Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к менеджеру как субъекту управления




Ситуационный подход

Тема 23. Условия и факторы результативной работы менеджера, культура и стиль

23.1. Требования к менеджеру как субъекту управления

23.2. Компетентностный подход в создании потенциала менеджера

23.3. Подход к проблеме лидерства с позиции личных качеств руководителя

23.4. Поведенческий подход

23.6. Использование форм власти и влияния как фактор

результативной работы менеджера

23.7. Управление динамикой групп как фактор повышения результативности

Менеджмента

 

Менеджер – это субъект управления, представитель особой профессии, имеющий специальную подготовку, занимающий управленческую должность, в соответствии с которой он ставит цели и разрабатывает меры и средства их дос­тижения. Роль менеджера как субъекта управления организацией и ее структурными подразделениями возрастает в связи с повышением сложности и многообразия управленческих задач, усилением конкуренции, укрупнением организаций, ускорением процессов изменения факторов и сил внешней среды.

Научные дискуссии по поводу качеств менеджера, особенностей его подготовки и мотивации к карьерному росту и эффективному труду велись на протяжении всего времени развития науки и практики управления. В российских условиях, характеризующихся эволюцией общественных отношений, изменением организационно-правовых основ управления социально-экономическими системами, перечисленные вопросы стали еще более актуальными. В условиях глобализации рыночного пространства интересны взгляды зарубежных ученых на проблему «идеального» менеджера.

Родоначальник менеджмента Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера такие качества как образованность, технические знания, решительность, силу (физическую), тактичность, энергичность, рассудительность, честность.

Известный ученый в области менеджмента А. Файоль считал, что менеджер должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности.

По мнению Джона Адаира, самыми ценными качествами руководителя являются способность работать с большим кругом людей, умение брать ответственность на себя за выполнение важных задач, стремление к достижению больших целей, опыт руководства коллективом, большой опыт разных деловых функций в середине карьеры.

Ордуэй Тид назвал пять характеристик эффективного руководителя. По его мнению, в связи с тем, что лидерство – это тяжелая работа, руководитель должен обладать большим запасом энергии и способностью к осознанию цели и направления, энтузиазмом, вежливостью и обаянием, а также порядочностью, которая позволяет руководителю заслужить доверие подчиненных.

По утверждению Г. Минцберга, в рамках своей повседневной деятельности руководитель выполняет 10 основных ролей, из которых на первом месте межличностная роль – символ власти, лидер, увлекающий сотрудников на достижение целей; связник в команде управленцев. Важными ролями менеджера также является информационная роль – «нервный центр», концентрирующий информацию и распространяющий ее среди подчиненных и «представитель», передающий информацию во внешний мир). Кроме перечисленных выше в профессиональной деятельности менеджера большое значение имеет роль, заключающаяся в принятии решений[7].

По мнению П. Друкера любой руководитель должен уделять значительное количество времени размышлениям о будущем организации и уметь разрабатывать планы ее развития, обладать базой знаний, необходимой для решения экономических задач в бизнесе. В большей степени быть ориентированным не на решение проблем, возникающих внутри организации, а на использование благоприятных возможностей во внешней по отношению к организации среде. Обладание чувством ответственности перед сотрудниками и перед обществом, по П. Друкеру, – важная составляющая, влияющая на эффективность работы менеджера [8].

Особое значение, с точки зрения П. Друкера, менеджеру необходимо уделять операциям с информацией, так как только «сам работник умственного труда и только сам руководитель способны превратить разрозненные данные в информацию. И только сам работник умственного труда и, в особенности, руководитель может решить, как организовать эту информацию таким образом, чтобы она стала ключом к эффективным действиям»[9].

В контексте данной статьи понятие лидер отличается от понятия менеджер. Если менеджер – это управляющий, облеченный властью и руководящий коллективом, то лидер – это человек, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции. По высказыванию Н. Тичи и М. Деванна, менеджеров можно охарактеризовать как наемных управленцев, которые «поддерживают баланс деятельности в организации в соответствии со своей ролью, взаимодействуют с другими людьми, принимают компромиссные по отношении к конфликтующим субъектам решения и, наконец, полностью идентифицируют себя с организацией. Лидеры, напротив, характеризуются как личности, вырабатывающие новые подходы к решению проблем, выявляющие новые сферы деятельности. У них другое, более интуитивное и «проникновенное» отношение к людям, они в большей степени готовы пойти на риск, особенно там, где и благоприятные возможности, и вознаграждения велики»[10].

Российским ученым А.Л. Журавлевым разработана структура специальных свойств личности руководителя. Эта структура включает в себя четыре подструктуры, состоящие из ряда элементов. Организационная подструктура включает способность разбираться в людях и адекватно их оценивать, а также умение распределять работу в организации, умение осуществлять представительство во внешней среде, способность защитить интересы своего коллектива, умение организовать контроль и стимулирование исполнителей. К элементам профессиональной подструктуры, с точки зрения А.Л. Журавлева, относятся: профессиональные знания и опыт, экономическая компетентность, способность видеть ключевую задачу в управлении, рациональность и реалистичность принимаемых решений. Отличительной особенностью теории А.Л. Журавлева является выделение педагогической и нравственной подструктур свойств личности руководителя. В педагогическую структуру входит способность оказывать воспитательное воздействие на исполнителей и умение найти индивидуальный подход к людям, умение убедить работников, способность доверять им и проявлять о них заботу. В основе нравственной подструктуры находится принципиальность в решении производственных и социальных вопросов, обязательность, честность и порядочность. Коммуникативная подструктура базируется на общительности, доброжелательности и приветливости, руководителя по отношению к исполнителям. Руководитель должен обладать сдержанностью и уравновешенностью в общении, психологическим тактом и чувством юмора[11].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.