Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения японской школы управления качеством




Значительную роль в становлении и развитии современных подхо­дов к управлению качеством сыграли японские ученые. Развитие японской школы управления качеством связано с именами К. Исика­вы, Г. Тагути, С. Синго и др. Однако ее становление во многом обуслов­лено объективными факторами, а также американским и западноевро­пейским влиянием.

Поражение во Второй мировой войне подорвало экономические устои Японии. Практически все отрасли промышленности пришли в упадок. Однако именно этот период является началом поворота к ка­честву. Как отмечает в своей книге «Японские методы управления качеством» К. Исикава, американские войска после высадки в Японии сразу же столкнулись с трудностью - отказами в системах телефон­ной связи, вызванными низким качеством японской техники. Аме­риканцы распорядились начать применение методов управления ка­чеством в промышленности средств дальней связи. После семинаров, проведенных в 1950-х гг. Дж. Джураном и У.Э. Демингом, в деятельно­сти по управлению качеством в Японии наметился переход от реше­ния в основном технических вопросов в рамках предприятий к учас­тию в этой деятельности всего руководящего состава, что привело к созданию комплексной системы управления качеством.

Ярким представителем японской школы, внесшим значительный вклад в ее становление, является К. Исикава. Он уделял особое вни­мание внедрению статистических методов контроля качества. В его ра­ботах подчеркивалась необходимость добросовестного сбора и пред­ставления данных для статистического анализа. В 1953г. он разработал первую причинно-следственную диаграмму - получивший широкое распространение инструмент улучшения качества. Диаграмма служит для объяснения определенных факторов качества. Она полезна как системный метод нахождения, сортировки и документирования при­чин изменчивости качества продукции и установления взаимосвязей этих причин [3].

Помимо диаграммы «причина - следствие» К. Исикава выделяет и другие инструменты контроля качества, подразделяя их на три груп­пы: элементарные, промежуточные и передовые статистические ме­тоды.

При рассмотрении вклада в теорию и практику работ по качеству имя К. Исикавы ассоциируется с концепцией «Управление качеством в рамках всей компании» (Company Wide Qua1ity Control). Эта концеп­ция подразумевает, что управление качеством характеризуется учас­тием в нем всех сотрудников компании - от руководства высшего ранга до работника самого низкого уровня.

К. Исикава также известен как пионер движения кружков качества в Японии начала 1960-х гг. Несмотря на то, что их природа и роль в разных компаниях различны, К. Исикава выделил общие задачи, сто­ящие перед ними [9]:

·содействие совершенствованию и развитию предприятия;

·создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосфе­ры на рабочем участке;

·всестороннее развитие способностей работников и, как резуль­тат, ориентация на использование этих возможностей в инте­ресах фирмы.

Резюмируя основные идеи, предложенные К. Исикавой, необходимо выделить сформулированные им положения управления каче­ством [9]:

· внедрение комплексного управления качеством в организации способствует ее процветанию и эффективной деятельности;

· управление качеством - одна из первостепенных задач фир­мы, она означает перестройку мышления в области управле­ния;

· ориентация на качество обеспечивает долгосрочное получе­ние прибылей;

· ориентация всех без исключения подразделений на достиже­ние конечной цели;

· комплексное управление качеством - это управление, ори­ентирующееся на факты;

· человек в системе управления - основа комплексного уп­равления качеством;

· управление качеством - это сочетание высокого професси­онализма и четкой организации.

Методы, связанные с именем другого японского ученого - Г. Тагу­ти, - получили распространение не только в Японии, но и в США и странах Западной Европы. В Великобритании создан клуб Тагути, ориентированный на открытый обмен информацией и идеями с целью продвижения и применения предложенных им методов в Соединен­ном Королевстве.

Методология Г. Тагути гораздо больше ориентирована на целена­правленную оптимизацию продукции и процессов до начала произ­водства, чем на достижение качества посредством контроля. Она по­зволяет эффективно планировать эксперименты с проектируемой продукцией до фазы производства. В начале 1970-х гг. он разработал концепцию функции потери качества. Г. Тагути определяет качество продукции как потери, которые несет общество с момента выпуска продукции. Они включают не только потери, которые несет компа­ния, оплачивая переделки и брак, техническое обслуживание, просто и из-за отказа оборудования и свои гарантийные обязательства, но и потери потребителя, связанные с плохим качеством товара, что ведет к снижению спроса на продукцию данной компании и уменьшению ее доли на рынке. Поэтому на стадии проектирования необходимо чет­ко определять целевые значения уровня качества продукции и в про­цессе производства стремиться к их достижению. Квадратичная функ­ция потерь показывает, какие издержки несут предприятие и потре­битель в том случае, если качество продукции отклоняется от целевых показателей. Чем меньше отклонений, тем меньше потерь и тем выше качество. В соответствии с данной теорией потери возникают даже тогда, когда уровень качества находится в допустимых пределах. Они минимальны тогда, когда достигнутые показатели качества совпадают с целевыми значениями.

