Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изготовление аппликации из ткани




Аппликация (от латинского слова applicatio) - прикладывание. В Большой Советской Энциклопедии аппликацию определяют как вид декоративно-прикладного искусства, который, в свою очередь, является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. М.А. Гусакова в пособии для учащихся педагогических училищ дает определение аппликации как одному из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Аппликация, как пишет далее автор, наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность), больших цветовых пятен. Аппликационные работы подчас обладают большой выразительностью. Выразительные средства, которые используют авторы для создания своих работ те же, что используют в работе с лоскутом в технике “пэчворк”. Функциональное назначение этих работ - украшение интерьеров жилых помещений, отделка детской и женской одежды, отделка столового и постельного белья.

Занятия аппликацией располагают большими педагогическими возможностями. Как отмечают авторы пособия “Аппликационные работы в начальных классах”, аппликационные работы способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей и целого, пониманию цвета и его преобразования, воспитывают аккуратность, терпеливость, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, приклеивать детали и т.п.

И.Ю. Муханова аппликацию, как и лоскутную мозаику, относит к одному из традиционных видов лоскутного шитья. При аппликации лоскутные детали нашивают на фоновую ткань. При изготовлении лоскутной мозаики все изделие выполняется из отдельных лоскутков.

Искусство аппликации известно с древних времен. В настоящее время известно множество разновидностей техники выполнения узоров из лоскутков. Издавна источником вдохновения для мастеров народного искусства служил мир удивительной окружающей природы. Для народов Севера наиболее близкими являются изображения оленей, моржей, ели. Для народов Казахстана - ветвистые рога баранов. Богатство форм и ярких красок цветов полей Украины были преобразованы мастерами в декоративные элементы орнамента. Узорами аппликации в восточных районах Башкирии орнаментировались обувь и одежда.

Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы: тувинцы, например, украшая конское седло, сочетают в аппликации кожу с золотисто-желтой корой степного кустарника - караганника, что создает неповторимую по своеобразию и красоте игру светотени и объема. Войлок издавна находил широкое применение у западных тувинцев. Его использовали в украшении головных уборов.

Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных V-III веками до нашей эры. В раскопках Пузырыкских курганов найдены были могилы пяти вождей племен. На захороненных с ними лошадях были седла на которых, благодаря вечной мерзлоте, сохранились аппликации из войлока и кожи. Некоторые, находящиеся в могилах предметы быта и одежда, были также украшены стилизованными изображениями людей, зверей, птиц и приклеены способом аппликации.

Большой популярностью аппликация пользовалась во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков-гербов. Гербы должны быть отчетливо видны с двух сторон, что привело к развитию вышивки аппликацией. Большой популярностью в те времена пользовались так называемые вырезные сицилийские сукна - вырезные узоры из бархата на фоне атласа.

Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI веке в Италии и Испании в церковном одеянии. Они характерны повторением одного и того же мотива и контрастными сочетаниями тонов. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цвета. Например, изображение святого Лаврентия вышито аппликацией по красному бархату желтой тканью с зеленым контуром.

Из истории декоративно-прикладного искусства известно, в начале XIII века в Англии была очень популярна так называемая персидская аппликация или вышивка в персидском стиле. Для этого вида рукоделия использовали ткани, привезенные из Индии. Эти ткани были ярко окрашены, зачастую вручную. Росписью на индийских тканях служили растительные и животные мотивы. В 1721 году, после выхода закона о запрете импорта тканей, индийские ткани стали редкостью, а популярность персидской вышивки резко возросла. Мастерицы использовали лоскуты старой одежды из дорогой и редкой ткани. Они вырезали из нее птиц, животных, цветы, располагали на фоновой ткани и пришивали вручную. Мелкие детали - стебельки цветов, веточки вышивали нитками.

