Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи финансового прогнозирования и финансового планирования в неплатежеспособной организации. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия 33 страница




Считается, что критерии на основе методов дисконтирования денежных поступлений и затрат дают самую точную оценку при­емлемости инвестиционных проектов. Несмотря на это, широко используются другие критерии оценки, которые исторически по­явились раньше. К их числу относятся срок окупаемости и бух­галтерская норма прибыли.


Срок окупаемости представляет собой период времени, в кото­рый суммарные денежные поступления сравняются с суммой за­трат на реализацию инвестиционного проекта.

Легче всего пояснить процедуру вычисления этого параметра на примерах.

Пример 43.1. Инвестиционный проект предполагает единовремен­ное инвестирование 60 млн руб. и получение в течение двух лет до­полнительной прибыли в размере 15 млн руб. ежеквартально.

Легко подсчитать, что срок окупаемости составит 60/15 = 4 квар­тала = 1 год. Весь второй год предприятие будет получать чистый доход от инвестиционного проекта.

Если предполагается, что прибыль от инвестиционного проекта будет поступать неравномерно, то возможно использование дру­гого подхода.

Пример 43,2. Инвестиционный проект предполагает инвестиро­вание 70 млн руб. в течение первых трех кварталов и получение до­полнительной прибыли, которая должна нарастать от периода к пе­риоду.

Квартал Затраты Прибыль

1- й 40 млн руб. 5 млн руб.

2- й 20 млн руб. 10 млн руб

3- й 10 млн руб. 20 млн руб.

4- й — 25 млн руб.

5- й — 30 млн руб.

и т.д.

Сумма прибыли сравняется с суммой инвестированных средств в промежутке между 4-м и 5-м кварталами. После 4-го квартала сумма прибыли составит 60 млн руб. Оставшиеся 10 млн руб. будут получе­ны в 5-м квартале, причем, поскольку прибыль в 5-м квартале долж­на составить 30 млн руб., срок окупаемости инвестиционного про­екта равен 4— квартала, т.е. 13 месяцев.

Критерий бухгалтерской нормы прибыли (return on investment — RO ccI) заключается в вычислении соотношения бухгалтерской при­были (обычно прибыли после налогообложения) и средней сто­имости активов, приобретенных в результате реализации инвес­тиционного проекта. Средняя стоимость активов определяется как среднее арифметическое от начала до конца реализации инвести­ционного проекта:



где Пр - прибыль до налогообложения; Н - ставка налога на при­быль; Сан и Сак — стоимость активов на начало и конец периода соответственно.

Пример 43.3. Инвестиционный проект заключается в закупке но­вого оборудования на сумму 1000 млн руб. с расчетным сроком экс­плуатации 10 лет. Это должно обеспечить дополнительную ежегод­ную прибыль 200 млн руб. Ставка налога на прибыль составляет 24%. Величина годовой бухгалтерской прибыли составит 200(1—0,24) = 152. Продажа прежнего оборудования не планируется, а новое должно быть списано в амортизацию полностью за 10 лет. Следовательно, ROI = 152 / ((1000 - 0) / 2) = 0,304 = 30,4%.

Применение критерия ROI, кроме возможности сравнить меж­ду собой различные инвестиционные проекты, позволяет сопо­ставить полученные значения со стандартными для этого предпри­ятия уровнями рентабельности активов или утвержденными уров­нями рентабельности инвестиций, если предприятие установило для себя такой порог. Если рассчитанный уровень ROI превыша­ет стандарт, то такой инвестиционный проект может быть при­нят как приемлемый для реализации.

Еще один критерий коммерческой оценки инвестиционных проектов на основе финансовой состоятельности основан на вы­числении чистого потока платежей. С финансовой точки зрения потоки текущих доходов и расходов, а также чистый денежный поток (их разница) полностью характеризуют инвестиционный проект. Критерием для сравнения являются реализуемость проекта и величина превышения потока текущих расходов над доходами. Вопросы прогнозирования денежных потоков и реализуемости производственной программы подробно описаны ранее при рас­смотрении проблематики финансового менеджмента на неплате­жеспособных предприятиях.

Особое значение для оценки инвестиционного проекта имеет выделение «границ» инвестиционного проекта, т.е. четкого опре­деления того, что относится к инвестиционному проекту, а что не относится. Это бывает достаточно трудно сделать на действующем производстве (что характерно для антикризисного управления) в связи с тем, что надо разносить издержки и доходы на относящи­еся и не относящиеся к инвестиционному проекту.

