Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общее понятие о повышении квалификации учителя: цели, сроки, формы. Аттестация педагогических работников, ее задачи, этапы, порядок проведения




Управленческая деятельность в образовании. Функции, принципы и методы внутришкольного управления. Управленческая культура руководителя образовательным учреждением.

Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.

Сущность, структура, функции педагогического общения, проблемы реализации в деятельности педагога-практика.

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятия «педагогическое общение»;

б) встречающиеся проблемы (непонимание друг друга, конфликтные ситуации и др.) в общении педагога и ребенка, педагога и родителей; примеры конкретных педагогических ситуаций;

в) социальные, личностные (психологические) и др. причины этих проблем.

 

В общей теории общения выделяют два его вида:

1. Социально-ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

2. Личностно-ориентированное общение,которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность, или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности.

Выделяют три стиля педагогического общения(А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю. Кондратьев и др.):

1. Авторитарный;

2. Попустительский;

3. Демократический.

Взаимодействие учителя с учениками организуется через разрешение педагогических ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая ситуация – это «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношения и взаимоотношения учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения и способах воздействия на них».

В том случае, когда не удается вовремя разрешить конфликтную ситуацию, возникает конфликт. Среди потенциально конфликтогенных педагогических ситуаций можно выделить следующие:

· ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

· ситуации (конфликты) поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы;

· ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

1. Ситуации и конфликты деятельности.

Ситуации по поводу учебной деятельности часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников и проявляются в отказе ученика выполнять учебное задание. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, завышенные требования учителя, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе.

Конфликтные ситуации на уроках по поводу учебной работы могут привести к напряженным отношениям между учителем и учеником, а иногда и к полному неподчинению учителю, приобрести характер конфликта.

2. Ситуации и конфликты поступков.

Педагогическая ситуация может приобрести характер конфликта в том случае, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах содеянного учеником, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, что, в свою очередь, вызывает вполне оправданное возмущение учеников.

Учителя часто торопятся принять меры, наказать учеников, не считаясь с их позицией, в результате чего ситуация теряет свой воспитательный смысл, а иногда и переходит в конфликт.

3. Ситуации и конфликты отношений.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом ситуаций и, как правило, имеют длительный характер.

Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите от несправедливости и непонимания взрослых.

По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников – в этом проявляется познавательная функция педагогических ситуаций и конфликтов.

 

Педагогический конфликт отличается от остальных конфликтов. Соответственно, он имеет ряд особенностей, присущих только ему. Приведем некоторые из них:

· профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации: ведь школа – модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;

· участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель – ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте;

· разница возраста и жизненного опыта участников ставит их на разные позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении;

· различное понимание событий и их причин участниками (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику справиться со своими эмоциями, подчинить их разуму;

· присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

· профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

· всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

· конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

 

П.П. Борисов предлагает подробную классификацию причин, объединяя все возможные причины в 4 крупных блока.

1. Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс;

2. Социально-бытовые причины: неблагоприятные условия. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка;

3. Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), болезни нервной системы;

4. Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

 

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика понятий «управление в образовании», «внутришкольное управление», «управленческая культура руководителя»;

б) характеристика функций, принципов, методов внутришкольного управления;

в) проблемы и сложности в управленческой деятельности руководителя современной школы.

Управленческая культура руководителя школы представляет собой меру и способ творческой самореализации личности руководителя школы в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении школой.

Учитывая, что управление - это процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений, руководитель школы считает себя целиком и полностью ответственным за этот процесс и его результаты. А потому он сам активно собирает информацию о ходе учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, анализирует ее, планирует, организует, контролирует и регулирует все стороны жизнедеятельности школы.

Для решения многих проблем связанных с процессом обучения в школах создают педсоветы. Педагогический совет - это орган коллективной разработки программы деятельности педагогов. А потому, главная цель его подготовки и проведения - разработка программы совместной деятельности педагогического коллектива по решению проблем, сдерживающих развитие школы, учителей, учащихся и т.д. Следовательно, в состав рабочей команды по его подготовке необходимо ввести человека, владеющего сущностью проблемы и подходами к ее решению, т.е. эрудита. Но без генератора - человека, способного рождать новые идеи и предлагать программы их воплощения в практике, - вряд ли будут успешно реализованы задачи педсовета. Введение его в команду по подготовке и проведению педагогического совета обеспечит разработку проекта программы разрешения педагогической проблемы, выносимой на обсуждение педагогического коллектива. Дополнение состава комиссии (команды) по подготовке и проведению педсовета критиком, экспертом и совершенствователем обеспечит отбор реальных, практически значимых для коллектива идей и будет способствовать доведению до совершенства, как проекта, так и самой программы - управленческого решения педагогического совета.

