для лиц, которые хотят приобрести дополнительный участок земли, они должны соответствовать необходимым требованиям.

Арендатор, также как и покупатель, должен прожить в сельской местности не менее 8 лет. Если же размер фермы будет превышать 30 га, то он должен доказать свою профессиональную квалификацию, иметь опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующее образование, а также он обязуется проработать на этой ферме не менее 8 лет (т.е. это означает, что в течение этого срока он не может ни продать, ни сдать в аренду или в субаренду, полученную им землю). Законом разрешается покупать или получать в аренду до трех участков земли, при условии, что расстояние между ними не более 10 км, и ни один из соседей не будет протестовать против такого приобретения земли. Покупка земли запрещается, если эта операция является лишь средством помещения капитала или цена покупаемой земли не соответствует ее реальной стоимости.

При покупке земли, если кто-либо из соседей, живущих не более 1 км от продаваемого участка и имеющего уже 70 га, имеет преимущество по ее приобретению, естественно, если он готов выплатить за нее рыноч­ную цену.

Юридические лица не имеют право на покупку сельскохозяйственных угодий, так же как они не имеют права и на аренду. Это право предоставляется только физическим лицам, которые уже вели сельскохозяйственное производство, имеют соответствующую квалификацию и берут на себя обязательство непосредственно заниматься сельским хозяйством в течение длительного времени.

В Дании также требуется, чтобы в случае раздела земли каждый из участков имел бы жизнеспособный размер, позволяющий вести современное сельское хозяйство. Таким образом, датское законодательство проводит последовательную линию на поддержку относительно крупных семейных коммерческих ферм, не допуская одновременно ни создания латифундий, ни помещичьих хозяйств, ни скупки земли юридическими лицами и превращение ее в объект спекуляции. На примере Дании можно продемонстрировать, что управление земельными ресурсами имеет комплексный и целенаправленный характер, имеющий вполне определенные социальные, экономические и производственные цели. Если с этой точки зрения попытаться обобщить опыт других развитых стран, то можно, вероятно, представить в схематической форме цели и инструменты проведения земельной политики и те ограничения, которые накладываются на земельный рынок.

Основные видя политики по государственному влиянию на земельный рынок (по разработкам В. И. Назаренко)

Тип контроля Основные цели определения земельного рынка Страны
Регулирование покупки и аренды земли. Для обеспечения приобретения земли только квалифицированными фермерами (уровень подготовки и опыта, место жительства, сельское хозяйство как основной источник дохода и т. д.)   Не допущение чрезмерной концентрации земли   Не допущение чрезмерного дробления участков земли   В целях удержания на местах проживания квалифицированных фермеров. Дания, Германия, Япония.   Дания, Германия, Новая Зеландия, Швейцария, Испания, Франция   Дания, Германия, Ирландия, Италия, Япония, Португалия, Испания, Швейцария, Нидерланды, Норвегия.   Норвегия.

Таким образом, большинство западных стран осуществляет в достаточной степени плотный контроль над рынком земли. В то же время есть страны с гораздо более либеральным режимом рынка земли - имеется ввиду торговля и аренда земли, хотя и там существуют ограничения по выводу сельскохозяйственных земель из оборота, налогообложению, праву наследования и другим факторам. Но рынок, повторяем, там более либерализован. Здесь сказываются как национальные традиции, так и наличие земельных ресурсов. К таким странам прежде всею относятся США, Австралия, Канада. Несколько меньше контроль также в Великобритании, Бельгии и Греции. Однако н здесь государство резервирует за собой право вмешательства, например, с экологической точки зрения. Так, в Австралии, где большая часть земли является государственной собственностью, выдача разрешений на ее использование или сдачу в аренду обусловливается соблюдением фермерами соответствующих правил использования земли, в частности контроля над эрозией и предотвращения опустынивания.

Даже в США, с их либеральным режимом, в наиболее развитых сельскохозяйственных районах государство осуществляет законодательство, которое запрещает не фермерам приобретать сельскохозяйственные угодья. Так, в 13 наиболее важных в сельскохозяйственном отношении штатах Среднего Запада юридическим лицам запрещено покупать сельскохозяйственные угодья. Однако, если фермеры сами создают какие-либо объединения, имеющие по американскому закону статус корпорации - например, семенные корпорации, где собственниками фермы являются члены семьи, то на них такое ограничение не распространяется. Смысл закона - в запрете на скупку земли не фермерам или потенциального вывода этой земли из сельскохозяйственного оборота.