Для выделения «границ» инвестиционного проекта можно при­менить следующую процедуру (рис. 43.3).

1. Просчитывается чистый поток платежей, прогнозируемый при реализации инвестиционного проекта.



 


 


2. Просчитывается чистый поток платежей при отклонении (не осуществлении) проекта.

3. Из первого потока вычитается второй, и определяется тот поток, который вызван оцениваемым инвестиционным проектом.

Применение данного метода обеспечивает учет всех изменений платежей и доходов.

Есть дополнительные вопросы, связанные с проведением оцен­ки чистого потока платежей.

Это определение и учет безвозвратных затрат, т.е. тех затрат, ко­торые связаны с разработкой и оценкой самого инвестиционного проекта. Данные затраты уже не изменятся вне зависимости от того, будет проект принят или отклонен. Эти затраты можно не прини­мать во внимание при расчете графиков потока платежей.

Влияние на другие проекты. Практически любой новый проект может повлиять на другую деятельность предприятия, и это вли­яние требуется учитывать при расчете графика потока платежей при осуществлении проекта.

Альтернативные варианты. Имеющиеся ресурсы могут быть использованы по-иному. При этом будут другими затраты и до­ходы. Корректный анализ инвестиций должен учитывать все аль­тернативные варианты.

43.4. ИСТОЧНИКИ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Ограниченные возможности привлечения финансовых ресур­сов являются одной из главных особенностей инвестиционной деятельности в условиях антикризисного управления. Ранее в этой главе уже говорилось, что финансовые ресурсы могут быть как внешние, так и внутренние. В кризисной или предкризисной си­туации привлечение внешних инвестиций всегда является слож­ной задачей, поскольку риск инвестирования в такие предприя­тия выше, чем обычно. В том случае, если инвестор не преследу­ет других целей, кроме цели выгодного вложения средств для получения в будущем дохода от вложенного капитала, он скорее всего может найти более надежные и безопасные варианты ин­вестирования.

Необходимо отметить, что в кризисной ситуации структура источников финансирования деформируется, «нормальные» ис­точники могут исчезать, могут появляться случайные источники и источники, связанные с «чрезвычайными» мерами по восстанов­лению платежеспособности, в том числе за счет продажи части имущества, экономии затрат на содержание активов, остановки части инвестиционных проектов.

В любом случае возможные ресурсы для проведения инвестици­онной деятельности — это собственные средства, заемные средства и в некоторых случаях — средства государственной поддержки.

Для предприятий, находящихся в кризисном финансовом со­стоянии, при желании реализовать инвестиционный проект очень важно найти способы мобилизации денежных средств.

К числу таких способов относится реформирование (реструк­туризация) активов. При этом денежные средства будут получе­ны путем перевода активов предприятия в денежную форму или путем экономии затрат на содержание тех или иных объектов и поддержание тех или иных программ.

Продажа краткосрочных финансовых вложений — наиболее про­стой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денеж­ных средств. Однако, как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Кроме того, надо учитывать, что дисконт при быст­рой продаже ценных бумаг планировать трудно — они (бумаги) идут по той цене, по которой их готовы купить.

Почти аналогичная ситуация с возможной продажей запасов готовой продукции и избыточных производственных запасов. Быст­рая продажа предполагает продажу с убытками.

Продажа дебиторской задолженности предпринимается в насто­ящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в условиях ограниченности стабилизационных процедур во време­ни заключается в том, что дисконты здесь также могут быть очень значительными. Как и в случае с краткосрочными финансовыми вложениями, это означает продажу по любой предлагаемой цене.

Более цивилизованным методом восстановления своих оборот­ных активов, ликвидации кассовых разрывов выступает исполь­зование факторинга. Однако он редко бывает доступен для кри­зисных предприятий.

Факторинг — это комплекс финансовых услуг, оказываемых обычно предприятиям, которые выступают оптовыми поставщи­ками товаров и услуг. В соответствии с законодательством РФ сегодня факторинговые услуги могут оказывать пока только бан­ки, хотя в рыночной экономике этим видом бизнеса чаще зани­маются специализированные факторинговые фирмы.