Современный руководитель школы стремится учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы учащихся и профессиональные возможности учителей, осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им. Однако есть стратегический ориентир, без учета которого школа не сможет стать развивающей и развивающейся. Это неповторимая индивидуальность каждого учащегося и учителя, познание и перевод которой в режим саморазвития - высшая цель всех школьных преобразований педагогического процесса и управления им.

К сожалению, в своей управленческой деятельности руководители школы больше ориентированы на дела, чем на человека, ради которого эти дела намечаются и осуществляются. А потому и учителя больше ориентированы на дела (сам педагогический процесс), чем на личность ученика, его индивидуальное развитие, что не может не отразиться на конечных результатах деятельности школы и удовлетворенности ими. Их педагогическое мышление и управленческая позиция хотя и начинают меняться, но происходит это чрезвычайно медленно.

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности. Принципы:

- Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. (развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей)

- Утверждение гуманистических ценностей (в каждом управленческом решении видеть личность учителя и ученика)

- Системность и целостность в управлении. (взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива)

- Рациональное сочетание централизации и децентрализации. (есть определенная власть у руководителей и высших и низших уровней)

- Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. (опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение, Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса.)

- Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. (Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации.)

В условиях становления и развития национально-региональной системы образования в работе школ возникают трудности во внутришкольном управлении, связанные с имеющимися противоречиями между:

- объективным усложнением потребностей социальной среды и самих школ в новом качестве управления и реактивным, запаздывающим характером управления, проявляющимся в отсутствии механизмов превентивного, опережающего реагирования на возникающие проблемы и благоприятные возможности;

- инновационными процессами в школьном образовании (в том числе и регионализации) и отсутствием механизма обеспечения их согласованного и положительного воздействия на качество образования;

- уровнем развития теории и практики внедрения систем управления в различных социальных системах и низкой наукоемкостью и освоенностью данного направления школьной практикой;

- многообразием качественных признаков, структур и процессов, присущих современным школам, и стихийно сложившимися системами управления ими;

- необходимостью повышения научного уровня управления и существенным отставанием педагогической науки от потребностей регионов в научном сотрудничестве по национально-региональным проблемам;

- расширением компетенции школы и связанным с ним увеличением границ объекта управления и недостаточной профессиональной подготовленностью руководителей школ.

 

 

32. Характеристика основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения: их назначение и содержание.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.Действие федерального законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения, находящиеся на территории Российской Федерации.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.Государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его аккредитации.Структура и требования к содержанию устава образовательного учреждения определены Законом Российской Федерации об образовании. Основы организации управления образовательным учреждением в принципе определены Законом об образовании, а высшим учебным заведением, кроме того, федеральным Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании (ст. 12). В соответствии с Законом об образовании управление государственными и муниципальными учреждениями осуществляется на принципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.Непосредственное управление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят сове­том по контракту; избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предвари­тельным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учре­дителем; нанят учредителем. Полномочия совета и руководителя образовательного учреждения разграничиваются в его уставе..Статус руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения определяется Правительством Российской Федерации.Типовым положением о государственном среднем специальном учебном заведении определены состав его совета, возможность досрочного его перевыбора и его порядок; возможность создания других органов; полномочия директора как органа юридического лица и распорядителя кредита и др.Управление государственным высшим учебным заведением более детально регламентируется федеральным Законом о высшем и послевузовском образовании, Типовым положением о таком учебном заведении.Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет. Он является выборным представительным органом. В его состав входят ректор (он же председатель учебного совета) и проректоры. Другие члены ученого совета избираются общим собранием (конференцией) тайным голосованием.Порядок выбора первого состава ученого совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций.В вузе могут создаваться другие советы по различным направлениям.

Непосредственное управление вузом осуществляет ректор, избираемый тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет и утверждаемый в должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Порядок избрания ректора устанавливается уставом вуза.В пределах своих полномочий ректор издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.

Исполнение части своих полномочий ректор может передавать проректорам и другим руководящим работникам вуза.Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Кафедру возглавляет заведующий. Управление муниципальным высшим учебным заведением строится по той же модели, что и государственным вузом.Основополагающим принципом управления государственным и муниципальным вузом является сочетание единоначалия и коллегиальности.

