Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложность и разнообразие мира управления




 

Управление — термин, которому дается множество определений. Его основной функцией является организация совместной деятельности людей[1]. Любой процесс труда, который объединяет людей, требует управления. Поэтому оно является обязательным элементом любой коллективной деятельности.

Чтобы устанавливать согласованность между индивидуальными работами, управление должно оказывать определенное воздействие на того, кто выполняет эти работы и учитывать его мнение. Под влиянием управленческого воздействия изменяется не только поведение отдельного человека или группы людей, но и обеспечивается их взаимодействие, реализуются основные функции управления: прогнозирование, планирование, организация, контроль, координация, мотивирование, анализ.

Управление как объективно необходимая область человеческой деятельности есть составная часть совместного труда. Более того, управленческий труд — это не простой, а сложный квалифицированный труд, от которого в основном зависит эффективность работы каждой организации, экономики и государства. Управление обозначает явления, отношения и процессы, где обязательно присутствует сознательное начало, непременное участие человека.

В свою очередь, деятельность всегда имеет свою структуру, основными элементами которой являются: субъект, предмет, продукт, мотив, средство, задача. Все эти понятия имеют свои корреляты: для субъекта — психологические установки; для продукта — цель; для мотива — потребность; для средства или способа действия — значение; для задачи — намерение или план. Единицами человеческой деятельности остаются действия и операция[2].

Мир управления имеет достаточно сложное построение и множество причинно-следственных связей. В него входят социальные действия, технологии, используемые для организации жизни, действия всех лиц, принимающих решения и организующих совместную деятельность, при которой каждый из участников реализует свои интересы, а в результате появляется общая выгода. Нет такой области человеческой деятельность, где бы ни присутствовало управление, поскольку организации не возникают сами по себе, а создаются людьми как средство достижения целей, желаемого будущего состояния. Эти цели придумываются людьми, их человеческое воображение рождает идеи, реально преобразующие мир.

Значительная часть персонала не возражает, чтобы им управляли, что создает в управлении эффект подчинения. Знания и технологии, лежащие в основе подчинения, как правило, различны, соответственно и формы управленческого влияния всегда разнообразны.

В последние годы понятие «управление» нередко используют наравне с понятием «менеджмент».

Более того, русское слово «управление» и английское «management» некоторые авторы считают синонимами. В действительности содержание этих терминов несколько различается. Употребляя термин «менеджмент», важно следовать установившейся в международной практике традиции, при которой речь идет лишь об одной из форм управления в рамках предпринимательской структуры, акционерной компании с рыночным типом хозяйствования. В этой связи различают целый ряд видов менеджмента: банковский, инвестиционный, производственный, стратегический, финансовый и др.

Если учесть, что понятие «менеджмент» употребляется применительно к предпринимательским структурам, то для других целей за рубежом используются иные термины, например: «government administration» - государственное управление и «public administration» - общественное управление. В наших условиях для этого применяют термины «организация», «управление» и «государственное управление» (администрирование). Что касается объектов воздействия, то ими остаются люди: мы управляем не организациями, а людьми, работающими в них.

Управление совместной деятельностью людей всегда осуществляется в конкретно-исторических условиях. Поэтому управление проникнуто социально-экономическими отношениями, которые связаны с формами и отношениями собственности. Их центральным звеном являются отношения присвоения условий и результатов производства.

Независимо от условий, существующих в разных социально-экономических формациях, управление в каждой из них остается профессиональной субъективной деятельностью людей. Оно требует комплекса специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате профессиональной подготовки и опыта работы. Абсолютной необходимостью в настоящее время становится непрерывное образование, переход от специальностей к компетенциям. Компетенции принято рассматривать в четырех плоскостях: знания, опыт, мотивации и личностные предпочтения. Одним из значимых ресурсов приобретения компетенции является самостоятельная работа обучающегося от входа до выхода в учебе - «From input to output in studies».

В этой связи управление содержит отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей, то что называют социальными отношениями. Они, в свою очередь, связаны нерасторжимыми узами с психологией управления, где особую группу проблем представляют психологические аспекты деятельности руководителя, его функциональные и личностные характеристики, социально-психологические вопросы отношения руководителя и подчиненных, применение оптимальных форм общения в процессе коллективной работы.