Факторинг гарантирует бесперебойное обеспечение торгующей компании оборотными средствами сразу после поставки. В соот­ветствии с договором факторингового обслуживания, заключае­мым между банком, оказывающим факторинговые услуги, и по­ставщиком, а также гл. 24 и 43 Гражданского кодекса РФ, постав­щик (клиент) уступает банку (финансовому агенту) право денеж­ного требования по своим поставкам в адрес оговоренного ряда покупателей, а банк обязуется оплатить эти поставки.

Различные финансовые агенты по-разному трактуют понятие оплаты поставок клиента и факторинга в целом. Некоторые бан­ки приобретают денежные требования по цене значительно ниже их номинала (например, за 80%). В этом случае факторинг сво­дится к простому дисконтированию долгов дебиторов. Такая фор­ма работы значительно ограничивает круг тех поставщиков това­ров и услуг, которые могли бы воспользоваться факторингом, ибо не каждый поставщик согласится финансировать свои оборотные средства ценой 20% от оборота. Для предприятий в кризисном состоянии такая форма может быть полезна как временная мера.

Более прогрессивный подход к пониманию факторинга демон­стрируют те банки, которые обязуются выплачивать определенную сумму от номинала поставки (как правило, большую, например до 85%) в виде авансового платежа сразу после фактической от­грузки, а остаток средств (от 15% соответственно, за вычетом ко­миссии) поставщик получает от банка на свой расчетный счет по мере того, как покупатель фактически оплатит поставку на спе­циально открываемый банком транзитный (факторинговый) счет. Иными словами, поставщик получает 85% сразу, а 15% — после оплаты поставки покупателем. Банк получает комиссию, размер которой зависит от риска работы с данным покупателем.

Таким образом, поставщик получает возможность планировать свои финансовые потоки вне зависимости от платежной дисцип­лины покупателей, будучи уверенным в безусловном поступлении средств из банка. Кроме того, банк берет на себя части рисков поставщика и выступает в качестве страховщика.

Конечно, факторинг не является какой-либо специализированной формой проведения антикризисных мероприятий. Наоборот, такая форма взаимоотношений скорее характерна для успешных компаний, стремящихся удержать покупателей и предоставляющих им в качестве льготы отсрочку платежа. Возможные при этом кассовые разрывы и нехватка оборотных средств покрываются за счет факторинга. Вмес­те с тем при наличии возможности построения такой схемы взаимо­отношений с покупателями и банком проведение антикризисных мероприятий может быть существенно облегчено.

Продажа инвестиций (деинвестирование) может заключаться в остановке уже ведущихся инвестиционных проектов с последую­щей продажей объектов незавершенного строительства и не уста­новленного оборудования, а может выступать как выход из учас­тия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвес­тировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегичес­кие соображения не играют определяющей роли — если конкрет­ный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами возможных сроков антикризисного управления, он может быть спокойно ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестицион­ных проектов в условиях кризиса — непозволительная роскошь.

Продажа, сдача в аренду, передача в залог и списание неисполь­зуемых активов. Продажа неиспользуемых основных фондов имеет преимущество, так как предполагает получение значительной сум­мы денежных средств. Недостатком является безвозвратная поте­ря части основных фондов, а следовательно, утрата возможности быстро (без новых капиталовложений) увеличить объем производ­ства. Возможна передача части основных фондов на основании договора аренды.

В качестве объектов аренды могут выступать производственные и непроизводственные основные фонды. При этом из их состава исключается часть непроизводственных активов, например фун­кционирующий жилой фонд, коммерческое использование кото­рого запрещается, а также невыгодно сдавать в аренду активы, приносящие собственнику доход, превышающий величину воз­можной арендной платы.

Передача части имущества в возмездное пользование позволя­ет возместить расходы на содержание имущества, улучшить струк­туру баланса и повысить рентабельность активов, получать дохо­ды на имущество, не принимая на себя риски хозяйственной де­ятельности.

