Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы фонетические позиционных чередований. Нейтрализация фонем. Архифонема. Гиперфонема




Билет 21

Чередование – замена одного звука другим, происходящая в одном и том же месте одной и той же фонемы, но в разных словах или словоформах (ко[з]а – ко[с]).

 

Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой-либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе (оглушение на конце слова: подру[г]а-дру[к], но[г]а-но[к]; «фатально тотально».).

(казань – казанский; искл. июнь - июньский).

 

Типы фонетических позиционных чередований:

· Параллельное чередование

 

Р1 Р2 Р3

 

/р/: смот[р]ы смот[ро]у смот[рꞈ]

/л/: смыс[л]ы смыс[ло]у смыс[лꞈ]

Фонемы /р/ и /л/ образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях. При этом в каждой позиции /р/ и /л/ представлены разными звуками, но фонемы различаются во всех позициях

 

· Пересекающееся чередование

Р1 Р2 Р3

/с/: ко[с]а ко[со

 

 

ко[сꞈ]

 

/з/ ко[з]а ко[зо

Фонемы /з/ и /с/ образуют пересекающиеся ряды звуков. Эти фонемы, различаясь в позициях перед гласными, совпадают на конце слова.

Нейтрализация фонем – совпадение/неразличение нескольких фонем в одном звуке. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним звуком. Нейтрализация фонем связана с их чередованием в одних и тех же морфемах, это снятие противопоставления фонем.

Среди гласных возможна нейтрализация и трех, и четырех фонем, например: /а/ - /о/ - /э/ во втором предударном слоге после тверд. совпадают в звуке [Ə]: ж[а]рко - ж[Ə]рковато, ш[о]пот - ш[Ə]поток, ц[э]нтр - ц[Ə]нтовой. Среди согласных возможна нейтрализация и большего количества фонем.

Следует отличать нейтрализацию от простого отсутствия противопоставления фонем в какой-либо позиции, когда нет такового чередования. Напр., на конце слова возможны только твердые [к],[х] и не встречаются мягкие заднеязычные. Но из этого не следует, что на конце произошла нейтрализация в твердых звуках твердых и мягких заднеязычных фонем, т.к. нет разных морфем, где твердые и мягкие заднеязычные противопоставлялись бы друг другу в одних и тех же позициях и совпадали в твердых заднеязычных на конце слова. Такой случай, когда при отсутствии нейтрализации одна из парных фонем не употребляется в опр. позиции, некоторые фонологи называют мнимой нейтрализацией

Архифонема – языковая единица, представленная всем рядом позиционно чередующихся звуков, составляющих общую часть нейтрализованных фонем. Термин был предложен Пражской фонологической школой.

/с/:[с]-[со]-[с’]-[с’о]

[с]-[со]-[з]-[зо]-[с’]-[с’o]-[з’]-[з’o]-[ш]-[шо]-[ж]-[жо]-[ш’]-[ш’o]-[Ɵ]

/з/:[з]-[зо]-[з’]-[з‘о]

Гиперфонема – функциональная единица, представленная в конкретной морфеме одним звуком или рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая однозначно к одной из этих фонем и к сильной позиции в данной фонеме. Это особый случай реализации в отдельной морфеме лишь части всего ряда позиционно чередующихся звуков, воплощающих фонему.

В отличие от фонемы и архифонемы, которые являются единицами фонетического яруса языка, гиперфонема – это единица, характеризующая фонемный состав отдельных морфем.

Если мы не можем определить фонему, то пишем на ее месте гиперфонему

 

22. Позиционные чередования согласных звуков

 

23 позиционные чередования по месту и способу

 

24. Позиционные чередования по долготе и краткости

 

 

 

25. Поз.чередования в зависимости от места по отношению к ударению

 

26. поз. чередования в зависимоти от соседства твердых и мягких согл

 

 

30. Состав гласных фонем русского языка.

В языке столько фонем, сколько звуков в одних и тех же сигнификативно сильных позициях. В большинстве случаев выделение фонем не представляет трудностей. Нет сомнения, что в русском языке есть фонемы/и/, /э/,/о/,/а/,/у/, они встречаются в сильной позиции в огромном количестве слов. Но как быть, если звук в сильной позиции встречается в одном только слове, или в редких словах, или в словах, принадлежность которых русскому языку сомнительна? Среди лингвистов здесь нет единства во взглядах.

Звук [ы] в абсолютно сильной позиции, т.е. под ударением в начале слова, бывает только в названии буквы Ы и в производных от него узкоспециальных терминах Ыкать, Ыканье. В географических атласах можно встретить такие названия, как Ыгыатта, Ыйсон, Ынакчанский и др. с начальным безударным [ы]. На этом основании представители П(Л)ФШ выделяют фонему /ы/.