Развитие аппликации в разных частях света привело к появлению интересных экзотических видов этого искусства. В Полинезии и на островах Карибского моря, в Юго-Восточной Азии и в Центральной Америке. В начале XIX века это искусство стало популярным на Гавайских островах. С течением времени здесь развился уникальный стиль аппликации. Узоры ее напоминают экзотические цветы, листья и плоды местных растений. Традиционные цвета гавайской аппликации яркие и простые: красный или синий узор на белом фоне. Единую деталь для такой аппликации (KAPA LAU) вырезают подобно снежинке из бумаги, сложив квадрат ткани в несколько раз и удалив ненужные участки ножницами. Подготовленную деталь нашивают на фоновую ткань. Дополняет узор характерная стежка (LUMA LAU), которая выполняется на 1,5-2 см отступив от края детали. Таких линий может быть 2-3, они расходятся от края узора, повторяя его контуры, как рябь на воде. Единый узор может украсить покрывало, наволочку, скатерть и др. (см. рис 34).

Своеобразный способ аппликации был создан на панамских островах. Этот способ называют прорезной, или обратной, аппликацией. Для выполнения такой аппликации необходимо сложить стопкой несколько слоев ткани. На верхний слой ткани, которая будет фоном узора, наносят несложный рисунок. Рисунок вырезают ножницами, края реза подгибают и пришивают к нижнему слою заготовки. В открывшемся втором слое ткани можно вырезать отверстие и открыть лоскут третьего слоя ткани заготовки и т.д. Таким способом островитяне украшают сумки, одежду, постельное белье и др.

 

Рис. 34. Пример использования орнамента из стилизованных мотивов растительного происхождения в гавайской аппликации.

 

Относительно недавно стал применяться витражный способ аппликации. Такая аппликация дает вторую жизнь пальтовым тканям, которые редко применяются в других видах лоскутного шитья из-за своей толщины и малой пластичности. Техника выполнения витражных работ простая: из ткани вырезают детали узора, соединяют их встык, как в детской мозаике, и закрывают стыки, настрачивая полосы ткани или тесьмы шириной 1-1,5см.

Наиболее распространенный способ изготовления аппликационных работ - ручной. Все детали аппликации вырезают вручную, края их подгибают на 0,5-1см и приметывают к фоновой ткани, а затем пришивают одним из ручных швов - простым петельным или городчатым, крестиком, елочкой, козликом и др. В последнее время детали аппликации стали закреплять машинным способом. Современные швейные машины дают мастерицам неограниченные возможности в подборе декоративных решений (см. рис 35).

 

Рис. 35. Пример изготовления аппликации на ткани из абстрактных геометрических форм машинным способом.

 

Контрольные вопросы.

1. Чем отличается аппликация из ткани от других видов лоскутной техники?

2. В какой стране зародилась техника работы с лоскутом?

3. Назовите наиболее распространенные техники выполнения аппликации.

4. В чем отличие панамской и гавайской технологий выполнения аппликации?

5. В какой технике аппликации используют пальтовые ткани?

 

3.6. Изготовление изделий из гофрированного картона и

бумажного шпагата

Технологии изготовления изделий из гофрированного картона и бумажного шпагата в методической литературе уделяется мало внимания. Тем не менее изделия из этих материалов очень красивы и могут быть выполнены в виде миниатюрных изделий, а так же для оформления жилых помещений или групп детского сада, уголков детских клубов или учебных классов. К изделиям декоративно-прикладного искусства или к изделиям народного творчества трудно отнести такие работы. Скорее это оформительские изделия, предназначенные для украшения интерьеров жилых помещений. Набор выразительных средств, которыми пользовался автор для изготовления изделий, малочислен. В основном это форма, рельеф, структура материала и технологические особенности его обработки.

В данном пособии предлагаем технологии изготовления изделий из гофрированного картона и бумажного шпагата, разработанные составителем пособия.

Виды изделий. Из гофрированного картона можно сделать рамки для фотографий, картинок, аппликаций из разных материалов; картины, выполненные в технике объемной аппликации.