Имея один общий источник — совместный труд, кооперацию труда, управление требует значительных организационных воздействий — совокупности приемов, способов, направленных на создание и совершенствование взаимосвязей между структурными элементами организации как по вертикали, так и по горизонтали. Организационное воздействие в основном выступает в форме различного рода нормативных правовых актов длительного действия (уставы, положения, регламенты, постановления, правила, инструкции и т.п.), достаточно жестко закрепляющие на определенный срок организационные структуры управления, регламентирующие порядок, направление и содержание взаимодействия между структурными подразделениями.

С помощью организационных структур осуществляется разделение труда, соотношение (взаимоподчиненность) между функциями, иерархия должностей, внутриорганизационные процедуры. Организационное воздействие распространяется: на выбор методов (экономических, психологических, организационных, правовых) при помощи которых администрация влияет на изменение поведения людей; на организацию труда — приведение трудовой деятельности работников в определенную систему: такая система включает подбор и профессиональную подготовку кадров, разделение и кооперацию трудовых операций, соответствующую расстановку работников по должностям, нормирование и стимулирование труда, организацию рабочих мест и их обслуживание, создание необходимых условий труда, установление четкого трудового распорядка и дисциплины, обеспечение ответственности работников; на создание системы заработной платы, при которой обеспечивается взаимосвязь количества и качества труда с размерами его оплаты, совершенствуется нормирование, тарифы, премии, доплаты, надбавки.

При организации совместного труда всегда задействуется техника управления — совокупность технических средств сбора, регистрации, накопления, передачи, обработки, вывода и предоставления информации, а также организационной техники, предназначенных для механизации и автоматизации информационных процессов с целью выработки управленческих решений.

Главное назначение техники управления, которая постепенно переходит из одного состояния в другое, более универсальное — в облегчении и в повышении эффективности трудовых процессов, расширении возможностей человека в процессе управленческой деятельности.

Реальные социальные процессы могут зарождаться и без управления, но после своего возникновения они уже невозможны без него, ибо появляется необходимость в ориентирах, которые задаются в реализации управленческой деятельности, предупреждают хаос, беспорядок, ликвидируют угрозы для существующих общественных институтов и др.

Управление имеет системный характер и как любая система представляет собой некоторую целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Поэтому система управления — 1) совокупность действий, необходимых для согласования совместной деятельности людей; 2) совокупность звеньев, осуществляющих управление, и связей между ними. При малых масштабах система управления характеризуется комплексом действий, из которых складывается непосредственное воздействие на управляемый объект. Если управление осуществляется в достаточно крупных масштабах, то существует разделение управленческой деятельности между должностными лицами или специализированными подразделениями. В этом случае система управления предстает в виде совокупности различных звеньев, связанных между собой. Звенья системы управления выделяются по специфике функций управления, объему и масштабу полномочий, трудоемкости работы, равномерности распределения нагрузки, возможностям территориального размещения и др.[3]

В монографии «Управление переносит будущее в настоящее»[4] отмечается, что в этой системе есть два слагаемых элемента: управляемый объект и управляющий субъект. Управляющий субъект всегда имеет частный интерес, используя управляемый объект как средство его реализации. Но и управляемый объект осознает свой интерес в коллективности действий, при которых достигается больший эффект. Для слаженной работы названных слагаемых элементов в управлении вводится обязательное исполнение норм, обязательств, контрактов для совместно действующих или имеющих общий интерес лиц. Это, в свою очередь, предполагает организацию логической последовательности действий, решений, процессов, которыми нельзя пренебречь.

Между субъектом и объектом управления формируются прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от управляющего субъекта к управляемому объекту. Обратная связь — информация об исполнении команд и состояния самого управляемого объекта. Таким образом, при управлении действия, поведение, решения управляемого объекта так или иначе зависимы и определяются решениями, поведением, действиями субъекта управления.

В связи с этим управление можно определить как совокупность особых функций, целенаправленное воздействие, принятие решений за и для других, организацию коллективных действий или формирование внешней среды коллективных действий, - главным здесь является понимание того факта, что до осуществления управления оно должно быть сконструировано, в том числе как ментальная конструкция, должны быть определены шаги управления, позволяющие ему стать системным:

· фиксируется некое желаемое состояние в некотором будущем;

· формируется среда, в которой его достижение возможно, пусть с той или иной степенью вероятности;

· создаются механизмы, способные обеспечить это достижение;

· в этот процесс вовлекаются элементы, с помощью которых достижение может быть реализовано;

· элементы организуются как объекты управления;

· объекты управления коллективируются через органы управления, которые определяют границы исполнения;

· формируется система процессов управления и исполнения решений в связи с вовлечением объектов управления в коллективные действия;

· определяется позиция субъекта управления, включающая участие, оценки, изменения, стратегические аспекты и гарантии.