Многие другие лингвисты, в том числе представители МФШ, выделяют в русском литературном языке только фонемы /и/,/э/,/о/,/а/,/у/.

Топонимы с начальным Ы не являются словами русского языка, и по ним нельзя судить о русской фонетической системе. А названия букв (в том числе и название буквы ы) – это термины. У терминов своя фонетическая подсистема.

Редкие слова, термины, междометия – это тоже слова русского языка. Поэтому на вопрос о том, есть ли в русском языке фонема /ы/, противопоставленная другим гласным фонемам, следует ответить: есть, но только в фонетической подсистеме необщеупотребительных слов. В фонетич. Подсистеме общеупотребительных слов пять гласных фонем: /и/,/э/,/о/,/а/,/у/.

 

31. Состав согласных фонем русского языка.

Выделение большей части согласных фонем не представляет трудности: /п/-/п’/-/б/-/б’/-/в/-/в’/-/ф/-/ф’/-/м/-/м’/-/т/-/т’/-/д/-/д’/-/с/-/с’/-/з/-/з/-/ц/-/н/-/н’/-/л/-/л’/-/р/-/р’/-/ш/-/ж/-/ч’/-/j/-/к/-/г/-/х/ - 32 фонемы. Столько разных звуков выступает в сильной позиции, например, перед ударным [а] в словах пар, бас, факт, пятый, вал, вялый, мак, мята, рад, ряд, яд, камень и др.

Есть и спорные вопросы в определении состава согласных фонем.

· Звуки [к],[ г],[ х] чередуются с [к’],[ г’],[ х’]

Им. Ру[к]а но[г]а со[х]а

Р. ру[ к’]и но[г’]и со[х’]и

Д. ру[к’ ]е но[г’]е со[х’]е

В. ру[к ]у но[г]у со[х]у

Тв. ру [к ]ой но[г]ой со[х]ой

Пр. ру[к’]е но[г’]е со[х’]е

Звуки [к’],[ г’],[ х’] выступают перед [э, и ], а [к],[ г],[ х] – перед [у, о, а ] (в учебнике Касаткина – в остальных позициях).

Основатели МФШ рассматривали это чередование как фонетическое позиционное и считали, что [к], [к’] воплощают одну фонему /к/, ],[ г],[ г’] - /г/,[ х],[ х’] - /х/.

С другой точки зрения(в том числе Каленчук) это неправильно(то, что выше). [к’],[ г’],[ х’] воплощают фонемы /к’/,/г‘/,/х‘/, противопоставленные /к/,/г/, /х/. Основания таковы: звук [к’ ] перед [о], [а] выступает в формах слова ткать: т [к‘о]шь, т[к‘о]т,т[к‘о]м, т[к‘о]те, т[к‘а]. Правда, это только одно старое исконно русское слово, но оно относится к числу общеупотребительных. Уже этого одного слова достаточно для того, чтобы считать, что в фонологической системе русского языка /к/ - /к’/ противопоставляются в одной и той же позиции – перед фонемами /о/,/а/: [ко]т - т[к’о]т, т[ка]ть - т[к‘а].

Кроме того, [к’ ] перед [о],[у] встречается в вошедших в русский язык заимствованных словах, в том числе и широко распространенных: бракёр, ликёр, кювет, маникюр и др.

А также позиция перед [э]: [гэ]С – [г’э]рб и др.

· Существуют разные точки зрения на то, какие фонемы воплощают звуки [ш‘:], [ж‘:] в таких словах, как [ш‘:]и, [ш‘:]ука, [ш‘:]астье, ра[ш‘:]ёт и др., во[ж‘:]и, дро[ж‘:]и, е[ж‘:]у и др.

Широко распространено мнение, что эти звуки представляют особые фонемы, обозначаемые как /ш’:/,/ж’:/, или /ш’/,/ж’/. Звуки [ш‘:], [ж‘:] при такой трактовке фонологические нечленимы, каждый из них нельзя рассматривать как воплощение двух фонем, так как кратких [ш‘], [ж‘] в позициях, где различаются долгие и краткие, не существует; долгота [ш‘:], [ж‘:] неразрывно связана с мягкостью этих шипящих, поэтому она фонологически несущественна.

Другая точка зрения - [ш‘:], [ж‘:]представляют сочетания фонем, аргументы следующие.

