КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленцев — результаты. Закономерности функционирования и развития системы государственно-административного управления
Закономерности функционирования и развития системы государственно-административного управления Система государственно-административного управления как любая другая система, имеет свою статику, т. е. структуру, и динамику, т. е. процесс, функционирования системы. Важнейшие закономерности функционирования системы административного управления определяются ее природой, генезисом. • Система административного управления как искусственная система, создаваемая воздействием человека и в интересах человека, характеризуется с точки зрения выполняемых ею функций понятием полезности. Объекты и процессы, результаты управляющего воздействия обладают полезностью не сами по себе, а лишь по отношению к человеку (экономика должна быть социальной). Процесс функционирования системы государственно-административного управления, может быть представлен через цепь взаимосвязанных общественных явлений: потребности управляемой системы → интересы граждан → цели и ценности управления → решения в системе управления→ действия · Система управляющая – опорная, определяющая развитие общества, способная перевести потребности и интересы людей на язык согласованных решений, выполняемых теми, кого касаются эти решения. • По характеру своей зависимости от общества, потребителей государственных услуг система государственного управления относится • Управлять означает предвидеть, делать выбор из тех вариантов, которые объективно существуют или заложены в данной ситуации. Выбор следует делать тогда, когда эти варианты определились и сложились. Весьма частой причиной провалов проектов является запаздывание или попытка забежать вперед при их принятии и реализации.
• Каждое событие следует рассматривать как процесс, составной · Проявление синергетического эффекта в управлении. Несоответствие между поведением системы управления в целом и поведением ее отдельных подсистем, можно назвать системным противоречием. Возникающий феномен «наоборот» связан с таким удивительным свойством политики Синергеты, синергисты (от греч. synergetes — сотрудник) — в нашем случае органы, субъекты, действующие в одном направлении. Синергия, синергизм — содружественное, совместное действие нескольких органов или агентов в одном направлении. · Систему государственного управления необходимо характеризовать как изменяющуюся систем. Этот термин отражает осмысление системы госуправления, у которой изменяются закономерности, способу ее существования и развития, природа отношений между управляющими и управляемыми. Для изменяющейся системы характерны: переход количественных изменений в качественные, противоборство с непредопределенным исходом тенденций и сил, устойчивость и нестабильность в развитии, линейность и нелинейность, проявление критической массы.
Чем выше скорость движения и уровень развития общества, тем большее число различных дополнительных факторов влияет на систему управления. Необратимыми становятся изменения потребностей населения, создание все новых и новых искусственных объектов для их удовлетворения, развитие знания. • Система административного управления характеризуется и такой закономерностью развития как стабильность определенной степени, без которой она не может функционировать, быть общественно полезной. Представление о системе управления в целом в конкретный момент дает понятие «состояние системы». Смена состояний выражает изменение системы во времени. В госуправлении состояние дел внутри его системы и в целом в обществе задается различными переменными: формой правления и балансом полномочий органов власти, типом политического и госадминистративного режима, ориентацией и правовой культурой должностных лиц, характером и уровнем политического влияния на управление, уровнем организации федеральных, региональных, промежуточных административно-территориатьных и местных систем управления, правовой обеспеченностью их деятельности и т. д. Важно выявить стационарное состояние, т. е. не зависящее в течение определенно-длительного времени от этих переменных, и состав, степень влияния ключевых переменных, создающих условия и факторы перехода системы госуправления из стационарного состояния в новое. Стабильность как устойчивое состояние системы, позволяющего ей эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий (изменений). В таком ключе целесообразно определять и гомеостазис для системы госуправления. • Пространство, часть реальности, не входящая в управляющую систему, но способная взаимодействовать с ней, образует окружавшую среду. Среда противостоит системе не как нечто отличное от системы госуправления, а как иная система. Степень стабильности характеризуется характером отношений системы и внешней окружающей среды. Две основные модели адаптации системы управления. Одна — как приспособление системы к внешней среде. Изменения в системе управления обусловлены как ответ на «вызов» среды, влиянием импульсов, требовании исходящих от общественной среды. Вторая модель предполагает, что система госуправления приобретает свойство опережающей система по отношению к общественной среде и происходит приспособление внешней среды к системе управления. На практике одновременно могут присутствовать в той или иной степени все процессы — и приспособления, и опережения, и сведения до минимума обмена импульсами.
