Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление образованием в муниципальном образовании: состояние и основные направления развития




 

Государственная и муниципальная политика

в сфере образования

 

Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но тем не менее Россия готовится к переходу на мировую систему образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы. Но параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных последствий: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении.

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, являются статья 43 Конституции РФ, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" 2003 года, Закон РФ "Об образовании", Федеральные законы "Об утверждении федеральной программы развития образования", "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию", "О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другие правовые акты. Данные Законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании" (с последующими изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;

- организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного дошкольного образования;

- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

- учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;

- опека и попечительство.

 

Система управления образованием на муниципальном уровне

 

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, важно дать системе образования стимул к движению вперед - это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта "Образование".

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные "точки роста". Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым - то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, - это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики - чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием позволят сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

Цель Национального проекта "Образование" - ускорить модернизацию российского образования, обеспечить успешность комплекса мер по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы страны, в конечном счете достичь современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.

Приоритетный национальный проект "Образование" включает следующие направления: "Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования", "Внедрение современных образовательных технологий", "Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня", "Повышение уровня воспитательной работы в школах" и "Развитие системы профессиональной подготовки в армии" (табл. 5).

 

Таблица 5

 

Основные мероприятия

приоритетного национального проекта "Образование"

 

Направление Основные мероприятия
Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования Стимулирование вузов, активно внедряющих инновационные образовательные программы
Стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы
Предоставление грантов талантливой молодежи
Поощрение лучших учителей
Внедрение современных образовательных технологий Разработка и размещение в открытом доступе информационных образовательных ресурсов
Развитие технической основы современных инфор- мационных образовательных технологий, включая подключение школ к сети Интернет и закупку комплектов оборудования для компьютерных классов
Оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием
Создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня Создание университетов в Южном и Сибирском федеральных округах (на 30 тысяч мест каждый)
Создание бизнес-школ в московском регионе и Санкт-Петербурге (на 500 мест каждая)
Повышение уровня воспитательной работы в школах Дополнительное ежемесячное вознаграждение за классное руководство
Развитие системы профессиональной подготовки в армии Создание в воинских частях учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы
Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3 лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин (включая выплату специальных стипендий)
Сельский школьный автобус Приобретение школьных автобусов

 

В проекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" качества образования. Во-вторых, внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов - "центров кристаллизации" институциональных изменений. Каждое направление национального проекта является комплексным в том смысле, что ведет к целому ряду принципиальных изменений в качестве образования.

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций (рис. 24).

 

┌─────────────────────┐

│ Система образования │

└─────────┬───────────┘

\/

┌───────────────────────────────────────────┐

│ Государственные образовательные стандарты │

└───────────────────────┬───────────────────┘

\/

┌───────────────────────────┐

│ Образовательные программы │

└───────────────┬───────────┘

┌─────────────────┴────────────────┐

\/ \/

┌─────────────────────┐ ┌──────────────────┐

│ Общеобразовательные │ │ Профессиональные │

└──────────┬──────────┘ └──────────────────┘

\/

┌───────────────────────────────────────────────┐

│ Органы муниципального управления образованием │

└───────────────────────┬───────────────────────┘

\/

┌──────────────────────────┐

│ Муниципальные учреждения │

└──────────────┬───────────┘

┌────────────────────────┼────────────────────┐

\/ \/ \/

┌───────────────────┐┌─────────────────────┐┌────────────────────┐

│ Детские дошкольные││ Общеобразовательные ││Иные образовательные│

│ ││ ││ учреждения │

└───────────────────┘└─────────────────────┘└────────────────────┘

 

Рис. 24. Структура системы образования

на муниципальном уровне

 

Деятельность муниципальных образовательных учреждений разных видов регулируется типовыми положениями, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом передают учреждениям образования в оперативное управление соответствующее имущество и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей.

На территории муниципальных образований (городов) может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности (рис. 25). Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей, обучающихся в них.

 

┌─────────────────┐

│ Образовательные │

│ учреждения │

└───────┬─────────┘

┌──────────────────┴──────────┐

┌─────────┴──────────┐ ┌────────────┴─────────┐

│ Формы собственности│ │ Профиль │

└┬───────────────────┘ └─┬────────────────────┘

│ ┌─────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐

├─┤ Муниципальные │ ├┤ Дошкольные │

│ └─────────────────┘ │└─────────────────────────────┘

│ ┌─────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐

├─┤ Государственные │ ├┤ Общеобразовательные │

│ └─────────────────┘ ││(начальное, основное, полное │

│ ┌─────────────────┐ ││ среднее образование) │

├─┤ Ведомственные │ │└─────────────────────────────┘

│ └─────────────────┘ │┌─────────────────────────────┐

│ ┌─────────────────┐ ││ Начального и среднего │

└─┤ Частные │ ├┤профессионального образования│

└─────────────────┘ │└─────────────────────────────┘

┌─────────────────────────┐ │┌─────────────────────────────┐

│ Специальные │ ├┤ Высшего профессионального │

│ (коррекционные) ├──┤│ образования │

│ для воспитанников │ │└─────────────────────────────┘

│с отклонениями в развитии│ │┌─────────────────────────────┐

└─────────────────────────┘ ││ Дополнительного образования │

┌─────────────────────────┐ ├┤ детей и взрослых │

│ Учреждения для детей - │ │└─────────────────────────────┘

│сирот и детей, оставшихся├──┤┌─────────────────────────────┐

│без попечения родителей │ ││ Внешкольные (дома и дворцы │

└─────────────────────────┘ ├┤ детского творчества и др.) │

┌─────────────────────────┐ │└─────────────────────────────┘

│ Учреждения специальных │ │┌─────────────────────────────┐

│ видов обучения ├──┤│ Другие учреждения, │

│ (музыкальные, │ └┤ осуществляющие │

│ художественные и др.) │ │ образовательный процесс │

└─────────────────────────┘ └─────────────────────────────┘

 

Рис. 25. Типы образовательных учреждений

на территории муниципального образования

 

Изменения в системе образования требуют совершенствования форм и методов деятельности органов местного самоуправления, дающих возможность поднять эффективность образования на должный уровень.

 

Финансирование муниципальной системы образования

 

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования. Они разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования, устанавливают налоговые льготы, стимулирующие его развитие.

Как уже отмечалось, финансовое обеспечение учебного процесса в муниципальных школах отнесено к расходным обязательствам субъектов РФ. Финансирование содержания имущественных комплексов школ осуществляется из местных бюджетов.

Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и имущества, оказание посреднических услуг и т.п.). Органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода мероприятия, если они идут в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

Новая политика вариативного образования привела к необходимости изыскания дополнительных источников финансирования. С этой целью могут быть выделены следующие экономические и организационные меры.

1. Стимулирование платежеспособного спроса на образование через налоговые льготы для предприятий, которые принимают решение о заказе специалистов, образовательные кредиты и страхование. Доля прямых заказов (договоров) в этом случае может расти, при этом реализуется свобода выбора учащимися и их семьями образовательных учреждений и форм получения образования. Этот выбор будет обеспечиваться механизмом нормативного финансирования в расчете на одного учащегося.

2. Дополнение бюджетного финансирования образовательных учреждений средствами, полученными от эффективного управления переданного им имущества. Для этого требуется расширение экономической самостоятельности образовательных учреждений и формирование действенной системы попечительского, общественного и административного контроля эффективности хозяйственных решений, принимаемых администрациями учебных заведений.

3. Постепенное уравнивание всех учебных заведений, прошедших государственную аттестацию и получивших государственную аккредитацию, в получении на конкурсной основе государственного или муниципального заказа на образование. Это требует развития системы контроля обеспечения государственных образовательных стандартов, качества знаний учащихся и студентов.

 

Взаимодействие органов местного самоуправления

с учреждениями высшей школы и науки

 

Важную роль в повышении образовательного уровня населения играет взаимодействие муниципальной власти с учреждениями высшей школы и науки.

Высшие учебные заведения в РФ могут быть государственными и негосударственными (частными). Муниципальных вузов практически нет.

Муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:

- подготовку местных квалифицированных кадров;

- проведение прикладных научных исследований по проблемам местной жизни и развития территории;

- повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.

Аналогично муниципальная власть заинтересована в развитии сети научных учреждений на территории.

Поддержка органами местного самоуправления учреждений высшего образования и науки может состоять в льготном налогообложении, предоставлении помещений в аренду, содействии в обеспечении жильем преподавательских и научных кадров. Органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный заказ вузам и научным учреждениям на проведение прикладных исследований.

 

Муниципальные органы управления образованием

 

Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица.

Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис. 26).

 

┌───────────────────────────────────────────────────────┐

│ Функции муниципального органа управления образованием │

└───────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌────────────────────────────┐ │ ┌──────────────────────────────┐

│ Планирование, организация, │ ├─┤ Помощь в научно-методическом │

│ регулирование и контроль ├─┤ │ обеспечении муниципальных │

│ деятельности муниципальных │ │ │ образовательных учреждений │

│ образовательных учреждений │ │ └──────────────────────────────┘

└────────────────────────────┘ │ ┌──────────────────────────────┐

┌────────────────────────────┐ │ │ Обеспечение содержания │

│ Контроль условий аренды │ ├─┤ и развития подведомственных │

│ зданий, помещений и иного ├─┤ │ учреждений │

│ имущества подведомственных │ │ └──────────────────────────────┘

│ учреждений │ │ ┌──────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │ │ Информационное │

┌────────────────────────────┐ │ │ обеспечение подведомственных │

│ Координация деятельности │ ├─┤ учреждений │

│ немуниципальных ├─┤ └──────────────────────────────┘

│ образовательных учреждений │ │ ┌──────────────────────────────┐

└────────────────────────────┘ │ │ Контроль исполнения │

┌────────────────────────────┐ │ │ законодательства │

│ Взаимодействие │ ├─┤ об образовании, соблюдения │

│ с учреждениями науки ├─┤ │ образовательных стандартов │

│ и высшей школы │ │ │ и нормативов │

└────────────────────────────┘ │ └──────────────────────────────┘

┌────────────────┴────────────────────────────┐

│ Анализ состояния и прогнозирование развития │

│ системы образования на территории │

└─────────────────────────────────────────────┘

 

Рис. 26. Функции муниципального органа

управления образованием

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.