Системный подход в этом случае должен обнаруживать себя во всем: в распределении функций и полномочий, в построении организационной структуры, информационного обеспечения, в использовании технических средств, в разработке управленческих решений и т.д.

В принципе, любая организация представляет собой систему, имеющую в основе сеть коммуникаций, которая связывает людей между собой и обеспечивает достижение соглашений, движение ресурсов внутри системы, придавая коллективным действиям смысл, форму, определенную направленность. И хотя по своей сути управленческие решения в этой системе являются актом демонстрации силы, влияния и доминирующего положения управляющего субъекта, потребность в управлении очевидна для всех участников коммуникаций — без управления ресурсы производства остаются ресурсами и никогда не станут производством. На это в свое время обратил внимание П. Друкер: управление — движущий механизм превращения материальных ресурсов в блага, способный не только находить и вовлекать в соответствующий процесс нужные факторы, но и создавать их своими собственными действиями[5].

Потребность в управлении реализуется как организация, которая:

· имеет определенную форму (модель) и может быть разграничена с любой другой организационной формой;

· имеет среду управления и поле управления для реализации различных аспектов управления;

· имеет центр управления: решения принимаются индивидуально, но правила принятия решений и оценки централизованы;

· имеет организационную систему, обеспечивающую сопряженный характер всех действий и коллективные действия людей[6].

Рассматривая присутствие системного подхода в управлении, важно упомянуть, что теория систем содержит несколько их возможных вариантов[7]:

· статические системы (атомы в молекуле),

· простые динамические системы (часовые механизмы),

· кибернетические системы (любые системы, где имеют место передача, коммуникация и интеграция информации),

· открытые или самонастраивающиеся системы (отделение органической жизни от неживой материи),

· жизнь растений,

· «царство» животных,

· человек как система, обладающая способностью самопознания,

· социальная организация, объектом которой является не индивидуум, а его роли.

Функционирование и качественное изменение системы управления обеспечивается механизмом управления, который преобразует деятельность всех звеньев, осуществляющих управление, всех работников, связи между ними с целью перевода системы управления в иное, более качественное состояние. Через механизм управления соединяются цели, принципы, функции, задачи, методы, средства, возможности организационных структур и персонала, информация и технические средства ее обработки.

В этой преобразующей деятельности участвуют все участники управленческого труда, но своеобразный «запуск» механизма управления осуществляется руководителем организации с момента ее создания, а «остановка» - после ликвидации.

В свою очередь, качественное изменение той или иной системы управления с помощью механизма управления всегда задается общим направлением развития общества. Причем это не разовые преобразования управления, а непрекращающийся во времени процесс путем сознательных и целенаправленных преобразований из одного состояния в качественно другое. И это происходит в соответствии с определенной логикой, проявляющейся через обращение к определенным принципам:

· независимо от содержания, переход к новому качеству должен начинаться с преобразования исходных целей, задающих построение управления;

· необходимость и ориентиры качественных изменений системы управления определяются исходя из новых задач, возникающих перед организацией;

· сопротивление качественным изменениям в системе управления всегда оказывают люди: они не только приводят в движение механизм управления, но и сдерживают его действие, причем не обязательно сознательно.

Чтобы эффективно и продуманно использовать механизмы управления, важно понимать условия, процессы управления, взаимодействие в организационных структурах, предвидеть последствия принимаемых управленческих решений, оценивать результаты управления.

Присутствие управления во всех сферах человеческой деятельности подтверждается тем, что руководители, персонал на всех уровнях управления занимаются вопросами экономики, финансов, налогов, пенсий, труда, занятости, культуры, образования, науки, здравоохранения, правоохранительной деятельности, юриспруденции и многими другими, от которых зависят судьбы людей, организаций, городов, областей, республик, страны в целом[8]. С участием персонала управления руководители различных органов управления готовят проекты законов, постановления, распоряжения, различные программы.

В организациях постоянно проводятся совещания, конференции, семинары по наиболее сложным проблемам социально-экономического развития. Руководители ведут прием посетителей, проводят деловые встречи, работают с документами, осуществляют руководство людьми. Все это и составляет основу управления, которое как самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности позволяет приобрести знания, умения и навыки управленческой деятельности как в масштабе небольшой организации, так и на уровне государственного и муниципального управления.

