Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика функциональной трактовки




Характеристика структурной трактовки;

Характеристика поведенческой трактовки;

Основные трактовки к формулировке и исследованию рыночной конкуренции

Ученые придерживаются одной из трех трактовокконкуренции: поведенческой, структурной, функциональной.· Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателейпутем удовлетворения его потребностей.· Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка дляопределений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выходаиз него.· Функциональная трактовка конкуренции — соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.Анализ структуры и содержания формулировок и трактовок понятия "конкуренция"позволяет сделать следующие выводы: а) понятия "конкуренция", предложенные различными авторами, не в полноймере отвечают требованиям системности и комплексности, т.е. они характеризуюттолько один из множества аспектов конкуренции, установленных А.Смитом и самимиавторами, каждый в своей области исследования; б) многообразие подходов к формулированию понятия: один автор подконкуренцией понимает соперничество (борьбу) фирм, т.е. юридических лиц, другой— соперничество физических лиц, третий - как наличие на рынке достаточногоколичества продавцов и покупателей, четвертый- ситуацию, пятый — стремление,шестой-процесс и т.д.; в) приведенные понятия не охватывают конкуренцию среди любых социальных,производственных и биологических систем; г) понятия не отражают конкуренцию как единство статики и динамикисоперничества, выживания систем в заранее заданных или неопределенных условиях; д) понятия не увязаны с законодательством.

Поведенческая трактовка конкуренции — борьба за деньги покупателей

путем удовлетворения его потребностей.

Поведенческая трактовка является классической трактовкой конкуренции, берущая свое начало еще с работ Адама Смитта, рассматривающего конкуренцию как соперничество, ведущееся между субъектами рынка за выгодные условия продаж. Неоклассический вариант поведенческой трактовки нашел свое развитие в трудах М. Портера*83, П. Хайне и ряда других авторов. Исходя из посылки, что потребность в ресурсах, нужных субъектам рынка, больше чем их предложение представители данного направления сосредотачивают свое внимание не только на изучении структуры рынка, а, в первую очередь, на методах ведения борьбы, стратегиях*84, которых целесообразно придерживаться различным типам компаний.

Для того, чтобы быть конкурентоспособной компания должна иметь конкурентные преимущества. Существует три основных пути получения конкурентных преимуществ: стать лучше самому, непосредственно ослабить конкурентов или изменить саму рыночную среду (рис. 2.4).

В первом случае предприятие применяет совокупность мероприятий, направленных на усовершенствование собственной деятельности. Например, улучшение качества продукции, уменьшение ее себестоимости. Во втором, деятельность компании направлена на непосредственное ослабление конкурентов. За исключением уголовных и полукриминальных мероприятий, которые в недавнем прошлом широко применялись в отечественной практике, это могут быть и легальные методы, например, переманивание наиболее опытных кадров, создание перегонов конкурентам в доступе к каналам распространения товаров через заключение соглашений на эксклюзивную дистрибуцию и т. п.

В случае невозможности использования двух первых путей или исчерпанности их компании часто, особенно в последнее временем, как в Украине, России так и на Западе, пытаются изменить именно среду, в которой они конкурируют. В параграфе, посвященном маркетинговой среде предприятия на промышленном рынке, представлены возможные стратегии компании в рыночной среде.

Структурная трактовка конкуренции — анализ структуры рынка для

определений степени свободы продавца и покупателя на рынке и способа выхода

из него.

Для понимания сути данной трактовки конкуренции (Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин), в рамах которой используется структурный подход к ее анализу, обратимся к определению рынка, данному А. А. Старостиной.

Рынок — это экономический механизм, с помощью которого происходит реализация и согласование экономических интересов между производителем и потребителем в процессе обмена через механизм рыночных цен.

Как видно из определения, сутью рынка является согласование экономических интересов в процессе обмена. Такое согласование может происходить на различных условиях и осуществляется посредством механизма рыночных цен. Исходя из этого логичным представляется произвести анализ возможности влияния фирмы на состояние рыночных и существующих исходя из этого.структурных состояний рынка (типов рынка), условий ведения конкурентной борьбы в рамках каждого из них. Именно на анализ этих аспектов рынка направлена данная трактовка рыночной конкуренции*

Исходя из сказанного, прямой задачей маркетолога является реализация комплексных маркетинговых мероприятий, направленных на то, чтобы, с одной стороны, максимизировать объемы рыночного обмена, а с другой сделать его максимально диспаритетным (с точки зрения меновой стоимости, количества общественно необходимого труда для производств предметов обмена) и согласовать спрос на максимально выгодных для своей компании условиях. Теоретически для этого может использоваться несколько путей, напрямую связанных с варьированием качеством конкурентной среды:

• дифференциация товара, связанная с работой с сознание потребителя с целью увеличения воспринимаемой потребительской стоимости товара;

• постановка входных барьеров;

• полная монополизация рынка.

В зависимости от степени диспаритетности рыночного обмена и причин, обуславливающих это, в рамках структурного подхода выделяют следующие типы рынков: чистой (совершенной) конкуренции, монополистической конкуренции, олигополия и монополия. Рассмотрим их в рамках следующей схемы: признаки, причины возникновения, маркетинговые задачи.

1. Чистая (совершенная) конкуренция. 2. Монополистическая конкуренция. 3. Олигополия. 4. Чистая монополия.

Функциональная трактовка конкуренции — соперничество старого с новым, с инновациями, когда скрытое становиться явным.

Функциональная трактовка конкуренции описывает ее роль в экономике. По Шумпетеру это "соперничество старого с новым". По Хайеку - это "процедура открытия", например, верной линии поведения на рынке в условиях неполной информации.

10 Типология экономической категории «конкуренция»

В экономической литературе большое внимание уделяется анализу типов и форм конкуренции.

Во-первых, различают внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию. Их механизм был достаточно подробно рассмотрен К. Марксом.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Товары реализуются исходя из общественно необходимых затрат, которые образуют общественную, рыночную стоимость. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к рыночной стоимости и рыночной цене, обусловливает неравенство индивидуальных норм прибыли предпринимателей различных отраслей производства.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные факторы, то ее величина в различных отраслях неодинакова. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой. В ходе такого движения капиталов между отраслями производства нормы прибыли выравниваются вследствие конкуренции в единую общую норму прибыли, представляющую собой среднее из этих различных значений норм прибыли. Прибыль, получаемая по средней норме на авансированный капитал, называется средней прибылью. Образование средней прибыли означает перераспределение совокупной прибыли между предпринимателями различных отраслей по принципу: равновеликая прибыль – на равновеликий авансированный капитал, вложенный в эти отрасли.

Во-вторых, в зависимости от уровня конкуренции различают две ее формы: совершенная и несовершенная.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Здесь берется факт самостоятельности хозяйствующих субъектов.

Совершенная конкуренция (из «Экономических основ рынка» - пять пунктов свободного рынка):

· Рынок предполагает не ограниченное число участников, т.е. свободный вход и выход из него;

· Цены на рынке должны устанавливаться на основе конкуренции свободно, т.е. цены на рыке должны действовать рыночные, а не индивидуальные;

· Мобильность всех ресурсов, т.е. это, предполагает свободное перемещение ресурсов относительно территории всех регионов страны;

· Право каждого участника рынка на полную информацию о нем (спрос, предложение, цены и т.д.);

· На рынке невозможно осуществлять привилегии одним участникам в ущерб другим.

Несовершенная конкуренция проявляется в трех формах:

· Абсолютная (чистая) монополия;

· Олигополия;

· Монополистическая конкуренция.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.