Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корпоративное управление




 

Понятие «корпорация» (от позднелатинск. corporation — корпоративный, от лат. сorpore — связывать, объединять) попало в русский язык, вероятнее всего, в период Нового времени из европейских языков: korporation (нем.), corporation (франц., англ.)[102].

Латинское происхождение термина во многом предопределило его интернационализацию.

В правовых системах зарубежных государств, относящихся к англосаксонской системе права, и прежде всего в США, корпорациями называются акционерные общества. В континентальной системе права и в рамках европейской экономической системы — это объединения лиц и капиталов[103].

Корпорация, - писал И. Ансофф, - это широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму [104].

Функционирование корпорации может осуществляться как в форме простого акционерного общества, так и объединения акционерных обществ, создающих холдинговую компанию.

В российском законодательстве этот термин пока не получил своего закрепления, а потому остается ненормативным.

Разность подходов к термину «корпорация» влияет и на понятие «корпоративное управление», по которому нет однозначного определения, но версий много. Вместе с тем, они в той или иной мере подчеркивают сущность корпоративного управления — предоставить акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности управляющих и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Как представляется, наиболее удачная формулировка корпоративного управления дана в отечественных исследованиях.

Это система взаимоотношений между менеджерами и акционерами, а также другими заинтересованными сторонами по вопросам, связанным с обеспечением эффективной деятельности компании, а также интересов ее владельцев и других заинтересованных сторон[105].

Если проще, то корпоративное управление включает себя правила, политику, институты, отношение и поведение всех тех, кто находится у власти в корпорациях и ответственен за них.

Корпоративное управление поддерживается законом и юридической системой, равно как и культурой поведения руководителей, персонала, акционеров, членов совета директоров и т. д. Но по сути, эффективность корпоративного управления зависит от профессиональных качеств лиц, занимающих управленческие должности, их соответствия законам.

Организация корпоративного управления наиболее актуальна для крупных предприятий и групп компаний.

Можно утверждать, что корпоративное управление — это один из ключевых инструментов обеспечения защиты прав собственника. Его основные принципы: подотчетность и информирование акционеров; Кодекс корпоративного управления поведения; понятная структура акционерного капитала; защита прав миноритарных акционеров; конкретное распределение полномочий между уровнями и органами управления.

Для реализации этих принципов существует несколько инструментов, в том числе независимые директора, обращение к внешнему аудиту, система внутрихозяйственного контроля и внутреннего аудита, отчетность по международным стандартам финансовой отчетности.

Необходимость в корпоративном управлении возникла на рубеже XIX – XX в.в., когда стал осуществляться процесс разделения прав собственности и управления этой собственностью: владельцы предприятий до этого осуществляли как управленческие, так и контрольные функции. Наемным управленческим работникам доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам развития организации. Как только это произошло, стал наблюдаться конфликт интересов акционеров и руководителей. Первым был нужен рост капитализации,а вторым - высокий уровень оплаты труда, бонусы и не менее высокий социальный статус. Поэтому история корпоративного управления — это увеличивающееся противостояние интересов этих основных сторон.

Умело используя потенциал разногласий между самими акционерами, наемные руководители все более концентрировали контроль над корпорацией в своих руках, становились профессионалами в управлении, а затем и акционерами.

Предметом корпоративного управления является контроль за совершением корпоративных действий, которые происходят в процессе объединения лиц и капиталов.

В правовом статусе корпорации выделяют несколько признаков:

- четкая организационная структура управления;

- наличие объединения лиц (участников) на договорной основе или одного лица в качестве учредителя (участника);

- это коммерческая организация с разделенным на доли учредителей (участников, акционеров) уставным капиталом;

- приобретенное и произведенное имущество на праве собственности за счет вкладов учредителей (участников);

- обязательственные права (участников);

- основная цель деятельности — извлечение прибыли.

Существуют разные подходы к построению организационных структур организаций корпоративного типа, что обусловило появление англо-американской, западноевропейской и японской моделей корпоративного управления. Хотя данное разделение достаточно условно, поскольку в процессе глобализации идет активное заимствование современных форм организации труда.

Англо-американская модель опирается на хорошую законодательную базу, в ней преобладают внешние инвесторы, основным механизмом контроля является фондовый рынок, высокооплачиваемые управляющие заинтересованы в диверсификации вложений акционеров, в эффективном управлении. Плата за разделение владения и контроля называется агентскими услугами. Капитал корпорации увеличивается за счет новых эмиссий акций, поэтому почти отсутствует потребность в долгосрочном кредитовании. Банковские и производственно-технологические холдинги остаются основными видами управленческих структур.

В западноевропейской модели функции контроля и разделены благодаря двухуровневой системе управления, в которую входят наблюдательный совет и правления, что позволяет поддерживать баланс интересов акционеров, управленцев, банков и других участников. Акционеры активно участвуют в стратегическом планировании деятельности корпораций, у них и банков сконцентрирован контрольный пакет акций, а фондовый рынок играет вспомогательную роль. В корпоративных объединениях участвует множество компаний — партнеров через систему перекрестного владения акциями.