Основные элементы, составляющие философию качества Г. Тагу­ти, можно коротко обозначить следующими положениями [24]:

· важнейшей мерой качества произведенного продукта явля­ются суммарные потери для общества, порождаемые этим продуктом;

· чтобы в условиях конкурентной экономики оставаться в биз­несе, необходимы постоянное улучшение качества и сниже­ние затрат;

· программа постоянного улучшения качества включает непре­рывное уменьшение отклонений рабочих характеристик про­дукта относительно заданных величин;

· потери потребителей, связанные с отклонениями при функ­ционировании продукта, обычно приблизительно пропорци­ональны квадрату отклонений рабочих характеристик от их заданных значений;

· качество и стоимость готового продукта определяются в большей степени процессами его разработки и изготовления;

· отклонения в функционирования продукта (или процесс а) могут быть снижены посредством использования нелиней­ных зависимостей рабочих характеристик от параметров про­дукта (или процесса);

· для идентификации параметров продукта (или процесса), вли­яющих на снижение отклонений в функционировании, могут использоваться статистически планируемые эксперименты.

Идеи С. Синго оказали большое влияние на японскую промыш­ленность и косвенно на западную. В его подходе больший акцент де­лается на организацию производственного процесса, а не на менедж­мент. Один из девизов Синго гласит: «Тот, кто удовлетворен, не совер­шит ничего прогрессивного» [3].

Основной вклад С. Синго В решение проблемы качества связан с концепцией, выдвинутой им в 1961-1964 ГГ., которая получила назва­ние «Пока-Екэ», или «Защищенность от ошибок». Ее основная идея состоит в остановке процесса, как только обнаруживается дефект, оп­ределении причины и предотвращении возобновления источника де­фекта. Поэтому не требуется никаких статистических выборок. Клю­чевая часть процедуры заключается в том, что контроль источника ошибки является частью производственного процесса, чтобы можно было выявить ошибки до того, как они вызовут дефект продукции. При обнаружении ошибки либо останавливается все производство до ее ис­правления, либо процесс корректируется, чтобы воспрепятствовать по­явлению дефекта. Это осуществляется на каждой стадии процесс, а пу­тем мониторинга потенциальных причин ошибок. Таким образом, дефекты определяются и корректируются у самого их источника, а не на более поздних стадиях. Естественно, это стало возможным при при­менении полной автоматизации процессов при наличии немедленной автоматической обратной связи.

Данная концепция отличается от тех идей, которые обычно связы­вают с именем американского наставника С. Синго - Ф. Кросби. В кон­цепции японского ученого делается упор на достижение бездефектности путем использования хорошей инженерной подготовки производства и исследования производственных процессов, а не с помощью призывов и лозунгов, которые ассоциируются с кампаниями качества, проводи­мыми американскими и западноевропейскими фирмами.

Обобщение взглядов японских специалистов в области управления качеством позволяет представить их в виде следующих основных по­ложений:

· ориентация на постоянное совершенствование процессов и результатов труда во всех подразделениях;

· акцент на контроль качества процессов, а не качества про­дукции;

· создание необходимых условий для предотвращения возмож­ности появления дефектов;

· тщательное исследование и анализ возникающих проблем по принципу восходящего потока, т.е. от последующей опера­ции к предыдущей;

· полное закрепление ответственности за качество результатов труда за непосредственным исполнителем;

· развитие творческого потенциала рабочих и служащих, куль­тивирование морали: «Нормальному человеку стыдно плохо работать»;

· ориентация прежде всего на качество, а не на кратковремен­ные прибыли.

Контрольные вопросы и задания

1.Перечислите основные этапы эволюции работ по качеству. Рас­кройте их содержание.

2.Используя информацию, приведенную на рис. 4.1, обобщите содержание процесса формирования научных основ управле­ния качеством.

3.Дайте оценку вкладу известных вам представителей научной, классической школ управления, а также школы человеческих отношений в развитие теории и практики управления каче­ством. В каких направлениях, на ваш взгляд, российская шко­ла лидирует в настоящее время?

4.Проведите анализ взаимосвязи развития управления и управления качеством как науки и области практической деятель­ности.

5.Обобщите вклад российских ученых в развитие теории и прак­тики управления качеством.

6.Сравните подходы к управлению У.З. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби и А. Фейгенбаума. Выявите общие черты и разли­чия.

7.Каковы основные положения японской школы управления качеством?

8.Сравните приведенные ниже принципы управления А. Файоля и У.Э. Деминга. Сделайте выводы. Принципы управления А. Файоля: разделение труда; полно­мочия и ответственность; дисциплина; единоначалие; единство направления; подчиненность личных интересов общим; воз­награждение персонала; централизация; скалярная цепь; по­рядок; справедливость; стабильность рабочего места для пер­сонала; инициатива; корпоративный дух.

9.Обоснуйте возможность применения принципов У.Э. Демин­га для эффективного управления деятельностью студенческой группы.

10.Основываясь на содержании базовых положений философии У.Э. Деминга, объедините 14 принципов управления, предло­женных ученым, в следующие группы:

·миссия организации;

·цели в области качества;

·преобразование философии менеджмента;

·работа в команде;

·совершенствование взаимодействия руководителей и со­трудников организации.

11.Сформулируйте предложения по улучшению собственного под­хода к обучению на основе «триады качества» Дж. Джурана.

12.Изучив содержание главы, а также рекомендуемую литерату­ру, подготовьте сообщение о деятельности кружков качест­ва в Японии. Каковы причины их успеха?

13.Заполните таблицу, отражающую основные отличия россий­ской, американской и японской школ управления качеством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 7415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.