Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины, относящиеся к области менеджмента качества




Основные термины, относящиеся к области объектов изучения курса

Термин Краткая характеристика
Организация Группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений
Заинтересованная сторона Лицо или группа, заинтересованные в деятельности или успехе организации
Поставщик Организация или лицо, предоставляющие продукцию
Потребитель Организация или лицо, получающие продукцию
Персонал Лица, работающие в организации
Процесс Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы
Процедура Установленный способ осуществления деятельности или процесса
Продукция Результат процесса

 

Содержание терминов «продукция», «персонал», «процесс» было раскрыто в предыдущем параграфе, а остальные понятия более подробно будут рассмотрены ниже.

Следующая группа терминов, которые непосредственно отражают содержание современных подходов к управлению качеством, приведена в табл. 2.3.

Таблица 2.3

 

Термин Краткая характеристика
Менеджмент качества Скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству
Система менеджмента качества Система менеджмента для руководства и управления организацией в области качества
Политика в области качества Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством
Постоянное улучшение Повторяющаяся деятельность по увеличению способности выполнять требования
Управление качеством Часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству
Обеспечение качества Часть менеджмента качества, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнимы
Планирование качества Часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества, определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества
Улучшение качества Часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнять требования к качеству

 

Представленные характеристики основных терминов в области управления качеством позволяют сделать ряд выводов. Международные стандарты ИСО серии 9000: 2000 определяют менеджмент качества как основной базовый термин (после категории «качество»), рассматривая остальные как его составляющие (рис. 2.4).

 
 

 
 

Рис. 2.4. Понятия, относящиеся к менеджменту качества в соответствии

с МС ИСО серии 9000:2000

 

Как видно из рис. 2.4, планирование, обеспечение, улучшение качества, а также управление им соотносятся как части менеджмента качества.

Принимая во внимание международный статус стандартов, а также ту роль, которую они играют в мировом сообществе в целом и в нашей стране в частности, необходимо отметить следующее. Разработка новой версии стандартов является еще одним шагом на пути гармонизации существующих подходов к управлению качеством, в первую очередь благодаря четкому определению и отражению его основополагающих принципов. Однако она вносит определенную путаницу в понятийный аппарат, имея значительную несогласованность с общей теорией управления. Причем проблема соотнесения понятий «менеджмент качества» и «управление качеством» возникла именно в российской теории и практике. В последние десятилетия наряду с привычным для россиянина словом «управление» стал употребляться и термин «менеджмент». В настоящее время в отечественной практике они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые [9]. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент». В Оксфордском русско-английском словаре (1994 г.) слово «управление» переводится на английский язык такими терминами, как management, administration, direction, рассматриваемыми как синонимы. Содержание понятия «менеджмент» характеризуется многогранно: способ управления, руководства, направления или контроля; искусство управления и руководства; люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал; эффективное использование и координация таких ресурсов, как капитал, здания, материалы и труд, для достижения заданных целей с максимальной эффективностью [9].

Менеджмент и управление в специальной литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций. В соответствии с этим термины «менеджмент» и «управление», а следовательно, «менеджмент качества» и «управление качеством» необходимо использовать как тождественные. В данном учебнике используется понятие «управление качеством». Термин «менеджмент качества» применяется по отношению к всеобщему менеджменту качества (TQM) как наиболее распространенный при раскрытии его положений. В соответствии с этим, а также с существующими подходами к трактовке содержания «управление» возможно соотнесение понятий, связанных с управлением качеством, показанное на рис. 2.5 [6].

 

 

 


Рис. 2.5. Взаимосвязь основных понятий, относящихся к управлению качеством

 

Следовательно, управление качеством можно определить как скоординированную деятельность организации, включающую планирование, обеспечение, мотивацию и контроль качества и направленную на постоянное его улучшение в целях удовлетворения и предвосхищения запросов потребителей.

Приведенный подход позволит гармонизировать понятийный аппарат в области управления качеством, не сужая при этом всего многообразия исследуемой области.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, почему проблемы управления качеством переместились из плоскости инженерно-технических в плоскость управленческих проблем.

2. Обоснуйте необходимость изучения курса «Управление качеством» в системе подготовки менеджеров.

3. Отразите взаимодействие курса «Управление качеством» с изучаемыми социально-экономическими и управленческими дисциплинами. Постройте схему, отражающую эту взаимосвязь.

4. Раскройте содержание предмета изучения курса.

5. Обоснуйте выделение в качестве объектов изучения курса процессы, персонал, продукцию. Какой из этих объектов является наиболее значимым для: партнеров организации; внешних потребителей; государства; собственников организации.

6. Выделите сложные и простые характеристики таких объектов, как персонал, продукция производственно-технического назначения, продукты питания.

7. Приведите примеры установленных и предполагаемых требований.

8. Обоснуйте приоритет внешних требований в системе требований, предъявляемых к качеству продукции.

9. Поясните содержание основных терминов, относящихся к области управления качеством.

10. Кто, по Вашему мнению, управляет качеством в организации? Обоснуйте свой ответ.

Список рекомендуемой литературы

 

1. Всеобщее управление качеством: учеб. для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин; под ред. О. П. Глудкина. – М.: Радио и связь, 1999.

2. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции / А. В. Гличев. – М.: Изд-во АМИ, 1998.

3. ГОСТ Р ИСО 9000: 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001.

4. Мюррей Д. Перспективы качества // Европейское качество. Деловое совершенство. Дайджест. –2005. – № 2.

5. Окрепилов В. В. Управление качеством: учеб. для вузов / В. В. Окрепилов. – М.: Экономика. 1998.

6. Салимова Т. А. Диверсификация управления качеством / Т.А. Салимова. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.

7. Салимова Т. А. Управление качеством: учеб. пособие / Т.А. Салимова. – Саранск: [б. и.]., 2000.

8. Словарь русского языка: в 4 т. М., 1982. Т. 2.

9. Управление организацией: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, З. Б. Румянцевой, Н. А. Соломатина. – 2-е изд. – М.: Инфра–М, 1999.

10. Швец В. Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. – 1997. – № 6.

11. Швец В. Е. О проблемах терминологии, «менеджменте качества» и эффективности внедрения ИСО серии 9000 // Стандарты и качество. – 1996. – № 3.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.