Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусстве




Единство красоты и формы в декоративно-прикладном

II. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 

Жизнь человека в последние годы резко изменилась. В нашем доме появилось много новых разнохарактерных вещей. В связи с этим выше поднимается планка требований к уровню эстетической культуры, все острее чувствуется необходимость умения разбираться в том, что красиво.

Красота вещей и их сочетаний друг с другом определяется некоторыми закономерностями, знание которых составляет элементарную эстетическую грамотность.

Классификация признаков предметов достаточно подробно рассмотрена Г.П. Калининой и изложена в методических рекомендациях по организации конструкторской деятельности школьников [13]. Рассмотрим их в сокращенном виде.

Предметы утилитарного назначения так же, как живописи и скульптуры характеризуются формой. Простые предметы имеют известные нам геометрические формы: квадрат, круг, овал, треугольник, конус, призма, цилиндр и др. Но преобладающее число предметов имеют сложную форму.

Форма может обойтись без украшений, если она обладает высокими художественными достоинствами. Для передачи художественных достоинств формы предметов используют такие средства, как изящество контуров, симметрию и асимметрию, размер, объем, красоту материала, из которого они сделаны.

В то же время предметы утилитарного назначения должны обладать гармоничностью формы. Гармоничная форма создается по законам красоты. Она достигается верно найденным соответствием между отдельными частями предмета с самим предметом. Процесс создания гармоничного произведения носит название “ композиция ”. Композиция опирается на органичность и целостность внешней формы предмета. Чем больше декор подчеркивает форму предмета, тем лучше он сочетается с формой этого предмета. Это означает, что созданная композиция настолько цельна, что каждый ее элемент органично составляет единое целое. Тогда завершенная композиция воспринимается как естественно созданная. Если пропорции предмета однообразны, он теряет выразительность.

Одним из признаков гармоничной композиции является соподчиненность. Это качество присуще сложным композициям, в которых все части органично связаны в единое целое, при выпадении одной из частей изделие будет выглядеть как несколько самостоятельных отдельных элементов. Соподчинение частей композиции связано с симметрией. Предмет, состоящий из симметричных отдельных групп, не воспринимается как единое целое. Объединяет составляющие элементы композиции ось симметрии. Для примера рассмотрим тело человека. Ни один из составляющих его членов (рука, нога) не является симметричным по отношению к оси симметрии, которая композиционно объединяет туловище и все части тела человека.

Признаком гармоничной композиции является также пропорциональность. Приведение всех частей целого в пропорциональный единый строй - необходимая составляющая выразительности предмета, все части которого должны быть соразмерны. Это требование к конструированию любого предмета глубоко коренится в сознании человека. С помощью отношений различных величин мастер добивается совершенства в композиционном решении. Пропорции складываются обычно в результате корректировки уже имеющейся основы. Например, в нашем сознании мы имеем образ идеальной фигуры человека, в которой все соразмерно. Мы можем легко оценить заметные изменения таких норм. У одного человека руки длиннее нормы, у другого - ноги слишком коротки или голова больше обычной и т.д. Такое же несоответствие может быть и у вещей. В них мы тоже наблюдаем большую или меньшую соразмерность частей между собой и в соответствии с этим можем судить об их красоте.

Большое значение при составлении композиции имеет чередование некоторого числа элементов, т.е. ритм. Простой повтор элементов мы встречаем в архитектуре: в греческих храмах, в римских амфитеатрах, где использовано повторение рядов арок.

Важным средством изображения в декоративно-прикладном искусстве является масштабность, которая оказывает определенное влияние на создание художественного образа. Человеческому сознанию свойственно некоторое внутреннее “мерило”, на основе которого утвердились представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением. Поэтому при выборе масштабности мастер ориентируется на такой размер, который соответствует его представлениям и не нарушает соотношения предмета и среды, в которой он находится.

Внешний облик предмета можно передать с помощью такого свойства, как пластичность. Даже если предмет имеет одну и ту же объемно-пространственную структуру, ему можно придать разную форму. Пластичность позволяет выразить отношение мастера к предмету. К примеру, одну и т же вазу можно с помощью округлений или прямых линий сделать совершенно не похожей на первоначальный вариант. Подчеркиванием вертикальных линий в предмете мастер добивается изящества в изделии, подчеркивая горизонтальные линии - создает впечатление устойчивости.