Правительственные органы могут быть посредникам в купле-продаже земли. Купив землю, власти имеют право затем се перепродавать на более выгодных условиях или передать в аренду. Такие программы существуют в отдельных европейских стран, Г'ША и Канаде. И некоторых случаях местные власти пользуются приоритетом при покупке земли, но должны платить за нее текущую рыночную цепу.

Меры, ограничивающие движение земельных нрав, могут носить и косвенный характер. Высокие ставки налогов на сделки и проценты за кредит при покупке участков и наоборот - низкие проценты но ссудам под залог земли и связанной с ней недвижимости; пониженные или повышенные оценочные нормативы для определения ее стоимости затрудняют куплю-продажу земли в Англии. К этому добавляются трудности с оформлением кредита, обусловленные различными бюрократическими процедурами.

Бесконтрольный земельный оборот может привести к скрытым экономическим и социальным проблемам. Поэтому в развитых странах применяют специальные меры против спекуляции землей, концентрации в одних руках необрабатываемых площадей путем скупки участков дня последующей перепродажи.

Особую опасность в этом отношении представляют банки, выдающие ссуды под залог земли (ипотечный кредит). В их руках скапливается немало земель, которые не обрабатываются порой многие годы. Чтобы избежать этого в США, например, законодательно запрещено банкам и другим учреждениям, связанным с земельной недвижимостью, удерживать ее более 3-4 лет.

Спекуляция землей сдерживается и тем, что банки обязаны продавать полученную в погашение долга землю но оптимальной цене, причем преимущественным правом покупки пользуется ее прежний владелец.

Земельные сделки регулируют различные структуры. В ФРГ - это Министерство внутренних дел, в Австралии (штат Новый Южный Уэльс) - бюро земельной регистрации, организованное в составе Департамента по землепользованию и землеустройству, в Шотландии - самостоятельное бюро земельной регистрации. Во многих странах совершение сделок по передаче прав на землю ограничивается и контролируется, если это важно с точки зрения национальных интересов.

В Швеции, например, в 40-х годах была создана система государственного контроля за передачей сельскохозяйственных и лесных земель. Покупатели этих земель должны были обращаться за разрешением, и если в нем было отказано, сделка признавалась недействительной. Этот порядок в 1990 г. был частично изменен в связи с переменами в аграрной политике Швеции. Но важнейшие его компоненты действуют до сих пор (например, по ограничению прав юридических лиц на приобретение лесных угодий). Законодательство Швеции, касающееся контроля за сделками с землей, не является уникальным. Правила подобного рода имеются и в других странах.

При регулировании аренды сельскохозяйственных земель применяются следующие методы: предварительное разрешение на заключение договора или его последующее одобрение уполномоченным на то государственным органом (ФРГ); включение в договор независимо от воли сторон обязательств по использованию земли в соответствии с государственной земельной политикой (ФРГ, Великобритания); использование определенных государством минимального и максимального размеров арендной платы (ФРГ, Франция и др.); создание специальных судов по разрешению споров, связанных с арендой. Законодательство ряда стран (Бельгии, Дании) устанавливает также перечень оснований, при которых договор аренды может быть расторгнут арендодателем; преимущественное право арендатора на покупку земельного участка и его дальнейшую аренду.

Собственность и аренда повсеместно рассматриваются как основные формы долгосрочного права на землю, однако их соотношение в общем правовом поле неодинаково. Например, в Великобритании, Германии и Швеции собственность - основная и наиболее распространенная форма, но используется и долгосрочная

аренда. Последняя традиционно более распространена в Великобритании, где вообще нет ограничений, связанных со сроком найма земли. Встречаются соглашения на 99 лет, но в большинстве случаев сроки аренды короче. Право аренды может быть продано и заложено. В Германии аренда обычно длится 99 лет и последний арендатор имеет право на ее продление.

Подобные долгосрочные договоры аренды есть и в Швеции, где земля тоже может быть передана и заложена, как любая другая недвижимость, причем эта свобода не может быть стесненна даже условиями договора при согласии обеих сторон. Ограничены права арендодателя на прерывание аренды. В Швеции это можно сделать лишь после 60 лет арендного (по договору) использования земли.

