Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции управления качеством в отечественной




К управлению качеством

 

 

и зарубежной практике

 

Тенденции, характеризующие основные подходы к управлению качеством, сложившиеся в настоящее время в мировой практике, достаточно разнообразны и могут существенно варьироваться не только между различными странами, но и в рамках одной страны. Это объясняется прежде всего разнообразием сложившихся взглядов, применяемых подходов и инструментов в области управления качеством. В то же время осуществление таких процессов, как глобализация, создание крупнейших транснациональных корпораций вызывает необходимость выработки единых требований и подходов к управлению качеством. Все это обусловило развитие определенных тенденций в данной области, основными из которых являются:

1) сближение требований многочисленных отраслевых и региональных стандартов на системы управления качеством на основе разработки и внедрения международных стандартов и принципов;

2) внедрение основных положений концепции всеобщего управления качеством в деятельность предприятий и организаций;

3) участие организаций в различных национальных и международных конкурсах по качеству;

4) применение самооценки как инструмента постоянного совершенствования деятельности организаций;

5) внедрение в организациях производственной и непроизводственной сферы системы менеджмента качества на основе требований и рекомендаций МС ИСО 9000: 2000;

6) распространение подходов, методов и инструментов управления качеством на практику деятельности организаций сферы услуг, социальной сферы, органов государственной власти.

Рассмотрим более подробно названные тенденции.

В предыдущей главе было раскрыто содержание процесса гармонизации сложившихся подходов к управлению качеством в конце 1980-х годов на основе разработки и внедрения МС ИСО серии 9000. Появление данных документов позволило существенно сблизить требования многочисленных отраслевых и региональных стандартов. При этом предприятия, внедряющие одну из моделей систем управления качеством в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 версии 1994 года, часто применяли схему, показанную на рис. 6.1 [32].

 

 

 


Рис. 6.1. Схема внедрения системы управления качеством на предприятии

 

Первым этапом на пути внедрения систем качества, соответствующих требованиям МС ИСО 9000, как правило, являлся анализ существующей документации по действующей системе качества. Этот анализ имел двоякую цель: с одной стороны, он позволял сравнить документацию с требованиями МС ИСО серии 9000, а с другой стороны, давал возможность сделать вывод о соответствии документов реальному положению дел на предприятии. Затем проводился анализ слабых сторон предприятия по различным направлениям деятельности и выявлялось влияние этих недостатков на уровень качества выпускаемой продукции, после чего ставились конкретные цели внедрения рассматриваемой системы, а также определялись пути их достижения. Это требовало определения необходимых средств и времени для реализации поставленных целей, а также распределения обязанностей и ответственности в рамках их достижения.

Следующий этап предполагал выработку четко сформулированной политики предприятия в области качества, а также разработку либо пересмотр на ее основе различных рабочих инструкций, а также инструкций по контролю. Важнейшим шагом является доведение разработанной политики до каждого работника предприятия, обучение персонала различным методам управления качеством, а также создание условий, способствующих росту заинтересованности персонала в качественных результатах своего труда. Заключительный этап – в процессе внедрения системы – периодически проводимая проверка ее функционирования.

Естественно, что затраты времени, необходимые для внедрения и последующей сертификации систем качества, в разных странах различны. Однако анализ, проведенный специалистами Немецкого общества качества, показал, что можно выделить определенные интервалы времени, соответствующие тому или иному этапу внедрения. Результаты анализа приведены в табл. 6.1.

Таблица 6.1

Затраты времени для введения и проведения сертификации системы качества [33]

 

№ п/п Фаза Длительность (приблизительная), мес.
  Анализ состояния Определение мероприятий Осуществление мероприятий Оформление документации систем качества Сертификация системы качества Все фазы 2 – 3 9 – 12 12 – 15 3 – 12 18 – 30

 

Информация, представленная в табл. 6.1, свидетельствует, что наименьшие временные промежутки соответствуют анализу состояния дел на предприятии в области управления качеством, а также разработке конкретных мероприятий по внедрению системы. Более продолжительный период, практически календарный год, требуется для осуществления всех мероприятий, однако разработка и внедрение документации по системе качества являются еще более трудоемкими и длительными. Сертификация внедренной системы качества – также довольно продолжительный процесс. Он занимает от 3 до 12 месяцев в зависимости от ее эффективности. В целом же реализация всех перечисленных фаз продолжается от 18 до 30 месяцев, то есть процесс внедрения и сертификации рассматриваемых систем оказался трудоемким и потребовал много времени даже в стране с высокоразвитой промышленностью.

Основная задача, которую ставили перед собой разработчики комплексов стандартов ИСО версии 1987 и 1994 годов – создать общую базу для практической реализации рекомендаций различных школ и концепций в области управления качеством в целях объективной оценки способности изготовителя поставлять продукцию необходимого качества – была решена. Стандарты упорядочили терминологию, ввели единое толкование основных понятий в области качества, определили направления деятельности предприятий по достижению необходимого уровня качества, а также определили требования к системе управления качеством.

Закономерным этапом разработки и внедрения систем управления качеством, соответствующих требованиям МС ИСО серии 9000, стала последующая сертификация данных систем. Некоторые результаты этой деятельности в конце 1990-х годов приведены в табл. 6.2 [18].

Таблица 6.2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.