 

33. Правовой и профессиональный статус учителя в современном образовательном учреждении, должностные обязанности учителя. Проблема личности учителя, его подготовки в трудах зарубежных (Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега) и отечественных педагогов: К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко.

Отвечая на вопрос, вы должны осветить следующие аспекты и выразить свое отношение к ним:

а) характеристика правового статуса учителя в соответствии с Законом РФ «Об образовании»;

б) характеристика должностных обязанностей учителя;

в) характеристика взглядов на личность учителя в трудах зарубежных и отечественных педагогов.

Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необходимое профессиональное образование и соответствующую педагогическую квалификацию, определяемые законом, независимо от национальной принадлежности, пола, социального происхождения и вероисповедания.

Учитель имеет право:

- на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым уполномоченным органом государственного управления образованием;

- участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий;

- создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику;

- поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности;

- индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством;

- досрочную аттестацию с целью повышения категории;

- повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет;

- охрану прав и интересов учащихся.

Учитель пользуется правом работы по совместительству в соответствии с трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Учитель имеет право участвовать в управлении школой.

Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования.

Статья 6. Защита чести и достоинства учителя

Учителю как гражданину гарантируется защита чести и достоинства.

Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений к другим работам, не связанным с их профессиональной деятельностью.

Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

Статья 7. Право на материальное обеспечение

Заработная плата и должностной оклад учителю выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

Учитель школы выполняет следующие должностные обязанности:

 

3.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;

3.2. обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы;

3.3. проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;

3.4. планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеоб­разовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности;

3.5. обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов) в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов;

3.6.оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы, в своей деятельности;

3.7.соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся;

3.8. осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

3.9. вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении;

3.10. участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы, повышает квалификацию;

3.11.обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

3.12.осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

3.13.выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;

3.14.допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации школы в целях контроля и оценки деятельности педагога;

3.15.заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе с оплатой замены в установленном порядке;

3.16.дежурит по школе в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20 минут до начала и в течение 20 минут по окончании сво­их уроков;

3.17.проходит периодические бесплатные медицинские обследования;

3.18.соблюдает этические нормы поведения в школе, быту, общественных местах, соответствующие общественному положению учителя;

3.19.в случае выполнения обязанностей классного руководителя:

ежедневно:

организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися; контролирует: посещаемость учебных занятий обучающимися; успеваемость обучающихся; организацию

питания обучающихся; соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся, если такие требования предусмотрены Уставом школы; оказывает помощь органам ученического самоуправления класса;

еженедельно:

проверяет дневники обучающихся; анализирует состояние успеваемости в классе; проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием (о чем делается запись в классном журнале);

организует работу с родителями (лицами, их заменяющими);

проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе;

ежемесячно:

проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителей; организует работу классного актива; организует заседание родительского комитета класса;

в течение учебной четверти:

участвует в работе методического объединения классных руководителей;

проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы;

заполняет классный журнал и портфолио обучающихся;

проводит классное родительское собрание; представляет в учебную часть учреждения отчет об успеваемости обучающихся класса за четверть;

ежегодно:

оформляет личные дела обучающихся;

анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учащихся в течение года;

составляет программу воспитания класса или план воспитательной работы с классом (план классного руководителя), корректирует модель воспитательной системы класса;

собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1, трудоустройство выпускников, иные установленные формами статистической отчетности материалы по направлению деятельности);

в каникулярное время:

организует работу с классом по дополнительному плану;

организует и контролирует занятость обучающихся «группы риска».

Чрезвычайно большую роль в этом П. П. Блонский отводил личности учителя. Он страстно призывал учителя быть простым и сердечным в обращении с детьми, быть внимательным к их внутренней жизни. «Любите не школу, а детей, приходящих в школу», — говорил он.

Ушинский утверждал личность учителя-воспитателя центром и душой школы: "В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер". Учитель должен иметь твердые убеждения; глубокие знания и умения по тем наукам, которые он будет преподавать; знать педагогику, психологию, физиологию; овладеть практическим искусством преподавания; любить свое дело и беззаветно ему служить.

Ян Амос Коменский говорил, что учитель не должен быть ходячей энциклопедией, а должен помочь ученику ориентироваться в литературе, систематизировать её, выделять главные моменты. Ставил учителя на второе место после родителей. Учитель должен стоять выше всех предрассудков, для него ученик это главное, перед чем он преклоняется.Идеал - образ совершенства, олицетворение наибольших и возможно абсолютных жизненных ценностей.