В некоторых государствах (США, Люксембург, Великобритания) размер арендной платы не является объектом государственного регулирования и определяется соглашением между арендатором и землевладельцем, за исключением аренды государственных и других общественных земель. В других странах величина арендной платы регулируется законодательными актами.

Для осуществления инвестиции в землю арендатор практически всегда должен получить на это разрешение собственника. В Бельгии и Германии арендатор в случае отказа может обжаловать это решение в суде. Кроме того арендатор имеет право по окончании арендного договора на получение компенсации за проведенные инвестиции.

В законодательствах предусмотрены и вопросы о передаче недвижимости арендатором в субаренду. Это разрешается в Англии, Нидерландах, Бельгии, Люксембурге, Германии. В большинстве случаев требуется согласие землевладельца.

Система наследственного права, в рамках общего гражданского права, можно разделить на три основные группы:

1. Группа стран с германским гражданским правом, ориентированных на германский гражданский кодекс и на немецкую юридическую практику.

К числу этих стран можно отнести саму Германию, Австрию, Швейцарию и Грецию. Близки к ним как теоретически, так и практически правовые системы скандинавских стран (Швеции, Норвегии, Дании и Финляндии).

2. Ко второй группе стран можно отнести те государства, где на основе римского права было сформировано гражданское право, которое нашло свое выражение в Гражданском кодексе Наполеона. Несомненно, принятие в 1804 г. этого кодекса оказало большое влияние как на юридическую теорию, так и на практику, в первую очередь в странах романской культуры, которые исторически всегда отождествляли себя с римской культурой, в том числе и с римским правом. В эту группу стран входит прежде всего сама Франция, а также Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Италия, Испания и Португалия. Еще раз хочется подчеркнуть, что основой их правовой системы в области гражданского права, в том числе и права наследования является Гражданский кодекс Наполеона, но, как будет показано ниже, в эти правовые принципы, и в особенности в их правоприменение, пришлось внести существенные коррективы, чтобы они отвечали и духу, и потребностям времени.

3. В третью группу стран входят прежде всего государства англосаксонской юридической культуры, во многом отличной от континентальной Европы. Англосаксонская правовая теория и практика прежде всего базируется на обычном праве, отдельных законах, на праве прецедента, она исходит из конкретных фактов, не стараясь облечь их в законченную форму кодексов. В то же время эта юридическая система ориентирована в большей мере на свободу отдельного индивидуума, его неотъемлемого права и значительно меньшим вмешательством государства в область гражданско-правовых, в частности семейно-правовых, отношений, в том числе и в сфере наследования. К этой группе стран можно отнести прежде всего саму Великобританию, США, Ирландию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию.

Анализируя современные теоретические установки и реальную правовую практику этих трех основных юридических систем, можно указать на их основные принципы и различия.

В первой группе стран (германского права) в наследственном земельном праве широко распространен принцип, что завещатель не в праве произвольно завещать свое земельное имущество, и оно, как правило, должно переходить лишь к одному из наследников, а все остальные должны получать соответствующие денежные или имущественные компенсации.

В особенности четко этот принцип прослеживается в законодательстве северных, протестантских землях ФРГ. Здесь после установленного факта смерти завещателя земля, а также и вся недвижимость и сельскохозяйственный инвентарь, поступает лишь к одному из наследников, обычно либо старшему в семье, либо в наибольшей степени связанному с ведением хозяйства. В случае споров такой наследник определяется судом. По закону требуется, чтобы этот человек имел бы соответствующую квалификацию, опыт работы и возможность эффективно вести хозяйство.

В других же землях Германии, на католическом юге, где господствуют иные традиции, Гражданский кодекс разрешает проводить раздел земли между всеми наследниками. Однако этот же кодекс разрешает оставлять землю только одному наследнику, с условием выплаты компенсации остальным сонаследникам. Вследствие такого различного подхода к принципу наследования, это сказывается и на аграрных структурах в ФРГ, между севером и югом - более крупными хозяйствами на севере и более мелкими на юге.

Примером может быть Норвегия. В этой стране Акт о наследовании преследует две цели структурной политики - закрепление сельского населения во всех районах страны, в том числе и менее благоприятных, путем поддержки местных фермеров, причем осуществляется политика с ориентацией на фермера-собственника земли, препятствуя при этом дроблению хозяйства.

В этих целях по закону хозяйства переходят к старшему из детей - сыну или дочери. Этот закон является обязательным и он не позволяет завещателю поступать иным образом. По этому же закону другие члены семьи могут выкупить у наследника ферму, если он на это согласен. Законом подчеркивается, что члены семьи имеют приоритет перед посторонним лицом по приобретению фермы.