В зависимости от консолидации финансовых ресурсов, типа капитализма, исторических, культурных и других факторов в зарубежных странах распространены и другие модификации западноевропейского корпоративного управления[106].

Государственный капитализм (State Capitalism). При данной системе население осуществляет сбережения посредством уплаты налогов, а капитал для развития бизнеса предоставляет государство. Контроль за управлением корпораций осуществляют сотрудники государственного аппарата.

Акционерный капитализм (Shareholder Capitalism). Население осуществляет сбережения путем инвестирования в корпоративные акции и облигации, а корпоративный контроль реализуется через рыночные механизмы и независимых директоров.

Семейный капитализм (Family Capitalism) и семейные бизнес-группы, при которых управление крупнейшими корпорациями доверено членам нескольких богатейших семей страны, а капитал аккумулируется и распределяется по семейным каналам.

Банковский капитализм (Bank Capitalism) поддерживается вкладами населения на банковские депозиты, последующих кредитований компаний через банки, приобретения банками акций и облигаций компаний с целью их инвестирования. Мониторинг корпоративного управления осуществляется представителями банка.

Существует несколько правовых форм организации корпораций. Во всем мире корпорации существуют в основном в форме акционерных обществ, где пай каждого акционера подтверждены ценной бумагой — акцией, а его ответственность определяется размером внесенного им вклада в данное предприятие. Другой распространенной формой является общество с ограниченной ответственностью.

Могут использоваться и другие юридические формы, основанные на объединении капиталов акционерных компаний через систему участий: синдикаты, тресты, концерны, консорциумы, финансово-промышленные группы, картели, ассоциации, конгломераты и т.д.

Но любая модификация корпоративного управления требует неукоснительного соблюдения целого ряда условий[107]:

- каждое структурное подразделение корпорации должно быть сравнительно самостоятельным хозяйствующим субъектом, что предполагает их экономическую свободу вплоть до придания части из них статуса юридического лица;

- создание внутрикорпоративных подразделений, таких, как маркетинговые службы; расчетно-финансовые, инвестиционные, информационные, технологические, инновационные центры;

- организация эффективных бизнес-единиц;

- разработка внутрикорпоративного хозяйственного механизма, включающего так называемую «клеточную» форму управления производством; рациональную систему распределения прибыли; стратегическое, ситуационное и оперативное планирование; установление контрактно-договорных отношений между разными подразделениями корпорации; систему внутрикорпоративных мотиваций, стимулов, санкций и т.п.

На формирование корпоративного управления в России основное влияние оказала структура собственности, сложившаяся по результатам приватизации.

Так, например, по данным опроса, в настоящее время более 80% компаний отличаются наличием одного акционера или консолидированной группы акционеров, являющихся держателями блокирующего пакета акций[108].

Это первоначально повлияло на совмещение функций собственности и управления. Однако в дальнейшем стало происходить постепенное отделение собственников от управления, что потребовало профессионализации управленческой деятельности предпринимательских объединений.

Поскольку отечественное законодательство не содержит терминов «корпорация» и «корпоративное управление», классификация предпринимательских объединений корпоративного типа производится по организационно-правовым формам[109]. В соответствии с этим критерием выделяются холдинг, финансово-промышленная группа, простое товарищество. При этом под организационно-правовой формой объединения следует понимать правовую конструкцию (структуру) организации и управления объединением, а также взаимоотношения между ее участниками. По способу организации и управления различают вертикальные и горизонтальные объединения.

Объединения вертикального типа, основанные на экономической зависимости и контроле: холдинги (англ. hold – удержание, захват), унитарные предприятия, производственные артели с хозяйственными обществами, в которых они имеют контрольную долю участия, некоммерческие организации, другие предпринимательские объединения, между участниками которых наличествуют холдинговые отношения [110].

В законодательстве Великобритании их именуют «связанные предприятия», в Германии - «концерн».

Объединения горизонтального типа (равноправные объединения) основываются на добровольных, договорных отношениях кооперации: ассоциации (союзы), некоммерческие партнерства, простые товарищества.

Формирование отношений экономической зависимости и контроля позволяет организациям, объединенным в холдинг, сохранить формальную юридическую самостоятельность, создать головную организацию (холдинговую компанию), которая в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы. Речь идет о согласованной экономической, технической, социальной политике, консолидированном участии в рыночных отношениях, диверсификации инвестиций и производств. По существу, вертикальный тип управления представляет собой объединение участников, осуществляющих разнопрофильную деятельность в единой технологической цепочке производства продуктов.

Объединения горизонтального типа, как правило, интегрируются в одной сфере деятельности. Их цель — уменьшение издержек производства, максимальное использование производственных мощностей, мобильность в использовании ресурсов, установление ценового или сбытового контроля на рынке. В таких структурах имеется достаточная свобода действия при выборе организационно-правовых форм участников объединения, а также организационных структур, распределения функций в них, автономии в принятии решений. Важное значение приобретает формируемый имидж крупной и влиятельной интегрированной структуры, ее новые возможности лоббирования в органах государственной власти.

