Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные стандарты ИСО серии 9000 на системы качества




Разрабатываемые в ИСО стандарты являются междуна­родными техническими соглашениями, которые включают в себя минимально необходимый уровень требований, обязательный для выполнения предприятиями, вышедшими со своей продукцией на международный рынок. Они способствуют повышению эффективности, безопасности и чистоты разработки (проектирования), изготовления и поставки на рынок продукции и услуг, содействуют равноправию в тор­говле между странами, упрощению процедуры заключения тор­говых сделок, служат защите интересов потребителей и пользо­вателей.

Приоритетными направлениями в современной деятельно­сти ИСО являются: качество продукции всех видов и услуг, окружающая среда, информационные технологии, кооперация с различными организациями в работе над международными стандартами.

Главная цель общего руководства качества – создание такой системы управления качеством, при которой можно добиться постоянного улучшения качества.

ССС ИСО 9000 предназначено: оказать метод. помощь (МП) при общем руководстве качеством; заключить контракт м/д 1 и 2 сторонами (поставщиком и потребителем); одобрить систему качества второй стороной или провести ее реорганизацию; осуществить сертификацию третьей (независимой) стороной или реорганизацию.

ССС ИСО 9000 содержит два вида стандартов "методических указаний": МП по обеспечению качества; специализированная МП с целью общего рук-ва качеством (ИСО 9004).

К 3 виду стандартов ИСО семейства 9000 относятся стандарты, описывающие модели систем качества: ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.

ИСО 9001 исп-ся, когда соответствие установленным треб-ям должно обеспечиваться поставщиком в процессе полного цикла выпуска продукции, начиная от проектирования, разработки, произ-ва, монтажа и до обслуживания.

ИСО 9002 используется, когда соответствие установленным треб-ям должно обеспечиваться поставщиком в процессе произ-ва, монтажа и обслуживания.

ИСО 9003 используется, когда соответствие установленным треб-ям должно обеспечиваться поставщиком при окончательном контроле и испытаниях, то есть поставщик гарантирует, что он качественно отделит бракованную продукцию от годной.

Международная организация по стандартизации является всемирной федерацией национальных организаций по стандартизации. Разработка международных стандартов направлена в первую очередь для развития международной торговли, снятия таможенных барьеров. Стандарты на системы качества предприятий (серии 9000) кроме того создают доверие к производителям, позволяют упорядочить деятельность предприятия, развивать бизнес наиболее эффективно.

Стандарты серии ИСО 9000 представляют собой набор требований, которые охватывают те направления деятельности, которые в той или иной степени все равно выполняются на любом предприятии (анализ контракта, ведение документации, контроль выпускаемой продукции.). Но эти мероприятия проводятся бессистемно, эпизодически. Стандарты же требуют выполнения этой деятельности на систематической основе, на основе документированных процедур, фиксировать результат.

Особенностью этих стандартов является добровольность в том смысле, что производитель сам принимает решение о построении системы качества в соответствии с ИСО 9000. Стандарты серии ИСО 9000 применимы к любым предприятиям независимо от сферы деятельности, формы собственности, размеров предприятия.

Одной из важнейших черт этих стандартов является их универсальность. Стандарты ИСО 9000 содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывает. Если система управления качеством, в рамках которой реализуются процессы управления на данном предприятии, соответствует требованиям указанных стандартов, то сегодня это воспринимается как убедительное доказательство способности предприятия обеспечить выпуск продукции или оказание услуг требуемого качества.

Особенностью международных стандартов ИСО 9000 является то, что они устанавливают степень ответственности руководства организации за качество. Руководство отвечает за разработку политики, за создание, внедрение и функционирование системы управления качеством, К обязанностям руководства относятся подбор специалистов и выделение необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, а также для программного обеспечения компьютерной техники. Руководство должно устанавливать требуемый уровень компетенции и следить за своевременностью повышения квалификации персонала. На руководителей организации возлагается обязанность выявлять те показатели качества товара, которые влияют на его рыночную устойчивость. Также руководство организации отвечает за определение целей, которые предопределяют решения о производстве новых товаров или оказании новых услуг потребителям. Выпуск новых товаров и оказание новых видов услуг связаны с подготовкой новых программ качества, за что также ответственно руководство организации.

ИСО 9000. Структура документов системы качества.

Документация системы менеджмента качества должна включать:

1. Заявление о политике и целях в области качества.

Общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Как правило, цели относятся к таким областям как:

- новая техника и технология,

- совершенствование продукции или новая продукция,

- удовлетворённость потребителей и завоевание рынков,

- социальные вопросы и удовлетворённость персонала,

- поставщики, снижение отходов, экономия ресурсов.

Не должна быть просто декларацией, цели должны быть конкретными, достижимыми, проверяемыми. Не надо все перечисленные направления включать в «Политику». Высшее руководство должно определить приоритеты, поставить 3-4 цели. Это не значит, что по остальным направлениям ничего не будет делаться, просто заявленные в «Политике» цели будут первоочередными, наиболее важными. При этом высшее руководство не только должно подписать «Политику», что является обязательным, но действительно добиваться этих целей.)

2. Руководство по качеству. Описание всей системы качества в целом. Структура или должна соответствовать структуре стандарта ИСО-9001 или корреляционная таблица соответствия разделов руководства и стандарта.

3. Документированные процедуры, требуемые настоящим международным стандартом; (степень документированности (глубина и подробность описания) определяются самой организацией в зависимости от размера организации и вида деятельности, сложности и взаимодействия процессов, компетентности персонала). Процедуры по управлению документацией, по управлению записями о качестве, по проведению внутренних проверок, по управлению несоответствующей продукцией, по корректирующим действиям, по предупреждающим действиям.

4. Документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими; (положения о подразделениях, должностные инструкции, регламенты, технологические инструкции.)

5. Записи о качестве, это требование очень сильно учитывает особенности предприятия, сложившуюся практику, т.е. предприятие само определяет в каком виде вести и хранить эти записи.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.