Продажа нерентабельных производств и объектов непроизвод­ственной сферы — наиболее сложная задача, предполагающая осо­бый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку пред­приятия. Какие из нерентабельных производственных объектов имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвиди­ровать, корректно определить можно только в результате деталь­ного анализа, осуществляемого в рамках реструктуризации бизне­са. Для того чтобы минимизировать риск от подобного шага, не­обходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование в сжа­тые сроки осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил:

• в первую очередь продаже подлежат объекты непроизвод­ственной сферы и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое оборудование (например, ремон­тно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам;

• во вторую очередь ликвидируются вспомогательные произ­водства с уникальным оборудованием (цеха подготовки производ­ства, отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих про­изводств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг, так и их воссоздания в эконо­мически оправданных масштабах при необходимости;

• в третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологи­ческого цикла (например, литейные и кузнечно-прессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некото­рых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами;

• в четвертую (последнюю) очередь отказываются от нерента­бельных производств, находящихся на конечной стадии техноло­гического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для пред­приятий, обладающих не одной, а несколькими технологически­ми цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт;

• ликвидация объектов основного производства в жестких ус­ловиях антикризисного управления весьма нежелательна и допу­стима только в качестве крайней меры. Продажу основных фон­дов скорее всего придется производить по цене ниже их балансо­вой стоимости.

Для оптимального использования имущества предприятия и снижения непроизводительных затрат, связанных с избыточны­ми фондами, рекомендуется после инвентаризации имущества провести реструктуризацию имущественного комплекса, которая предполагает реализацию следующих мероприятий:

• выделение вспомогательных и иных производств в самосто­ятельные структурные подразделения (дочерние предприятия);

• сдача в аренду и вывод неиспользуемых основных фондов, в том числе земель (вывод неиспользуемых основных фондов, предназначенных для оборонной и экономической безопасности страны, а также потенциально опасных производств и объектов производится по согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законода­тельством);

• снижение расходов на содержание избыточных производ­ственных мощностей, консервация неиспользуемого имущества;

• передача объектов социально-бытового и культурного назна­чения в ведение органов местного самоуправления.

Остановка нерентабельных производств. Если убыточное произ­водство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нуж­но остановить, чтобы немедленно предотвратить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых при­ведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации.

Часть производства продолжает эксплуатироваться в связи с от­сутствием средств на его консервацию. Если производство необхо­димо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее (исключение составляют лишь те ситуации, когда данная акция может вызвать аварию). При этом, возможно, что оборудование придет в негодность. Однако восстанав­ливать оборудование придется, только если повторный пуск произ­водства будет стратегически и экономически оправдан.

Выведение из состава предприятия затратных объектов являет­ся еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется, например, в форме учреждения дочерних обществ. Всякое даль­нейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала после­дних.

В тех случаях, когда совершение возмездной сделки затрудне­но по каким-либо причинам, может быть экономически целесо­образной безвозмездная передача имущества. Выигрыш заключа­ется в том, что сокращаются затраты на содержание имущества.

Теперь обратимся к рассмотрению возможных источников финансирования инвестиционных проектов за счет реформирова­ния собственного капитала предприятия и урегулирования креди­торской задолженности.

Увеличение собственного капитала может произойти за счет целевого финансирования деятельности предприятия со стороны других лиц без изменения структуры собственности (состава и долей собственников предприятия). Представляется возможным оказание такой помощи со стороны государства предприятиям, имеющим стратегическое или национальное значение, а также предприятиям, входящим в холдинговые структуры со стороны головной компании.

Иные мероприятия по реструктуризации собственного капи­тала затрагивают структуру собственности.

Эмиссия акций акционерного общества представляет собой инструмент получения внешнего финансирования хозяйственной деятельности. Дополнительно эмитированные акции могут бьггь проданы на вторичном рынке ценных бумаг. Продажа акций осу­ществляется самим хозяйственным обществом. Полученные сред­ства пополняют уставный капитал, а предприятие получает допол­нительные оборотные средства без увеличения своих долгосроч­ных и краткосрочных обязательств, что помимо всего улучшает его финансово-экономические показатели. В этом случае происходит изменение состава и/или долей собственников предприятия. При появлении новых акционеров у прежних собственников уменьша­ется доля собственности, а следовательно, они теряют часть свое­го влияния на предприятие. Такая реструктуризация капитала имеет значительный положительный потенциал для организации, так как помогает не только кардинально улучшить финансово- экономическое состояние предприятия, получить новое оборудо* вание, технологии, но и найти для себя так называемого «страте­гического собственника», который заинтересован в развитии пред­приятия.

