Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ финансовых результатов от основной деятельности




Финансовый результат, полученный от основной деятельнос­ти предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом, — это прибыль от продаж продукции (работ, услуг). Отрицательное зна­чение показателя означает убыточность деятельности организации по производству и реализации основной продукции.

Как было отмечено выше, высокий удельный вес прибыли от продаж продукции (работ, услуг) в чистой прибыли предприятия является позитивным фактором. В том случае, если основная де­ятельность предприятия убыточна, необходимо выявить причины, приведшие к данному обстоятельству, т.е. проанализировать фак­торы, влияющие на формирование финансовых результатов основ­ной деятельности.

Прибыль (убыток) от продаж продукции в целом по организа­ции зависит от четырех факторов: объема продаж продукции; ее структуры, определяемой удельными весами различных видов продукции; затрат на производство и реализацию продукции и уровня среднереализационных цен.

Объем продаж продукции может оказывать положительное и от­рицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема про­даж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увели­чению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточ­ной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Более подроб­но вопросы влияния ассортимента изложены в параграфе 34.3.

Затраты на производство и реализацию продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении себестоимости продукции сумма прибыли снижается и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли (убытка) от продаж можно выполнить способом цепных подстановок (пара­граф 29.6), последовательно заменяя базисную величину каждого фактора фактической величиной (табл. 31.3).

Таблица 31.3

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от продаж

 

где VPi — объем продаж i-гo вида продукции; Цi — среднереализа­ционная цена i-го вида продукции; 3i- — затраты на производство и реализацию i-го вида продукции; П — прибыль от реализации продукции; К — коэффициент соотношения фактического объе­ма продаж в отчетном и базисном периоде; индексы б и ф — оп­ределяют базисное или фактическое значения показателей.

Применяется следующий порядок расчета:

а) вычисляем сумму прибыли при базисных значениях всех показателей (Пб) как разницу между базисной выручкой от реа­лизации продукции и базисными затратами;

б) вычисляем сумму прибыли при объеме продаж и базисной величине остальных факторов (Пусл1). Для этого следует рассчи­тать коэффициент соотношения объема продаж продукции в ба­зисном и отчетном периоде (К), а затем базисную сумму прибы­ли скорректировать на этот процент.

В том случае, если продукция в базисном и отчетном периоде однородна по своему составу, для расчета указанного коэффици­ента (К) сопоставляют объемы в натуральном выражении, в про­тивном случае — в стоимостном выражении;

в)определяем сумму прибыли при объеме и структуре реали­зованной продукции (Пусл2) в отчетном периоде, но при базисной себестоимости и базисных ценах;

г) определяем, сколько прибыли организация могла бы полу­чить при объеме продукции, структуре продукции и цене в отчет­ном периоде, но при базисной себестоимости;

д) определяем фактически полученную организацией прибыль

ф);

е) определяем изменение суммы прибыли за счет:

• объема реализации продукции ∆Пур= Пусл1— Пб;

• структуры товарной продукции ∆Пуд= Пусл2— Пусл1;

• средних цен реализации ∆ПЦ = Пусл3 - П усл2;

• себестоимости реализуемой продукции ∆П3 = Пф _ П усл3

Кроме того, следует проанализировать также динамику прибы­ли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи про­дукции (VРi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Ц;). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид:

Пi = VPii - Зедi).

Пример 31,5. Рассмотрим расчет влияния изменений четырех фак­торов на прибыль от продаж предприятия. Данные об объеме реали­зации продукции в натуральных величинах, доле товарной продук­ции, оптовой цене единицы изделия и себестоимости единицы изде­лия приведены в табл. 31.4. Здесь же для удобства произведен расчет промежуточных показателей.

В табл. 31.5 представлены результаты расчета показателей прибыли при определенных условиях, указанных в графе «Наименование по­казателя*.

Таким образом, в отчетном периоде по сравнению с базовым при­быль от продаж уменьшилась на 4163 тыс. руб. (стр. 5 - стр. 1). При этом основное негативное влияние на величину прибыли оказало снижения объема реализованной продукции, что привело к сниже­нию прибыли на 7540 тыс. руб. (стр. 2 — стр. 1). Изменение осталь­ных факторов оказало положительное влияние:

• в результате изменения структуры товарной продукции прибыль от продаж увеличилась на 1932 тыс. руб. (стр. 3 — стр. 2);

• рост средних цен реализации практически всех видов продук­ции привел к увеличению прибыли на 430 тыс. руб. (стр. 4 — стр. 3);

• в результате снижения себестоимости отдельных видов реали­зованной продукции прибыль от продаж увеличилась на 1015 тыс. руб. (стр. 5 - стр. 4).

Проанализировав влияние этих четырех факторов на изменение прибыли от продаж, можно сделать вывод, что предприятию необ­ходимо направить основные усилия на увеличение объемов реализа­ции продукции и расширение рынков сбыта.

 

Таблица 31.4


Изделие Объем реализации, шт. Доля товарной продукции Оптовая цена единицы изделия, тыс. руб. Себестои­мость единицы изделия, тыс. руб. Расчетные показатели для табл. 31.5
  базо­вый год отчет­ ный год базо­ вый год отчет­ ный год базо­ вый год отчет­ ный год базо­ вый ГОД отчет­ный год УРб-Цв УРб-Зб УРф-Ц6 УРф-Зе №ф-Цф УРф-Зф К«.
                               
А     0,08 0,10                     0,9
Б     0,07 0,11                     1,0
В     0,32 0,18       СО о             0,4
Г     0,21 0,29                     0,9
Д     0,33 0,32                     0,6
ИТОГО                             0,7

 

Наименование показателя № строки Расчет по итоговым данным табл. 31.4 Сумма прибыли, тыс. руб.
Прибыль базисная   гр. 10-гр. 11 = = 102 765-81 087  
Прибыль при фактическом объеме продаж и базисной величине остальных факторов   21678 * 0,7  
Прибыль при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базисной себестоимости и базовых ценах   гр. 12-гр. 13 = = 86 065-69 995  
Прибыль при фактическом объеме продукции, структуре продукции и цене, но при базисной себестоимости   гр. 14-гр. 13 = = 86 495-69 995  
Прибыль, фактически полученная предприятием   гр. 14 - гр. 15 = = 86 495 - 68 980  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 925; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.