Главной целью, предназначением управляющей системы является не ее собственное существование «для себя», а обеспечение параметров надлежащего состояния и развития общества, удовлетворение его потребностей интересов, ожиданий. Среда обитания системы госуправления, — это первичное, это те силы факторы экономической, политической, правовой, культурной, духовной сфер многообразной жизнедеятельности общества, оказывающая непосредственное влияние на процесс управляющего воздействия, питающие его ресурсами или блокирующие управленческие решена (действия) в случае неготовности к ним общества. В данной связи можно сказать: каково общество, такова (производная от него) система управления им. Развивается общество — реформируется управление. • Главным результатом функционирования системы государственного управления, создающим эффект на «выходе» системы, являются управленческие решения и действия. Важно, чтобы управленческие решения опережали и предопределяли управленческие действия, иначе систему управления и в целом государство трудно назвать правовыми. Здесь уместно выделить принципиальный и специфический дляуправления момент: если в обществе (управляемой системе) какой-либо субъект права (физическое или юридическое лицо) вступает в отношения с другими субъектами права, он может действовать согласно формуле «можно все, что не запрещено законом». В то же время субъект, должностное лицо управляющей системы при воздействии на управляемые объекты руководствуется ограничительной формулой — «можно делать только то, что разрешено законом». Закон и инструкция не могут вместить все многообразие жизни. Отсюда – усмотрительная управленческая деятельность. Она создает возможность как злоупотребления властью (демонии власти), так и ее альтернативы — творческого управляющего воздействия в интересах человека.
Доминирование указанных закономерных свойств системы или отступление от закономерностей, наблюдаемое в функционировании административной среды управления, выделяет определенные типысистем. 1. Демократическая система государственного управления, где существуют не только прямые, регулирующие, но и обратные связи, гдемеханизм принятия решения открыт для общества, ориентирован насогласование интересов, удовлетворение требований людей. 2. Авторитарная система государственного управления с преобладанием прямых связей, блокированием обратных, скрытым от общественности механизмом принятия решений. 3. Тоталитарная (командно-административная) система государственного управления, отдалившаяся от общества, использующая только прямые связи (сверху вниз), ставящая приоритетом, так называемый государственный интерес, а не потребности и ожидания людей.В жизни не бывает классически «чистого» типа систем. 4. В зависимости от концентрации или распределения властных полномочий различают централизованную и децентрализованную системы госуправления. 5. По характеру взаимодействия с внешней средой системы управления подразделяют на открытые и закрытые, хотя полностью открытых или закрытых не бывает, а бывают ограниченно, с разной степенью гласности взаимодействующие с другими конкретно-историческими системами. 6. С учетом стационарного состояния системы разделяются на: стабильная — сохраняющая равновесие в процессе непрерывного обмена и движения; нестабильная –- проявляющая повышенную реактивность по отношению к внутренним и внешним воздействиям, теряющая устойчивость даже под воздействием малых возмущений, ведущая себя непредсказуемым образом, оказывающаяся на грани утраты своих структурно-функциональных характеристик и перехода в новое качество, вплоть до распада. 7. По способам адаптации различают жесткую и гибкую, адаптивную. Изменяющаяся система госуправления не может быть только неустойчивой, иначе она не сохранилась бы. Поэтому для нее характерно сочетание устойчивости и неустойчивости, потеря неустойчивости одного стационарного состояния и появление другого, ранее неустойчивого. Неустойчивость — это структурная причина качественных изменений в системе. 8. Можно различать системы госуправления как традиционные и модернизированные. В основе первых лежит неразвитое гражданское общество, многофункциональность государственной власти до всеобъемлющего государственно-управляющего воздействия, наибольшая закрытость центров принятия управленческих решений, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных современных системах управления существует развитое гражданское общество, сформировалась система взаимодействия его с органами и должностными лицами госвласти, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти. Процесс управления изменениями в системе госуправления с этой точки зрения видится как переход от традиционной системы к модернизированной посредством модернизации суть которой — правовая и рационально-управляемая демократизация. 9. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены системы госуправления подразделяются на консервативные, сохраняющие и поддерживающие установленный порядок, стационарное состояние системы как самоценность, и трансформирующиеся, проводящие общественные преобразования. Последние отличаются большим демократизмом, динамичностью, ориентацией на проведение административных и социально-политических реформ. Процесс управления изменениями в системе госуправления с этой точки зрения видится как сохранение стабильности в развитии, проведение политики выверенных шагов. 10. Можно выделять завершенные и незавершенные системы госуправления. Последние особенно характерны для развивающихся стран или переживающих период глубоких формационных изменений, где есть государство, но не найдена оптимальная система государственных органов, масштабы и форма их влияния на общество, есть право как инструмент общественного регулирования, но нет глубоких правовых и политических традиций. 11. Суммативная система госуправления — неупорядоченное, научно необоснованное, «непросчитанное» образование: целое. Такая система, независимо от количества составляющих ее элементов — с увеличением количества политических и правовых институтов, не приобретает нового интегрального качества и свойств. Для нее характерна абсолютизация отношений, получаемых путем арифметического сложения, недооценка структуры и функций, коммуникативности и культуры взаимодействия, присущим организованным системам. Организованная система госуправления — более высокий уровень зрелости госуправления. Диалектический подход к пониманию системы позволяет раскрыть ее не как целое, но целостное образование, взаимосвязь и взаимодействие компонентов которого обусловливают возникновение нового интегрального (системного) качества. Продуманная институциональная структура, функциональность, целостность выступают как результирующая взаимосвязи и взаимодействия компонентов, элементов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |