Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тематический план курса. № п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы




 

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекции прак- тичес-кие заня-тия семи- нары само-стоятель-ная работа
  Введение. Предмет и задачи курса              
  Этика и культура. Природа и сущность этики               собеседование
  Этические и культурные основания менеджмента. Этика управления в историко-культурном измерении   3-5         чтение текстов к лекции; практическая работа на семинаре
  Этика бизнеса: социальная и корпоративная ответственность, имидж и репутация организации. Проблемы межкультурной деловой коммуникации.   6-8         чтение текстов к лекции; работа на семинаре
  Этика деятельности организации   9-10         чтение текстов к лекции; работа на семинаре; блиц-опрос
  Профессиональная и корпоративная этика (профессиональные и корпоративные кодексы). Корпоративная культура   11-12         чтение текстов к лекции; работа на семинаре; написание реферата (доклад)
  Управленческое общение: этические аспекты работы менеджера с коллективом   13-14         чтение текстов к лекции; работа на семинаре; написание контрольной работы
  Репрезентации деловой культуры: индивидуальный имидж и деловой (служебный) этикет             практическая работа на семинаре;  
  Промежуточная аттестация             экзаменационная письменная работа (тест)

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса

 

Роль, место и значение данного курса в системе дисциплин об управлении. Его предмет, особенности, методы изучения курса, работа на практических занятиях (семинары), разбор конкретных ситуаций, тестирование и др. Обзор литературы по данному курсу, рекомендации по стратегии подготовки к лекционным и семинарским занятиям, чтению литературы по курсу.

 

Тема 2. Этика и культура. Природа и сущность этики

 

Природа и сущность понятий «этика», «мораль», «культура». Различные подходы к изучению морали: дескриптивный (описательный), концептуальный, прескриптивный (нормативный). Мораль и право.

Проблема обоснования моральной позиции в этике, релятивизм суждений и релятивизм стандартов. Проблема разногласий между ценностями различных культур на уровне понимания основных норм морали. Мораль и культура.

Структура и функции морали. Система моральной регуляции личности. Мировоззрение, нравственные ценности, поведение. Шесть стадий нравственного развития личности по Л.Кохлбергу. Межличностные отношения и их влияние на поведение.

 

Тема 3. Этические и культурные основания менеджмента. Этика управления в историко-культурном измерении

 

Содержание понятий: этика управления, культура управления, этика бизнеса, профессиональная этика, управленческая этика, корпоративная этика, служебный и деловой этикет. Специфика процесса управления, стратегий менеджмента, делового общения и этико-культурные основания коммуникационных процессов в социальной среде.

Некоторые особенности и понятие «этической нормы» и «культуры управления» в деловой сфере в Европе, Америке, Азии и на Востоке (краткий обзор - примеры из различных исторических периодов). Изменение ситуации, новый взгляд на этико-культурное измерение в деловой сфере в странах Европы в эпоху modernity (нач. с 17 века). Деловая этика в дореволюционной России, актуальные проблемы этики и культуры управления в современной России.

 

Тема 4. Этика и культура бизнеса

Понятие «бизнес-сообщество», «корпоративной этики бизнеса» (деловая этика, разделяемая многими компаниями). Прецедент «Декларации Ко». Понятие социальной ответственности организации. Моральная ответственность организации перед обществом: ее сущность и обоснованность. Характеристика качества и надежности корпорации. Корпоративный имидж и репутация компании. Проблемы межкультурной деловой коммуникации в ситуации мультикультурализма и процессов глобализации (вопросы толерантности): системы ценностей, роли личности, религиозные традиции, стили принятия решений, язык общения. Этика и культура менеджмента транснациональных корпораций.

 

Тема 5. Этика деятельности организации

Различные направления реализации этического параметра в деятельности организации (этические проблемы при взаимодействии с внешней и внутренней средой, вопросы толерантности и этики деловых отношений в контексте межкультурного взаимодействия). Механизмы формирования и поддержания благоприятного морально-этического климата в организации.

 

Тема 6. Профессиональная и корпоративная этика.

Профессиональная этика, ее виды, особенности, характер проявления. Административная этика как разновидность профессиональной этики. Корпоративная культура и корпоративная этика. Этические основы межличностной и деловой коммуникации в рамках корпоративной (организационной) культуры.

Корреляция между профессиональной, корпоративной и индивидуальной этикой как основа формирования нравственно-профессионального облика работника организации. Профессиональные и корпоративные кодексы.

 

Тема 7. Управленческое общение: этические аспекты работы менеджера с коллективом.

Этические аспекты выстраивания делового общения «по вертикали» и «по горизонтали». Понятие субординации в субъектно-объектных отношениях в системе управления. Облик руководителя и подчиненного (этико-культурная и профессиональная составляющие). Правила конструктивной критики и система морального поощрения. Основные методы морального стимулирования, моральной мотивации. Специфика работы руководителя в ситуации конфликта (профессионального, межличностного) и регулирование поведения сотрудников.

 

Тема 8. Репрезентации деловой культуры: индивидуальный имидж и деловой (служебный) этикет.

Понятие «имидж», типы имиджа, составляющие имиджа, технологии построения имиджа. Индивидуальный стиль в управлении.

Деловой этикет: понятие, характер, особенности, практика применения. Правила приветствий и представления, правила обмена подарками при деловом общении. Организация деловых контактов. Деловой внешний вид, специфика и принципы делового поведения.

 

Образовательные технологии

 

В целях усвоения материала программы «Этика и культура управления» предусматриваются организационные формы проведения занятий:

q лекции;

q семинары;

методы изучения дисциплины:

q анализ источников и литературы;

q дискуссии;

q разбор конкретных ситуаций.

 

При реализации программы дисциплины «Этика и культура управления» (общей численностью – 144 часа) используются различные образовательные технологии – во время аудиторных занятий (62 часа) занятия проводятся в виде лекций (30 часов), и практических занятий –семинары (32 часа). Самостоятельная работа (82 часа) студентов подразумевает подготовку к лекциям и семинарам. Самостоятельная работа студентов представляет собой: чтение обязательной учебной и научной литературы по курсу, подготовка к деловым играм в группах, выполнение определенных заданий в группах. Кроме того, самостоятельная работа включает в себя работу под руководством преподавателя (консультации и помощь в написании рефератов (докладов), при выполнении практических заданий к семинарским занятиям.

При реализации программы дисциплины используется проблемный метод изложения лекционного материала. Предусматривается использование, в зависимости от содержания и поставленных конкретных образовательных задач, таких типов лекции как (в целостном, либо комбинированном виде): вводная, установочная, подготовительная, интегрирующая, проблемная, лекция с «заранее запланированными ошибками», лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция с разбором конкретных ситуаций.

Особенность построения большинства лекционных занятий состоит в следующем: строится на изложении основного материала преподавателем и последующей дискуссией студентов по заранее прочитанной литературе (тип лекция-дискуссия). Такая форма проведения лекционного занятия активизирует познавательную деятельность студентов, заставляет студентов выйти из роли пассивного слушателя-потребителя знания и активно включаться в формирование знания по выбранной теме, сравнивать различные точки зрения, осуществлять выбор, уметь выражать и аргументировать свой взгляд на рассматриваемую проблему. Подготовка студентов к лекциям представляет собой форму индивидуальной, самостоятельной работы студента (иногда это т.н. «опережающая самостоятельная работа») - анализ предложенной преподавателем литературы к данной лекции, либо обзор существующих мнений, представлений, конкретных ситуаций из современной реальности (на основе мониторинга различных информационных источников).

Семинар - систематизация теоретических и фактических знаний в определенном контексте (подготовка и презентация материала по определенной теме, обсуждение ее, формулирование выводов и заключения), направленная на приобретение новых фактических знаний и когнитивных умений.

Семинарские занятия могут проходить в форме дискуссии или развернутой беседы на основе плана, предложенного преподавателем (по прочитанной литературе, просмотренному визуальному материалу) по наиболее сложным вопросам лекционных тем. Семинарскаяформа обучения с организацией обсуждения призвана активизировать работу студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях.

Семинарское занятие может включать в себя непосредственную работу в аудитории с конкретными текстами (документами) в виде комментированного чтения и анализа. Семинарское занятие может выглядеть и как представление–презентация выполненной заранее самостоятельно в группах аналитической работы (внеаудиторной) над конкретным объектом (текстом).

На семинарском занятии могут быть представлены защита-обсуждение письменных рефератов, устные доклады (заранее подготовленные студентами), презентации творческих проектов (самостоятельно разработанных в группах).

Все виды семинарской, а также самостоятельной работы студентов, предусмотренные в рамках преподавания дисциплины, направлены на приобретение новых теоретических и фактических знаний, когнитивных и практических умений. Самостоятельная работа студентов подкрепляется учебно-методическим и информационным обеспечением (разработанный и представленный в данной программе соответствующий список источников и литературы по курсу).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.