Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель 5 конкурентных сил




Сущность этапов формирования конкурентной стратегии

Параметры оценки конкурентоспособности товара

Конкурентоспособность товара в общем случае определяется, как это было показано выше, тремя необходимыми элементами:
- свойствами данного товара,
- свойствами конкурирующих товаров,
- особенностями потребителей.

Конкурентоспособный товар обладает какими-либо конкурентными преимуществами. <Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты:Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания>. Развивая эту позицию, М.Портер определяет свойства и причины конкурентоспособности товаров на международных рынках. Вполне обоснованно определяя решающий вклад в конкурентоспособность товара именно указанными двумя составляющими конкурентного преимущества, он, все же не раскрывает влияние характеристик потребителей товара на оценку его конкурентоспособности.
Следует отметить, что в подавляющем большинстве работ, посвященных конкуренции и конкурентоспособности, рассматриваются только свойства данного товара и свойства конкурирующих товаров. Многочисленные расчетные способы определения конкурентоспособности товара оперируют именно этими группами показателей - параметров качества (технических) и экономических параметров. Рассмотрим более подробно эти способы и определим преимущества и недостатки их использования в системе конкурентоспособности.
От выбора базы сравнения в значительной степени зависит правильность результата оценки конкурентоспособности и принимаемые в дальнейшем решения. Базой сравнения могут выступать:
потребность покупателей;
величина необходимого полезного эффекта;
конкурирующий товар;
гипотетический образец;
группа аналогов.


Для идентификации и анализа благоприятных возможностей и опасностей, с которыми может встретиться фирма в отрасли, используется модель Портера, включающая следующие пять сил:

1) риск входа потенциальных конкурентов: создает опасность прибыльности компании (если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы) и зависит от высоты барьеров входа в отрасль;

2) соперничество существующих в отрасли компаний: проявляющееся под влиянием структуры отраслевой конкуренции, условий спроса, высоты барьеров выхода в отрасли;

3) возможность покупателей "торговаться": представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучшем качестве или сервисе;

4) давление со стороны поставщиков: заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль;

5) угроза появления заменяющих продуктов: существование полностью заменяющих продуктов - серьезная конкурентная угроза, ограничивающая цены компании и ее прибыльность.


Типология конкурентов (по занимаемым позициям)

Тип потребителей и товаров, что им предлагаются
- прямые конкуренты - предлагают похожие товары и услуги похожим категориям покупателей;
- товарные конкуренты – продают одинаковую продукцию разным группам покупателей;
- непрямые конкуренты - продают разные товары похожим категориям потребителей;
- неявные конкуренты - фирмы разного профиля, что выпускают разную продукцию и что предлагают ее разным группам потребителей.

Наибольшую угрозу имеют прямые конкуренты, самую низкую - неявные конкуренты.

Характер влияния деятельности конкурента на предприятие (за Г. Портером)
- «правильные» («красивые) конкуренты - приносят существенную пользу предприятию благодаря поглощению колебаний спроса, укреплению базы для дифференциации, обслуживанию невыгодных сегментов, укреплению имиджа отрасли, блокировке конкурентами возможных путей выхода на рынок новых компаний, дополнительной мотивации к улучшению работы предприятия и тому подобное; основные признаки конкурента: жизнеспособность и доверие потребителей; четкое понимание конкурентом своих слабых сторон; принятие «правил игры»; реалистичные представления конкурента относительно структуры отрасли и собственных позиций; понимание необходимых расходов; стратегия, благоприятная для структуры отрасли; невысокие барьеры для выхода данного конкурента из рынка; низкая склонность к рискам; краткосрочная ориентация; совместимость целей такого конкурента и целей предприятия;
- «плохие» конкуренты.

Наличие значительного количества «красивых» конкурентов способствует достижению баланса сил в отрасли, позволяют стабилизировать позиции и прибыльность представленных в ней предприятий;

Цели анализа конкурентов
- ближайшие конкуренты, которые производят аналогичную продукцию, объемы реализации которой приближаются к объемам реализации данной фирмы;
- более могучие в финансовом отношении конкуренты, рыночная частица которых выше, чем у данной фирмы, а конкурентные преимущества очевидны; сравнительно с такими конкурентами позволяет оценить эффективность конкурентной стратегии фирмы, а в случае необходимости - повысить ее;
- фирмы, которые доминируют на рынке - владеют значительной общей частицей рынка и определяют основные тенденции и динамику рынка; знание данных конкурентов позволяет формировать способы поведения на рынке в разных конкурентных ситуациях;
- все фирмы в рамках географических границ рынка, что делает анализ рынка и конкурентов наиболее полным;
- все возможные, учитывая потенциальных, конкуренты.

Характер реакции (за Ф. Котлером)
- неторопливый конкурент - имеет замедленную реакцией на шаги, которые начинает соперник;
- разборчивый конкурент - реагирует только на определенные типы атак;
- конкурент-тигр - реакция такого конкурента на какие-нибудь наступления соперников всегда стремительна;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.