Подготовка к работе. Для изготовления изделий из гофрированного картона потребуются резаки, клей ПВА, фломастеры, простой карандаш; подкладной лист или несколько слоев бумаги, или лист прочного картона; гофрированный картон для упаковки бытовых приборов, канцелярских наборов, косметики и др. Применять упаковки от веществ, имеющих резкие или вредные для здоровья запахи и примеси запрещено, а также не следует использовать картон с пятнами масла, грязи.

Рамки. Рамки для фотографий можно сделать из картона от упаковки кексов или канцелярских наборов. Коробки от канцелярских наборов сделаны из импортного картона, изделия из них выглядят очень эстетично. Картон для упаковки кексов обычно имеет яркую окраску и закрывает гофрированный слой только с одной стороны. Это позволяет делать изделия без окрашивания с красивой рельефной поверхностью.

Рамки можно сделать с основой и без основы. Рамки без основы делают для изделий, выполненных на картоне. Для картинок, фотографий нужны рамки с картонной основой - подрамником. Сначала вырезать основу на которую наклеим фотографию - она должна быть больше размеров фотографии на 1 - 1,5 см. Из остатков упаковки нарезать по 2 полосы шириной 1 - 1,5 см, длиной, равной ширине и длине подрамника. Торцы каждой детали обработать, срезав под углом 90 градусов. Наклеить готовые полосы по периметру основы, так, чтобы в местах соединений двух деталей не было щелей, а края основы о приклеенных полос совпадали по всей длине. Полосы следует нарезать в поперечном направлении.

Рамки без основы делают, учитывая вышеприведенные требования к их изготовлению, но полос необходимо нарезать вдвое больше. Полосы наклеивают в два слоя. Поэтому, ширина верхнего слоя полос должна быть на 0,5 - 1см уже нижних. Полосы приклеивают на бумажную основу, вырезанную по размерам рамки. При сборке изделия полосы наклеивают так, чтобы наружный край рамки был ровным и аккуратным.

Рамы для крупных изделий делают в соответствии с изложенной технологией, но следует учитывать, что торцы изделия у больших рам выглядят не эстетично. Торцы больших рам можно оклеить бумагой или вырезать верхние полосы особым способом. Для изготовления верхних полос берут прямоугольник шириной равной ширине полосы и толщине торца рамы. Заготовку разрезают по линиям разметки, не разрезая нижний слой картона. С той части, которая идет на клапан снимают разрезанный слой картона и гофру. Полосу приклеивают, а клапаном оклеивают торец рамки. Клапан можно сделать на 1,5 - 2 см шире. В этом случае оставшуюся часть клапана приклеивают на изнаночной стороне изделия. Углы рамки предварительно оклеивают картоном. При оклеивании торцов на углах не должно быть щелей. Места сгибов клапана необходимо тщательно обработать гладилкой, так, чтобы они были ровными и аккуратными (см рис. 36, 37).

Обработка торцов указанным способом требует аккуратности и сноровки. Детям сложно выполнить такую обработку. Есть более простые способы отделки этих изделий. Торцы рамки можно по периметру оклеить полоской бумаги, можно оклеить всю рамку тонкими видами бумаги или даже тканью. При оклеивании тканью можно использовать разные способы ее драпировки. Рамки можно украсить аппликацией, блесками, лентами, модными аксессуарами. На верхней детали рамы можно вырезать полосу или узор и снять верхний слой картона, прикрывающий гофру. Рама, обработанная таким способом, выглядит очень декоративно.

Сушат готовые изделия под прессом от 2 до 5 дней. Фотографии или картинки вклеивают в рамки после просушивания.

 

 

Рис. 36. Технология изготовления рамки.

 

Рис. 37. Технология изготовления рамки.

 

Аппликация на гофрированном картоне. Аппликации на гофрированном картоне можно выполнить из плоских деталей или из деталей которым придали объем. Выразительность в таких изделиях достигается с помощью формы и игры теней, поэтому вносить цветовые эффекты здесь не желательно.