Некоторые лингвисты, рассматривающие [ш‘:] как воплощение одной фонемы, указывают, что [ш‘:] может в отдельных случаях представлять и сочетания фонем: /шч’/ - веснушчатый (с /ш/ и /ч’/ на стыке морфем, ср. весну/ш/ка и узор/ч’/атый), /жч’/ - перебежчик(ср. перебежать и летчик), /сч’/ - песчинка (ср. песок, песка, песочек и горько, горчинка). Эти сочетания фонем идентифицируются на основании чередований со звуками в сигнификативно сильных позициях. В сигнификативно слабой позиции, когда последней фонемой сочетания является /ч’/, они нейтрализуются в звук [ш‘:].

Фонема же /ш’/ постулируется для случаев, где отсутствуют такие чередования. Иначе говоря, /ш’/ оказывается всегда в непроверяемой сигнификативно слабой позиции. Между тем наличие особой фонемы в языке определяется только по сигнификативно сильной позиции.

· В фонологических описаниях русского литературного языка обычно указывается на наличие в подсистеме согласных фонем одной заднеязычной звонкой фонемы /г/. Однако есть основания для включения в эту подсистему и фонемы /ɣ/.

В современном русском литературном языке [ɣ] перед гласным, где он воплощает фонему /ɣ/, обязателен только в одном широко употребительном слове бухгалтер [буɣалт’ир], а также в междометиях ага, ого. Допустимо произношение г наряду с ɣ в словах бухгалтерский, бухгалтерия, междометиях Господи, ей-Богу.

Таким образом, в совр. Рус. Литер. Языке фонема /ɣ/ имеет незначительную функциональную нагрузку и находится на грани исчезновения. Однако пока этого не произошло, необходимо включать в состав согласных фонем и /ɣ/.

Таким образом, в совр. русском литературном языке выделяется 36 согласных фонем..

 

 

32. Система гласных фонем русского языка.

Состав фонем определ по абсолютно сильной позиции. Для гл в срля это позиция под ударением. В ней нейтрализуется 5 гл, например, после тв согл –[о], [а], [ы],[ у],[ э], следовательно, в срля 5 гл фонем(а-о-и-у-е). Гласные [и], [ы] не встречаются в одной и той же позиции, т е находятся в отношениях доп дистрибуции: [ы] возможно только после тв согл, а [и] в остальных случаях. Поскольку в начале слова, где влияния предшествующего согл нет, произносится [И], то именно [и] и считается основным видом фонемы. То же относится к звукам [е] и [э]: после тв согл произносится [э], а после мягк [е]. В необусловленной позиции [е] и [э] находятся в отношениях свободного варьирования, однако чаще в этом положении произносится [е], поэтому именно его можно считать основным видом фонемы {е}. Реализация гл в р яз зависит от их положения относительно ударения и от наличия/отсутствия предшествующего согл, а при его наличии от его качества, в особенности от тв/мягк). Кроме, того некот особенности реализации гл фонем в безуд слогах после мягк согл зависят от старшего и младш орфоэпических стандартов, кот применительно к гласным назыв «иканьем» и «эканьем». При экающей норме произношение фонем {а},{ о},{ э} реализуется гл пониженной ступени подъёма по сравнению с гл, реализующими {и}; при икающей норме все 4 гл фонемы совпадают в произношении, кот обычно передаётся как [и]. Для фонемы {у} все позиции являются сильными. В старшей орфоэпической норме все позиции явл сильными для фонемы {и}. В старшей орфоэпической норме слабыми явл все позиции в любом безуд слоге для фонемы {а}, {о}, {е}, а в мл норме для фонем {а}, {о}, {е}, {и}.

фонемы 1 предуд 1 предуд 1 предуд 2предуд 2предуд Под уд Под уд Под уд уд
  После t После T` После тв шипящ После t После T` tat T`at Tat` T`at`
а А и А ъ Ь А А +1 т А+1т А+2т
о А И Ы Ъ Ь О О+1 т О+1 т О+2т
э Ы И Ы Ъ Ь Э Э Э э
и Ы И Ы Ъ Ь Ы и ы И
у у У у У у У У у у

 

32. Система согласных фонем русского языка.