Операции по эмиссии акций и их размещению позволяют по­лучить дополнительные финансовые ресурсы для хозяйственной деятельности общества. При этом финансовые средства новых акционеров обмениваются на право собственности на предприя­тие и право участия в формировании решений пропорционально количеству купленных акций. Очевидно, что предприятия непри­быльные, имеющие существенные проблемы в финансовой сфе­ре, вряд ли могут рассчитывать на размещение своих акций сре­ди сторонних лиц без передачи существенных прав по контролю над деятельностью предприятия. Если данный бизнес интересен для других, например с целью его включения в холдинговую структуру, то представляется наиболее вероятным проведение инвестиций в обмен на контроль над предприятием. В этом слу­чае реструктуризация капитала представляет собой форму прода­жи бизнеса.

Заемные средства переданы предприятию на возвратной осно­ве и представляют собой обязательства предприятия. Как обяза­тельства заемные средства выступают в виде финансовых обяза­тельств по взятым кредитам и займам, а также в виде обязательств по товарным кредитам других предприятий (сырье, материалы, комплектующие, полученные от других предприятий, но еще не оплаченные). К числу обязательств предприятий относятся так­же те, которые не связаны с кредитованием, а возникают в про­цессе хозяйственной деятельности как обязательства перед персо­налом предприятия (по зарплате) и государством (по налогам и взносам в различные фонды).

Меры по урегулированию кредиторской задолженности игра­ют особую роль при антикризисном управлении предприятием. Эти меры обеспечивают условия для применения других меро­приятий, поскольку без урегулирования взаимоотношений пред­приятия и его кредиторов (хотя бы временного) проведение дру­гих мероприятий и разговоры о реализации какой-либо инвести­ционной политики могут оказаться бесполезным. Главная задача мер по урегулированию задолженности заключается в том, чтобы снять долговую напряженность в деятельности предприятия и дать ему возможность «относительно спокойно» проводить мероприя­тия в производственной, управленческой и других сферах.

Кроме того, урегулирование даже на время кредиторской за­долженности позволяет предприятию использовать эти временно освободившиеся ресурсы для проведения инвестиций в производ­ственной сфере. Недаром одной из самых сильных мер для вос­становления платежеспособности в судебных процедурах банкрот­ства является мораторий на выплаты задолженности. Ниже рассмат­риваются меры, направленные на урегулирование долгов вне процедур банкротства или при реализации мирового соглашения с кредиторами.

При проведении мер по урегулированию задолженности целью организации служит получение различного рода уступок со сто­роны кредиторов. Взамен организация может предложить свои активы либо новые соглашения о долгах, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности и этим мо­гут быть привлекательны для кредиторов. Уступки кредиторов могут включать отсрочки и рассрочки платежа, сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокра­щение процентной ставки и т.д.

Урегулирование задолженности возможно в форме обмена дол­гов на имущество организации. Применение такой меры может быть оправдано в том случае, если данное имущество не является необходимым для хозяйственной деятельности в настоящий мо­мент, не предполагается его использование в ближайшем будущем, если это имущество не может быть продано предприятием по при­емлемой цене, а также если затраты на содержание и хранение имущества велики. На такие меры могут согласиться кредиторы, у которых есть возможность либо использовать, либо продать по­лученное имущество.

При разработке и реализации данной формы урегулирования задолженности предприятия должно принимать во внимание лю­бые активы, находящиеся в его распоряжении. Это могут быть готовая продукция, производственные запасы, основные фонды, активы непроизводственного характера, в том числе объекты со­циальной сферы, акции других предприятий, векселя банков, обя­зательства местной администрации. Одним из главных вопросов, который необходимо решить, является вопрос, не будет ли выгод­нее продать активы по сравнению с их использованием для обмена.

Еще одна форма обмена — предложение пакета акций, находя­щегося на балансе предприятия, в обмен на уступки кредиторов. Данное соглашение заключается между кредитором и собственни­ками предприятия, которые готовы уступить часть акций предпри­ятия в обмен на улучшение его финансового состояния. Креди­тор в этом случае становится собственником предприятия, может принимать участие в его деятельности, влиять на управление пред­приятием. На этот вид урегулирования кредиторской задолжен­ности могут согласиться кредиторы, имеющие значительную долю совокупного долга предприятия, а также кредиторы, желающие расширить сферу своей деятельности за счет приобретения паке­тов акций и участия в управлении другим предприятием. Необ­ходимо учитывать, что собственники в данном случае утрачива­ют свое влияние на деятельность предприятия.

