Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика как наука и учебная дисциплина. Основные категории педагогики (образование, воспитание, развитие, обучение, формирование)




Система образования в РБ. Нормативно-законодательная база, структура, типология учреждений образования.

Минск 2013

Педагогика

1.Образование как социокультурный феномен. Многозначность термина «образование» (ценности, система, процесс, результат).

Человеческое общество не может развиваться от предыдущего опыта от старшего поколения к младшему. Под воздействием социальной среды происходит социализация личности (социализация-процесс усвоения и последующего воспроизводства социального опыта.) Понятие образование связано с понятием культура с учетом этого образование есть индивидуальная культура развития, вида деятельности которым человек овладевает на основе целостности системы обучения и воспитания. Образование выделяет следующие социокультурные функции: 1.образование способствует вхождению в материальный и духовный мир общества. 2. способ социализации личности одна из главных задач образования - подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни.3.образование-механизм формирующийся общественной и духовной жизни человека. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. 4.Образование является ускорителем процесса развития отдельной личности, так и общества в целом. Итак, из вышесказанного Выделяем 2 основные функции: 1.Воспроизводство культурно-исторического опыта человечества. 2.Развитие личности и общества. Образование рассматривают как: 1. Образование как систему совокупности учебно – воспитатательных заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. 2. Образование как педагогический процесс (процесс обучения и воспитания) - усвоение в учреждении образования системы ЗУН, отношение к миру, себе. 3.Образование как результат обучения и воспитания - достигнутый уроком, в усвоении ЗУН, опыта деятельности и отношений.

 

Современная система образования формировалась постепенно в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями. В древней Руси школы были при монастырях. В 19 в. основой была начальная школа, в дальнейшем надстраивались средние и старшие классы, развивалась сеть детских садов и яслей, создание специальных учреждений, вузы для подготовки высококвалифицированных кадров. Под системой образования понимается – совокупность государственных образовательных стандартов и программ реал-их их учебно – воспитательных учреждений и органов управления образованием. Факторами развития системы образования является: 1.уровень развития общественного производства и совершенствования его технических основ. 2.политика государства и интересы разных слоев общества. 3.исторический опыт и национальные особенности в области образования. 4.Педагогические факторы (уровень развития педагогической науки, системы педагогического образования)

Национальная система образования в РБ в соответствии с законом РБ об «образовании» основана на следующих принципах: 1. преорит-ть образования, 2. осуществление перехода к обязательным средствам образования. 3. Доступность дошкольного, среднего, профессионально - технического образования, высшего образования. 4. Преемственность и непрерывных уровней и ступеней образования. 5.Национальная культура основа образования, 6.Приоретет общечеловеческих ценностей. 7. Права человека. 8.Гуманистичность характера образования. 9.Научность. 10.Демократичный характер управления образованием. 11.Светский характер образования. Образование подразделяется на основное и дополнительное: 1.Основное - дошкольное, общее базовое, среднее, проф-техн, средне специальное высшее, послевузовское. 2.специальное образование осуществляется на всех уровнях основного образования. 3.Дополнительное образование осуществляется на всех уровнях основного образования, а также включает внешкольное воспитание, и обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров. К учреждениям образования относятся: дошкольные учреждения, учрежд (лицеи, колледжи, вузы), учреждения внешкольного воспитания и обучения, социально-педагогические учреждения, специальные учебно-воспитательные учреждения, научно-исследовательские учреждения. Итак, учреждения обеспечивающие получение высшего образования, подготовку специалистов высшей квалификации. Учреждение послевузовского образования - магистратура, аспирантура, доктотура (подготовка научно-педагогических кадров) Единство и непрерывная система образования обеспечивающая согласность учебных планов, программ, создание учебного заведения объединяющих разные виды образования.

 

3.Педагогическая профессия и её особенности. Профессиональные требования к личности педагога (противопоказания педагогической профессии).

Профессия - вид труда с определённой системой требований к человеку. Профессия требует специальной подготовки и является источником существования. Различают: 1. Педагогическая специальность напрвление профессии - учитель, а специальность - учитель истории. 2.Педагогическая квалификация - уровень и вид профессиональной подготовленности педагога.

Особенности: 1. Перспективность деятельности педагога (опыт прошлого поколения, ориентированный в современной жизни должен проектировать развитие личности на перспективу и будущее) 2. Взаимодействие между педагогом и учащимся. 3.Педагогическая деятельность имеет коллективный характер (например педагогический коллектив образовательного учреждения). 4.Поиск педагогом благоприятной среды для воспитания и бороться с неблагоприятными факторами. 5.Творческий характер педагогической деятельности. 7.Непрерывное образование педагога.

Требования к личности педагога: 1.Высокая гражданская ответственность, социальная активность, 2.Любовь к детям, 3.Духовная культура, интеллигентность. 4.Готовность к созданию новых ценностей и принятия творческих решений, высокий профессионализм. 5.Физическое и психическое здоровье, профессиональная пригодность. 6.Готовность к постоянному самообразованию. 7.Интерес к профессии.