Изготовление простейших изделий из гофрированного картона можно начинать с учащимися 3 - 4 классов. Предварительно детей необходимо научить работать резаком, выполнять простейшие эскизы или переносить рисунки через копировальную бумагу.

Начинают осваивать технологию работы с гофрированным картоном с простейших изделий. На заготовку прямоугольной или квадратной формы размером с тетрадь наносят рисунок в котором нет мелких деталей (листочек, грибок, бабочка и т.п.). можно использовать рисунки из книжек - раскрасок. Резаком, по намеченным линиям, вырезают все детали. Разрезать нужно аккуратно, без спешки только верхний слой картона. Подцепить резаком вырезанную деталь и снять ее с поверхности гофры. Волны гофры очищают от остатков картона резаком, стряхивают мусор и начисто протирают сухой тканью. Для того, чтобы изображение было более четким вырезанные края обводят фломастером темного цвета. Изделие можно украсить аппликацией из недостающих деталей, выполненных из снятого с гофры картона или нарисовать эти детали фломастером темного цвета (глазки, усики, травку, капельки росы и др.). Для изделия можно сделать рамку или края его оклеить бумагой, подобранной в тон изделию (см. рис. 38).

Рис. 38. Образец настенного панно.

Наиболее декоративно выглядят изображения, которые делают из снятых с гофры деталей. Снятые детали обрабатывают - срезают неровные края, придают ей объем с помощью ножниц или карандаша и приклеивают на прежнее место или чуть сместив, оставляя небольшие участки оголенной гофры. Таким образом контуры деталей становятся более рельефными, а тень, падающая от объемных деталей, придает изделию особую выразительность. Для таких изделий делают красивую раму. Изделиями украшают стены помещений, детские уголки (см. рис. 39).

 

Рис. 39. Образец настенного панно из объемных деталей.

 

Объемные изделия из гофрированного картона можно сделать другим способом. Для изготовления макетов поверхности земли вырезают детали разной формы и величины. Детали наклеивают одну на другую до получения нужной высоты. Таким образом можно конструировать горные или холмистые поверхности. Заготовку можно оклеить бумагой, окрасить гуашью, украсить деталями отделки. Таким же способом можно сделать декорации для кукольного театра. Гофрированный картон подходит и для изготовления некоторых делай в техническом моделировании и конструировании (гусеницы танка или трактора, стена бревенчатого дома, бревенчатый мостик).

Изготовление изделий из бумажного шпагата. Для работы потребуются ножницы, простой карандаш, проволока, клей ПВА, картон, искусственные цветы.

Из бумажного шпагата можно сделать настенные украшения, цветы, миниатюрные изделия, подарки. Детали изделий можно выполнять в технике плетения: макраме, плетение из бумажных полос.

Изготовление цветов. Для работы необходимо развернуть шпагат. Длинные отрезки бумажного шпагата предварительно смочить холодной водой - это значительно облегчит выполнение трудовой задачи. Полученные полосы не нужно разглаживать до гладкого состояния. Заготовки делят на отрезки нужной длины, из которых получатся лепестки бумажного цветка. Один конец каждого отрезка слегка скрутить, другому концу придать нужную форму. Можно скрутить два конца заготовки (см. рис.40). В процессе работы дети сравнивают свои заготовки с изображенными на таблице лепестками разных цветов (василек, ромашка, мак, хризантема и др.).

Для листьев и стебля цветка берут более длинные заготовки. Листья вырезают, сравнивая со схематическим образцом. Из одного конца отрезка шпагата для стебля делают тычинки. Конец шпагата нужно развернуть и сделать 2-3 надреза длиной 3 - 4 см. Полученные полоски скрутить, а концы их обмакнуть в гуашь того цвета, какого должна быть пыльца на тычинках цветка. Готовые детали для лепестков расположить вокруг тычинок и прочно обмотать полосой шпагата, смазанной клеем ПВА. Вдоль стебля аналогичным образом закрепить листья. Стебли цветов для напольной вазы делают на проволочном каркасе. Для этого отрезок шпагата развернуть по всей длине, намазать клеем и обмотать им проволоку.