А.Б. Салтыков [36], рассматривая закономерности, которыми определяется красота вещей, отмечал, что красота никогда не должна мешать назначению вещи, препятствовать ее употреблению. Вещи не должны быть бессмысленными, бесполезными, нелепыми - удобство и полезность являются непременными спутниками красоты во всем, чем пользуется человек.

Б.И. Шрагин в книге “О декоративно-прикладном искусстве” [49] приводит пример сочетания формы и назначения вещи: на рисунке книги изображен рубанок, изготовленный крестьянским мастером Средневолжского района. Он представляет фигуру лежащего льва. Автор так “рисует” образ этого изделия: “Величественно - спокойная поза могучего животного, суровое выражение его физиономии - все выразительное богатство этой скульптуры приноровлено к тому, чтобы подчеркнуть и силу, и плавность, и “злость” движения инструмента по поверхности обстругиваемой доски. Но в то же время тело льва представляется излишне вытянутым, непропорционально длинным, задняя часть туловища кажется слишком маленькой по масштабу и вообще как бы механически приставленной, заимствованной от какого-то другого зверя (см. рис. 11).

Рис. 11. Пример сочетания формы и назначения

 

Однако, - как подчеркивает автор, - эти мнимые несовершенства сразу исчезают, как только представляешь себе, что это не просто фигурка, изображающая животное, а рубанок, который предназначен для того, чтобы им работали, чтобы его держали в руках. Тогда станет ясно, что в самих отступлениях от правдоподобного воспроизведения природы есть строгая логика и четко осознанная преднамеренность. Например, задняя часть туловища льва очень удобна для охватывающей его руки, рельефная львиная грива, которая должна служить ручкой рубанка, не будет выскальзывать из-под ладони, а общее нарушение пропорции помогает избежать неприятного нарушения неестественности от вставленной в львиную спину подставки для резца. Все в этом изделии продумано с таким расчетом, чтобы им одновременно было и удобно и приятно работать”.

Роль рельефа значительна не только в изделиях из дерева. Особенно велико значение рельефа в архитектуре, так как выпуклые и углубленные изображения являются основным видом декоративной обработки камня. Самым распространенным является декор из лепных материалов, выявляющий объемы игрой светотени. Рельеф очень важен также в ювелирном искусстве и художественной обработке металлов.

В красивой вещи не только форма должна соответствовать назначению, но отдельные части также должны отвечать своей формой назначению. Примеры такого сочетания приведены А.Б. Салтыковым в книге “Самое близкое искусство” [36]. Так, например, низ должен отличаться от верха так, чтобы никому не могло прийти в голову перевернуть вещь вверх ногами, подставка не должна сливаться с предметом и выглядеть как отдельный предмет и др. Таким образом, связь формы и назначения предмета должна быть органичной.

Однако украшения вещи не всегда уместны, некоторые из них даже портят вещь и теряют собственные качества. “Содержание украшений, - пишет А.Б. Салтыков, - никогда не должно вызывать чувств, противоположных тем, которые вызывают назначение предмета. Так, например, коробка для женских рукоделий непременно связывается с представлением о домашнем уюте, о мирной семейной жизни. Такая коробка может быть украшена разными геометрическими или растительными орнаментами, пейзажами, бытовыми сценами, но будет весьма нелепо, если на ней окажется копия с картины Репина, изображающей убийство Иваном Грозным своего сына, или с картины Сурикова “Утро стрелецкой казни” [там же].

Соответствие формы назначению предмета - важное условие конструирования, но одного его недостаточно, чтобы создать красивую вещь. Эти требования необходимо учитывать по отношению к материалу и украшению предмета.

А.Б. Салтыков по этому поводу пишет, что материал, из которого делает мастер изделие, также отбирают в соответствии назначению вещи: “Некоторые вещи можно делать только из одного материала, другие из многих, но во всех случаях вещь бывает хороша тогда, когда материал, из которого она сделана, вполне отвечает ее назначению и форме. Тогда она воспринимается вполне естественно, вызывает у нас чувство удовлетворения” [там же].