 

4.Педагогическая деятельность: сущность, структура, функции.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности направленный на передачу от старшего поколения к младшему культурно-исторического опыта, создание условий для их личностного развития к выполнению определённых социальных ролей в обществе. Каждый человек занимается педагогической деятельностью. Педагогическая деятельность бывает: 1.профессиональная - на профессиональном уровне выполняющая обучение, воспитание и развитие учащегося. 2.непрофессиональная - родители, руководители предприятий. Структура: Субъектами педагогической деятельности являются педагоги, родители. Общая цель – формирование воспитательной среды, развитие индивидуальности личности, создание воспитательного коллектива. К средствам педагогической деятельности относится содержание педагогического процесса - СМИ, литература, технические средства. Предметом педагогической деятельности является всестороннее развитие индивида: физическое, психическое, духовное. Результат педагогической деятельности - итог проведённой работы. В структуре педагогической деятельности выделяют компоненты: 1.гностический - знание педагогом содержание педагогического процесса, педагогических средств, технологий. 2.Проектировочная деятельность: включает постановку целей обучения, и воспитания, определение стратегии и способов их достижения. 3.Конструктивная деятельность: подбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса. 4.Организаторская деятельность включение учащегося в различные виды деятельности, формирование коллектива, а также на организацию собственной деятельности. 5.Коммуникативная деятельность - направлена на целесообразное общение учителя с учащимися, другими педагогами, родителями.

 

5.Ребёнок как сама ценность. Международные акты в защиту детей:

декларация прав ребёнка, конвенция о правах ребёнка, закон РБ о правах ребёнка.

(Международные законодательные акты в защиту детей: 1. Женевская декларация 1924; 2. декларация о правах ребёнка 1959, 3. Конвенция о правах ребёнка). На современном этапе охрана и защита детей представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий государства направленная на защиту прав ребёнка. В1959 г. ООН провозгласил «Декларация о правах детей» где говорится: 1. Права должны признаваться за всеми детьми без исключений (пол, цвет кожи, религия) 2. Должна быть обеспечена социальная защита и благоприятные условия для развития (умственно, духовно, физически). 3. Право на имя и гражданство. 4. Право на жилище, медицинскую помощь, питание. 5. Неполноценый ребёнок (физически, или психически развит) - обеспечивается специальный режим, забота. 6. Право на получение бесплатного среднего образования. 7. Защита от насилия, жестокости, объекта торговли. 8. Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания, дружбы между народами мира. Следует отметить, что декларация не имеет юридической силы, поэтому разработали обязывающий документ-Конвенцию.(1990 вступила в силу, к 1995 к нему присоединились уже174 государства) в том числе и РБ(1990). Закон о правах ребёнка в РБ состоит из 5 разделов: 1. право детей на жизнь, гражданство, свободу выражения мысли, необходимый уровень жизни. 2. право на проживание в семье, ответственность семьи за ребёнка. 3. право на образование, труд, приобщение к национальной и мировой культуре, отдых. 4. если неблагоприятные условия для жизни, или плохое здоровье (отклонения) то содержание и воспитание в специальных учреждениях. 5. основные правила международного сотрудничества, контроля за реализацией Закона, ответственность за нарушения.

Педагогика изучает процесс развития и формирования личности в процессе обучения и воспитания. Педагогика является Прикладной и теоретической наукой. Педагогика как искусство педагогической практики представляет собой профессиональный опыт педагога. Педагогическое искусство - практическая реализация педагогической теории на высоком уровне. Важной частью педагогического искусства является знание педагогических технологий. Педагогические технологии – совокупность действий педагога, приводящих к наиболее эффективному результату.

Становление педагогики. Педагогическая наука одна из древних отраслей знаний. Первобытные люди обладали знаниями по воспитанию которое передавалось через поколения, позже эти знания нашли отражение в пословицах, легендах, сказках. Этапы в развитии: 1. развитие педагогики как науки. 2. связан с зарождением религиозных и философских учений. 3. представлен формированием педагогических взглядов и теорий в рамках философии педагогических произведений. 4. заключительный в переходе от теорий к концепциям основанный на педагогической практике. Большое влияние на развитие педагогики оказали: Руссо, Песталоцци, Толстой, Ушинский, Шацкий, Харламов - эти ученые разработали теорию активизации обучения, методы обучения, содержание образования и т.д. Образование – процесс и результат воспитания, обучения, развития личности. Обучение - это процесс взаимодействия педагога и обучаемых в результате которого обеспечивается усвоение учащимся определённой системы ЗУН, способов мышления и деятельности. Воспитание - процесс взаимодействия старшего поколения к младшему по передаче опыта общечеловеческой культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.