Из шпагатных полос можно выполнить плоские детали способом переплетения (корзины, основы для панно, серединки цветов и др.). В технике макраме из тонкого шпагата делают объемные детали и изделия (ветви, стебли, корзиночки и др.).

Панно. Для работы необходимо заготовить нужное количество отрезков шпагата и картонную заготовку круглой или овальной формы, которые пойдут на изготовление основы, четное количество отрезков шпагата для изготовления петель. Первые заготовки развернуть по всей длине и разгладить. Переплести полосы способом полотняного переплетения. Полученной плетенкой оклеить картонную заготовку, неровные концы полос срезать на расстоянии 1 - 1,5 см от края изделия.

Рис.40. Технология изготовления цветов из бумажного шпагата. Сборочная план-схема.

 

На картонной заготовке предварительно нанести разметку для мест приклеивания петель: при помощи линейки разделить окружность на 16 равных частей, через центр круга провести линии, соединяющие противоположные точки разметки.

Для изготовления петель отрезки шпагата развернуть с обоих концов на длину 1 - 1,5 см. Оба конца петли приклеить на картонную основу в обозначенных для этого местах. На изнаночной стороне изделия будут видны приклеенные края плетенки и наклеенные по разметке петли, которые необходимо скрыть. Для этого нужно вырезать соответствующей формы и размера заготовку из бумаги и приклеить ее к основной детали.

Лицевую сторону изделия украсить искусственными цветами. На изнаночной стороне приклеить петельку (см. рис 41).

Рис.41. Технология изготовления настенных украшений из бумажного шпагата. Сборочная план-схема.

 

Контрольные вопросы.

1. Какими умениями необходимо овладеть для работы с гофрированным картоном?

2. Какой прием применяют для того, что бы облегчить работу по разворачиванию бумажного шпагата?

3. Перечислите выразительные художественные средства, используемые автором в изготовлении изделий из бумажного шпагата и гофрированного картона.

 

 

Заключение

Данное пособие не предназначено для глубокого изучения и освоения технологий изготовления изделий народных мастеров. Материал пособия дает лишь общее представление о декоративно-прикладном искусстве, и нацелено вызвать интерес читателя к отдельным видам народного творчества. Более глубокие знания о законах и способах создания изделий декоративно-прикладного искусства слушатели могут получить изучив специальную литературу или в ориентированных на это специальных факультетах. Ознакомление с образцами народных мастеров предложено на примере изготовления простейших изделий, которые учитель может сделать вместе с детьми. Составитель желает творческих успехов любителям и пропагандистам народного искусства.

Литература

 

1. Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1979.

2. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней. Пер. с фр. М., 1982.

3. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л., 1975.

4. Божко Л.А. Бисер. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2003.

5. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М., 1979.

6. Горичева В.С. Куклы. Ярославль, 1999.

7. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. М., 1979.

8. Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 “Дошк. Воспитание” и № 2010 “Воспитание в дошк. учреждениях”. 3-е изд., доп. и перераб. М., 1987.

9. Зайцева Н.К. Украшения. Старинные мотивы. М., 2000.

10. Золушка. Шьем. Пэчворк. М., 1998. № 1.

11. Каган М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории. Л.,1961.

12. Калинина Г.П. Методические рекомендации по преемственности в обучении художественному конструированию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Свердловск, 1985.

13. Калинина Г.П. Элементы художественного конструирования в 1 классе: Методические рекомендации. Свердловск, 1989.

14. Кискальт И. Соленое тесто. /Пер. с нем. М., 2003.

15. Константинова С.С. История декоративно-прикладного искусства. Конспект лекций. Ростов н/Д., 2004.

16. Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. М., 1998.

17. Краткий словарь по эстетике. /Под ред. М.Ф. Осянникова, В.А. Разумовского. М., 1964.