При таком подходе изучающий основы, закономерности, методы, правила управления приобретает компетенции в областях:

· теории и практики управления;

· структуры и функций органов управления;

· психологии людей и способах управленческого воздействия на них;

· сведения к минимуму затрат времени при реализации управленческих функций;

· делопроизводства и документоведения;

· организации управленческого труда;

· применения методов управленческого воздействия на людей;

· формирование своего, неповторимого стиля управления, подчинения и соподчинения;

· организации своего личного труда;

· создания системы контроля за реализацией управленческих решений;

· приобретения навыков подготовки деловых писем и документов;

· подготовки аргументаций для проведения деловых встреч и переговоров;

· формирования объемного мышления, позволяющего мыслить стратегически, видеть перспективу развития организации и самого себя и др.

Приобретение вышеперечисленных и других компетенций происходит при двух важных обстоятельствах. Во-первых, человеку требуется пробудить склонность к управленческой деятельности, когда возникает стремление постичь всю сложность управленческих отношений. Эти отношения проявляются как психологические (хотя этим не исчерпываются), поскольку в их рамках происходят волевые воздействие на психику, обращение к личности со всем сложным комплексом ее интересов, эмоций, особенностями мышления; темперамента, характера[9]. Во-вторых, определить свои социальные роли в организации, которые на работе имеют отношение к поведению, связанному с выполнением порученного задания. Это своего рода набор ожидаемых от работника поведенческих стереотипов, с помощью которых руководитель и организация могут получить определенный эффект. Таких ролей всегда много, что позволяет каждому заинтересовавшемуся технологиями управления своевременно достигать руководящих должностей, изменять свои взгляды и предпочтения относящиеся к трудовой деятельности.

Принимая во внимание, что управление — это сложное, собирательное, многоплановое явление, имеющее много определений, к пониманию его сущности желательно относиться с учетом функций, вида деятельности, роли управленческих решений, сложности управленческих отношений между людьми[10].

При таком подходе управление — это:

· целенаправленные действия специальных органов и работников управленческого труда по прогнозированию, планированию, организации, контролю, мотивированию, анализу деятельности людей.

· принятие и реализация нормативных актов, управленческих решений по устранению возникающих проблем и ликвидации отклонений от намеченных целей и плана действий;

· умение и навыки в достижении поставленных личных и организационных целей, при использовании труда, интеллекта, профессиональных компетенций, мотивов поведения людей;

· согласование своих собственных действий, которые осуществляет каждый человек, стремясь получить определенный результат;

· определенная категория работников, занимающихся управленческим трудом: руководители, специалисты, вспомогательный персонал (технические работники);

· воздействие на себя, свою деятельность, требующее определенных волевых усилий и предвидения желаемого результата;

· наука, область человеческого знания, обеспечивающая реальную управленческую практику по руководству социальными и экономическими процессами;

· волевые отношения, предусматривающие определенные целенаправленные действия, организационно-распорядительные и психологические воздействия на людей;

· необходимое условие функционирования любых организаций;

· постоянный творческий процесс установления согласованности действий между структурными подразделениями, организациями, сферами, отраслями, регионами.

Наука об управлении (точнее, комплекс наук, занимающихся вопросами управления) — общественная наука о принципах и закономерностях управления общественным производством на разных его уровнях. Степень научности управления определяется глубиной познания качественных и количественных закономерностей функционирования и развития экономики.

Закономерные связи в управлении выражают объективные, упорядоченные, наиболее существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи и отношения. Они существуют не сами по себе, не отдельно от явлений и процессов, а в самих явлениях, выражая их природу и сущность[11]. К примеру, к закономерностям качественного развития управления относят демократизацию управления, развитие самоуправления, единство всех составляющих элементов системы управления, повышение эффективности управления, оптимальное соотношение централизации и децентрализации управления.

Проявление закономерностей в управлении — результат деятельности людей, особенно тех, кто занимается управленческим трудом, поскольку их работа носит творческий характер, содержит элемент свободы в процессе принятия решений, требует инициативы, инновационных подходов. Одни закономерности отражают главные тенденции в развитии управления, другие — менее существенные связи. Но можно утверждать, что в современном мире основной закономерностью функционирования и качественного развития системе управления является демократизация. Ее нельзя ставить на один уровень с вседозволенностью и анархией. Она предполагает осознанную дисциплинированность, ответственность, порядок, единство действий, повышение компетентности и профессионализма кадров. Демократизация управления, развитие самоуправления, по известным причинам нуждаются в научно-обоснованных знаниях о человеке, психологических причинах его поведения, о его возможностях и способностях, интересах и потребностях, механизмах взаимодействия в процессе совместного труда.