Должен в совершенстве владеть своим предметом, любить профессию и детей, заниматься постоянным самообразованием. А. Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» На уроке должна доминировать атмосфера бодрости. Преподавание должно быть энергичным, чтобы будить умственные силы учащихся, укреплять их волю, формировать характер.

 

 

В "Российской педагогической энциклопедии" квалификация определяется как "уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой" [22].

С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма.

Основу личности педагога дополнительного образования составляет его профессионализм. Важно отметить, что он не сводится лишь к совокупности профессиональных умений, а определяется еще и уровнем личностно-профессиональных качеств специалистов, направленностью их личности, особенностями мотивации деятельности. Можно сказать, что профессионализм педагога является профессиональная компетентность (от лат. competo – добиваюсь, соответствую, подхожу), имеющая два смысла:

· Круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу либо должностному лицу;

· Знания и опыт в той или иной области, в данном случае в области управления.

Согласно пониманию повышения квалификации Щедровицким П.Г., квалификация в деятельности – это надстройка над деятельностью, закрепляющая:

ü Способы и отношения к самой деятельности;

ü Способы организации и реорганизации этой деятельности;

ü Формы подключения этой единичной деятельности к сложным системам коллективной и кооперированной деятельности.

При этом квалификация – управляющая и регулирующая надстройка, обеспечивающая связь профессиональной и специализированной деятельности с тенденциями развития и возможности включения этой деятельности в межпрофессиональные и корпоративные отношения.

 

 

1. Аттестация педагогических работников проводится с целью подтверждения соответствия работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию работника на установление квалификационной категории (за исключением научно-педагогических работников).

 

2. Проведение аттестации педагогических работников находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых они находятся; государственных образовательных организаций субъекта Российской Федерации, муниципальных и частных образовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, - аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

3. Порядок проведения аттестации педагогических работников устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

О дате, месте и времени аттестации, которая проводится с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, педагогических работников обязан информировать работодатель (п. 21 Порядка аттестации). Такая информация должна быть доведена до сведения работника не позднее чем за месяц до начала аттестации. Факт ознакомления с информацией удостоверяется подписью работника с указанием соответствующей даты. Отказ работника ознакомиться с представлением и (или) поставить свою подпись об ознакомлении не является препятствием для проведения аттестации и оформляется соответствующим актом. Если педагогический работник не ознакомлен с представлением, которое работодатель направляет в аттестационную комиссию, или не ознакомлен с ним в установленный срок, то он вправе потребовать, чтобы его аттестация была проведена не ранее, чем истечет срок, за который его должны были ознакомить с представлением, и срок, в течение которого до него должна быть доведена информация о дате, месте и времени аттестации.

Информация о сроках проведения аттестации для установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к заявленной квалификационной категории, доводится до него аттестационной комиссией в месячный срок, отведенный для рассмотрения его заявления

Аттестация педагогических работников осуществляется в два этапа. Первый этап аттестации педагогических работников - квалификационное тестирование (далее - тестирование). Второй этап - аналитическое обобщение итогов деятельности педагогических работников согласно квалификационным характеристикам должностей педагогических работников.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических работников

 

1. Педагогические работники проходят обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю деятельности педагогического работника не реже одного раза в пять лет.

 

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, создают необходимые условия для повышения квалификации и профессиональной переподготовки своих педагогических работников.

 

3. Финансовое обеспечение дополнительного профессионального образования педагогических работников осуществляется за счет средств организации, с которой педагогический работник состоит в трудовых или гражданско-правовых отношениях.

Дополнительное профессиональное образование может осуществляться также за счет средств юридических и (или) физических лиц по договорам с организациями, осуществляющими образовательную деятельность в указанной сфере.

 

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

 

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:".

 

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

 

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

 

квалификационная категория - уровень требований к квалификации работника, отражающий сложность выполнения работ

 

 

35. Сущность и смысл инновационных процессов в современной отечественной школе.Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл.Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. Теоретические инновацииК теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в результате научно-исследовательской деятельности, положенные в основу инновационных процессов. Практические инновацииК практическим -- новые методики, правила, алгоритмы, программы, рекомендации в области дидактики, теории воспитания, школоведения, технические средства обучения, демонстрационная аппаратура, обучающие и контролирующие устройства, приборы и модели, натуральные объекты, аудиовизуальные средства.Важно отличать новые знания от нововведений в области обучения и воспитания. В одном случае происходит формирование новой идеи, нового знания, в другом -- осуществляется процесс его применения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.17 сек.