18. Куклы для девочек. /Ред. Е. Хачанян. М., 1999.

19. Ларин А. Узоры для фенечек из бисера. Минск, 2000.

20. Лебединский А. Театр в чемодане. М., 1977.

21. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Панно. Декор. М., 2004.

22. Литвинец. Низание бисером и ручное вышивание. Минск, 2001.

23. Лоскутное шитье. №3, 2003.

24. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутики. М., 1998.

25. Малиновская А.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства в начальных классах. (Постановка проблемы и поиск путей ее разрешения). Тернополь, 1993.

26. Минервин Г.В., Мунилов В.М. О красоте вещей. Книга для учащихся. 2-е изд. перераб. и доп. М., 1981.

27. Муханова И.Ю. Аппликация. М., 2004.

28. Нижнетагильский краеведческий. Рассказ о музее. Свердловск. 1980.

29. Носырева Т.Г. Игрушки и украшения из бисера. М., 2003.

30. Основы художественного ремесла. Москва. 1992.

31. Петров В.П. Рассказы о поделочном камне. Москва. 1982.

32. Попова О.С. Русские художественные промыслы. Москва. 1981.

33. Россихина С.В. Русская народная игрушка. М., 1959.

34. Рукоделие для детей. /Калинич М.М., Павловская Л.М., Савиных В.П. Минск, 1997.

35. Рюмина И. Куклы наших бабушек. М., 1989.

36. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М., 1968.

37. Самсонов Я.П., Туринге А.П. Самоцветы СССР: Справочное пособие. /Под ред. В.И. Смирнова. М., 1985.

38. Свердловский историко-краеведческий музей.: Коллекции и экспонаты. Свердловск, 1992.

39. Советское декоративное искусство 1917-1945. Очерки истории. /В.П. Толстой (отв. ред.) М., 1984.

40. Советское декоративное искусство 1945-1975. Очерки истории. /В.П. Толстой (отв. ред.) М., 1989.

41. Темерин С.М. Русское прикладное искусство. Советские годы. Очерки. М., 1960.

42. Терешкович Т.А. Уроки вышивания. Минск, 2000.

43. Тимофеевский А. Богородская игрушка. М., 1987.

44. Уральский орнамент: традиции и современность. Метод. пособие. /Сост. А.С. Максяшин. Екатеринбург, 1993.

45. Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. М., 1984.

46. Учимся лепить и рисовать. СПб., 1997.

47. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. М., 1954-1961.

48. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. Книга для учащихся. М., 1985.

49. Шрагин Б.И. О декоративно-прикладном искусстве. М., 1963.

50. Щеблыкин И.К. и др. Аппликационные работы в начальных классах. Кн. для учителя. /И.К. Щеблыкин, В.И. Романина, В.И. Кагакова.-2-е изд. испр. и доп. М., 1990.

 

Список использованных иллюстраций.

 

Рис. 1. Пример росписи на бересте. Птица Сирин. Село Пермогорье. XIX век.

В.А. Барадулин. Сельскому учителю о народных промыслах.

Рис. 2. Пример отделки туеса прорезной берестой. Великий Устюг. XIX век.

В.А. Барадулин. Сельскому учителю о народных промыслах.

Рис. 3. Образцы дымковской игрушки Г.И. Барановой и Е.И. Косс-Деньшиной. 1977 год. П.И.

Уткин. Народные художественные промыслы России.

Рис. 4. Работа мастеров Гжели. Квасник. Полуфаянс. XIX век.

А.Б. Салтыков. Самое близкое искусство.

Рис. 5. Пример художественной обработки кости. А.С. Гурьев. Ваза. Ажурная резьба. 1979 год.

П.И. Уткин. Народные художественные промыслы России.

Рис. 6.Пример художественной обработки металла Кубачинских мастеров.

П.И. Уткин. Народные художественные промыслы России.

Рис 7. Пример декоративной росписи на металле. Поднос “Фиалки”. Е.П Лапшин. 1977 год.