Разные материалы имеют разные характерные ему свойства: текстурные - твердость, строение, цвет; фактурные - гладкость, шероховатость поверхности. В декоративных изделиях эти особенности должны быть ярко выражены. Любая подделка природных свойств предмета вызывает у человека неприятные, противоречивые чувства. В кухонной посуде можно встретить примеры изготовления глиняных изделий, расписанных “под дерево”. Нарисованные на них прожилки, слои деревянной фактуры, блеск глазури не имеют той жизненной ценности, которая присуща деревянным изделиям. В то же время не свойственная глине окраска “под дерево” скрывает выразительные качества, присущие глиняным изделиям. Такой же эффект имеет место, когда кожаные вещи окрашивают в металлические цвета.

Цвет имеет решающее значение в создании отделки любых изделий. Используя разные цветовые оттенки, мастер передает свое настроение и отношение предмету. Так, цвет весенней свежей зелени вызывает у нас чувство радости и надежды от сознания зарождающейся жизни, ожидания поворота к чему-то новому, лучшему.

Многие народы используют цвет в символике. Так, черный цвет у европейцев - цвет траура, у японцев цвет траура - белый. Красный цвет используют в основном в знаковых системах, часто для обозначения опасности. К примеру, при изготовлении знаков дорожного движения.

Цвет давно используется в медицине как профилактическое и терапевтическое средство. Изучив воздействие цвета на психику человека, ученые рекомендуют шить рабочую одежду определенных цветов. К примеру, для работников промышленных предприятий - синего цвета, для медицинских работников - зелено-голубых тонов, для работников дорожных служб - красно-оранжевых, а для работников патрульно-постовых служб - сине-зеленых тонов со светоотражающей отделкой и т.д. Специальная цветовая гамма рекомендуется и для окраски жилых, служебных, детских помещений.

Восприятие цвета у большинства людей сходно, но каждый человек отдает предпочтение какой-то одной цветовой гамме. Так, пожилые люди предпочитают темные оттенки, а молодые - светлые, яркие. Поэтому люди называют иногда краски тяжелыми, легкими, радостными, печальными, скромными, вызывающими. Цвет, каким бы он ни был, всегда должен согласовываться с формой, материалом и назначением вещи. Предметом эстетической грамотности и воспитания вкуса непременно должно стать изучение закономерностей колористической стороны цвета.

Выделяют чистые (хроматические) цвета спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и ахроматические - белый, серый, черный.

Теплые: красный, оранжевый, желтый; промежуточные: желто-зеленые тона; холодные: фиолетовый, синий, голубой.

В книгах “Дизайн” [48] авторов Л.М. Холмянского и А.С. Щипанова и “Самое близкое искусство” [36] А.Б. Салтыкова приведены примеры о том, как художники используют цвет в своих произведениях. Например, предметы, изображаемые на плоскости, которые мастер желает визуально приблизить или удалить по отношению к нам, он может расписать соответственно в оранжевом или красном тонах, в голубом или синем. Темные цвета делают предметы зрительно весомее, массивнее, чем светлые. Цвет влияет на восприятие размера: светлое пятно на темном фоне кажется больше, чем равновеликое ему темное, белое всегда кажется больше черного. Цвета могут “усиливать” друг друга, если их поместить вместе (красный и зеленый), “смягчать” - если они в цветовом круге соседние по своему положению (синий и зеленый). Цвета одинаковой тональности (светло-синий (голубой) и светло-желтый) могут не гармонировать между собой, и эти же цвета, если изменить их тональность (синий и желтый), весьма удачно сочетаются. В декоративно-прикладном искусстве цвет и форма как средства выразительности занимают равное и первостепенное положение.

Одно из обязательных условий создания предметов декоративно-прикладного искусства - связь формы с технологическими способами ее обработки. С каждым новым витком в развитии техники и производства расширяются возможности извлекать из материалов природы неведомые прежде качества. К примеру, на смену ручной обработке металла пришли инструментальные способы обработки, на смену тяжелому труду по заготовке деревянных болванок пришли станочные способы деревообработки. Большие изменения происходят в технологии обработки камня, глины, волокнистых материалов и др.