Демократизация включает в себя настойчивое преобразование общественных институтов государства, права, расширение информированности, совершенствование функций, организационных структур и методов управления. А поскольку закономерности проявляются в большом разнообразии форм, они выражают не просто связи, а связи, которые обеспечивают новую целостность, единство, согласованность в развитии объекта и субъекта управления, затрагивают экономические интересы и помогают получить конкретный результат управления.

Среди отечественных и зарубежных исследователей[12] принимается во внимание двойное понимание термина «наука управления»: в единственном числе он понимается как применение количественных методов в управлении, во множественном числе — как применение в управлении не только количественных методов, но также экономики, психологии, социологии. Современный мир, синтезируя достижения таких фундаментальных наук, как математика, логика, кибернетика, позволяет рассматривать управление с различных сторон, в том числе с позиций управления экономическими процессами: это экономическая кибернетика, системный анализ, теория экономической информации, эвристические методы, теория решений, теория игр и др. Они исходят из того, что процесс управления есть процесс сбора, переработки информации и выдачи продукта такой переработки в виде новой информации, т.е. решений, указаний. В новых концепциях управления предлагаются процессы принятия решений с использованием математической формализации, а также построенных на ее основе компьютерных систем поддержки решений, экспертных систем, через управление знаниями. Создается ряд конкурирующих между собой моделей управления, например, управление по отклонениям, управление по целям, управление по конечным результатам, управление на основе делегирования прав и ответственности, управление проектами.

Причины проявления новых концептуальных взглядов зависят от ряда современных тенденций.

Прежде всего, это создание виртуальной экономики, сопровождаемой различными формами электронной коммерции и торговли (internet trading, business – business и т. д.), основанной на информационных технологиях.

Не менее значимы изменения форм конкуренции. При индустриальном типе экономики конкуренция заключалась в основном в соревновании по цене и качеству, а в новых условиях — это конкуренция по скорости изменений бизнес — моделей, организационных структур управления, продуктов и услуг, технологий.

К стремлению к активному участию в информационном обществе организации переходят к созданию сетей, технологических цепочек, аутсорсингу, аутстаффингу. Они объединяются для того, чтобы каждая организация могла осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне и передавать подрядчикам те операции, которые последними могут быть выполнены быстрее, эффективнее, с меньшими затратами. Все более значимым становится внимание к разделению труда на уровне управленческих функций, когда осуществляется передача многих из этих функций на аутсорсинг (использование специализированной внешней организации для обработки банковских и других финансовых, расчетных документов).

Выведение персонала организации за штат (аутстаффинг) становится обычным явлением. Персонал заключает трудовые договоры не со своей организацией, а с другой, которая берет на себя функции по выплате заработной платы, уплаты налогов на доходы и фонд оплаты труда, исполнение трудового законодательства. По существу — это лизинг персонала для значительного сокращения издержек на управление.

Наиболее важным стратегическим ресурсом становится информация, когда информационные системы более не просто инструмент, обеспечивающий обработку информации для отделов и конечных пользователей внутри организации. Осуществляется переход с бумажных носителей на интерактивные сети, новые информационные технологии, способствующие принятию эффективных управленческих решений, появлению новых управленческих ролей: «бизнес — стратег», «корпоративный юрист» и т.д.

Творческое сочетание научного знания, коммерческого расчета, эффективного и системного управления с разумной организацией труда всегда приводило в истории человечества к технологическим прорывам, которые открывали новые возможности экономического роста. В этом плане чрезвычайно важен управленческий аспект. Внедрение нововведений и развитие технологии не происходят сами по себе. Ими следует управлять[13].

Должна существовать возможность принятия рациональных решений одним человеком или небольшой группой людей на основе проанализированных данных, а по мере размера и сложности организаций возникает потребность в усовершенствованных методах и средствах управления, в необходимой информации, в приемах по снижению издержек. Это процесс непрерывный и наиболее полно он обнаруживается при смене технологических укладов, когда происходят изменения в технологии и управлении, появляются новые возможности в использовании ресурсов. В свое время родоначальниками такой инновационной теории были Й. Шумпетер и Н. Кондратьев.

Технологические уклады — это крупные комплексы технологически сопряженных производств, которые в мировом технико-экономическом развитии, начиная с промышленной революции в Англии, имеют свои жизненные циклы, число производств формирующих его ядро, набор управленческих воздействий.