П.И. Уткин. Народные художественные промыслы России.

Рис. 8. Пример чугунного литья Каменских мастеров. Дверной навес “Георгий Победоносец”. Конец XVIII века.

Свердловский историко-краеведческий музей.

Рис. 9. Образцы русской вышивки А.И. Демченко и М.А. Дроздовой. 1970-е годы.

П.И. Уткин. Народные художественные промыслы России.

Рис. 10. Изготовление тканых ковров мастерицами Средней Азии. Иллюстрация календаря.

Рис. 11. Пример сочетания формы и назначения.

Б.И. Шрагин. О декоративно-прикладном искусстве.

Рис. 12. Пример русской вышивки ХХ века.

А.С. Максяшин. Уральский орнамент: традиции и современность.

Рис 13. Пример сочетания художественной выразительности формы и производственной технологии.

Б.И. Шрагин. О декоративно-прикладном искусстве.

 

Рис. 14. Пример сочетания свойств материала и художественной выразительности декора.

А.С. Максяшин. Уральский орнамент: традиции и современность.

Рис. 15 Примеры использования линий для орнаментации поверхностей в древние времена.

М.С. Каган. О прикладном искусстве.

Рис. 16. Пример использования спиралевидного орнамента на аттической чернофигурной амфоре. Греция VI век до н. э.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Рис. 17. Пример антропоморфного орнамента. Сцена танца. Роспись на гидрии. VIII век до н. э.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Рис. 18. Пример использования знаков в орнаменте.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Рис 19. Примеры использования выразительных свойств мотивов.

М.С. Каган. О прикладном искусстве

Рис. 20. Кресты. Японские семейные гербы. Европейские гербы.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Рис. 21. Пример стилизации в конструировании растительных мотивов.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Рис. 22. Пример использования линейного и концентрического орнамента в русской вышивке.

Лена. Рукодеолие. № 2. 2005 г.

Рис. 23. Пример использования инверсии и симметрии в национальной вышивке народов Севера.

П.И. Уткин. Народные художественные промыслы России.

Рис 24. Пример использования относительной симметрии в росписи тарелки.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Рис. 25. Использование сетчатого орнамента в отделке старинного трона.

Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней.

Рис. 26. Пример использования сетчатого орнамента в женских украшениях из бисера.

Рис. 27. Образцы игрушек и украшений из бисера. Худ. Н. Ильченко.

Т.Г. Носырева Игрушки и украшения из бисера.

Рис. 28. Образец работы в технике “пэчворк”.

Золушка. Шьем. Пэчворк. №1. 1998.

Рис. 29. Пример использования геометрического и растительного орнамента в работах из лоскута.

Золушка. Шьем. Пэчворк. №1. 1998.

Рис. 30. Стилизованное изображение птицы в рельефном орнаменте.

И. Кискальт. Соленое тесто.

Рис. 31. Стилизованные мотивы растительного происхождения в рельефном орнаменте.

И. Кискальт. Соленое тесто.

Рис. 32. Образец куклы-самоделки. В отделке изделия использованы кружево, тесьма, орнаментированная природными мотивами.

В.С. Горичева. Куклы.

Рис. 33. Технология изготовления фигуры человека из соломы, мочала, ниток.

В.А. Барадулин. Сельскому учителю о народных промыслах.

Рис. 34. Пример использования орнамента из стилизованных мотивов растительного происхождения в гавайской аппликации..

И.Ю. Муханова. Аппликация.

Рис. 35. Пример изготовления аппликации на ткани из абстрактных геометрических форм машинным способом. Фотография U. Hamsch.

Рис. 36. Образец рамки.

Рис. 37. Образец рамки.

Рис. 38. Образец настенного панно.

Рис. 39. Образец настенного панно из объемных деталей.

Рис.40. Технология изготовления цветов из бумажного шпагата. Сборочная план-схема.

Рис.41. Технология изготовления настенных украшений из бумажного шпагата. Сборочная план-схема.

 

 


Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 3625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.