Б.И. Шрагин приводит пример художественной выразительности формы с производственной технологией в кружевных изделиях и в вышивке народных мастериц. “Основой для рисунка здесь служит переплетение нитей, которое отличается четким единообразием поверхности ткани, образуемой вертикальными и горизонтальными линиями, а также постоянным переплетением одних и тех же крестиков, квадратиков и углов. Вышивка и рисунок кружева призваны украсить поверхность ткани, сделать ее еще более разнообразной, интересной, лишить ее нудного однообразия. Казалось, тут можно поступить с тканой поверхностью, как заблагорассудится, наносить на нее любые изображения.... Однако совсем иначе поступали народные мастерицы. Они тоже плели и вышивали сложные узоры и изображения, но при этом всегда строго следовали требованиям, которые предъявлялись структурой ткани и подсказывались условиями ее обработки (см. рис. 12,13,14).

 

Рис. 12. Пример русской вышивки ХХ века

 

Рис. 13. Пример сочетания художественной выразительности формы и производственной технологии

 

Рис. 14. Пример сочетания свойств материала и художественной выразительности декора

 

... Например, ноги лошади или других животных оказываются здесь согнутыми в четких и строго геометрических углах, хвосты отвесно спускаются вниз и изображаются строго прямыми, параллельными линиями. Женские фигуры изображаются простым соединением треугольников, квадратов и ромбов. Так и чувствуется, что вышивальщица “вычитывала” свои изображения из тех деталей, которые можно было увидеть в имеющихся переплетениях нитей основной ткани. При этом она следила, чтобы при всем богатстве деталей сохранялась строгая их повторяемость: единый ритм ткани не должен разрушаться, какой бы причудливой не становилась ее поверхность” [49].

Г.П. Калинина [12], исследуя процесс развития детского конструирования, изучила проблему особенностей восприятия человеком художественных объектов. Автор акцентировала внимание на том, что художественные произведения воспринимаются человеком не по отдельным признакам, а комплексно. Поэтому, чтобы мастеру обратить внимание зрителя на какие-то особенности создаваемого им изделия, необходимо учитывать художественно-конструкторские свойства предметов и способы их сочетаний. Г.П. Калинина выделила несколько групп, которые объединяют различные сочетания признаков.

Сочетания цвета и формы:

- угловатость формы снижается гармоничным сочетанием цветов, а повышается - контрастным сочетанием;

- пластичность формы усиливается гармоничным сочетанием цветов, понижается - контрастным сочетанием;

- легкость формы усиливается гармоничным сочетанием светлых тонов цвета, снижается от контрастного сочетания цветов;

- массивность формы усиливается от сочетания контрастных цветов и с помощью темных тонов цветовой гаммы;

- динамичность формы усиливается контрастным сочетанием цветов, снижается - гармоничным сочетанием;

- статичность формы усиливается гармоничным сочетанием цветов, снижается с помощью контрастных цветов.

Сочетание материала и формы:

- угловатость, легкость, динамичность формы усиливается при использовании упругого твердого материала, снижается, если материал пластичный, мягкий;

- форма кажется более пластичной, массивной и статичной, если для ее изготовления использовали мягкий материал, эти свойства визуально снижаются при использовании твердого, хрупкого материала.

Сочетание форм:

- сочетание пластичной и угловатой формы снижает угловатость всего предмета в целом;

- сочетание легкой и массивной формы делает вещь визуально изящнее;

- сочетание динамичной и статичной формы вызывает чувство покоя.

Сочетание формы и назначения:

- угловатая и пластичная формы часто используются вместе для создания единства в ансамбле различных предметов;

- легкость формы используется для снятия чувства напряжения, массивность, наоборот, усиливает это чувство;

- динамичность формы усиливает состояние движения, статичность- состояние покоя.

Рассматривая изделия народных мастеров, трудно провести границу между оценкой пользы и красоты этих изделий. Эстетические и утилитарные свойства в изделиях народных мастеров гармонично дополняют друг друга. Цель гармонизации предметного мира определили Г.Б. Минервин и В.М. Мунилов в книге “О красоте машин и вещей” [26] как обеспечение наиболее рациональной взаимосвязи человека с предметным миром, наиболее эффективную и здоровую организацию его труда, учебы, быта и отдыха.

 

Контрольные вопросы

1. Какие выразительные средства используют народные мастера для создания своих изделий?

2. Какое влияние на целостное восприятие предмета оказывают их отдельные признаки?

3. С какой целью художнику необходимо знать соотношения художественно-конструкторских свойств предметов?

4. С помощью каких средств можно передать изящество формы декоративных изделий?

5. С помощью каких средств достигается гармоничная форма изделия?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.