Однако и получение наследства или покупка фермы накладывают на нового владельца серьезные обязательства. Он должен прожить минимум пять лет на этой ферме и вести там сельскохозяйственное производство.

В Швеции, с ее традиционно высоким уровнем государственного регулирования, при получении наследства требуется разрешение властей на введение в хозяйство, с целью сохранения его целостности, а если возникает проблема с выделением одного из участков, то на это также требуется разрешение. Основная идея при этом - желание избежать дробления хозяйства и сохранить жизнеспособный размер предприятий, который обеспечивал бы разумный уровень рентабельности и позволял бы иметь подобающий доход. Если же властине дают согласия на раздел хозяйств, то наследник обязан его продать целиком, либо сдать в аренду. Последнее является довольно частым решением проблемы, что и объясняет высокую долго арендных земель в Швеции.

В группе стран с господством римского права, как говорилось, исходным является Гражданский кодекс Наполеона. Он отражает как принципы римского права, так и ту историческую эпоху, когда он был создан. Главное в нем - это равенство прав, которое распространяется и на наследование. Это означает, что все наследники имеют равные права на получение наследства. Принятие этого принципа имело серьезные последствия в виде последовательного дробления земельных наделов. Как правило, крестьяне были слишком бедны, чтобы решить эту проблему иным способом - отдать хозяйство одному из наследников, а остальных бы он компенсировал деньгами. Такое дробление хозяйств находилось в явном противоречии с необходимостью консолидации земельных участков и концентрации хозяйства при переходе к современному механизированному производству.

Поэтому каждая из стран этой группы государств должна была внести поправки в гражданский кодекс или принимать специальные законы, чтобы хотя бы как-то смягчить эту проблему. Во Франции был принят принцип «преференциального наследника», который применяется в том случае, если ферма подлежит разделу между несколькими наследниками. Исходя из этого принципа, из числа наследников местным судом избирается наиболее квалифицированный кандидат во владельцы фермы. Ему передается все хозяйство, а он должен возместить в течение 10 лет остальным сонаследникам их долю в наследстве. Этот срок установлен с учетом реальных финансовых ресурсов крестьянского хозяйства, делающего невозможным немедленную и одноразовую выплату компенсации.

Петь и другой вариант, который предусмотрен законом. Он состоит в создании «группового сельскохозяйственного предприятия». Такое понятие апробировано французским правом уже в течение нескольких десятилетий, и такой тип собственности может быть введен в наследуемом хозяйстве, естественно при согласии всех сонаследников.

Может быть использован и другой механизм, который применяется в том случае, если один из наследников в течение длительного времени уже работал на ферме, при этом не в качестве наемного рабочего. В соответствии с законом, тогда ему начисляется так называемая «отложенная заработная плата», начиная с 18-летнего возраста. Это положение действует, как правило, по отношению к основному наследнику. Он при этом может свою «отложенную заработную плату» вычесть из получаемого наследства, и тем самым выплачивать остальным сонаследникам меньшие суммы.

В Италии существует специальное законодательство, направленное на сохранение семейных ферм. В случае наличия нескольких наследников, сонаследники имеют право продать свою долю, но только основному наследнику. При этом, если данный сонаследник не желает заниматься сельским хозяйством в течение ближайших пяти лет, то его участок продается в принудительном порядке основному сонаследнику, причем цену па участок устанавливают местные сельскохозяйственные органы.

Вообще, нужно сказать, что и при германской и при французской системе необходимость денежной компенсации со-наследников ложиться тяжелым бременем на хозяйство, и мешает его эффективному развитию. Эта проблема хорошо понимается законодателем. Однако они стоят в жестких рамках выполнения двух взаимопротиворечащих условий - справедливое распределение наследства и облечение финансового бремени основного наследника.

В ряде стран найдено компромиссное решение, в основном в сторону снижения финансовых выплат со-наследникам. В этих целях в законодательстве ряда стран существует понятие «преференциальная оценка сельскохозяйственных угодий». Исходя из этой концепции земля, за которую основной наследник должен выплатить компенсацию остальным со-наследникам, оценивается по более низкой, чем рыночная цена, и тем самым несколько облегчаются финансовые обязательства фермеров. Такое законодательство существует в ряде стран.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.