Корпоративное управление — это закономерный результат долгого развития теории и практики управленческого мастерства. Это развитие можно проследить, начиная от идей «конвейеризации производства», доктрины «валовых объемов» производства товаров, на смену которой в середине XX в. пришли системы всеобщего качества, научной организации труда. Затем наступил период идей гуманизации управления, социальной ответственности, реинжиниринга (совершенствование раннее реализованных технических решений). Так что концепция корпоративного управления не совсем академична, ей посвящено значительное количество серьезных трудов, и все они имеют сугубо практическое значение[111].

Идеи современного корпоративного управления принципиально отличаются от управления традиционного, в котором присутствует широкий диапазон стилей руководства: от жестко авторитарного до псевдодемократического (мягко стелет, жестко спать), но суть системы управления от этого не меняется.

При традиционном управлении подавляющее большинство работников организации все время «носят с собой страх наказания» и только небольшая часть получает удовольствие от работы. Этот эффект американский специалист по управлению Э. Деминг выразил просто «2/98».

Корпоративное управление - это процентное соотношение меняет местами - «98/2». Это означает, что на 98% проблемы в организации, планировании, распределении ресурсов, производстве работ и услуг зависят не от людей, а от недостатков и просчетов в системе управления. Под системой в этом случае понимается совокупность процедур, распоряжений, инструкций, регламентов, полномочий, положений, ценностей корпоративной культуры. Все эти элементы взаимосвязаны между собой, их взаимодействие носит комплексный характер, этот процесс совокупности действий постоянен, что в значительной степени влияет на формирование организационного поведения сотрудников. А если принять во внимание, что корпоративное управление нацелено на создание добавленной (новой) стоимости, то интерес людей к совместному труду, создание условий для их творчества на производстве, «вывод страха» на вторые, третьи роли при управленческих отношениях становятся основными условиями экономической и социальной эффективности корпорации. Фактической основой рыночной оценки корпораций становятся в этом случае не только материальные факторы, а еще интеллектуальный капитал, который включает капитал человеческий (human capital) и капитал структурный (structural capital). Каждый из этих элементов порожден человеческими знаниями, а именно их совокупность определяет скрытые источники ценности, наделяющие корпорацию вместе с ее акциями высокой рыночной оценкой.

Различие между человеческим и структурным капиталом заключается в следующем. Первый воплощен в самих работниках корпорации или их коллективах как совокупность знаний, квалификации, компетенций, новаторства каждого, как система ценностей, культура управленческих отношений, которые не могут быть скопированы или воспроизведены в другой организации. Элементы второго, включающие в себя оборудование, компьютерные программы, патенты, торговые марки и все остальные организационные аспекты, обеспечивающие производительный труд работников, обладают определенной степенью объективизации, обсуждаемы и воспроизводимы. Стоимость корпорации определяют оба типа активов, но первым из них, в отличие от второго, она не может по своему усмотрению распоряжаться. Иначе говоря, одним из источников силы корпорации становится ресурс, которым она не в состоянии владеть, что коренным образом отличает корпоративное управление от традиционного. Принятие стратегических и оперативных решений в системе корпоративного управления осуществляется на всех уровнях организации за счет концентрации усилий всех лиц, принимающих решения по ключевым факторам стоимости.

Организация и управление в корпорации осуществляются следующим образом:

- конкретным управляющим передается право на управление;

- им делегируется достаточная ответственность со стороны собственника для оперативного управления;

- профессиональным управляющим передаются достаточные полномочия для разработки программы эффективного функционирования предприятия и программы его стратегического развития: орагизация работы всех подразделений и всего персонала; провозглашение корпоративных целей; корректировка своих представлений об ответственности, которые они взяли на себя; разработка рациональной организационной структуры и системы мотивации;

- сохранение собственником контроля для предотвращения возможных действий управляющих.

Эффективность корпоративного управления в значительной мере определяется:

- превышением стоимости результатов над совокупными затратами ресурсов, израсходованных на производство и управление;

- уровнем диверсификации производства и качеством производимой продукции, позволяющей осуществлять расширенное воспроизводство за счет выручки от продаж;

- созданием рациональной организационной структуры управления как для всей корпорации в целом, так и ее предприятий и отдельных подразделений;

- инновационными внедрениями технико-технологического характера;

- усилением внутренних компетенций: производительность, результативность, маркетинг;

- сохранением конкурентоспособности;

- усиливающимся профессионализмом управляющих.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем необходимость разработки классификационных признаков в управлении?

2. Каковы основные причины развития современного вида управления на основе информационных технологий?

3. Существует ли взаимосвязь и различие государственного управления и управления в организациях с различными видами собственности в системе рыночных отношений?

4. По каким причинам местное самоуправление является непременным атрибутом любого современного демократического общества?

5. Можно ли в государстве обойтись без военного управления?

6. Почему поуровневое построение управления (иерархия) наиболее применимо в системах государственного и военного управления?

7. Какие существуют преимущества корпоративного управления в современных организациях?

Глава 3. ТЕХНИКА УПРАВЛЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.