В языке стольо фонем, скольо звуков в сильной позиции. Звуки под ударением в русском языке [аоиэу] дОм, дАм, дУм

В позиции под ударением сигниф сильной фонемы и у – верхнего подъема, в безударных тоже, но значение дп верхний подъем различно в позиции под ударением и в безуд позициях. Содержание дп верхний подъем у фонологических единиц высупающихх в подиции под уд уже чем у ед в безуд поз

Наборы диф признаков фонемы и архифонемы могут совпадать если число различающихся фонологич ед в этих позициях одно и то же

Диф признак, входящий в набор дп фонемы и архифонемы вкл данную фнему может характеризоваться противоположными знакчениями, как лабиализованная фонема о и нелабиализованная архифонема

 

 

33. Система согласных фонем современного русского литературного языка

 

Состав согласных фонем. В положении перед гласными фонемами <а>, <о>, <у>, <и> согласные фонемы произносятся наиболее определенно, т.е. максимально дифференцируются. В указанной позиции выступают 34 согласные фонемы, различающие звуковые оболочки слов: губные <п> - <п'>, <б> - <б'>, <м> - <м'>, <ф> - <ф'>, <в> - <в'>; язычные: <т> - <т'>, <д> - <д'>, <с> - <с'>, <з> - <з'>, <ц>, <л> - <л'>, <н> - <н'>, <ш>, <ж>, <'>, <'>, <ч'>, <р> - <р'>; средненёбная <j>; задненёбные: <к>, <г>, <х>.

Согласные фонемы, как и фонемы гласные, образуют закономерные ряды сильных и слабых фонем и их разновидностей. Сильными согласными фонемами являются все согласные фонемы русского литературного языка в абсолютно сильной позиции, т.е. перед гласными [а], [о], [у]; в этой позиции различаются все имеющиеся в современном русском литературном языке согласные фонемы.

Слабыми согласными фонемами являются согласные в слабых позициях, в которых выступает меньше согласных. Так, например, слабой позицией для согласных фонем оказывается положение в конце слова, где парные по глухости-звонкости согласные не различаются (ср.: рок - рог [рок]), а также положение перед гласными переднего ряда [е], [и], исключающее возможность в этой позиции твердых согласных, парных с мягкими (ср.: [п'êл'и] и [пал'цы] - [п'•а•л'цы]), [мыл] - [м'ил]. Наличие согласных фонем в слабых позициях объясняется действием фонетических законов, свойственных фонетической системе русского литературного языка. Эти законы были изложены в § 57.

Согласные фонемы, парные по глухости-звонкости. Парные по глухости-звонкости согласные являются сильными и различаются в позиции (сильной) перед гласными фонемами, сонорными <р>, <л>, <м>, <н> и перед <j>, <в>, <в'>. Например: год - кот, грот - крот, глина - клина, гнут - кнут, змей - смей, пью - бью, зверь - сверь, звал - свал. Иные позиции являются слабыми, и в них согласные фонемы, парные по глухости-звонкости, выступают как слабые и не различаются.

Слабыми позициями являются: 1) положение на конце слова, 2) положение перед глухими согласными, 3) положение перед звонкими согласными. Например: [рот] - [рот], [лоткъ] - [латкъ], [здат'] - [здан'иjъ] (род - рот, лодка - латка, сдать - здание).

Согласные фонемы, парные по твердости-мягкости. Парные по мягкости-твердости выступают в качестве сильных согласных и различаются в следующих сильных позициях, где качество согласных не обусловлено и является независимым:

 

1) на конце слова: кров - кровь, угол - уголь и т.д.;

 

2) перед гласными, кроме [е]: мал - мял, пыл - пил, тук - тюк;

 

3) переднеязычные <д>, <т>, <з>, <с> - перед заднеязычными [к], [г], [х] и твердыми губными [б], [п], [в], [ф], [м]: отметка - отметь-ка, закваска - Васька, изба - резьба, призма - Клязьма;

 

4) <л>, <л'> перед всеми согласными: волна - вольна, полка - полька и т.п.

Во всех прочих позициях, кроме указанных, парные по твердости-мягкости согласные являются слабыми и не различаются, так как качество их оказывается обусловленным позицией. В этом случае происходит ассимиляция: твердость или мягкость данного слабого согласного оказывается зависимой от твердости или мягкости последующего согласного звука. Однако такая ассимиляция характеризуется непоследовательностью, так как твердость и мягкость согласных перед согласными в современном русском литературном языке четко не различается.

Указанные позиции для согласных, парных по твердости-мягкости, являются сильными, а выступающие в этих положениях согласные фонемы - сильные, так как их качество позицией не обусловлено и является независимым.

 

Так, перед согласными фонемами, непарными по твердости-мягкости, твердость и мягкость фонем не различается, за исключением <л> - <л'>, а перед фонемой <j> выступают только мягкие согласные.

Непарные по мягкости-твердости согласные фонемы образуют две различные группы: 1) согласные фонемы <ш>, <ж>, <ц> во всех положениях выступают как твердые (ср. жар, жор, жук, жир, жесть; 2) согласные фонемы <ч'>, <'>, <'> во всех позициях являются мягкими (ср. час, чок, чик, чек, еще, вожжи и т.п.); 3) фонема <j> всегда выступает как мягкая [jиеда], [j•ула]; 4) задненёбные фонемы <г>, <к>, <х>, не различающиеся по твердости-мягкости, выступают в своих мягких вариантах перед [е], [и] (ср. гид, кит, хил, гелий, букет, хетты).