Первый технологический уклад: 1650 — 1830 гг. - текстильная машина (пройденный этап).

Второй технологический уклад: 1830 — 1880 гг. - паровой двигатель, станки (пройденный этап).

Третий технологический уклад: 1889 — 1930 гг. - электродвигатель, сталь (сохраняется в России).

Четвертый технологический уклад: 1930 — 1970 гг. - двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия, самолеты, тяжелое машиностроение, атомная энергетика (сохраняется в России)

Пятый технологический уклад: 1970 — 2010 гг. - микроэлектроника, информационная техника, интернет, химия, компьютеры, сети, связь, лазеры (в России нет ядра этого технологического уклада: мы этот период развития пропустили в процессе политических и экономических преобразований)

Шестой технологический уклад: 2010 — 2050 гг. - электронные компоненты и устройства, электронно-вычислительная техника, программное обеспечение, радио- и телекоммуникационное оборудование, лазерное оборудование, биотехнологии, нейронаука, высокие медицинские технологии, выращивание нанообъектов, наноматериалов «снизу вверх», вычислительная нанофизика (нанооптика, магнитные наноструктуры, плазменные источники излучения для наноэлектроники, спинтроника), супервычисления для технологического расчета наноструктур (есть основания считать, что некоторые фундаментальные заделы в России для этого технологического прорыва есть).

А в целом, приоритетные направления нового технологического уклада сформулированы как синтез молекулярной биологии, нанотехнологий, информационных технологий и когнитивных наук (широких междисциплинарных областей исследований и знаний, которые изучают преимущественно интеллект (разум), получивший название «конвергентные технологии».

Свой конкретный смысл этот термин получил в 2002 году в США и определяется через указание на явление NBIC — конвергенции (по первым буквам предметных областей: N — нано; В — био; I — инфо; С — когно).

Каждый технологический уклад имеет свои преимущества и угрозы, требует адекватного управленческого реагирования и новых управленческих технологий.

Если преимущества содержатся в самом названии технологий, то, к примеру, угрозы шестого технологического уклада быстрее всех проявляется по результатам военного производства, где сейчас внедряются проекты «умной пыли», «боевых насекомых», наноспутников, «жидкой брони» и т. д. Системы тотального контроля и наблюдения уже приводят к злоупотреблению информацией, манипулированию, появлению новых видов преступлений с использованием современных возможностей информационных технологий.

Для управления в масштабах страны в этих условиях важно своевременно перейти от разрозненной компьютеризации к интеграции вычислительных и коммуникационных ресурсов в единую национальную сеть на основе нового технологического принципа — грид-компьютеринга. Это предполагает сосредоточение знаний из разных областей на основе суперкомпьютерных (терафлопных) вычислений. По существу речь идет о создании самой конкурентоспособной в мире экономики знаний. Для уровня государственного управления это возможность участия в «клубе больших задач» при решении тех же проблем мировой финансовой системы, принятию управленческих решений по перераспределению ресурсов, по вопросам международной безопасности, по контролю за глобальным информационным пространством. Такое «продвинутое» направление должно служить сигналом и для системы высшего профессионального образования при подготовке грид — компьютинговых специалистов, практически для всех организаций, заинтересованных в современном информационном обеспечении. Не менее важны разработки методологии управления инновациями.

В XX веке победу обеспечивало превосходство в высоких военных и производственных технологиях (nigh – tech), а в начале XXI века на передовые рубежи выходят высокие гуманитарные технологии (nigh – hume): рефлексивное управление, информационные атаки, технологии управления хаосом, методы воздействия на массовое сознание, установки управленческой и технологической элиты. По существу, это борьба систем управления, мониторинга, прогноза развития новых поколений и «умного оружия»[14].

Сегодняшние системы управления в организациях, сформированные в индустриальный период, начинают при новом технологическом укладе стремительно меняться. К примеру, наибольшего успеха в конкуренции будут достигать творческие люди и коллективы, их количество стремится к максимуму. Как известно, творческий труд связан внелогическим мышлением, основанным не на последовательном применении логических умозаключений, а на озарениях, мышлении не тезисами, а образами. В системах управления при этом обстоятельстве начинает меняться «порядок предоставления социальных карьерных лифтов»: занятие должностей в соответствии с имеющимися компетенциями, а не по управленческим и личным связям, не по богатству и социальному статусу родителей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.