У предприятия могут быть встречные требования к ее креди­торам, т.е. задолженности двух сторон друг другу. В этом случае возможно применение взаимозачета долгов. Взаимозачет может быть многосторонним, когда в расчет принимаются обязательства друг перед другом целого ряда предприятий. Указанный метод является наиболее эффективным и быстрым, так как здесь не про­исходит обмена денежными или основными средствами. Зачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведом­ления второй стороны (ст. 410, 411 части первой Гражданского кодекса РФ).

Данный метод может быть привлекательным для взаимного урегулирования части задолженности организаций, которые рабо­тают в смежных отраслях с замкнутым циклом, например, когда угледобывающая компания — дебитор транспортной компании, являющейся дебитором предприятия, предоставляющего комму­нальные услуги, которое, в свою очередь, — дебитор угледобыва­ющей компании.

При применении данного способа урегулирования задолжен­ности необходимо помнить, что в соответствии с налоговым за­конодательством прекращение обязательства зачетом признается оплатой товаров, работ, услуг и является моментом определения налоговой базы. Таким образом, при проведении зачета возника­ют обязательства по уплате налогов, как если бы сделка проводи­лась обычным способом.

Если у предприятия нет встречных требовании к кредитору, их можно попытаться купить у кредиторов своего кредитора, желатель­но со значительным дисконтом, с целью в последующем осуществить 100%-ный взаимозачет. Этот способ может быть проще и выгоднее, чем создание цепочек для многостороннего взаимозачета. Однако у предприятия должны быть свободные средства для выкупа.

Еще одним методом снижения долгового бремени является получение уступок кредиторов под обеспечение долга.

Задолженность предприятия перед кредиторами часто ничем не обеспечена. В соответствии со ст. 329 Гражданского кодекса РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, зало­гом, удержанием имущества должника, поручительством, банков­ской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренны­ми законом или договором.

При возмещении долга в судебном порядке через процедуру банкротства в отсутствие обеспечения риск получения части дол­га или вообще ничего выше, чем при наличии обеспечения, так как права кредиторов с обеспеченными требованиями к должни­кам больше прав «необеспеченных» кредиторов. В связи с этим кредиторам может быть предложено переоформление задолжен­ности в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение сум­мы долга, процентов или увеличение срока погашения долга. Кре­дитору может быть предложено обеспечение в виде гарантии или поручительства третьей стороны, в соответствии с которой третья сторона обязуется погасить задолженность предприятия, при не­возможности предприятия сделать это самостоятельно. Этот вид возможен для предприятий, имеющих недвижимость, не являю­щуюся предметом залога.

В случае тяжелого финансового состояния на грани банкрот­ства или добровольной ликвидации предприятия может предло­жить своим кредиторам переоформить задолженности в вексельные обязательства. При этом предприятие расплачивается по своей текущей задолженности своими векселями — ценными бумагами, которые представляют собой, по сути, новое обязательство. Это новое обязательство должно быть исполнено в иные сроки с ины­ми условиями, например по процентам, что освобождает предпри­ятие от уплаты долга в данном периоде и способствует улучше­нию финансовых показателей деятельности. Несмотря на то что получатели векселей по-прежнему остаются «необеспеченными» кредиторами, тем не менее они приобретают некоторые преиму­щества. Например, вексель предприятия можно продать третьим лицам и таким образом получить платеж по данным обязатель­ствам раньше установленного времени.


Вместе с тем ликвидность векселя предприятия на грани бан­кротства крайне мала и, соответственно, у кредиторов мала веро­ятность продать такой вексель третьему лицу, если только оно не заинтересовано в получении контроля над предприятием.

Известна схема реструктуризации задолженности, при которой множество необеспеченных обязательств перед разными кредито­рами заменяется на обеспеченное обязательство перед одним кре­дитором. В случае наличия у организации активов, которые мож­но использовать в качестве залога по кредиту, а также хороших отношений со стабильным банком с безупречной репутацией предприятие может заключить с банком договор на предоставле­ние кредита, обеспеченного залогом имущества, гарантией, пору­чительством и др. Банк выдает кредит своими векселями, кото­рые имеют высокую ликвидность, а предприятие расплачивается ими с кредиторами и требует (взамен высокой ликвидности дан­ного средства платежа) сокращения задолженности и уступок со стороны кредиторов. Таким образом, предприятие, расплатившись с кредиторами, получает нового кредитора, обязательства перед которым являются обеспеченными обязательствами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.