Фонема <j> употребляется в двух разновидностях: <j> - согласный средненёбный и <> - неслоговой гласный. Принято считать первую разновидность основным видом фонемы, а вторую - вариантом. Основной вид данной фонемы употребляется только перед ударными гласными, во всех прочих позициях выступает вариант фонемы <> (ср.: [j•ат] и [мa], [вΛна] и [мΛj•у] - яд, май, война, мою).

 

34. Понятие об орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения.

Есть два взгляда на то, что такое орфоэпия: орфоэпия занимается составом фонем, закономерностями их реализации в конкретных позициях и произношением отдельных слов.(взгляд Аванесова). Но это практическое определение фонетики. Панов же писал: Фонетика занимается тем, что безвариантно и произносится одинаково всегда. Орфоэпия же занимается тем, что дает варианты. Например, можно сказать «булочная» и «булошная».

Определение из учебника: Орфоэпия (правильно говорю) - совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (реализация фонем в различных позициях, фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики (ударение и интонация).

Основное понятие орфоэпии – это понятие орфоэпического варианта.

Источники появления орфоэпической вариантности:

1. Территориальные разновидности литературных произношений (не говоры и не диалекты).

Есть 2 наречия: северное и южное, а между ними среднерусский говор – это компромиссный говор(во главе с Москвой). Но есть и петербургский говор; ведь Питер находится в другом диалектном кругу (север. Наречия) + к этому, вокруг Питера жили финно-угорские племена(народы).

Московское произношение: Питерское произношение:

Я и[ш‘]у(я ищу)+тире сверху над ш я и[ш‘ч’]у

В[иэ]сна в[эи]сна

По[зн]о по[здн]о

восе[м’] восе[м]

[гәла(ә)в▪а] [гәлэва]

Эти особенности были до середины 20 века, потом они стали уменьшатся из-за развития радио и телевидения. Есть еще 2 нормы: южно - русская и северно-русская нормы (т.е. вне М. и П.).

2. Хронологические(временные) варианты нормы.

«Старшая» и «младшая» нормы. Нет прямой корреляции между возрастом и нормой произношения.

«старшая» норма «младшая»норма

Порядо[ш]ый порядо[ч’]ный

Иначе иначЕ

[д’]верь [д]верь

ти[хи]й ти[х’и]й

«Старшая» норма сменяется «младшой» - естественное развитие языка.

Во всех глаголах, заканчивающихся на –ить- меняется место ударения; оно переходит с корня на конец слова и наоборот (ударение стало подвижным). Это внутриязыковая закономерность.

3. Стилистические разновидности произношения.

Зачем же ты пришел? – нейтральное произношение

С какой целью ты явился? – высокая окраска

Чего приперся? - просторечное произношение

Ломоносовская теория трех стилей:

- высокое (п[о]эт)

- нейтральное (вода)

- сниженное (ты[ш’]а, вместо тысяча)

Дело не в слове, а в произношении! (п[о]эт-п[а]эт)

Норма высокого стиля должна быть строго привязана к ситуации! Этот стиль сейчас почти ушел.

Есть две языковых системы:

А) Кодифицированный литературный язык (КЛЯ).

Сознательное пропагандирование (официал. Узаконивание)

Б) Разговорная речь и разговорный язык (РР и РЯ)

Пример: Здравствуйте – по системе КЛЯ, здрасьте! – это РР и РЯ

РР (РЯ) происходит: 1. В неофициальной ситуации.2. в публичной речи.3.в неподготовл. Речи.4.Раньше это была только устная речь, но сейчас в интернете мы пишем РР.

Сейчас происходит стилистическая перестройка речи (сокращение слова [человек] до [чек]) Происходит в обоих стилях речи.

4. Влияние письма на произношение.

Буква влияет на произношение. [ ч то] – четкое произношение буквы ч

До начала 20 века говорили сливо[шн]ый, кори[шн]евый в бытовых словах, а в книжных словах было сочетание [чн]: мле[чн]ый, ве[чн]ость.

До 1951 г. Писали танц о вать, после стали писать танцевать, мгновенно изменилось произношение, потому что изменилось письмо.

5. -разные сферы употребления (общенародная и профессиональная) добЫча-дОбыча, Искра-искрА

6. -различия речи в зависимости от пола говорящего (мужская, женская речь) например, удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 10966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.146 сек.