КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление образованием в муниципальном образовании: состояние и основные направления развития
Государственная и муниципальная политика в сфере образования
Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании. В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но тем не менее Россия готовится к переходу на мировую систему образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы. Но параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных последствий: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении.
Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на муниципальную систему образования. Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются статья 43 Конституции РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года, Закон РФ "Об образовании", Федеральные законы "Об утверждении федеральной программы развития образования", "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию", "О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другие правовые акты. Данные Законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся: - организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ; - организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования; - создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений; - обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; - учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования; - опека и попечительство.
Система управления образованием на муниципальном уровне
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование". Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные "точки роста". Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием позволят сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы. Цель Национального проекта "Образование" - ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны, в конечном счете достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. Приоритетный национальный проект "Образование" включает следующие направления: "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", "Внедрение современных образовательных технологий", "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня", "Повышение уровня воспитательной работы в школах" и "Развитие системы профессиональной подготовки в армии" (табл. 5).
Таблица 5
Основные мероприятия приоритетного национального проекта "Образование"
В проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - "центров кристаллизации" институциональных изменений. Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных изменений в качестве образования. Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (рис. 24).
┌─────────────────────┐ │ Система образования │ └─────────┬───────────┘ \/ ┌───────────────────────────────────────────┐ │ Государственные образовательные стандарты │ └───────────────────────┬───────────────────┘ \/ ┌───────────────────────────┐ │ Образовательные программы │ └───────────────┬───────────┘ ┌─────────────────┴────────────────┐ \/ \/ ┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐ │ Общеобразовательные │ │ Профессиональные │ └──────────┬──────────┘ └──────────────────┘ \/ ┌───────────────────────────────────────────────┐ │ Органы муниципального управления образованием │ └───────────────────────┬───────────────────────┘ \/ ┌──────────────────────────┐ │ Муниципальные учреждения │ └──────────────┬───────────┘ ┌────────────────────────┼────────────────────┐ \/ \/ \/ ┌───────────────────┐┌─────────────────────┐┌────────────────────┐ │ Детские дошкольные││ Общеобразовательные ││Иные образовательные│ │ ││ ││ учреждения │ └───────────────────┘└─────────────────────┘└────────────────────┘
Рис. 24. Структура системы образования на муниципальном уровне
Деятельность муниципальных образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом передают учреждениям образования в оперативное управление соответствующее имущество и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли. Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей. На территории муниципальных образований (городов) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности (рис. 25). Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей, обучающихся в них.
┌─────────────────┐ │ Образовательные │ │ учреждения │ └───────┬─────────┘ ┌──────────────────┴──────────┐ ┌─────────┴──────────┐ ┌────────────┴─────────┐ │ Формы собственности│ │ Профиль │ └┬───────────────────┘ └─┬────────────────────┘ │ ┌─────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐ ├─┤ Муниципальные │ ├┤ Дошкольные │ │ └─────────────────┘ │└─────────────────────────────┘ │ ┌─────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐ ├─┤ Государственные │ ├┤ Общеобразовательные │ │ └─────────────────┘ ││(начальное, основное, полное │ │ ┌─────────────────┐ ││ среднее образование) │ ├─┤ Ведомственные │ │└─────────────────────────────┘ │ └─────────────────┘ │┌─────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────┐ ││ Начального и среднего │ └─┤ Частные │ ├┤профессионального образования│ └─────────────────┘ │└─────────────────────────────┘ ┌─────────────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐ │ Специальные │ ├┤ Высшего профессионального │ │ (коррекционные) ├──┤│ образования │ │ для воспитанников │ │└─────────────────────────────┘ │с отклонениями в развитии│ │┌─────────────────────────────┐ └─────────────────────────┘ ││ Дополнительного образования │ ┌─────────────────────────┐ ├┤ детей и взрослых │ │ Учреждения для детей - │ │└─────────────────────────────┘ │сирот и детей, оставшихся├──┤┌─────────────────────────────┐ │без попечения родителей │ ││ Внешкольные (дома и дворцы │ └─────────────────────────┘ ├┤ детского творчества и др.) │ ┌─────────────────────────┐ │└─────────────────────────────┘ │ Учреждения специальных │ │┌─────────────────────────────┐ │ видов обучения ├──┤│ Другие учреждения, │ │ (музыкальные, │ └┤ осуществляющие │ │ художественные и др.) │ │ образовательный процесс │ └─────────────────────────┘ └─────────────────────────────┘
Рис. 25. Типы образовательных учреждений на территории муниципального образования
Изменения в системе образования требуют совершенствования форм и методов деятельности органов местного самоуправления, дающих возможность поднять эффективность образования на должный уровень.
Финансирование муниципальной системы образования
В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают налоговые льготы, стимулирующие его развитие. Как уже отмечалось, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных школах отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ. Финансирование содержания имущественных комплексов школ осуществляется из местных бюджетов. Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и имущества, оказание посреднических услуг и т.п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода мероприятия, если они идут в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения. Новая политика вариативного образования привела к необходимости изыскания дополнительных источников финансирования. С этой целью могут быть выделены следующие экономические и организационные меры. 1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов, образовательные кредиты и страхование. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями образовательных учреждений и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося. 2. Дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданного им имущества. Для этого требуется расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля эффективности хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений. 3. Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.
Взаимодействие органов местного самоуправления с учреждениями высшей школы и науки
Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки. Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет. Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает: - подготовку местных квалифицированных кадров; - проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жизни и развития территории; - повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя. Аналогично муниципальная власть заинтересована в развитии сети научных учреждений на территории. Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования и науки может состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.
Муниципальные органы управления образованием
Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица. Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис. 26).
┌───────────────────────────────────────────────────────┐ │ Функции муниципального органа управления образованием │ └───────────────────────┬───────────────────────────────┘ ┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐ │ Планирование, организация, │ ├─┤ Помощь в научно-методическом │ │ регулирование и контроль ├─┤ │ обеспечении муниципальных │ │ деятельности муниципальных │ │ │ образовательных учреждений │ │ образовательных учреждений │ │ └──────────────────────────────┘ └────────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐ │ │ Обеспечение содержания │ │ Контроль условий аренды │ ├─┤ и развития подведомственных │ │ зданий, помещений и иного ├─┤ │ учреждений │ │ имущества подведомственных │ │ └──────────────────────────────┘ │ учреждений │ │ ┌──────────────────────────────┐ └────────────────────────────┘ │ │ Информационное │ ┌────────────────────────────┐ │ │ обеспечение подведомственных │ │ Координация деятельности │ ├─┤ учреждений │ │ немуниципальных ├─┤ └──────────────────────────────┘ │ образовательных учреждений │ │ ┌──────────────────────────────┐ └────────────────────────────┘ │ │ Контроль исполнения │ ┌────────────────────────────┐ │ │ законодательства │ │ Взаимодействие │ ├─┤ об образовании, соблюдения │ │ с учреждениями науки ├─┤ │ образовательных стандартов │ │ и высшей школы │ │ │ и нормативов │ └────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘ ┌────────────────┴────────────────────────────┐ │ Анализ состояния и прогнозирование развития │ │ системы образования на территории │ └─────────────────────────────────────────────┘
Рис. 26. Функции муниципального органа управления образованием
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |