Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование форм власти и влияния как фактор




результативной работы менеджера [19]

К условиям и факторам результативной работы менеджера относится умение применять необходимый арсенал форм власти и влияния.

1. Власть, основанная на принуждении. Влияние через страх. Статус подчиненного дает огромные возможности руководителю развивать власть, используя страх и принуждение. Страх быть наказанным свойственен всем исполнителям. Многие испытывают материальные трудности, поэтому их мучает страх потерять заработную плату. Используется страх потерять любовь и уважение близких людей. Эта формула имеет слабую сторону – рождает скованность, отчуждение и месть, но применяется очень широко.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Влияние через дополнительные стимулы. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, предполагая, что в обмен на выполнение того, что ждет руководитель, он получения вознаграждения в той или иной форме. Это может быть обыкновенная похвала, публичная положительная оценка достигнутых результатов, повышение уровня денежного вознаграждения, ожидание, что могут быть не замечены какие-то мелкие проступки. Власть может усилиться, если руководитель умеет создавать у подчиненных чувство обязанности, периодически оказывая им личные одолжения.

3. Законная власть. Влияние через традиции. Руководитель может восприниматься не как личность, а как лицо, имеющее должностные полномочия. В этом случае подчиненный реагирует не на человека, а на должность. Укрепляется такая власть тем, что самые большие вознаграждения предоставляются в первую очередь не тем, кто действительно хорошо работает и имеет способности, а тем, кто лучше всего подчиняется системе. Значение этой формы власти постепенно снижается. Многие не проявляют готовности выполнять какое-то задание только потому, что им так велят.

4. Власть примера. Влияние, построенное на силе личных качеств или способностей лидера. Если руководитель обладает какими-то привлекательными чертами, исполнитель может вообразить, что подчинение, возможно, сделает его похожим на человека, который ему нравится.

5. Власть руководителя, как эксперта. Влияние через разумную веру.

Исполнитель представляет, что руководитель обладает особыми знаниями в отношении предмета или какой-то проблемы. Ценность знаний руководителя принимается подчиненными на веру. Подчинение считается разумным. Решение об этом принимается сознательно и логично. Для того, чтобы пользоваться этой формой влияния, следует иметь действительно глубокие и широкие знания.

6. Влияние путем убеждения. Один из самых эффективных способов влияния. Основано на власти примера и на власти эксперта. Точка зрения руководителя передается исполнителям. Это достигается с помощью логики или эмоций. Для этого руководитель должен пользоваться доверием. Его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень подчиненных. Слабая сторона такого влияния – медленное воздействие и неопределенность, одноразовое действие убеждений. Преимущество в том, что работа, возможно, будет выполнена по максимуму.

7. Влияние через участие в управлении. Рядовые члены трудового коллектива привлекаются к обсуждению порядка выполнения работы, распределении премии, составления графика дежурства. Эффективна, если задача требует творческого подхода.

В зависимости от ситуации могут применяться все формы власти и влияния. Власть, основанная на страхе наименее предпочтительная.

Конкретные способы влияния менеджера на подчиненных весьма разнообразны (рис. 5.14).

 

Рисунок 5.14 – Способы управленческого влияния на подчиненных.

Важнейшим фактором личного влияния менеджера на подчиненных является его авторитет. Авторитетэто заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе, признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям.

Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус); реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус).

Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них.

Забота об авторитете руководителя – не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность. Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху; в результате появляется мнимый, или ложный авторитет (псевдоавторитет). А. С. Макаренко выделял следующие разновидности псевдоавторитета:

авторитет расстояния – руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он дистанцируется от подчиненных и держится с ними официально;

авторитет доброты – «Всегда быть добрым» – таково кредо данного руководителя. Доброта снижает требовательность;

авторитет педантизма – в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу;

авторитет чванства – руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;

авторитет подавления – менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность.

Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует управлению конфликтами и стрессами в организации, влияет на управляемость.

Управляемость – это реакция подчиненного, управляемого объекта, группы, коллектива на воздействие со стороны менеджера или системы управления в целом. Именно управляемость отражает объем и характер власти и является одной из важнейших характеристик управления. Реакция на воздействие, управленческое решение, управление может быть различной. Можно выделить два варианта такой реакции:

1) бездействие, противодействие (скрытое или явное), формальное действие (без души, инициативы, концентрации усилий, использования квалификации);
2) восприимчивое действие, инициативное действие, энтузиазм (энтузиазм нельзя эксплуатировать, но можно и нужно вызывать, потому что работать с энтузиазмом – это естественная потребность человека).

Одним из факторов повышения управляемости, а, следовательно, и усиления и изменения характера власти является партнерство.

Партнерство – это управление, осуществляемое на основе участия всех членов коллектива или группы в разработке и принятии решений. Это совместное управление. Важными элементами управляемости являются содействие и сотрудничество.

Сотрудничество – это деятельностное стремление работать совместно, эффективно, делать общее дело, добиваться определенных результатов. Содействие – это помощь и поддержка действий менеджера, это организация собственной деятельности в унисон деятельности менеджера, это творческое исполнение его замыслов и распоряжений.

Управляемость как отношение к власти зависит от нескольких факторов.
1. Участие в управлении, при котором возникает понимании своей роли в общем процессе движения к цели в общей системе совместной деятельности людей.

2. Качество управленческих решений, которое может быть таким, что возникает противодействие. Это решения, не соответствующие общей цели или не подготовленные по факторам осознания новой цели, решения, не учитывающие важные факторы ситуации.

3. Общий квалификационный и образовательный уровень персонала, его неспособность осмыслить и понять решения менеджера, отражающие некоторую необходимость. Управляемость зависит от человеческих ресурсов, селекции персонала.

4. Поставленная цель управления может быть нереальной, расплывчатой, недостижимой, непонятной. Это также влияет на управляемость. Люди должны знать, на какие цели ориентированы решения менеджера, соответствуют ли эти цели их интересам, насколько они реальны.

5. Соответствие типа управления конкретной обстановке, реальности существующих ситуаций.

6. Достаточность полномочий менеджера для решения проблем, принятия управленческих решений.

7. Лидерство, авторитет менеджера и доверие его опыту, квалификации, интеллекту и воле.

8. Социально-психологическая атмосфера деятельности, которая может благоприятствовать позитивной реакции на управленческие решения и может препятствовать их исполнению.

9. Влияние внешней среды деятельности фирмы также определяет управляемость. Это фактор общественных отношений[20].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.